РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление –формирование функциональной грамотности
«Занимательная математика»
Возрастная группа – 2 класс
Срок реализации программы – 1 год
на 2023/2024 учебный год
Составитель:
Краснова Наталья Анатольевна
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644 и приказом Минобрнауки от 31. 12.2015 № 1577;
Письмом Роспотребнадзора, Минпросвещения от 12.08.2020 № 02/16587-2020-24, ГД-1192/03 «Об организации работы общеобразовательных организаций»;
Санитарно-эпидемиологическими требованиямиСанПиН 2.4.2.2821-10к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 29.12.2010 №189;
Санитарно-эпидемиологические требования 3.1/2.4.3598-20к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ внеурочной деятельности Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 456Колпинского района Санкт-Петербурга;
Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О реализации организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» № 03-29-2516/20-0-0 от 16 03 2020.
1.1. Актуальность курса
Актуальность программы определена тем, что она предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
1.2. Место курса внеурочной деятельности в основной образовательной программе
«Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности»
1.3. Цель и задачи курса «Занимательная математика»
Цельсоздание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи курса:
обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;
повышение уровня математического развития;
углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;
учить правильно применять математическую терминологию;
пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приёмов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
1.4. Категория обучающихся
Курс изучают обучающиеся 2 класса. Занятия проводятся с привлечением обучающихся.
Формы организации внеурочной деятельности
Формами организации занятий являются: беседа, игра, практическая работа, самостоятельная работа, консультация. Предусматривается организация работы учеников в группах, парах, индивидуальная работа.
Срок реализации курса
Занятия проходят один раз в неделю.
Рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 1 час в неделю (всего 34 часов).
1.7. Режим занятий
Занятия продолжительностью 45 минут проводятся в вторую половину дня по расписанию внеурочной деятельности.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
2.1. Планируемые результаты
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
Личностные УУД
учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
понимание причин успеха в учебной деятельности;
умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
представление об основных моральных нормах.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
различать способы и результат действия;
адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Познавательные УУД:
анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи;
находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
отрабатывать вычислительные навыки;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
формулировать проблему;
строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Коммуникативные УУД:
принимать участие в совместной работе коллектива;
вести диалог, работая в парах, группах;
допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
координировать свои действия с действиями партнеров;
корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль совместных действий;
совершенствовать математическую речь;
высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Предметные результаты
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни;
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом;
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Ожидаемые результаты:
улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
укрепление здоровья школьников.
2.2. Формы оценки достижения планируемых результатов освоения курса
Преподавание предмета ведется по без отметочной системе.
3. Содержание курса.
Числа. Арифметические действия. Величины.
2 КЛАСС-12 ЧАСОВ
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени.
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»1.
Мир занимательных задач
2 КЛАСС-10 ЧАСОВ
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика
2 КЛАСС-12 ЧАСОВ
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
4. Тематическое планирование.
| Наименование раздела, тема | Всего часов |
1. | Числа. Арифметические действия. Величины | 12 |
2. | Мир занимательных задач | 10 |
3. | Геометрическая мозаика | 12 |
| Итого: | 34 |
5. Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Дата | Дидактическое обеспечение (оборудование) |
план | факт |
I ч | | 8 ч | | | |
1 | Геометрическая мозаика Удивительная снежинка | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
2 | Геометрическая мозаика Крестики-нолики | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
3 | Числа. Арифметические действия. Величины Математические игры | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
4 | Мир занимательных задач Прятки с фигурами | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
5 | Мир занимательных задач Секреты задач | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
6 | Геометрическая мозаика «Спичечный» конструктор | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
7 | Геометрическая мозаика «Спичечный» конструктор | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
8 | Геометрическая мозаика Геометрический калейдоскоп | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
IIч | | 8 ч | | | |
1 | Мир занимательных задач Числовые головоломки | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
2 | Геометрическая мозаика «Шаг в будущее» | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
3 | Геометрическая мозаика Геометрия вокруг нас | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
4 | Геометрическая мозаика Путешествие точки | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
5 | Геометрическая мозаика «Шаг в будущее» | 1 | | | демонстрационный материал, рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
6 | Геометрическая мозаика Тайны окружности | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
7 | Числа. Арифметические действия. Величины Математическое путешествие | 1 | | | листы с заданиями рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
8 | Числа. Арифметические действия. Величины Новогодний серпантин | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
III ч | | 10 ч | | | |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины Новогодний серпантин | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
2 | Числа. Арифметические действия. Величины Математические игры | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
3 | Числа. Арифметические действия. Величины Часы нас будят по утрам… | 1 | | | листы с заданиями рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
4 | Геометрическая мозаика Геометрический калейдоскоп | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
5 | Мир занимательных задач Головоломки | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
6 | Мир занимательных задач Секреты задач | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
7 | Мир занимательных задач Что скрывает сорока? | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
8 | Числа. Арифметические действия. Величины Интеллектуальная разминка | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
9 | Числа. Арифметические действия. Величины Дважды два - четыре | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
10 | Числа. Арифметические действия. Величины Дважды два - четыре | 1 | | | листы с заданиями, рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
IVч | | 8ч | | | |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины Дважды два - четыре | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
2 | Числа. Арифметические действия. Величины В царстве смекалки | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
3 | Числа. Арифметические действия. Величины Интеллектуальная разминка | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
4 | Числа. Арифметические действия. Величины Составь квадрат | 1 | | | листы с заданиями, рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
5 | Мир занимательных задач Мир занимательных задач | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
6 | Мир занимательных задач Мир занимательных задач | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
7 | Мир занимательных задач Математические фокусы | 1 | | | рабочая тетрадь "Занимательная математика" |
8 | Мир занимательных задач Математическая эстафета | 1 | | | Презентация"Занимательная математика"" |
| Итого: | 34 ч | | | |
6. Организационно-педагогические условия реализации курса
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.
Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность,
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.
Техническое оборудование:
компьютер;
принтер;
сканер;
мультмедиапроектор.
7. Информационное обеспечение
Методические пособия:
Методическое пособие для 2 класса «Занимательная математика». Холодова О. А. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Дополнительная литература:
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
Технические средства обучения:
Компьютер с художественным программным обеспечением.
Мультимедиа – проектор.
Экран.