СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Мастер-класс для молодых педагогов

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;  Они будут открывать это новое сами.  Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»  И.Г.Песталоцци

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами. Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи» И.Г.Песталоцци

Притча о чайной церемонии

Притча о чайной церемонии

Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на международной арене. Президент РФ 17.05.2018г. подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», в котором обозначил Правительству РФ направления в разработке национального проекта в сфере образования.

Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на международной арене. Президент РФ 17.05.2018г. подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», в котором обозначил Правительству РФ направления в разработке национального проекта в сфере образования.

Что же такое функциональная грамотность?    Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

Что же такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

Институтом стратегии развития образования  разработал Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности по шести направлениям: Математическая грамотность Читательская грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность Глобальные компетенции Креативное мышление

Институтом стратегии развития образования  разработал Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности по шести направлениям:

Математическая грамотность

Читательская грамотность

Естественнонаучная грамотность

Финансовая грамотность

Глобальные компетенции

Креативное мышление

Демонстрационные материалы ( instrao.ru)

Демонстрационные материалы ( instrao.ru)

ФИОКО - Открытые задания PISA ( fioco.ru )

ФИОКО - Открытые задания PISA ( fioco.ru )

Какие компоненты составляют понятие «функциональная грамотность»?   1. Общая грамотность. 2. Компьютерная грамотность. 3. Информационная грамотность. 4. Коммуникативная грамотность. 5. Грамотность при овладении иностранными языками. 6. Социальная(бытовая) грамотность. 7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях. 8. Общественно-политическая грамотность.

Какие компоненты составляют понятие «функциональная грамотность»?

  • 1. Общая грамотность.
  • 2. Компьютерная грамотность.
  • 3. Информационная грамотность.
  • 4. Коммуникативная грамотность.
  • 5. Грамотность при овладении иностранными языками.
  • 6. Социальная(бытовая) грамотность.
  • 7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.
  • 8. Общественно-политическая грамотность.
Решите задания

Решите задания

Компетенции, связанные с функциональной грамотностью   Cпособность выбирать и использовать различные технологии Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения Cпособность учиться всю жизнь

Компетенции, связанные с функциональной грамотностью

  • Cпособность выбирать и использовать различные технологии
  • Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения
  • Cпособность
  • учиться всю жизнь
Читательская грамотность Способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность

Способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Гипертекст

Гипертекст

Форматы текста  Сплошной  Несплошной

Форматы текста

Сплошной

Несплошной

Форматы текста Смешанный Закончите определение: Славяне – крупнейшая группа европейских народов, объединенная общностью происхождения и языковой близостью в системе индоевропейских языков. Делится .....(на три подгруппы: южную (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы), восточную (русские, украинцы и белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане). Славянские племена

Форматы текста

Смешанный

  • Закончите определение:
  • Славяне – крупнейшая группа европейских народов, объединенная общностью происхождения и языковой близостью в системе индоевропейских языков. Делится
  • .....(на три подгруппы: южную (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы), восточную (русские, украинцы и белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане).

Славянские племена

Уровни грамотности чтения текстов PISA по таксономии Блума (6 уровней)

Уровни грамотности чтения текстов PISA по таксономии Блума (6 уровней)

Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно представить в виде плана работы : 1. Создание атмосферы сотрудничества на уроках. 2. Использование приемов развития критического мышления в системе. 3. Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа. 4. Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся. 5. Внедрение в процесс обучения критериального оценивания. Критерии разрабатывать совместно с учащимися. 6. Использование самооценивания и взаимооценивания. 7. Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей. 8. Организация поддержки учащихся с низкими учебными способностями

Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно представить в виде плана работы :

  • 1. Создание атмосферы сотрудничества на уроках.
  • 2. Использование приемов развития критического мышления в системе.
  • 3. Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа.
  • 4. Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся.
  • 5. Внедрение в процесс обучения критериального оценивания. Критерии разрабатывать совместно с учащимися.
  • 6. Использование самооценивания и взаимооценивания.
  • 7. Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей.
  • 8. Организация поддержки учащихся с низкими учебными способностями
 Задание по формированию читательской грамотности 1 Декларация прав человека и гражданина. Изучите статьи декларации и определите, какие права человеку с ограниченными возможностями реализовать сложнее? Объясните, в чем заключается трудность реализации этих прав?  2 Прочитайте статью и обсудите в паре Для чего был создан ресурсный центр? Какие проблемы призван решать данный центр, приведите примеры из текста. 3. Задание PISA

Задание по формированию читательской грамотности

1 Декларация прав человека и гражданина. Изучите статьи декларации и определите, какие права человеку с ограниченными возможностями реализовать сложнее? Объясните, в чем заключается трудность реализации этих прав?

2 Прочитайте статью и обсудите в паре

Для чего был создан ресурсный центр?

Какие проблемы призван решать данный центр, приведите примеры из текста.

3. Задание PISA

Математическая грамотность   Математическая грамотность  – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Математическая грамотность

  Математическая грамотность  – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Задания по математической компетенции Рассмотрите иллюстрацию 1916 г. и выполните задания. В чем основная идея данного плаката? 2) Выплаты по заёму проводились два раза в год: 1 апреля и 1 октября. Полностью заём должен был оказаться погашенным к 1 октября 1926 г.  Высчитать: Какой была бы прибыль по данному займу к 1920 г., если изначально было куплено его облигаций на сумму 500 рублей? Почему на данном плакате изображена женщина?

Задания по математической компетенции

  • Рассмотрите иллюстрацию 1916 г. и выполните задания.
  • В чем основная идея данного плаката? 2) Выплаты по заёму проводились два раза в год: 1 апреля и 1 октября. Полностью заём должен был оказаться погашенным к 1 октября 1926 г. 
  • Высчитать:
  • Какой была бы прибыль по данному займу к 1920 г., если изначально было куплено его облигаций на сумму 500 рублей?
  • Почему на данном плакате изображена женщина?
Финансовая грамотность     Финансовая грамотность  понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

Финансовая грамотность  

  •   Финансовая грамотность  понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.
Задания по финансовой грамотности В семье Григорьевых совокупный доход составляет 50 тыс. р. Расходы на самое необходимое — 30 тыс. р. Иван Григорьев тратит на машину, спорт, одежду и обувь ежемесячно 8,5 тыс. р., а его жена Мария тратит на косме- тику, спорт, одежду, обувь, театр и др. — 9 тыс. р. На их маленького сына Витю, который ходит в детский сад, уходит 5 тыс. р Выяснить: что образуется в результате такого ведения хозяйства? Живёт ли семья по средствам? Каковы последствия такого планирования своих финансов?

Задания по финансовой грамотности

  • В семье Григорьевых совокупный доход составляет 50 тыс. р. Расходы на самое необходимое — 30 тыс. р. Иван Григорьев тратит на машину, спорт, одежду и обувь ежемесячно 8,5 тыс. р., а его жена Мария тратит на косме- тику, спорт, одежду, обувь, театр и др. — 9 тыс. р. На их маленького сына Витю, который ходит в детский сад, уходит 5 тыс. р
  • Выяснить: что образуется в результате такого ведения хозяйства? Живёт ли семья по средствам? Каковы последствия такого планирования своих финансов?
Естественнонаучная грамотность Естественнонаучная грамотность   отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.

Естественнонаучная грамотность

  • Естественнонаучная грамотность   отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.
Естественнонаучная грамотность Используя материал «Схема эволюции человека», дать ответы на следующие вопросы.  ВОПРОС 1. В чем состоит главная идея представленной информации? ВОПРОС 2 У современного человека было два ближайших предка. Назвать их.

Естественнонаучная грамотность

Используя материал «Схема эволюции человека», дать ответы на следующие вопросы.

ВОПРОС 1. В чем состоит главная идея представленной информации?

ВОПРОС 2

У современного человека было два ближайших предка. Назвать их.

Глобальная компетентность Глобальная компетентность  рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность – человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Глобальная компетентность

  • Глобальная компетентность  рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность – человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Задания по глобальным компетенциям  Gравовое обсуждение. Мария: Я считаю, что смертная казнь – это варварство. Мы живем в XXI веке! Погибшего человека все равно не вернешь, как убийство еще одного человека сможет исправить ситуацию? Ведь не зря же этот вопрос особо оговаривается в Европейской конвенции по правам человека. Тем более нельзя забывать, что судьи тоже люди и тоже могут ошибаться. Максим: С экономической точки зрения замена смертной казни пожизненным заключением абсолютно не оправдана. Преступник содержится в тюрьме 10, 20 и более лет на средства добропорядочных налогоплательщиков. Получатся, что среди таких налогоплательщиков неизменно находятся родственники или друзья жертвы преступника. Таким образом, вместо законного возмездия, они вынуждены расплачиваться своими деньгами на содержание убийцы близкого им человека. Кроме того, применение высшей меры наказания служит устрашающим фактором для потенциальных преступников. Эти два письма были написаны на Интернет-форуме, посвященному вопросу применения смертной казни как высшей меры наказания.

Задания по глобальным компетенциям

  • Gравовое обсуждение.
  • Мария: Я считаю, что смертная казнь – это варварство. Мы живем в XXI веке! Погибшего человека все равно не вернешь, как убийство еще одного человека сможет исправить ситуацию? Ведь не зря же этот вопрос особо оговаривается в Европейской конвенции по правам человека. Тем более нельзя забывать, что судьи тоже люди и тоже могут ошибаться. Максим: С экономической точки зрения замена смертной казни пожизненным заключением абсолютно не оправдана. Преступник содержится в тюрьме 10, 20 и более лет на средства добропорядочных налогоплательщиков. Получатся, что среди таких налогоплательщиков неизменно находятся родственники или друзья жертвы преступника. Таким образом, вместо законного возмездия, они вынуждены расплачиваться своими деньгами на содержание убийцы близкого им человека. Кроме того, применение высшей меры наказания служит устрашающим фактором для потенциальных преступников. Эти два письма были написаны на Интернет-форуме, посвященному вопросу применения смертной казни как высшей меры наказания.
Креативное мышление. Под  креативным мышлением   понимают способность к продуктивному творческому подходу

Креативное мышление.

  • Под  креативным мышлением   понимают способность к продуктивному творческому подходу
Задания по креативному мышлению Новичок в классе В жизни случается всякое. Иногда кто-то переезжает и приходит в новый класс. Как вы думаете, это легко – прийти в класс, где все друг друга хорошо знают, а ты не знаешь никого, ты – новенький? Приходилось ли вам быть в этой роли? А принимать в класс новенького? Как можно помочь новенькому влиться в коллектив? Посмотрите задания на листах. Прочитайте и выполните задания к этому тексту

Задания по креативному мышлению

Новичок в классе В жизни случается всякое. Иногда кто-то переезжает и приходит в новый класс. Как вы думаете, это легко – прийти в класс, где все друг друга хорошо знают, а ты не знаешь никого, ты – новенький? Приходилось ли вам быть в этой роли? А принимать в класс новенького? Как можно помочь новенькому влиться в коллектив?

Посмотрите задания на листах. Прочитайте и выполните задания к этому тексту

Наш сегодняшний семинар хотелось бы закончить словами Альберта Эйнштейна: «…образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе…».

Наш сегодняшний семинар хотелось бы закончить словами Альберта Эйнштейна: «…образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе…».