Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка
Современный урок английского языка должен сочетать в себе различные аспекты. Учителю необходимо планировать урок исходя из требований обновленных ФГОС начального и основного общего образования. Согласно новым требованиям, процесс образования предполагает преемственность и единство содержания предметных результатов программ основного общего образования на базовом и углубленном уровнях.
«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев).
Ученик должен иметь возможность изучать учебные предметы углубленного уровня, в том числе по индивидуальным учебным планам. Учитель может использовать разные формы проведения занятий, в том числе и с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Обучающимся необходимо освоить базовые понятия, уметь доказывать признаки и свойства, научится строить связи с другими понятиями, рассуждать, стремиться решать задачи более высокого уровня сложности.
Требования ФГОС предполагают, что ученику следует быть подкованным всесторонне. С учетом этого аспекта целесообразно приобрести навык функциональной грамотности. Что же предполагает этот термин?
Функциональная грамотность – это способность личности использовать знания и приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы сможем оказаться, тем большее количество различных навыков, нам потребуется, чтобы выйти из них с достоинством.
Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения и навыки при решении широкого круга жизненных ситуаций и выходит за рамки учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения и навыки приобретались.
Для того чтобы школьник смог применить полученные школьные знания на практике, необходимо освоить навык функциональной грамотности, так как в условиях современного мира на рынке труда каждый должен демонстрировать максимальную гибкость и быть готовым адаптироваться к меняющимся требованиям. Функционально грамотный школьник может осознанно выходить за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировать все предметные знания для решения конкретной задачи.
Выделяются следующие направления формирования функциональной грамотности: функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление.
Цель обучения иностранному языку - это формирование коммуникативной компетенции, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Роль учителя – стимулировать учащихся к использованию речемыслительной активности для того, чтобы создать такие учебные ситуации, которые будут способствовать их спонтанной речи.
На уроке английского языка мы стараемся сформировать, развить и совершенствовать такие компоненты функциональной грамотности, как: глобальные компетенции, читательскую грамотность и креативное мышление. Важным моментом является и практическая направленность уроков.
Я предлагаю рассмотреть возможности, которые даёт использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (авторы Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Меридит) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения: выделять причинно-следственные связи, убирая ненужную, неверную, непроверенную информацию, а также структурировать информацию предложенного текста. Игровые приёмы, групповые и парные формы работы, постоянная смена деятельности повышают мотивацию обучющихся к изучению английского языка. Фундаментом данной технологии является коммуникативнодеятельностный принцип обучения, подразумевающий интерактивный режим занятий, коллективный поиск решения проблемной ситуации. Многочисленные приёмы технологии развивают умение прогнозировать информацию, творчески интерпретировать её, задавать вопросы, направленные на раскрытие основного содержания прочитанного.
В современном мире умение общаться на английском языке воспринимается как новая компетенция, которой обладает человек, так как умение использовать язык на практике это и есть функциональная грамотность. В наше время знанием английского языка трудно удивить. С модернизацией современного общества уровень знаний иностранного языка стал выше. Этому способствует популяризация Интернета. Каждый человек имеет доступ не только к сайтам с грамматикой, но и может посмотреть фильм, к примеру, на английском с субтитрами или сможет пообщаться в режиме реального времени с носителем языка, используя социальные сети.
Мы живем в эпоху, когда многие профессии предполагают знание английского языка: юристы, медики, артисты, программисты. Они изучают иностранный язык для успешного функционирования в своей профессии.
Работа с разными формами информации (например, упражнения с таблицами, схемами, картинками), умение выполнять различные учебно-познавательные задачи (например, используя таблицу, расскажите о популярном виде спорте среди американских подростков), учебно-практические навыки (например, проанализировав схему в учебнике, приведите примеры), умение переносить полученные знания в реальную жизнь - это источники формирования функциональной грамотности на уроках английского.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что английский язык является очень важным инструментом в становлении и развития функционально грамотной личности. Для развития международной и социальной коммуникации использование английского языка в речевой деятельности является основным фактором. На мой взгляд, в современном мире для человека необходимо иметь в своем запасе знание одного или несколько иностранных языков.