СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности школьников на уроках истории и обществознания»

       « Формирование функциональной грамотности школьников, на уроках истории и обществознания, посредством использования инновационных технологий, методов, приемов. »   Учитель истории и обществознания  МБОУ «Березовская СОШ» Усков Григорий Сергеевич

« Формирование функциональной грамотности школьников, на уроках истории и обществознания, посредством использования инновационных технологий, методов, приемов. »

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Березовская СОШ»

Усков Григорий Сергеевич

Функциональная   грамотность  – тот уровень образованности, который может быть достигнут  учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний.

Функциональная   грамотность  – тот уровень образованности, который может быть достигнут  учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний.

           Основные направления формирования функциональной грамотности : -Математическая грамотность -Читательская грамотность -Естественно научная грамотность -Финансовая грамотность -Глобальные компетенции -Креативное мышление

Основные направления формирования функциональной грамотности :

-Математическая грамотность

-Читательская грамотность

-Естественно научная грамотность

-Финансовая грамотность

-Глобальные компетенции

-Креативное мышление

           Проблематика 1) учащиеся не всегда могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения;  2) часто не умеют использовать приобретенные знания в практической деятельности;  3) не все обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);  4) многие не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (юридических, философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.

Проблематика

1) учащиеся не всегда могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения; 2) часто не умеют использовать приобретенные знания в практической деятельности; 3) не все обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); 4) многие не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (юридических, философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.

 Технологические этапы 1 стадия 2 стадия Вызов Актуализация имеющихся знаний. Осмысление 3 стадия Получение новой информации, осмысление её. Рефлексия Пробуждение интереса к получению информации. Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Соотнесение с уже имеющимися знаниями. Постановка учеником собственных целей обучения. Корректировка учеником поставленных целей обучения. Размышление, рождение нового знания. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Технологические этапы

1 стадия

2 стадия

Вызов

  • Актуализация имеющихся знаний.

Осмысление

3 стадия

  • Получение новой информации, осмысление её.

Рефлексия

  • Пробуждение интереса к получению информации.
  • Целостное осмысление, обобщение полученной информации.
  • Соотнесение с уже имеющимися знаниями.
  • Постановка учеником собственных целей обучения.
  • Корректировка учеником поставленных целей обучения.
  • Размышление, рождение нового знания.
  • Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Приемы используемые на стадии вызова (я использую на уроках) «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики –нолики») «Толстые и тонкие» вопросы Проблемные вопросы (видео-урок) ; Рассказ-предположение по ключевым словам; Перепутанные логические цепочки; Кластеры; Таблицы на основе текста параграфа

Приемы используемые на стадии вызова (я использую на уроках)

  • «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики –нолики»)
  • «Толстые и тонкие» вопросы
  • Проблемные вопросы (видео-урок) ;
  • Рассказ-предположение по ключевым словам;
  • Перепутанные логические цепочки;
  • Кластеры;
  • Таблицы на основе текста параграфа
Приемы, используемые на стадии осмысления Методы активного чтения: «инсерт», «фишбоун», «идеал». Ведение различных записей: «бортовой журнал» (конспекты на уроках в процессе урока и дома) ; Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы (работа с учебником)

Приемы, используемые на стадии осмысления

  • Методы активного чтения: «инсерт», «фишбоун», «идеал».
  • Ведение различных записей: «бортовой журнал» (конспекты на уроках в процессе урока и дома) ;
  • Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы (работа с учебником)
Приемы, используемые на стадии рефлексии Резюме (Я понял(а), что…). Синквейн; Кластер; Возврат к ключевым словам; Устный круглый стол; Различные виды дискуссий; Написание творческих работ; Исследование по отдельным вопросам.

Приемы, используемые на стадии рефлексии

  • Резюме (Я понял(а), что…).
  • Синквейн;
  • Кластер;
  • Возврат к ключевым словам;
  • Устный круглый стол;
  • Различные виды дискуссий;
  • Написание творческих работ;
  • Исследование по отдельным вопросам.
 «Верное или неверное утверждение»

«Верное или неверное утверждение»

Фишбоун (рыбий скелет) как прием

Фишбоун (рыбий скелет) как прием

Фишбоун на уроке истории 10 класс

Фишбоун на уроке истории 10 класс

Фишбоун на уроке истории 9 класс  (пример из Яндекс.Картинки)

Фишбоун на уроке истории 9 класс (пример из Яндекс.Картинки)

Прием фишбоун на уроке по всеобщей истории  в 9 классе (из опыта работы) «Франция : от Второй империи до Третьей республики»

Прием фишбоун на уроке по всеобщей истории в 9 классе (из опыта работы) «Франция : от Второй империи до Третьей республики»

Прием фишбоун на уроке по всеобщей истории  в 9 классе (из опыта работы) «Франция : от Второй империи до Третьей республики»

Прием фишбоун на уроке по всеобщей истории в 9 классе (из опыта работы) «Франция : от Второй империи до Третьей республики»

Прием фишбоун на уроке по истории России  в 9 классе (из опыта работы): «Внешняя политика Николая II@

Прием фишбоун на уроке по истории России в 9 классе (из опыта работы): «Внешняя политика Николая II@

Прием фишбоун при подготовке к ЕГЭ по истории (из опыта работы пример)

Прием фишбоун при подготовке к ЕГЭ по истории (из опыта работы пример)

Прием фишбоун при подготовке к ЕГЭ по истории (из опыта работы пример)

Прием фишбоун при подготовке к ЕГЭ по истории (из опыта работы пример)

Усиление королевской власти во Франции и Англии в конце XV века,  6 класс , Борисова Ксения таблица: 1. Какими психологическими качествами обладали Карл Смелый и Людовик XI? 2. Кто из них победил? 3. Почему?

Усиление королевской власти во Франции и Англии в конце XV века, 6 класс , Борисова Ксения

таблица:

1. Какими психологическими качествами обладали Карл Смелый и Людовик XI?

2. Кто из них победил?

3. Почему?

Мир художественной Возрождения культуры XVI – XVII вв., 7 класс стр. 92-97, цветная вкладка, анализ трех картин Прием «Толстые и тонкие вопросы» 1. Выберите три картины: 2. Кто нарисовал? 3. Что нарисовано? 4. Когда нарисовано? Описание картины: какие эмоции вызывает? (фото ответов в тетради присылайте в группу, в личное)

Мир художественной Возрождения культуры XVI – XVII вв., 7 класс

стр. 92-97, цветная вкладка, анализ трех картин

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

1. Выберите три картины:

2. Кто нарисовал?

3. Что нарисовано?

4. Когда нарисовано?

  • Описание картины: какие эмоции вызывает?

(фото ответов в тетради присылайте в группу, в личное)

7 класс (пример ответа из опыта работы)

7 класс (пример ответа из опыта работы)

7 класс (пример ответа из опыта работы)

7 класс (пример ответа из опыта работы)

Чтение с остановками  Текст читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Чтение с остановками

Текст читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Примеры кластеров  в 11 классе  по теме «Фирма в экономике» (из опыта работы)

Примеры кластеров в 11 классе по теме «Фирма в экономике» (из опыта работы)

Примеры кластеров  в 11 классе  по теме «Фирма в экономике» (из опыта работы)

Примеры кластеров в 11 классе по теме «Фирма в экономике» (из опыта работы)

 Примеры кластеров  в 11 классе  по теме «Фирма в экономике» (из опыта работы)

Примеры кластеров в 11 классе по теме «Фирма в экономике» (из опыта работы)

   Что даёт технология развития  критического мышления ученику      - повышение эффективности восприятия информации;  - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;  - умение критически мыслить;  - умение ответственно относиться к собственному образованию;  - умение работать в сотрудничестве с другими;  - повышение качества образования учеников;  - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Что даёт технология развития критического мышления ученику  

- повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования учеников; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Что даёт технология развития критического мышления учителю   - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;  - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;  - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;  - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Что даёт технология развития критического мышления учителю

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.