СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование функциональной грамотности у учащихся с ОВЗ по основным предметам из опыта работы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

У  большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Просмотр содержимого документа
««Формирование функциональной грамотности у учащихся с ОВЗ по основным предметам из опыта работы»»

МБОУ «Осинская СОШ №1»





ДОКЛАД

«Некоторые подходы в организации деятельности учителя в рамках реализации ФГОС АООП для детей умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»









Подготовила:

учитель начальных классов Петрова Л.Ю.

2020г.



















В связи с введением ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью на учителя возложена ответственность достижения целей учебного процесса в свете современных требований общества.    Стандарт направлен на решение следующей задачи образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

Слайд формирование основ учебной деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками.

Образовательный процесс является основным процессом в системе образования, основополагающим его результатом выступает образованность ученика. Ведущую роль в этом процессе занимает школьный урок.

Как известно, урок является формой реализации педагогических взаимодействий, где происходит общение учителя и ученика. По итогам урока судят и о педагогическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика. Поэтому урок – это визитная карточка каждого учителя. Каждый урок – это сложная система, все компоненты здесь связаны; это целостный учебно-воспитательный процесс.

В основу Стандарта обучающихся с умственной отсталостью положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

Слайд

  • признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью, обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющимся основным средством достижения цели образования;

  • развитие личности обучающегося с умственной отсталостью в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;

  • личностное и познавательное развитие с учетом их особых образовательных потребностей;

  • рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.


Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому нам как учителям необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий, на это и нацелен деятельностный подход и мы должны знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках этого подхода.

Развитие учеников должно происходить не за счет усиленной нагрузки тренировочными заданиями, а в результате предоставления им возможности принимать посильное участие в коллективном поиске нового на уроке, включаться в активную познавательную деятельность, следовательно, необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности и стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

При этом надо учитывать, что развитие каждого ученика идет неравномерно: то замедленно, то скачкообразно.

Выделяя в качестве основной цели учебного процесса продвижение учеников в развитии, усвоение ими знаний, умений и навыков, актуальной и обязательной составляющей педагогического творчества становится проблема дифференциации учебной работы.

Возможность применения индивидуально-дифференцированного подхода в традиционной форме организации учебной деятельности помогает оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться как можно более высокого раскрытия потенциала каждого ученика или отдельно взятой группы. Ведь принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения адаптированных основных общеобразовательных программ. Под результатами понимается не только предметные результаты, но и личные, а так же умение применять эти знания в практической деятельности.

Выделяют три утверждения современного урока:

Слайд

  • Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление ис­тины в совместной деятельности детей и учителя.

  • Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

  • Человек в качестве субъекта осмысления истины и в каче­стве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценно­стью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Организация современного урока - это ситуация расстава­ния с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, под­чиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристи­ки которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования. Рассмотрим систему тре­бований к современному уроку, которую предлагает Ю.Б. Зотов. Слайд

Требования к структуре говорят о необходимости:

  • Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, продумываются оп­тимальные средства ее достижения).

  • Определить тип урока, продумать и обосновать его струк­туру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом).

  • Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками.

  • Отобрать и применить оптимальное сочетание методов из­учения нового материала.

  • Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся.

  • Продумать систему повторения и закрепления изученного материала.

Требования к подготовке и организации урока:

  • Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблю­дать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения).

  • Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с пла­нирования системы уроков по данной теме.

  • Своевременно готовить к каждому уроку демонстрацион­ный и дидактический материал.

  • Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме.

  • Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.

Требования к содержанию урока и процессу учения:

  • Урок должен быть воспитывающим.

  • Должны выполняться требования, вытекающие из основ­ных дидактических принципов.

  • На уроке следует воспитывать любовь к природе.

  • Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска.

  • В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпе­ливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллек­тиве и т.д.

Требования к технике проведения урока:

  • Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к уче­нию, воспитывать потребность в знаниях.

  • Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными.

  • Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке.

  • Создавать атмосферу доброжелательности и активного твор­ческого труда.

  • Менять по возможности виды деятельности учащихся, оп­тимально сочетать разнообразные методы обучения.

  • Управлять учебным процессом на уроке так, чтобы боль­шую часть урока активно работали учащиеся.

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Выделяется ряд показателей эффективности современного урока: Слайд

  • Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока.

  • Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.

  • Демократичность, открытость.

  • Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

  • Мотивация познавательной деятельности на уроке. Обучение через открытие.

  • Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

  • Развитие личности.

  • Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

  • Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.

  • Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.

  • Достижение целей урока.

Основной идеей современного урока является единство обу­чения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока.

Для активизации деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

1.Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

5. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуальноаудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.

6. Активные методы рефлексии:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные). Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся

На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную деятельность учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Структура урока, основанного на деятельностном подходе, особенности некоторых его этапов, методические рекомендации

1.Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

- У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Учитель включает детей в деятельность. Происходит выделение содержательной области. Приёмы работы:

- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;

- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

- девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

- самопроверка домашнего задания по образцу.

Настраивание детей на работу, проговаривание с ними плана урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)

Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

2. Возникновение проблемной ситуации.

- актуализация знаний и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

- создание проблемной ситуации;

- выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта её решения.

Способы: диалог, групповая или парная работа:

- Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог,

- организация самостоятельной исследовательской деятельности;

- выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя, пытаются выразить своими словами.

Подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов

V. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

- Способы: фронтальная работа, работа в парах;

- Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

- выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

- Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

- Выполняется письменно;

- Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

- Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Вопросы:

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.


Неотъемлемой частью организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС является внеурочная деятельность. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения реализуемых АООП. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме урочной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решения задач их воспитания и социализации. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с ОВЗ, организации их свободного времени.

Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности: патриотическое, спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, общественно полезные практики и т.д. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Как известно, капля и камень точит. Каждый день учителя нашей школы дают капли знаний учащимся, и внеурочная деятельность помогает донести эти капли конкретным ученикам. Так имеет место система воспитательно-образовательного процесса нашей школы в условиях реализации Федерального Стандарта.

Уильям Уорд сказал:

Посредственный - учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.

ВД это не урок, она дает в работе такой полет для творчества учителя, который сможет вдохновить будущего человека на всю жизнь.
Заключение.

Всё сказанное выше особенно актуально, когда мы говорим об обучении детей с интеллектуальными нарушениями. В основу ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы. Учителя, реализующие положения ФГОС на практике, убеждены в возможности и необходимости деятельностного подхода в обучении данной категории детей.

Я считаю, что, несмотря на все сложности в этой работе, Стандарт для детей с ОВЗ, дает новые возможности учителю использовать свой научно-педагогический потенциал в работе с детьми, побуждает глубже изучать психологию ребенка, изыскивая новые формы и методы общения на занятиях. А ребенку с ОВЗ дает право получить качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.























С занятия начинается учебно - воспитательный процесс, занятием он и заканчивается

Дети с интеллектуальными нарушениями имеют невысокую степень мотивации к обучению и основная задача учителя повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний и чтобы каждый добился успеха в меру способностей и возможностей .

Деятельностный подход как основа ФГОС

Главное место в учебном процессе отводится активной разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающегося Необходимо с первого класса учить ребят искать, понимать, применять, сравнивать, давать оценку, взаимодействовать. Подход обеспечивает обучение деятельности и, что самое главное, усвоение знаний.

При реализации нового стандарта учителю необходимо выходить за рамки своего предмета и задумываться о развитии ребенка как личности, о необходимости формирования нужных навыков и умений, без которых ученик не способен добиться успеха на последующих ступенях образования.

Уроки включают в себя различные виды деятельности : игра, моделирование,

Практическая работа, самостоятельная работа, оценочная деятельность учащихся

Создание посильных проблемных ситуаций

Работа в парах

Во время обучения используется только качественная оценка деятельности обучающегося через словесное и эмоциональное поощрение

Понятие деятельностного подхода и его цели

Что  же  представляет  собой  учение  как  деятельность? Термин  «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  определяет  любую  активность,  любую  работу  человека.  Осмысленная  и  целенаправленная  деятельность  школьников  по  овладению  знаниями  определяется  как  учебная  деятельность. Учебная  деятельность  не  дана  ребёнку  с  самого  начала,  её  нужно  построить  и,  как  всякая  деятельность,  учение  выполняется  на  основе  определённой  процедуры.

Деятельностный подход нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно данному подходу, психика человека неразрывно связана с его деятельностью и ею же обусловлена, так как «человеческая жизнь – совокупность, система сменяющих друг друга деятельностей».

Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках деятельностного подхода. Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни (ставить цели,  решать задачи,  отвечать за результаты). Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.

Принципы деятельностного подхода

Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 

• выполнение обучащимися определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение обучающимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.          

Таким образом, ключевыми  словами  в  характеристике  деятельностного подхода,  являются  слова:  искать,  думать,  сотрудничать,  приниматься  за  дело,  адаптироваться.            Расшифруем  так:

ИСКАТЬ – опрашивать  окружение,  консультироваться  у  учителя,  получать  информацию; ДУМАТЬ – устанавливать  взаимосвязи  между  прошлыми  и  настоящими  событиями,  критически  относиться  к  тому  или  иному  высказыванию,  предложению,  уметь  противостоять  неуверенности  и  сложности,  занимать  позицию  в  дискуссиях  и  вырабатывать  своё  собственное  мнение,  оценивать  социальные  привычки,  связанные  со  здоровьем, а  так  же  с  окружающей  средой,  оценивать  произведения  искусства  и  литературы;

СОТРУДНИЧАТЬ – уметь  работать  в  группе,  принимать  решения,  улаживать  разногласия  и  конфликты,  договариваться, разрабатывать  и  выполнять  взятые  на  себя  обязанности;

ПРИНИМАТЬСЯ  ЗА  ДЕЛО – включаться  в  работу,  нести  ответственность,  войти  в  группу  или  коллектив  и  внести  свой  вклад,  доказать  солидарность,  организовывать  свою  работу, пользоваться  вычислительными  и  моделирующими  приборами;

АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать  новые  технологии  информации  и коммуникации,  стойко  противостоять  трудностям,  находить  новые  решения.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании:

Принцип деятельности;

Принцип непрерывности;

Принцип целостности;

Принцип минимакса;

Принцип психологической комфортности.

Система дидактических принципов:

Принцип вариативности;

Принцип творчества.

Деятельностный подход на уроках реализуется в следующих видах работы: вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность; моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях; использование активных и интерактивных методик.

Обучающиеся работают с источниками информации, осмысливают актуальную социальную информацию, решают познавательные и практические задачи, анализируют современные общественные явления и события, осваивают типичные социальные роли, аргументируют свою позицию, оппонируют иному мнению, выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Исходя из вышесказанного можно получить новый результат:

- умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов, действий. Вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться;

- способность к самоорганизации в решении учебных задач;

- прогресс в личностном развитии.