« Формирование функциональной грамотности школьников, на уроках истории и обществознания, посредством использования инновационных технологий, методов, приемов. »
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Березовская СОШ»
Усков Григорий Сергеевич
Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний.
Основные направления формирования функциональной грамотности :
-Математическая грамотность
-Читательская грамотность
-Естественно научная грамотность
-Финансовая грамотность
-Глобальные компетенции
-Креативное мышление
Проблематика
1) учащиеся не всегда могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения; 2) часто не умеют использовать приобретенные знания в практической деятельности; 3) не все обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); 4) многие не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (юридических, философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.
Технологические этапы
1 стадия
2 стадия
Вызов
- Актуализация имеющихся знаний.
Осмысление
3 стадия
- Получение новой информации, осмысление её.
Рефлексия
- Пробуждение интереса к получению информации.
- Целостное осмысление, обобщение полученной информации.
- Соотнесение с уже имеющимися знаниями.
- Постановка учеником собственных целей обучения.
- Корректировка учеником поставленных целей обучения.
- Размышление, рождение нового знания.
- Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Приемы используемые на стадии вызова (я использую на уроках)
- «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики –нолики»)
- «Толстые и тонкие» вопросы
- Проблемные вопросы (видео-урок) ;
- Рассказ-предположение по ключевым словам;
- Перепутанные логические цепочки;
- Кластеры;
- Таблицы на основе текста параграфа
Приемы, используемые на стадии осмысления
- Методы активного чтения: «инсерт», «фишбоун», «идеал».
- Ведение различных записей: «бортовой журнал» (конспекты на уроках в процессе урока и дома) ;
- Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы (работа с учебником)
Приемы, используемые на стадии рефлексии
- Резюме (Я понял(а), что…).
- Синквейн;
- Кластер;
- Возврат к ключевым словам;
- Устный круглый стол;
- Различные виды дискуссий;
- Написание творческих работ;
- Исследование по отдельным вопросам.
«Верное или неверное утверждение»
Фишбоун (рыбий скелет) как прием
Фишбоун на уроке истории 10 класс
Фишбоун на уроке истории 9 класс (пример из Яндекс.Картинки)
Прием фишбоун на уроке по всеобщей истории в 9 классе (из опыта работы) «Франция : от Второй империи до Третьей республики»
Прием фишбоун на уроке по всеобщей истории в 9 классе (из опыта работы) «Франция : от Второй империи до Третьей республики»
Прием фишбоун на уроке по истории России в 9 классе (из опыта работы): «Внешняя политика Николая II@
Прием фишбоун при подготовке к ЕГЭ по истории (из опыта работы пример)
Прием фишбоун при подготовке к ЕГЭ по истории (из опыта работы пример)
Усиление королевской власти во Франции и Англии в конце XV века, 6 класс , Борисова Ксения
таблица:
1. Какими психологическими качествами обладали Карл Смелый и Людовик XI?
2. Кто из них победил?
3. Почему?
Мир художественной Возрождения культуры XVI – XVII вв., 7 класс
стр. 92-97, цветная вкладка, анализ трех картин
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
1. Выберите три картины:
2. Кто нарисовал?
3. Что нарисовано?
4. Когда нарисовано?
- Описание картины: какие эмоции вызывает?
(фото ответов в тетради присылайте в группу, в личное)
7 класс (пример ответа из опыта работы)
7 класс (пример ответа из опыта работы)
Чтение с остановками
Текст читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
Примеры кластеров в 11 классе по теме «Фирма в экономике» (из опыта работы)
Примеры кластеров в 11 классе по теме «Фирма в экономике» (из опыта работы)
Примеры кластеров в 11 классе по теме «Фирма в экономике» (из опыта работы)
Что даёт технология развития критического мышления ученику
- повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования учеников; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Что даёт технология развития критического мышления учителю
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.