СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания


Что такое функциональная грамотность

Функциональная грамотность — способность человека использовать приобре-таемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность показывает, насколько человек может использовать полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях, она фиксирует необходимый уровень готовности личности для осуществления ее деятельности.

Функциональная грамотность – это способность применять полученные знания

Компетенции, связанные с функциональной грамотностью:

1) Cпособность выбирать и использовать различные технологии

2) Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения

3) Cпособность учиться всю жизнь

В качестве основных содержательных составляющих функциональной грамотности выделены шесть: математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская. В современном обществе умение работать с информацией (ЧИТАТЬ, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Всем вам знакома пословица: «Смотрит в книгу — видит фигу». Это про человека, который не овладел читательской грамотностью. Может, он осилил текст и рассмотрел картинки, но, увы, ничего не понял. Став взрослым, он подписывает не те договоры, не отличает правду от фейка, не умеет анализировать информацию, сопоставлять одно с другим, читать графики. И пишет с ошибками, что, конечно, его не украшает. А все потому, что у него нет так называемой читательской грамотности.


Что такое читательская грамотность

Читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.

Читательская грамотность- это «триединство»

- ПОНИМАНИЕ

- РЕФЛЕКСИЯ

- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Конечно основная нагрузка при формировании читательской грамотности лежит на учителях русского языка. Но и в работе учителей истории и обществознания работа с текстом играет важную роль. Новые задания ЕГЭ, ОГЭ и ВПР предполагают определен-ный процент таких заданий.

Тексты могут быть самые разные: исторические источники, диаграммы, иллюстративный материал, карты, таблицы, графики и т.д.

Задачи читательской грамотности, которые можно решить, работая с подобран-ными текстами:

1. находить и извлекать информацию;

2. интегрировать и интерпретировать информацию;

3. осмысливать и оценивать содержание и форму текста

4. использовать информацию из текста

Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:

 выделять главную мысль всего текста или его частей;

 ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;

интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию;

оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста

 создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач

 применять информацию из текста в изменённой ситуации;

 критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.

Типы заданий:

- выбор всех правильных ответов;

- задания на сопоставления;

- задания с развернутым ответом;

- задания на исключение неправильных утверждений.


Подведем итоги. На уроках истории и обществознания целенаправленно ведется работа по формированию читательской грамотности. Современные учебники истории дополнены текстами из различных источников и содержат различные задания к ним.