СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка в основной и средней школе

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка в основной и средней школе»

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» /А. А. Леонтьев/

В современном динамически развивающемся обществе значительно
расширилось содержание понятия «грамотность». Наряду с традиционной
интерпретацией грамотности (умение человека читать,
писать и производить арифметические расчеты) стало активно
использоваться понятие «функциональная грамотность».

Выделяют следующие индикаторы грамотности:

  • Общая грамотность;

  • Информационная грамотность;

  • Компьютерная грамотность;

  • Коммуникативная грамотность;

  • Владение иностранными языками (на уровне бытовой лексики);

  • Грамотное решение бытовых проблем;

  • Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях;

  • правовая и общественно-политическая грамотность.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней (владение минимумом общественно необходимых знаний и навыков).

Основные компоненты функциональной грамотности:

  • читательская грамотность;

  • математическая грамотность;

  • естественнонаучная грамотность.

Дополнительные компоненты функциональной грамотности:

  • финансовая грамотность;

  • разрешение проблем;

  • креативное мышление;

  • глобальные компетенции.


Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока иностранного языка включает: овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему. Достичь функциональной грамотности в процессе обучения иностранному языку можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка является заинтересованность, поэтому я использую на уроке такие средства как игра, проекты, видеопутешествия и т.д.

Для решения задачи формирования функциональной грамотности, знакомства школьников с миром западного человека, нормами поведения, духовными ценностями на уроках использую тексты, видеофильмы страноведческого характера. Они наглядно подтверждают изучаемые народные обычаи и традиции страны изучаемого языка. Просмотр видеофильмов вместе с комментариями учителя расширить информационное поле учащихся.

При этом, ни для кого не секрет, что в процессе обучения учителя часто сталкиваются с определенными проблемами и затруднениями учащихся при работе с текстом. Так, учащиеся не знают значений многих слов, не умеют озаглавить текст, не понимают смысла написанного, не могут выделить ключевые слова, сформулировать вопрос и т.д.  В чем же причина подобных затруднений?  Прежде всего, это связано с плохо развитой функциональной грамотностью учащихся.

Так что же характеризует ученика, у которого сформированы навыки функциональной грамотности? Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.

Безусловно, для того, чтобы формировать и развивать функциональную грамотность учащихся, учителю необходимо подобрать либо составить соответствующие задания.

Кроме заданий на собственно чтение и перевод текста, существуют также предтекстовые, текстовые и послетекстовые задания. Подобные задания направлены на лучшее понимание содержания текста, на отработку и усвоение лексико-грамматического материала, на развитие навыков письма и устной речи, а также на развитие различных мыслительных навыков, навыков применения информации, ее анализа, оценивания.  

При подготовке текстового материала учитель может самостоятельно разработать подобные задания с учетом особенностей учащихся.  При этом задания могут предъявляться учащимся дифференцированно, в зависимости от их уровня владения языковым материалом.  

Для учащихся более продвинутого уровня целесообразно разрабатывать и применять задания повышенной сложности, а также проблемные задания, использовать тексты с мыслительной задачей.

Некоторые виды заданий при работе с текстом:

  1. предтекстовые, например:

-  прочитай заглавие и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в данном тексте;

- посмотри на   фото и скажи, какую   жизнь   могут   вести   люди, изображенные     на фото;

-  опиши картинку (соответствующую тематике текста), затем прочти текст и найди ошибки в картинке;

-  дай определение следующим словам;

- соедини слова с их определениями;

- определи различные значения одного итого же слова;

- найди в тексте предложения с определенной грамматической формой;

- прочти первые предложения абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

  1. текстовые, например:

- прочти текст; раздели его на смысловые части, подбери названия к каждой из них;

- выдели в тексте элементы, которые несут ключевую информацию;

- составь план текста;

- заполни пропуски в тексте словами в определенной грамматической форме;

- передай основную идею текста несколькими предложениями.

3) послетекстовые, например:

- ответь на вопросы по содержанию текста;

- выбери правильный ответ (тест по содержанию текста);

- заполни таблицу по содержанию текста;

- дополни предложения словами из текста;

- выскажи свое отношение к прочитанному;

- составь вопросы к тексту;

- подготовь пересказ текста.

Таким образом, использование на уроках иностранного языка различного вида текстовых заданий способствует развитию функциональной грамотности учащихся, грамотности чтения и комплексному освоению учащимися основных видов речевой деятельности, а также развивает творческое мышление, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к тексту.


Аудирование связано и с чтением. Их объединяет принадлежность к рецептивным видам речевой деятельности. Чтение представляет собой перевод графического языка в звуковой. Читая – вслух или про себя, - человек как бы слышит воспринимаемый текст. Самым тесным образом связано аудирование и с письмом. В процессе графического оформления человек проговаривает и слышит то, что пишет. Большинство методистов считают, что на начальном этапе, когда формируются основные умения аудирования, тексты следует строить на знакомом языковом материале. Лишь на продвинутом этапе можно включать неизученный языковой материал. Следует формировать умения догадываться о значении слов, явлений, а также понимать смысл фраз и текста в целом, несмотря на наличие в нем незнакомых элементов. Сложная задача обучения аудированию на иностранном языке состоит в том, чтобы развивать умения перерабатывать воспринимаемую на слух иноязычную речь в разных условиях общения как при непосредственном контакте собеседников, так и в записи. Следовательно, необходимо как развитие и совершенствование деятельности этих механизмов, так и контроль за успешностью решения этой учебной задачи. Так как контроль понимания услышанного может преследовать разные цели: с полным пониманием, с общим охватом содержания, с извлечением специфической информации, можно сделать вывод, что при контроле указанных объектов понимания при аудировании проверяется сформированность умений в той или иной степени полно, глубоко и точно понимать, а также дифференцировать, оценивать, перерабатывать услышанную информацию на иностранном языке.


Список используемой литературы:


1. https://e-koncept.ru
2. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. - URL: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf

3. Материалы онлайн-конференции издательства «Просвещение» «Функциональная грамотность: Вызовы и эффективные практики», 2020 г.

4. Материалы онлайн-конференции издательства «Просвещение» «Читательская грамотность – ключ к успеху в жизни», 2020 г.