Доклад на РМО. Март, 2022г.
Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены национальные цели по ключевым направлениям развития страны, две из которых относятся к сфере образования и стали целями Национального проекта «Образование»:
обеспечение к 2030 году глобальной конкурентоспособности российского образования,
вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Данные цели имеют серьезные основания. В эпоху глобальной конкуренции и высокой неопределенности будущего лидерские позиции в мире занимают те страны, которые делают основную ставку на человека, на максимальное развитие его потенциала, на способности людей делать жизнь лучше, развивать себя, культуру, отечество, планету в условиях быстрых изменений. Ключевую роль в этой ситуации играет образование.
Поэтому перед школой и учителем стоит цель: подготовить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Кто же такой функционально грамотный человек? Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (А. А. Леонтьев) СЛАЙД 2
Проблема в том, что на данный момент педагоги испытывают профессиональные затруднения при организации работы по формированию функциональной грамотности , так как, во-первых, нет никаких чётких указаний, как педагогам обеспечить реализацию этой цели. Во-вторых, ни содержание учебников, ни их методический аппарат в том виде, в каком он есть, не позволяют осуществлять эффективную работу по формированию ФГ. Институтом стратегии развития образования разработан Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. СЛАЙД 3
Данные работы, составленные по аналогии с заданиями международного исследования PISA, непривычны для российских школьников. В них проверяется не столько выученное содержание предмета, сколько умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях. К сожалению, задания такого типа практически отсутствуют в действующих учебниках. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью работать над формированием функциональной грамотности и недостаточностью у педагогов необходимых компетенций, а также недостаточностью учебных и методических материалов.
Работа учителя должна включать как изучение теоретического материала и методики работы, прохождение курсовой подготовки по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания, так и практическая реализация - разработка системы использования заданий различных типов по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление направленных на формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.
В своём выступлении я хотела бы остановиться на формировании читательской грамотности, тем более что эта деятельность всегда прослеживалась в моей работе.
Практически любой текст можно превратить в учебное задание на развитие читательской грамотности. Более того, огромное количество фотографий, картинок, инфографик, диаграмм может стать источником для заданий.
1.Найдите текст СЛАЙД 4
Лучший источник – крупнейшие российские СМИ. Зайдите на РБК, Ленту, Газету, Медузу, Ведомости. Выберите статью, возьмите ее целиком или отрывками. Будет очень полезно взять статью на темы, которые вы проходите сейчас или проходили недавно на уроках обществознания. Каков размер? С учетом особенностей восприятия современных детей, размера текстовых заданий на ЕГЭ, то лучше всего использовать материал объемом около 2 000 символов, что примерно соответствует странице формата А4.
Варианты различных учебных заданий, развивающих читательскую грамотность: СЛАЙД 5
Придумать название, заголовок для текста. Это задание способствует развитию очень важного умения – кратко, сжато формулировать основную мысль текста. Подобное задание можно разнообразить и сделать более интересным, предлагая ученикам сформулировать заголовок в определенном жанре – реклама, бюрократический стиль, «кричащий» заголовок, политическая пропаганда и т.п.
Составить план по тексту, дав название каждому абзацу или смысловой части текста. Это классическое задание, много лет использовавшееся в ОГЭ по обществознанию. По своей сути оно расширяет предыдущее, поскольку развивает то же умение – кратко и сжато формулировать основную мысль. Но только не всего текста, а абзаца.
Выявление 2 или более различных точек зрения. Важно, чтобы школьники понимали, какие позиции выражают авторы, осознавали многообразие подходов. Например, различные позиции по поводу ужесточения юридической ответственности за нарушение ПДД, правил использования электросамокатов в городах, создание фейков и т д.
Нахождение общего и отличного в позициях. Для этого удобно пользоваться такой таблицей, где сразу показан пример ее использования для нахождения общих и отличительных черт рыночной и командной экономик. (Задание ВОГЭ- 2022)
Определение тенденции – подобное задание уместно для упражнений, содержащих таблицы, графику и числовые данные. Восходящий, нисходящий или переменный тренд характерен для данной ситуации? Отдельное и важное значение имеют вопросы о том, почему в тот или иной год тенденция оборвалась и изменила свое направление.
Раскритикуй или расхвали! Суть задания в том, что обучающиеся должны придумать или найти в тексте аргументы в пользу или против того или иного мнения, меры, товара или услуги. Задача учеников найти как можно больше недостатков и преимуществ. СЛАЙД 6
Анализ «фейковой» новости – задание, благодаря которому дети учатся различать настоящие и фейковые новости. Для этого можно использовать материалы «сатирических» изданий, а затем предложить школьникам:
- найти моменты, вызывающие доверие к материалу
- найти моменты, вызывающие сомнения в подлинности
- провести поиск других источников
- оценить данный источник
- сделать вывод о достоверности статьи.
Дайте совет! Дайте ученику роль бизнес-консультанта или тренера по личностному
росту. Что бы они посоветовали предпринимателю, который терпит убытки, мужчине, который собирается развестись, или выпускнику, который не видит смысла в жизни.
9. Простой математический анализ данных:
- найти процент/долю
- вычислить темпы роста или падения
- рассчитать сумму по 2 или более показателям
- найти среднее
- сравнить доли нескольких показателей и т.п
Найти в тексте оценочные суждения и факты. Похожее задание когда-то было в ЕГЭ и
ОГЭ, но в более простом виде. Здесь же необходимо чтобы дети прочитали текст и нашли в нем оценки и факты.
Последовательное сокращение. Попросите учеников сократить абзац до одного предложения. А это предложение до словосочетания. Возможно, его удастся сократить и до одного слова.
Найди термин по определению или наоборот. Пример задания: «Как называется знание, которое соответствует действительности?» При этом в тексте нет определения истины, но есть упоминание этого понятия. По определению ученик должен дать название термина. Возможен и обратный вариант задания – в тексте есть определение понятия, но нет самого понятия. Пример – «Дайте определение истины, которое дает автор».
Вам хочу предложить задание, которое сама составила, использую статью РБК. СЛАЙД 7.
Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) обеспокоен рисками, которые несет для отрасли новое законодательство о регулировании выбросов парниковых газов. Речь идет о законе «Об ограничении выбросов парниковых газов» и проекте постановления правительства, которое должно определить критерии попадающих под его действие субъектов.
Свою позицию союз, в который входят 48 производителей и 40 переработчиков молока («Эконива», Danone, PepsiCo и др.), изложил в письме, которое направил в Минсельхоз 21 октября 2021 года и адресовал директору департамента пищевой и перерабатывающей промышленности министерства Марине Афониной. РБК ознакомился с копией документа, в Союзмолоке подтвердили его подлинность.
Разработанный проект постановления правительства в текущей редакции «не может быть поддержан», поскольку в части сельского хозяйства он не соответствует международной практике регулирования выбросов парниковых газов и целям России по снижению этих выбросов, констатирует Союзмолоко. Предложенное Минэкономразвития регулирование приведет к неоправданно высоким расходам сельхозпроизводителей и рискам некорректного учета выбросов парниковых газов в молочной отрасли, что в свою очередь может впоследствии привести к сокращению поголовья скота, предупреждают авторы письма.
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/newspaper/2021/10/27/6177e5519a79471df8d3ffc3
СЛАЙД 8
Задание 1. Какова основная мысль текста? Отметьте ОДИН правильный ответ.
1) Союзмолоко игнорирует требования Минэкономразвития
2) Правительство приняло новое постановление, ограничивающее выбросы парниковых газов
3) Новое законодательство несет серьезные риски Национальному союзу производителей молока
4) Закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» не может решить вопрос выбросов парниковых газов.
СЛАЙД 9.
Задание 2. Приведите 1 аргумент, обосновывающий позицию Национального союза производителей молока в данном вопросе, и 1 аргумент, обосновывающий позицию Минэкономразвития. Какова ваша позиция? Свой ответ аргументируйте.
Если задание оценивается в 1 балл. То для задания 2 необходимо еще разработать критерии оценивания. СЛАЙД 10.
Например,
В правильном ответе должны быть приведены:
- Аргумент, обосновывающий позицию Национального союза производителей молока:
Например, Новое законодательство приведет к сокращению поголовья скота (может быть приведен другой корректный аргумент)
- Аргумент, обосновывающий позицию Минэкономразвития:
Например, данное законодательство будет способствовать решению глобальной проблемы (может быть приведен другой корректный аргумент)
- Сформирована и обоснована собственная позиция
Правильно приведены 2 аргумента, сформирована и обоснована собственная позиция- 3 балла
Правильно приведен 1 аргумент, сформирована и обоснована собственная позиция- 2 балла
Правильно приведены 2 аргумента или сформирована и обоснована собственная позиция- 1 балла
Иные варианты ответов - 0 баллов
ЛЮБОЙ ИЗ НАС МОЖЕТ СТАТЬ МАСТЕРОМ ПО СОЗДАНИЮ ЗАДАНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ!
Итак, немного творчества и самое главное времени от учителя и создание заданий на формирование читательской грамотности перестанет быть чем-то сложным и пугающим.
Полезные ссылки! СЛАЙД 11, 12
Удачи!
СЛАЙД 13.