СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках математики»


«Формирование функциональной грамотности

обучающихся на уроках математики»,

Винникова И.А., учитель математики

МБОУ «СОШ №22»

Слайд 1-3

Добрый день, уважаемые коллеги!

Актуальность обсуждаемой темы формирования функциональной грамотности очень точно выражена в высказывании великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!»

Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, ИТ-компетентность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое.

Заказ общества - на личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания.

Приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности, и, несомненно, новые требования предъявляются к преподаванию школьных предметов, и математики в частности.

Слайд 4

Известно, что приоритетами оценивания функциональной грамотности школьников проекта PISA являются три основных её составляющих — читательская грамотность, математическая и естественнонаучная грамотность.

Слайд 5

Функциональная грамотность на самом деле- это ключевые умения, которые позволяют решать не рафинированные задачи, а наоборот, использовать математические методы, чтобы решать задачи, которые возникают из практики, решать задачи, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

В действительности, функциональная грамотность стоит в основе самой математики. Среди математиков есть такое мнение: не бывает прикладной математики, есть приложения математики. (Андрей Николаевич Колмогоров)

Слайд 6

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.

В 50-60-е гг. XX века американский психолог Бенжамин Блум разработал таксономию категорий усвоения и классификацию целей обучения, согласно которой процесс обучения начинается на уровне знаний: запоминания и воспроизведения фактов, дат (проблема в контексте). Далее происходит понимание –усвоение полученной информации: ее связь с ранее полученной информацией, обобщение, перефразирование (математическое моделирование – математическая проблема), затем Применение и использование новых идей в специфичных ситуациях позволяет ученику решать поставленные задачи, выбирать и изменять полученную информацию, получать новые математические результаты. При анализе происходит сравнение, проверка, необходимых для синтеза идей и их интерпретации (планирование, прогнозирование). Наконец, на уровне оценивания ученик может отнестись к изучаемому материалу критически и взвесить аргументы, чтобы оценить ценность той или иной идеи и её реализации в реальном мире.

Эта схема отражает процесс формирования и оценки математической грамотности.

Слайд 7

Уровни математической грамотности

  1. Справляются с простейшими действиями, если задача имеет явно заданную ситуацию и дан пошаговый алгоритм решения.

  2. Решают задачи, в которых требуется прямое умозаключение на основе применения простейших алгоритмов, формул, действий, правил…

  3. Могут следовать подробному алгоритму решений, кратко аргументируя свои действия. Простейшие интерпретации результатов и базовые рассуждения…

  4. Ученики выбирают и объединяют информацию, проводят анализ практических задач. Используют ограниченный диапазон умений и могут рассуждать в прямом контексте, аргументируют действия

  5. Применяют математические концепции и проводят операции для решения незнакомых задач. Объясняют ход решения. Выбирают, сравнивают, оценивают, аргументируют стратегию решения

Слайд 8 -9

Наивысший уровень математической грамотности

  • Школьник обобщает, использует информацию на основе своих исследований
    и моделирования сложных задач. Использует знания в нестандартных контекстах

  • Связывает различные источники информации и представления, плавно переходит от одного к другому. Способен к продвинутому математическому мышлению и рассуждению

  • Применяют свое понимание и навыки символических и формальных математических операций функций, чтобы развить новые подходы и стратегии решения задач

  • Применяют свое понимание и навыки символических и формальных математических операций функций, чтобы развить новые подходы и стратегии решения задач.

Слайд 10

Математическое содержание, которое используется в тестовых заданиях (предметное ядро функциональной грамотности):

Изменение и зависимости;

Пространство и формы;

Неопределенность и данные;

Количество

Когнитивные процессы (составляющие интеллектуальной деятельности), которые описывают деятельность ученика:

Формулировать ситуацию математически;

Применять математические понятия, факты, процедуры;

Интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты;

Рассуждать

Как показывает практика, одним из эффективных способов развития функциональной грамотности являются компетентностно – ориентированные задания.

На уроках математики – это, конечно же задания с математическим содержанием.

Примером таких заданий могут служить задачи на движение протяжённых тел, которые, включены как в ОГЭ, так и в ЕГЭ.

Трудности в решении таких задач как раз испытывают школьники, у которых не сформировано смысловое чтение и анализ ситуации.

Так, учащиеся должны понимать смысл ключевой фразы «поезд проезжает мимо лесополосы»….(представлено на схеме-рисунке).

Слайд 11

Работа по овладению функциональной грамотностью на уроках математики предусматривает изучение текстов задач разных типов и стилей, особое внимание уделяется практико-ориентированным задачам, которые могут быть решены с помощью схем, таблиц – как инструментов, графиков, чертежей для

  • развития умения графической культуры, работы со свойствами функции, диаграммами и графиками; умение читать свойства функций по графикам, формулировать признаки и их чтение;

  • развития умение геометрической грамотности, понимания свойств геометрических фигур, умения анализировать данные задач;

  • формировать умение пространственного воображения;

Как показывает практика, одним из эффективных способов развития функциональной грамотности являются компетентностно – ориентированные задания.

На слайде представлены этапы поиска решения задачи, формирующие перечисленные умения.

Слайд 12

На следующем слайде мы видим, что функционально грамотная личность «выращивается» на основе формирования обще учебных умений (или компетенций), которые в свою очередь формируются через решение специальных учебных заданий.

Слайд 13

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через:

формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей, использование приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Для практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

  • Для построения и исследования простейших математических моделей;

  • Для описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;

  • Для интерпретации графиков реальных процессов;

Для решения геометрических, физических, экономических, логических и других прикладных задач

Слайд 14 -15

Следующие два слайда демонстрируют также процесс упрощения понимания и решения реальной ситуации задачи на проценты с использованием геометрической схемы.

С использованием схемы решаем задачи на смеси и сплавы на концентрацию), осмысливая тот факт, что содержание вещества до и после остаётся постоянным.

Практический метод при формировании функциональной грамотности на уроках математики является преобладающим.

Так , например, пр работа по изучению длины окружности и площади круга.

Слайд 16 -17

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ :

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм,

  • графиков, анализа информации статистического характера;

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства

Слайд 18 -20

Заключение:

Использование рассмотренных задач в образовательном процессе позволяет решить ряд актуальных для современной школы проблем:

- развивать мотивацию обучающихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды;

- актуализировать и интегрировать предметные знания и умения с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе;

- сформировать универсальные учебные действия;

- подготовить учащихся к решению базовых заданий ЕГЭ.

Задачи по формированию функциональной грамотности, в частности, математической грамотности обучающихся, возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования и дополнительных курсов, направленных на совершенствование прикладных математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях.

Формула функциональной грамотности:

ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ

Благодарю за внимание.