СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной математической грамотности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете "Формирование функциональной математической грамотности"

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной математической грамотности»

 Формирование функциональной математической грамотности Подготовили: Наумкина С.А Осиповых Е.С.

Формирование функциональной математической грамотности

Подготовили:

Наумкина С.А

Осиповых Е.С.

Что такое функциональная математическая грамотность? «Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.»

Что такое функциональная математическая грамотность?

  • «Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
  • Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
  • Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.»
  Структура оценки математической  грамотности по PISA    Математическое содержание , которое используется в тестовых заданиях: Изменения и зависимости (алгебра) Пространство и форма (геометрия) Неопределенность и данные (ТВ и статистика) Количество (арифметика) Когнитивные процессы  формулировать ситуацию математически применять математические понятия, факты, процедуры интерпретировать, использовать и оценивать результаты рассуждать Контекст, в котором представлена проблема . Личная жизнь – Мир человека Общественная жизнь – Мир социума Образование/профессиональная деятельность – Мир профессий Научная деятельность – Мир науки

Структура оценки математической грамотности по PISA

Математическое содержание , которое используется в тестовых заданиях:

  • Изменения и зависимости (алгебра)
  • Пространство и форма (геометрия)
  • Неопределенность и данные (ТВ и статистика)
  • Количество (арифметика)

Когнитивные процессы

формулировать ситуацию математически

  • применять математические понятия, факты, процедуры
  • интерпретировать, использовать и оценивать результаты
  • рассуждать

Контекст, в котором представлена проблема .

  • Личная жизнь – Мир человека Общественная жизнь – Мир социума
  • Образование/профессиональная деятельность – Мир профессий
  • Научная деятельность – Мир науки
  Недостатки в овладении метапредметными  умениями по результатам международного исследования PISA   работать с нетрадиционным заданием, в частности, с задачей, отличной от текстовой, для которой известен способ решения; работать с информацией, представленной в различных формах (текста, таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, чертежа) отбирать информацию, если задача содержит избыточную информацию; привлекать информацию, использовать личный опыт задавать самостоятельно точность данных с учетом условий задачи моделировать ситуацию размышлять: использовать здравый смысл, перебор возможных вариантов, метод проб и ошибок представлять в словесной форме обоснование решения находить и удерживать все условия, необходимые для решения и его интерпретации

Недостатки в овладении метапредметными умениями по результатам международного исследования PISA

  • работать с нетрадиционным заданием, в частности, с задачей, отличной от текстовой, для которой известен способ решения;
  • работать с информацией, представленной в различных формах (текста, таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, чертежа)
  • отбирать информацию, если задача содержит избыточную информацию;
  • привлекать информацию, использовать личный опыт
  • задавать самостоятельно точность данных с учетом условий задачи
  • моделировать ситуацию
  • размышлять: использовать здравый смысл, перебор возможных вариантов,
  • метод проб и ошибок
  • представлять в словесной форме обоснование решения
  • находить и удерживать все условия, необходимые для решения и его интерпретации
Результаты апробации мониторинга функциональной грамотности значительная часть демонстрирует неготовность вычленять математические аспекты из реальной ситуации, выбирать существенную информацию, обрабатывать, используя математический аппарат. Не понимают, когда надо привлекать жизненный опыт, а когда математические знания. Не понимают, что означает «доказать», «обосновать». Нет развития навыков смыслового чтения. Плохо читают условие, не сопоставляют текстовую и табличную, графическую информацию, не используют справочную

Результаты апробации мониторинга функциональной грамотности

  • значительная часть демонстрирует неготовность вычленять математические аспекты из реальной ситуации, выбирать существенную информацию, обрабатывать, используя математический аппарат. Не понимают, когда надо привлекать жизненный опыт, а когда математические знания.
  • Не понимают, что означает «доказать», «обосновать».
  • Нет развития навыков смыслового чтения. Плохо читают условие, не сопоставляют текстовую и табличную, графическую информацию, не используют справочную
Формулы корней квадратного уравнения

Формулы корней квадратного уравнения

Цель темы: обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы «Методы решения квадратных уравнений», а также изучить и первично закрепить алгоритм решения полного квадратного уравнения.

Цель темы:

  • обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы «Методы решения квадратных уравнений», а также изучить и первично закрепить алгоритм решения полного квадратного уравнения.
Планируемый результат Предметные. Учащиеся научатся: При чтении текстов, предложенных на уроке, осуществлять поиск информации и понимать прочитанное; моделировать ситуацию, иллюстрирующую алгоритм решения квадратного уравнения по формулам корней квадратного уравнения.   Учащиеся получат возможность  выбрать алгоритм решения нестандартной задачи

Планируемый результат

Предметные. Учащиеся научатся:

  • При чтении текстов, предложенных на уроке, осуществлять поиск информации и понимать прочитанное;
  • моделировать ситуацию, иллюстрирующую алгоритм решения квадратного уравнения по формулам корней квадратного уравнения.

  Учащиеся получат возможность 

  • выбрать алгоритм решения нестандартной задачи
Планируемый результат Предметные: Обучающиеся научатся: при чтении текстов, предложенных на уроке, осуществлять поиск информации и понимать прочитанное. моделировать ситуацию, иллюстрирующую алгоритм решения квадратного уравнения по формулам корней квадратного уравнения. получат возможность научиться: выбрать алгоритм решения нестандартной задачи

Планируемый результат

Предметные:

Обучающиеся научатся:

  • при чтении текстов, предложенных на уроке, осуществлять поиск информации и понимать прочитанное.
  • моделировать ситуацию,
  • иллюстрирующую алгоритм решения квадратного уравнения по формулам корней квадратного уравнения.

получат возможность научиться:

  • выбрать алгоритм решения нестандартной задачи
Планируемый результат Метапредметные: познавательные: понимать информацию и извлекать информацию из текста коммуникативные: осознанная речь (слушать, говорить, осознанно читать вслух) участие в беседе. 

Планируемый результат

Метапредметные:

познавательные:

  • понимать информацию и извлекать информацию из текста

коммуникативные:

  • осознанная речь (слушать, говорить, осознанно читать вслух)
  • участие в беседе. 
Планируемый результат Регулятивные: определить цель и проблему в учебном процессе действовать по алгоритму уметь работать со схемой рефлексия.

Планируемый результат

Регулятивные:

  • определить цель и проблему в учебном процессе
  • действовать по алгоритму
  • уметь работать со схемой
  • рефлексия.
Планируемый результат Личностные: Обучающийся развивает:  внимательность; аккуратность в вычислениях; память; требовательное отношение к себе  и своей работе.  получит возможность: развития познавательного  интереса к изучению предмета, самовоспитания; давать позитивную самооценку результата учебной деятельности

Планируемый результат

Личностные:

Обучающийся развивает:

  • внимательность;
  • аккуратность в вычислениях;
  • память;
  • требовательное отношение к себе  и своей работе. 

получит возможность:

  • развития познавательного  интереса к изучению предмета, самовоспитания;
  • давать позитивную самооценку результата учебной деятельности
Основные понятия Квадратное уравнение Дискриминант Корни уравнения Алгоритм решения квадратных уравнений

Основные понятия

Квадратное уравнение

Дискриминант

Корни уравнения

Алгоритм решения квадратных уравнений

Межпредметные связи: история  русский язык Организация пространства: фронтальная, индивидуальная

Межпредметные связи: история русский язык

Организация пространства:

фронтальная, индивидуальная

Актуализация знаний  Мотивация обучающихся Деятельность учителя: О чем эта загадка? Подскажите, какую тему мы изучаем? (Деятельность ученика: Квадратные уравнения. Внимательно слушают, отвечают на вопросы, выполняют задания.) Деятельность учителя: «Неизвестное X, неизвестное Y, Их можно в равенствах повстречать. И это, ребята, скажу вам, не игры, Здесь нужно решение всерьез отыскать. С неизвестными равенства, без сомнения, Называем, ребята, мы как? » ( Деятельность ученика: уравнение)

Актуализация знаний Мотивация обучающихся

Деятельность учителя:

О чем эта загадка? Подскажите, какую тему мы изучаем? (Деятельность ученика: Квадратные уравнения. Внимательно слушают, отвечают на вопросы, выполняют задания.)

Деятельность учителя:

«Неизвестное X, неизвестное Y,

Их можно в равенствах повстречать.

И это, ребята, скажу вам, не игры,

Здесь нужно решение всерьез отыскать.

С неизвестными равенства, без сомнения,

Называем, ребята, мы как? »

( Деятельность ученика: уравнение)

Сформулируйте определение  квадратного уравнения Объясните, в чём заключается смысл Придумайте   неполные Составьте квадратное уравнение, ограничения в определении  квадратные уравнения  в котором главный коэффициент равен 5, квадратного уравнения Какие способы решения свободный член равен -15, Почему изученные методы  полных квадратных второй коэффициент равен -25. – Предположите, чем мы будем  нельзя отнести уравнений вы знаете. заниматься на уроке к универсальным.  (используйте ключевые слова – универсальный, рациональный,  специальный, общий, удобный).  Метод предвосхищения

Сформулируйте определение

квадратного уравнения

Объясните, в чём заключается

смысл

Придумайте   неполные

Составьте квадратное уравнение,

ограничения в определении

квадратные уравнения

в котором главный коэффициент равен 5,

квадратного уравнения

Какие способы решения

свободный член равен -15,

Почему изученные методы

полных квадратных

второй коэффициент равен -25.

Предположите, чем мы будем

нельзя отнести

уравнений вы знаете.

заниматься на уроке

к универсальным.

(используйте ключевые слова –

универсальный, рациональный,

специальный, общий, удобный).

Метод предвосхищения

Формирование МГ  Что делать? Помнить о системности формируемых математических знаний. формировать готовность к взаимодействию с математической стороной окружающего мира - погружать в реальные ситуации (отдельные задания; цепочки заданий, объединенных ситуацией, проектные работы) формировать опыт поиска путей решения жизненных задач, учить математическому моделированию реальных ситуаций и переносить способы решения учебных задач на реальные развивать когнитивную сферу, учить познавать мир, решать задачи разными способами формировать коммуникативную, читательскую, информационную, социальную компетенции развивать регулятивную сферу и рефлексию: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы (вычисления, построения и пр.),

Формирование МГ Что делать?

  • Помнить о системности формируемых математических знаний.
  • формировать готовность к взаимодействию с математической стороной окружающего мира - погружать в реальные ситуации (отдельные задания; цепочки заданий, объединенных ситуацией, проектные работы)
  • формировать опыт поиска путей решения жизненных задач, учить математическому моделированию реальных ситуаций и переносить способы решения учебных задач на реальные
  • развивать когнитивную сферу, учить познавать мир, решать задачи разными способами
  • формировать коммуникативную, читательскую, информационную, социальную компетенции
  • развивать регулятивную сферу и рефлексию: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы (вычисления, построения и пр.),