Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
- математическая грамотность;
- финансовая грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
- глобальные компетенции;
- креативное мышление;
- читательская грамотность.
Проанализировав задания из учебников «Английский язык» (Комарова Ю.А.) 5-9 классы, я нашла примеры, как можно сформировать все направления функциональной
грамотности на уроках английского языка.
5 класс
Математическая грамотность
Формирование математической грамотности проходит на разных этапах обучения. Например, задание из учебника для 5 класса, где ученикам предлагают произвести простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.
8 класс
Финансовая грамотность
Способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения, по распределению денежных средств - это спектр финансовой грамотности. Прошу обратить
внимание на задания из учебника для 8 класса. Через выполнение упражнения № 2, где учащимся необходимо составить диалог,
может быть реализована задача на формирование финансовой
грамотности.
При формировании естественнонаучной грамотности следует рассмотреть три уровня ситуации:
- Личностная (связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями)
- Местная/национальная (связанная с проблемами данной местности или страны).
- Глобальная (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).
Можно выделить следующие тематические области, в контексте которых реализуется естественнонаучная грамотность:
- здоровье;
- природные ресурсы;
- окружающая среда;
- опасности и риски;
- связь науки и технологий
Личностная. Местная/национальная
8 класс
6 класс
Глобальная компетенция Глобальная компетенция Глобальная компетенция
Глобально - компетентная личность, способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Глобальная компетенция
Креативное мышление
Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося.
Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку креативно мыслить и отзываться на проблемы. Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, у раздела «Projects», «Writing dossier»,«Your voice»
Учащимся предлагается создать презентации, доклады, постеры, альбомы, коллажи, написать эссе.
5 класс
6 класс
9 класс
Читательская грамотность
Одно из направлений функциональной грамотности (базовое направление) – это читательская грамотность.
На уроках при работе с текстом можно использовать современную педагогическую технологию, которая сделает урок интересным – это технология развития критического мышления через чтение.
Читательская грамотность
- Pre-reading tasks (дотекстовый этап)
Мотивация учащихся на чтение текста, наводящие вопросы, интересные иллюстрации, посмотри на картинку и предположи, о чем будет текст, соотнесите слова с их определением и т.д.
While-reading tasks (текстовый этап)
Ответьте на вопросы, выбери правильный вариант, верно\не верно, закончи предложение
Post-reading tasks (послетекстовый этап)
Ответьте на вопросы, пересказ с опорой на план, выскажи своё мнение, дискуссия, обсуждение текста и т.д.
Спасибо за внимание!