СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование функциональной грамотности на уроках математики

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках математики»

Формирование функциональной грамотности на уроках математики

Формирование функциональной грамотности на уроках математики

Математическая грамотность  - один из составляющих элементов  функциональной грамотности, является необходимым навыком в современном информационном обществе, где математика играет важную роль во многих областях, таких как наука, технологии, экономика и финансы. А также она определяется как способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе предметных знаний по математике.

Математическая грамотность  - один из составляющих элементов  функциональной грамотности, является необходимым навыком в современном информационном обществе, где математика играет важную роль во многих областях, таких как наука, технологии, экономика и финансы.

А также она определяется как способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе предметных знаний по математике.

Естественно-научная грамотность Математическая грамотность Читательская грамотность Функциональная грамотность Финансовая грамотность Креативное мышление Глобальные компетенции

Естественно-научная грамотность

Математическая грамотность

Читательская грамотность

Функциональная грамотность

Финансовая грамотность

Креативное мышление

Глобальные компетенции

Составляющие математической грамотности: Уметь искать и использовать источники информации для решения задач и получения знаний. Устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы для выполнения конкретных задач. Разрабатывать и систематизировать логически обоснованные аргументы на основе данных и фактов. Анализировать и оценивать качество информации.

Составляющие математической грамотности:

  • Уметь искать и использовать источники информации для решения задач и получения знаний.
  • Устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы для выполнения конкретных задач.
  • Разрабатывать и систематизировать логически обоснованные аргументы на основе данных и фактов. Анализировать и оценивать качество информации.

Задачи, направленные на формирование математической грамотности

5 и 6 классы: научить учащихся гибкому чтению при решении текстовых задач (определять главное и второстепенное в тексте задачи; формулировать вопросы по данным задачи (текста); составлять задачи по схеме (рисунку), используя частичные данные; вычленять новую информацию из текста и сформулировать ее главную мысль по отношению к тексту).

7 класс: изучаются тексты разных типов и форм. При работе с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, рисунками задания усложняются: «прочитать» свойства функций по графикам; интерпретировать условие в тексте задачи с данными на диаграмме; соотнести табличные данные с данными по тексту; изобразить свойства геометрических фигур на рисунке; и наоборот, «прочитать» свойства геометрических фигур по готовым чертежам и рисункам и т.д.

8 класс: в задачах учащимся уже необходимо: четко описывать предлагаемую структуру задания, работать по схеме (алгоритму), добавляя условия некоторых ограничений; уметь разбирать более сложные ситуации по конкретным алгоритмам; аргументировать свои высказывания, выстраивать рассуждения по теме задания, приводить доводы и задавать вопросы оппонентам.

9-11 классы: разработать математическую модель реальной ситуации, описанной в задаче; аргументировано высказать свои суждения, простраивая логическую цепочку рассуждений; составлять задания по тексту, задавать вопросы оппонентам; работать со сложными научными текстами, выделять из них основную идею и применять знания на практике.

Задания для учащихся по формированию функциональной грамотности 5 КЛАСС, МАТЕМАТИКА 1. Сканер сканирует 144 страницы за 6 минут. Сколько страниц отсканирует этот же сканер за 4 минуты? 2. В общежитии института в каждой комнате можно поселить 4 человека. Какое наименьшее количество комнат необходимо для поселения 67 иногородних студентов? 3. В летнем лагере на каждого участника полагается 70 г сахара в день. В лагере 163 человека. Сколько килограммовых пачек сахара понадобится на весь лагерь на 7 дней? 4. На день рождения полагается дарить букет из нечетного числа цветов. Тюльпаны стоят 60 р. за штуку. У Вани есть 400 р. Из какого наибольшего  числа тюльпанов он может купить букет маме на день рождения?

Задания для учащихся по формированию функциональной грамотности

5 КЛАСС, МАТЕМАТИКА

1. Сканер сканирует 144 страницы за 6 минут. Сколько страниц отсканирует этот же сканер за 4 минуты?

2. В общежитии института в каждой комнате можно поселить 4 человека. Какое наименьшее количество комнат необходимо для поселения 67 иногородних студентов?

3. В летнем лагере на каждого участника полагается 70 г сахара в день. В лагере 163 человека. Сколько килограммовых пачек сахара понадобится на весь лагерь на 7 дней?

4. На день рождения полагается дарить букет из нечетного числа цветов. Тюльпаны стоят 60 р. за штуку. У Вани есть 400 р. Из какого наибольшего числа тюльпанов он может купить букет маме на день рождения?

Серия практических задач «Участок»

Прочитайте внимательно текст и выполните задания. На плане изображён дачный участок (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота. При входе на участок слева от ворот находится гараж. Справа от ворот находится сарай, а чуть подальше –жилой дом. Напротив жилого дома расположены яблоневые посадки. Также на участке есть баня, к которой ведёт дорожка, выложенная плиткой, и огород с теплицей внутри (огород отмечен на плане цифрой 6).

1. Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Заполните таблицу.

Объекты

Цифры

Яблоня

Теплица

 

Сарай

 

Жилой дом

 

 

2. Хозяин, вокруг своего дачного участка, решил заменить старый забор на новый из евроштакетника. Он рассчитал, что на 1 м забора ему потребуется 8 штук евроштакетника. Какое количество евроштакетника нужно приобрести на новый забор?

3. Для выращивания рассады хозяину дачного участка нужно подготовить почву в теплице. Он запланировал вскопать участок, отведенный под теплицу, за 1 час. Сможет ли он уложиться в отведенное время, если на вскапывание 1 м2 земли затрачивается 6 минут?

Пример задания 6 КЛАСС, МАТЕМАТИКА Изучив понятие процента, Андрей решил посчитать доход на одного человека в своей семье. Родители объяснили сыну, что с каждого работающего удерживается подоходный налог в размере 13%. Папа сказал, что его заработная плата 38 200 рублей. Мама сказала, что после удержания налога она получила 24 386,1 рубля. Пенсия бабушки составляет 15 494, 9 руб. 1. Сколько рублей получил папа после удержания налога? 2. Сколько рублей составляет заработная плата мамы? 3. Каков доход на одного человека в семье Андрея? Вычисления запишите.

Пример задания

6 КЛАСС, МАТЕМАТИКА

Изучив понятие процента, Андрей решил посчитать доход на одного человека в своей семье. Родители объяснили сыну, что с каждого работающего удерживается подоходный налог в размере 13%. Папа сказал, что его заработная плата 38 200 рублей. Мама сказала, что после удержания налога она получила 24 386,1 рубля. Пенсия бабушки составляет 15 494, 9 руб.

1. Сколько рублей получил папа после удержания налога?

2. Сколько рублей составляет заработная плата мамы?

3. Каков доход на одного человека в семье Андрея? Вычисления запишите.

 Практическое задание «Упаковывание сока» Определите, какое максимальное количество пачек с соком войдет в коробку?

Практическое задание «Упаковывание сока»

Определите, какое максимальное количество пачек с соком войдет в коробку?

  7 КЛАСС, АЛГЕБРА Пример практических задач «Туристический поход» Группа туристов из 28 школьников (17 мальчиков и 11 девочек) и двух руководителей готовятся пойти в 10-дневный поход. Учитывая, что все личные вещи, снаряжение для похода и продукты придется нести в рюкзаках, решили взять все по минимуму.  1. В школьном туристическом клубе имеются в наличии трехместные и двухместные палатки. Чтобы определить, сколько и каких палаток нужно взять, необходимо составить уравнение для решения этой задачи. Выберите один вариант из предложенных, если переменная х – количество трехместных, а y– количество двухместных палаток.  1) 2) 2x  3y  30 3) 3x  2y  28 4) 3x  2y  30 2. Какие значения может принимать каждая из переменных? 3. Изобразите на координатной плоскости график линейного уравнения 3x  2y  30. На графике покажите точки, которые являются решением задачи про палатки.

 

7 КЛАСС, АЛГЕБРА

Пример практических задач «Туристический поход»

Группа туристов из 28 школьников (17 мальчиков и 11 девочек) и двух руководителей готовятся пойти в 10-дневный поход. Учитывая, что все личные вещи, снаряжение для похода и продукты придется нести в рюкзаках, решили взять все по минимуму.

1. В школьном туристическом клубе имеются в наличии трехместные и двухместные палатки. Чтобы определить, сколько и каких палаток нужно взять, необходимо составить уравнение для решения этой задачи. Выберите один вариант из предложенных, если переменная х – количество трехместных, а y– количество двухместных палаток.

1) 2) 2x  3y  30 3) 3x  2y  28 4) 3x  2y  30

2. Какие значения может принимать каждая из переменных?

3. Изобразите на координатной плоскости график линейного уравнения 3x  2y  30. На графике покажите точки, которые являются решением задачи про палатки.

8 КЛАСС, ГЕОМЕТРИЯ  Практическое задание «Шагомер» Вите родители купили умные часы с встроенным шагомером. По выходным Витя с другом Мишей ходят на тренировку в бассейн «Обь». Обычно Витя идет к Мише. Потом вместе идут на тренировку. С помощью шагомера Витя узнал, что расстояние от его дома до дома друга 500 шагов, а от дома Миши до бассейна1200 шагов. Путь друзей показан на рисунке. 1. Сколько шагов составляет путь от дома Вити до бассейна напрямую? 2. Считая, что в 1 шаге 0,5 метра, а средняя скорость ходьбы 6 км/ч. Успеют ли друзья на тренировку, если они вышли из дома Миши за 5 минут до ее начала. 3. На сколько минут быстрее Витя придёт на тренировку, если пойдет на неё без Миши, причем известно, что в одном шаге 0,5 м и средняя скорость ходьбы составляет 6 км/ч? Ответ, если потребуется, округлите до десятых.

8 КЛАСС, ГЕОМЕТРИЯ

Практическое задание «Шагомер»

Вите родители купили умные часы с встроенным шагомером. По выходным Витя с другом Мишей ходят на тренировку в бассейн «Обь». Обычно Витя идет к Мише. Потом вместе идут на тренировку. С помощью шагомера Витя узнал, что расстояние от его дома до дома друга 500 шагов, а от дома Миши до бассейна1200 шагов. Путь друзей показан на рисунке.

1. Сколько шагов составляет путь от дома Вити до бассейна напрямую?

2. Считая, что в 1 шаге 0,5 метра, а средняя скорость ходьбы 6 км/ч. Успеют ли друзья на тренировку, если они вышли из дома Миши за 5 минут до ее начала.

3. На сколько минут быстрее Витя придёт на тренировку, если пойдет на неё без Миши, причем известно, что в одном шаге 0,5 м и средняя скорость ходьбы составляет 6 км/ч? Ответ, если потребуется, округлите до десятых.

9 КЛАСС, АЛГЕБРА  Практическое задание «Кинозал» В новом торговом центре г. Барнаула запланировали сделать детский кинозал. Проектировщик задумал построить помещение в виде равнобедренной трапеции. Кресла предполагается закупить установленного образца. 1. Количество кресел каждого следующего ряда на 2 больше, чем предыдущего. Сколько ребят смогут сесть в 10 ряду, если во втором ряду 12 мест? 2. Сколько мест для ребят в кинозале получится, если во втором ряду 12 мест, а всего рядов 15? 3. Какое максимальное количество рядов должно быть в детском кинозале, если заказчиком запланировано менее 180 мест?

9 КЛАСС, АЛГЕБРА

Практическое задание «Кинозал»

В новом торговом центре г. Барнаула запланировали сделать детский кинозал. Проектировщик задумал построить помещение в виде равнобедренной трапеции.

Кресла предполагается закупить установленного образца.

1. Количество кресел каждого следующего ряда на 2 больше, чем предыдущего. Сколько ребят смогут сесть в 10 ряду, если во втором ряду 12 мест?

2. Сколько мест для ребят в кинозале получится, если во втором ряду 12 мест, а всего рядов 15?

3. Какое максимальное количество рядов должно быть в детском кинозале, если заказчиком запланировано менее 180 мест?