СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Делюсь опытом работы по формированиюлитератуно грамотного человека. Умеющего понимать прочитанное, размышдять над содержанием, излагать свои мысли.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения".»

 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» с.Северное












«Формирование функциональной грамотности младших школьников на             уроках литературного чтения».

















Гавриленко Елена Петровна

учитель начальных классов






2024 г.

«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения».

  Я хочу начать свой доклад со слов основоположника педагогики  Я.А. Коменского: «Читать и не понимать – тоже, что совсем не читать».

Одной из важнейших задач современной школы стало формирование и развитие функционально грамотных людей.

 Функциональная грамотность рассматривается, как способность человека использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения  жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается, умеет анализировать, обобщать, делать выводы. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

 Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. А главная цель - воспитание литературно грамотного читателя.  

Изучила составляющие литературной грамотности младших школьников, которыми стала руководствоваться в своей работе.

Составляющими литературной грамотности младшего школьника являются:
1. Сформированность мотивации к самостоятельному чтению; осознание себя как читателя, понимание роли чтения в успешности обучения и повседневной жизни.
2. Овладение процессом смыслового чтения текстов разного типа, прежде всего художественного текста.
3. Умение ориентироваться в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы.
4. Готовность осуществлять творческую деятельность на основе прочитанного текста.
В таблице указаны задачи, которые я ставлю перед детьми, чтобы мотивировать детей к самостоятельному чтению для успешного обучения.

Учебная задача

Цель постановки учебной

задачи

Слушая/читая сказку, постарайся представить её героев

Последующее обсуждение поведения,

характера героев

Читая текст, обрати внимание на его главную мысль

Осмысление темы текста, идеи и замысла

автора

Читая басню, обрати внимание, в каких словах выражена мораль


Понимание идеи, нравственной позиции

автора, воспитательных возможностей

произведения

Читая рассказ, обрати внимание на события, подумай, почему они произошли

Понимание того, как развивается основная

сюжетная линия

Читая рассказ, подумай, могли ли эти события произойти в реальной жизни

Понимание особенностей жанра


Для полноценного восприятия фольклорных или художественных текстов я предлагаю детям инструктивные задания, которые стимулируют:

• понимание общего смысла текста (читая текст, обрати внимание, о ком/о чем рассказывается);

• выделение главной мысли (читая текст, обрати внимание, о чем автор хотел предупредить читателей);

• осмысление последовательности действий, структуры текста (читая текст, постарайся запомнить, с чего начинается и чем заканчивается повествование).

При изучении произведения А.Усачева «Самый лучший в мире дом» я предлагаю детям задание:

- Читая сказку, найди ответ, почему автор так ее назвал.

После самостоятельного чтения текста детям предлагается обсудить следующие вопросы, подкрепляя ответы на них словами из текста:

- Почему по-разному думают об одном и том же доме автор и цыплята?

- Чем же это он (дом) неудобный?

Автор думает, что «дом – веранда», а цыплята уверены, что дом «ужасный», «большой и неуютный», «…холодный!.. И бегать не может!». И конечно, «самый лучший в мире дому мамы под крылом: он и маленький, и уютный, и тёплый, и бегать умеет!»

Чтобы дети хорошо овладели процессом смыслового чтения текстов разного типа, прежде всего художественного текста. Я обращаю особое внимание на:

• содержательный анализ текста: тема, главная мысль, сюжет, план текста, характеристика героев;

• анализ художественных особенностей текста (описание, язык героев, выразительные средства);

• рефлексивный анализ: выбор информации для возможной оценки реальных жизненных ситуаций.


Класс

Программное содержание

Действия учащихся

 

1 класс

Тема произведения:

чему посвящено, о чем рассказывает.

Разнообразие тем детской литературы

Определяют тему произведения: пытаются понять, о чем идет речь (о жизни детей, об их играх, о природе - времени года), и называют тему; сравнивают тему и название текста

2 класс

Тематика художественных произведений

 

Анализируют текст произведения и называют тему прочитанного/ прослушанного произведения;

соотносят с темой урока; объединяют произведения по общей теме

3

класс

Темы бытовых, волшебных сказок:

сходство тем сказок разных народов

 

Определяют тему сказки, устанавливают сходство тем, находят в тексте слова, подтверждающие тему, сравнивают произведения по теме

4

класс

Тема произведения

Определяют значимость темы произведения.


Привожу примеры заданий для смыслового чтения разного типа.

Задания для определения темы текста

Задание 1. Определи темы произведений и соедини линией тему и название.

«Огурцы» Н. Носов

«Морозко» о дружбе

«Собирай по ягодке- наберёшь кузовок» Б. Шергин о трудолюбии

«Кот, лиса и петух».

Задание 2. Прослушай произведения «В лесу» и. Соколова-Микитова, «Весна идёт» А. Барто, «Стихи о весне» И.Мазина.

-Какая тема их объединяет? Найдём в тексте слова , которые подсказывают тему.

Задание 3. Прочитай рассказ «Про Мальку» В. Белова.

-Выскажи своё мнение: подходит ли к теме этого рассказа пословица «Материнская забота конца не знает?»

Задание 4.Определите темы пословиц из сборника В. И. Даля. Объясните их значение. Выберите из них пословицы о важности учения. Какие ещё пословицы на эту тему вы знаете?

  • Шутку шутить – всех веселить.

  • Бочка мёда, а ложка дёгтя всё испортит.

  • Не спеши языком, торопись делом.

  • Береги платье снову, а здоровье смолоду.

  • Грамоте учиться всегда пригодится.

  • Не на пользу читать, коли только вершки хватать.

  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Все эти умения в планируемых результатах обучения к концу начальной школы отражены следующим образом: дети должны определять тему текста, уметь сравнивать произведения по теме. Это отражает одну из составляющих литературной грамотности младшего школьника - овладение процессом смыслового чтения текстов разного типа, прежде всего художественного текста.

Очень важно научить детей определять главную мысль текста.

В 1-2 классах определяем тему по названию текста. Например. К. Чуковский «Федорино горе», В. Осеева «Волшебное слово» и др. А в 3-4 классах учу находить в тексте предложение , которое отражает главную мысль.

2 класс Задание. Отметь, какая пословица отражает главную мысль басни Л.Н. Толстой «Лгун»

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

«Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

Шила в мешке не утаишь.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Что лживо, то и гнило.

Не менее важно обучить ребят работать над сюжетной линией произведений. Уметь устанавливать последовательность событий. Для этого я детям предлагаю такие задания.

2 класс Задание Вспомним сказку «Три поросёнка», проанализируем её содержание и пронумеруем пункты так, как развивались события:

Волк дует на дом из прутиков.

Волк бежит за поросятами.

Два поросёнка резвятся на лужайке.

Волк дует на соломенный домик.

Волк лезет в трубу каменного дома.

Три поросёнка пляшут перед каменным домиком, волк убегает.

3 класс. Задание(после прочтения рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы» организую наблюдение над текстом, предлагаю детям проанализировать последовательность событий, случившихся с охотником и зайцем). Ответьте на вопросы:

– Так ли эта история отражена в сюжете рассказа?

– С какого события начинается повествование?

– Каким событием заканчивается?

– Если бы мы составляли план, как бы мы отразили в нем эти события?


Очень важны задания по развитию умения составлять план текста и устанавливать пропущенные в плане события. Вот такие задания я предлагаю своим ученикам.

Задание 1.Проверь, какого события нет в рассказе В. Бианки «Мышонок Пик». среди перечисленных в плане.

- Как мышонок попал в мореплаватели.

  • Кораблекрушение.

  • Чудесный гость.

  • Страшная ночь.

  • Соловей разбойник.

Задание 2.Проанализируем как развивается сюжет в сказке И. Соколова –Микитова «Листопадничек». Какие события пропущены.

- Родились 3 зайчонка.

-Побег из родного гнезда.

- Встреча с бобрами.

- Остался Листопадничек в бобровой хатке.

- Возвращение домой.

Характеристика героев-завершающий этап работы над содержательным анализом текста. Детям я предлагаю такие задания.

1 класс.

Задание.Охарактеризовать героев одним словом (ворона-растрёпа, медведь-сладкоежка, лиса-плутовка, кот-лежебока и т. п.), ориентируясь на рисунки и слова-подсказки.

2 класс.

Задание.Продолжи характеристику героев, используя глаголы из текста. Сравни, как разговаривают герои. Можно ли по разговору сказать, кто из них добрый, вежливый и терпеливый? Приведи примеры из текста. (Русская народная сказка «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться»)

3 класс.

Задание. Дадим характеристику главным героям сказки: какими качествами они наделены? (Русская народная сказка «Каша из топора».)

4 класс.

Задание. Какую необычную характеристику дал бабушке один из персонажей? Проверь себя по тексту. (Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Задание.Выпиши слова, которые характеризуют Полкана. Сравни поведение собаки и мальчика.

К. Ушинский «Играющие собаки».

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан. К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

– Погоди-ка, вот она тебе задаст! – сказал Володя. – Проучит она тебя.

Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

– Видишь ли, – сказал Володе отец, – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.


Овладев процессом смыслового чтения текстов разного типа, научившись ориентироваться в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы дети готовы осуществлять творческую деятельность на основе прочитанного текста.
Описанные мною приёмы работы на уроках литературного чтения позволяют вовлечь учащихся в процесс развития читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, способствуют формированию функциональной грамотности детей.

Свое выступление хочу закончить словами писателя Джорджа Карлина

«Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают»