Формирование функциональной математической грамотности
Подготовили:
Наумкина С.А
Осиповых Е.С.
Что такое функциональная математическая грамотность?
- «Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
- Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
- Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.»
Структура оценки математической грамотности по PISA
Математическое содержание , которое используется в тестовых заданиях:
- Изменения и зависимости (алгебра)
- Пространство и форма (геометрия)
- Неопределенность и данные (ТВ и статистика)
- Количество (арифметика)
Когнитивные процессы
формулировать ситуацию математически
- применять математические понятия, факты, процедуры
- интерпретировать, использовать и оценивать результаты
- рассуждать
Контекст, в котором представлена проблема .
- Личная жизнь – Мир человека Общественная жизнь – Мир социума
- Образование/профессиональная деятельность – Мир профессий
- Научная деятельность – Мир науки
Недостатки в овладении метапредметными умениями по результатам международного исследования PISA
- работать с нетрадиционным заданием, в частности, с задачей, отличной от текстовой, для которой известен способ решения;
- работать с информацией, представленной в различных формах (текста, таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, чертежа)
- отбирать информацию, если задача содержит избыточную информацию;
- привлекать информацию, использовать личный опыт
- задавать самостоятельно точность данных с учетом условий задачи
- моделировать ситуацию
- размышлять: использовать здравый смысл, перебор возможных вариантов,
- метод проб и ошибок
- представлять в словесной форме обоснование решения
- находить и удерживать все условия, необходимые для решения и его интерпретации
Результаты апробации мониторинга функциональной грамотности
- значительная часть демонстрирует неготовность вычленять математические аспекты из реальной ситуации, выбирать существенную информацию, обрабатывать, используя математический аппарат. Не понимают, когда надо привлекать жизненный опыт, а когда математические знания.
- Не понимают, что означает «доказать», «обосновать».
- Нет развития навыков смыслового чтения. Плохо читают условие, не сопоставляют текстовую и табличную, графическую информацию, не используют справочную
Формулы корней квадратного уравнения
Цель темы:
- обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы «Методы решения квадратных уравнений», а также изучить и первично закрепить алгоритм решения полного квадратного уравнения.
Планируемый результат
Предметные. Учащиеся научатся:
- При чтении текстов, предложенных на уроке, осуществлять поиск информации и понимать прочитанное;
- моделировать ситуацию, иллюстрирующую алгоритм решения квадратного уравнения по формулам корней квадратного уравнения.
Учащиеся получат возможность
- выбрать алгоритм решения нестандартной задачи
Планируемый результат
Предметные:
Обучающиеся научатся:
- при чтении текстов, предложенных на уроке, осуществлять поиск информации и понимать прочитанное.
- моделировать ситуацию,
- иллюстрирующую алгоритм решения квадратного уравнения по формулам корней квадратного уравнения.
получат возможность научиться:
- выбрать алгоритм решения нестандартной задачи
Планируемый результат
Метапредметные:
познавательные:
- понимать информацию и извлекать информацию из текста
коммуникативные:
- осознанная речь (слушать, говорить, осознанно читать вслух)
- участие в беседе.
Планируемый результат
Регулятивные:
- определить цель и проблему в учебном процессе
- действовать по алгоритму
- уметь работать со схемой
- рефлексия.
Планируемый результат
Личностные:
Обучающийся развивает:
- внимательность;
- аккуратность в вычислениях;
- память;
- требовательное отношение к себе и своей работе.
получит возможность:
- развития познавательного интереса к изучению предмета, самовоспитания;
- давать позитивную самооценку результата учебной деятельности
Основные понятия
Квадратное уравнение
Дискриминант
Корни уравнения
Алгоритм решения квадратных уравнений
Межпредметные связи: история русский язык
Организация пространства:
фронтальная, индивидуальная
Актуализация знаний Мотивация обучающихся
Деятельность учителя:
О чем эта загадка? Подскажите, какую тему мы изучаем? (Деятельность ученика: Квадратные уравнения. Внимательно слушают, отвечают на вопросы, выполняют задания.)
Деятельность учителя:
«Неизвестное X, неизвестное Y,
Их можно в равенствах повстречать.
И это, ребята, скажу вам, не игры,
Здесь нужно решение всерьез отыскать.
С неизвестными равенства, без сомнения,
Называем, ребята, мы как? »
( Деятельность ученика: уравнение)
Сформулируйте определение
квадратного уравнения
Объясните, в чём заключается
смысл
Придумайте неполные
Составьте квадратное уравнение,
ограничения в определении
квадратные уравнения
в котором главный коэффициент равен 5,
квадратного уравнения
Какие способы решения
свободный член равен -15,
Почему изученные методы
полных квадратных
второй коэффициент равен -25.
– Предположите, чем мы будем
нельзя отнести
уравнений вы знаете.
заниматься на уроке
к универсальным.
(используйте ключевые слова –
универсальный, рациональный,
специальный, общий, удобный).
Метод предвосхищения
Формирование МГ Что делать?
- Помнить о системности формируемых математических знаний.
- формировать готовность к взаимодействию с математической стороной окружающего мира - погружать в реальные ситуации (отдельные задания; цепочки заданий, объединенных ситуацией, проектные работы)
- формировать опыт поиска путей решения жизненных задач, учить математическому моделированию реальных ситуаций и переносить способы решения учебных задач на реальные
- развивать когнитивную сферу, учить познавать мир, решать задачи разными способами
- формировать коммуникативную, читательскую, информационную, социальную компетенции
- развивать регулятивную сферу и рефлексию: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы (вычисления, построения и пр.),