Формирование функциональной грамотности
на уроках истории и обществознания
(тезисы выступления Толкачевой Натальи Ивановны
на семинаре)
Есть одна хорошая восточная мудрость: "Когда дует ветер перемен,
не воздвигай щит, а поднимай парус"
У нас с вами особого выбора нет, поэтому будем работать так, как от нас требуют, т. е. поднимем парус.
Цель современной школы – подготовить обучающихся к жизнедеятельности в быстро меняющемся мире.
Функциональная грамотность – способность личности на основе знаний, умений и навыков эффективно функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной социо - культурной среде. Если внимательно посмотреть на определение ФГ становится очевидным, что речь идет о социализации.
Все, наверное, помнят слова Ушинского: « РЕБЕНОК-ЭТО НЕ СОСУД, КОТОРЫЙ НАДО ЗАПОЛНИТЬ, А ФАКЕЛ, КОТОРЫЙ НАДО ЗАЖЕЧЬ».
Традиционный урок – всему можно научить. Современный урок – всему можно научиться!
Функциональная грамотность:
знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Функциональная грамотность является результатом развития компетенций учащихся. Наиболее важными эмпирическими показателями из них являются:
Компьютерная грамотность: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
Грамотность при решении бытовых проблем: использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи (для развития такой компетенции у нас сейчас есть замечательный курс – ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ).
Правовая и общественно – политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.
Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:
функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);
Функциональное чтение. 5 класс. Урок ИДМ. Тема: «Жизнь египетского вельможи».
Задание для учащихся: в учебнике (§ 8, с. 44) прочитайте и выпишите в тетрадь в виде кластера поручения, которые давал фараон своим вельможам.
Что должно получиться:
пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
Пересказы.
Задание для учащихся: от первого лица рассказать о событиях, описанных в материалах §§ учебника.
5 класс. Урок ИДМ. Расскажи от имени фараона Тутмоса, за что ты так любишь военные походы.
9 класс. Урок истории Отечества. Тема «Начало Первой мировой войны». Учащиеся работают в группах, а затем от первого лица озвучивают интересы «своего» государства – участника войны.
ролевые игры, уроки-дебаты, уроки-конференции развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
Ролевые игры. 6 класс. Урок обществознания. Тема «Общение». Задание для учащихся: работая в парах, разыграть в лицах диалоги, демонстрирующие разные стили общения:
- деловое общение;
- общение родителей и детей;
- дружеское общение и т. п.
11 класс. Урок обществознания. Тема «Семья в современном обществе. Типы семьи».
Задание для учащихся: работая в группах, придумать и разыграть сцены семейного общения в зависимости от типа и вида семьи (демократическая, либеральная, патриархальная, многопоколенная, неполная и т. п.).
Уроки-дебаты. 11 класс. Урок истории. Тема « Холодная война».
Задание для учащихся: работая с документами в группах, подготовиться к дебатам по проблеме: « Кто виновен в развязывании «холодной» войны?»
Уроки-конференции. Уроки обществознания и истории в старших классах. Любая тема, где можно заранее подготовиться к выступлению от имени, например, ученых или законодателей.
Задание для учащихся: подготовиться к научно-практической конференции по глобальным проблемам современности. Группы: экологи, экономисты, политологи, социологи, врачи и т. п.
Задание для учащихся: подготовить пакеты законопроектов по проблемам молодежи. Проблемы: доступность жилья, трудоустройство, демография и т. п.
исторические и обществоведческие диктанты и эссе, очерки и репортажи с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся (например, мы проводим урок-конференцию по проблемам молодежи или др. и домашнее задание дети получают в виде репортажа с места событий);
Очерки и репортажи. После дебатов, «круглых» столов, конференций можно дать задание написать репортаж с места событий.
изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, самостоятельное составление подобных документов позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю (например, мы пишем обращения в органы власти по актуальным проблемам социума, пишем исковые заявления в суд, составляем трудовые контракты и т. п.);
9 класс. Урок обществознания. Тема «Трудовое право».
Задание для учащихся: предварительно на дом было задано подготовить свое резюме для потенциального работодателя. На уроке нужно составить трудовой контракт, используя имеющиеся резюме.
11 класс. Урок обществознания. Тема «Фирма в экономике. Правовые основы предпринимательства».
Задание для учащихся: изучив документы, подготовить бизнес-план по открытию собственной фирмы. Обосновать выбор продукта и избранную организационно правовую форму.
исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов - учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали.
Все полученные на уроках истории и обществознания навыки очень востребованы при выполнении заданий ЕГЭ и не только по заявленным предметам. Но наиболее важная функция уроков истории и обществознания, конечно же, социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми.
Закончить хотелось бы весьма актуальными словами Н. А. Некрасова:
Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?...