Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Что такое функциональная грамотность
Функциональная грамотность — способность человека использовать приобре-таемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность показывает, насколько человек может использовать полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях, она фиксирует необходимый уровень готовности личности для осуществления ее деятельности.
Функциональная грамотность – это способность применять полученные знания
Компетенции, связанные с функциональной грамотностью:
1) Cпособность выбирать и использовать различные технологии
2) Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения
3) Cпособность учиться всю жизнь
В качестве основных содержательных составляющих функциональной грамотности выделены шесть: математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская. В современном обществе умение работать с информацией (ЧИТАТЬ, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Всем вам знакома пословица: «Смотрит в книгу — видит фигу». Это про человека, который не овладел читательской грамотностью. Может, он осилил текст и рассмотрел картинки, но, увы, ничего не понял. Став взрослым, он подписывает не те договоры, не отличает правду от фейка, не умеет анализировать информацию, сопоставлять одно с другим, читать графики. И пишет с ошибками, что, конечно, его не украшает. А все потому, что у него нет так называемой читательской грамотности.
Что такое читательская грамотность
Читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.
Читательская грамотность- это «триединство»
- ПОНИМАНИЕ
- РЕФЛЕКСИЯ
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Конечно основная нагрузка при формировании читательской грамотности лежит на учителях русского языка. Но и в работе учителей истории и обществознания работа с текстом играет важную роль. Новые задания ЕГЭ, ОГЭ и ВПР предполагают определен-ный процент таких заданий.
Тексты могут быть самые разные: исторические источники, диаграммы, иллюстративный материал, карты, таблицы, графики и т.д.
Задачи читательской грамотности, которые можно решить, работая с подобран-ными текстами:
1. находить и извлекать информацию;
2. интегрировать и интерпретировать информацию;
3. осмысливать и оценивать содержание и форму текста
4. использовать информацию из текста
Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:
выделять главную мысль всего текста или его частей;
ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию;
оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста
создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач
применять информацию из текста в изменённой ситуации;
критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.
Типы заданий:
- выбор всех правильных ответов;
- задания на сопоставления;
- задания с развернутым ответом;
- задания на исключение неправильных утверждений.
Подведем итоги. На уроках истории и обществознания целенаправленно ведется работа по формированию читательской грамотности. Современные учебники истории дополнены текстами из различных источников и содержат различные задания к ним.