Приёмы формирования математической грамотности учащихся на различных этапах урока в основной школе. Из опыта работы.
Учитель математики
МБОУ «СОШ №16
имени Д. М. Карбышева»
Сербина Татьяна Геннадьевна
«Изучение математики без должной связи с жизнью, без наглядности мешает развитию логического мышления, снижает уровень математической подготовки…»
Маркушевич
Алексей Иванович
(советский математик, профессор)
В соответствии с обновлённым ФГОС ООО формирование функциональной математической грамотности является приоритетной целью обучения в 5-9 классах.
Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
Функциональная математическая грамотность - это способность учащегося применять математику в различных жизненных ситуациях.
Поэтапное развитие различных умений, составляющих основу математической грамотности
Правила, которые помогут в развитии функциональной грамотности школьников:
- Равномерное распределение заданий:
Задания по развитию функциональной грамотности начального и продвинутого уровня необходимо равномерно внедрять в учебный процесс на протяжении всего учебного года. Они должны быть привязаны к реальным ситуациям и соответствовать возрасту учеников.
Для школьников важно, чтобы задачи соответствовали их повседневному опыту. Например, задача, составленная вместе с детьми на уроке, упоминание имени детей из класса, использование героев из мультфильмов и популярных игр может сделать задачи более увлекательными.
Это творчество нескольких педагогов, которое перерастает в творческий процесс у учащихся и вызывает высокую мотивацию к обучению. Целью интегрированного урока становится создание условий для практического применения знаний, навыков и умений, дать учащимся возможность увидеть результат своего труда и получить от него радость.
- Постепенное усложнение заданий:
В средних и старших классах необходимо увеличивать объём знаний и сложность анализа информации. Учеников можно ознакомить с серьезными глобальными проблемами и причинами различных явлений, такими как мировые конфликты и социальное неравенство.
Мы должны учить:
1. Решать задач разными способами.
2. Представлять ситуацию, описанную в задаче
с помощью отрезков, чертежа, таблицы.
3. Решать задачи с недостающими или лишними данными.
4.Самостоятельное составление задач учениками.
5. Изменить вопросы задачи.
6. Закончить решение задачи.
7. Составить аналогичные задачи с измененными данными.
8. Составить и решать обратные задачи.
Учащиеся должны принимать активное участие на всех этапах учебного процесса: формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты.
0; 2)12 - 18= – 6; 3) – (– 5) = 5; 4) – 8 – 12+8= – 12; Физкультминутка: верно – сидите, неверно – встаете Правильная дробь – руки вверх, неправильная – в стороны, хлопать в ладоши и топать ногами, " width="640"
Актуализация знаний.
- Приём «Верные и неверные утверждения» дает возможность быстро включить детей в работу. Формируется умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение выражать свое мнение.
Если математическое утверждение верно, то показывается карточка зеленого цвета , если нет – то красного
5 класс:
а) Две точки можно соединить двумя отрезками.
б) В одном сантиметре 10 дециметров.
в) Прямая не имеет концов.
г) Точка разбивает прямую на два луча.
Главное – приобщить к учёбе пассивных учащихся.
6 класс: верны ли утверждения
- – 2 0; 2)12 - 18= – 6; 3) – (– 5) = 5; 4) – 8 – 12+8= – 12;
- Физкультминутка: верно – сидите, неверно – встаете
- Правильная дробь – руки вверх, неправильная – в стороны, хлопать в ладоши и топать ногами,
В своей работе применяю творчество. В процессе творчества у обучающихся вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, развивается стремление к знаниям. Увлеченные, дети не осознают процесса обучения: они узнают, запоминают, ориентируются, расширяют запас знаний и развивают воображени е.
Открытки известные женщины-математики
Кроссенс - ассоциативная головоломка нового поколения.
Что такое кроссенс на уроке?
Кроссенс – это интерактивный метод обучения, построенного на взаимодействии учеников и педагога .
Кроссенс как приём помогает создать такие условия в учебном процессе, когда ученики сами добывают знания, то есть происходит непринуждённое вовлечение их в исследовательскую деятельность.
В основе кроссенса - деятельностный подход, который способствует формированию сотрудничества, креативности, коммуникации и критического мышления обучающихся.
Применение знаний и умений в новой ситуации
Контроль освоения
Игра «Магазин»
Учитель пишет на доске объявление:
Ученики выбирают «директора» магазина, который раздаёт желтые карточки-ценники.
В них зачеркнута старая цена, нужно внести изменения в ценники.
Ученики считают, записывают новую цену. Сдают карточки «директору» магазина и его помощнику на проверку.
Стимулы для формирования мотивации к учебной деятельности:
Поэт Сеф в шутливой форме писал:
“ Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает”.
А мы сегодня не будем скучать и продолжим изучать рациональные числа»
Работа по готовым чертежам и схемам:
Необходимо опираться на межпредметные связи с целью их
использования для формирования у учащихся целостного представления о
системе знаний, о мире и с целью развития эрудиции школьников.
Автор: Шарапова Ольга Михайловна
Работа с математическими текстами не теряет своей актуальности и в 9 классе
Приемы решения практико- ориентированных задач нового типа включены в ОГЭ в 9 классе.
Для моих учеников они довольно сложные!
Рефлексия: Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:
- каша в голове
- ни в зуб ногой
- светлая голова
«Звездочки»
На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на
уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и
т.д.
Электронные образовательные ресурсы для формирования функциональной математической грамотности школьников:
Дистанционное образование для школьников - Учи.ру
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности от Российской электронной школы
Цифровые учебные материалы библиотеки «Моя школа»
Обучающая онлайн-платформа «Якласс»
Межпредметные подборки от Яндекс Учебника
Литература:
- Формирование математической грамотности обучающихся.
Нарыжная Л. Н., г. Санкт -Петербург.
- Формирование математической грамотности. Новые подходы к содержанию математического образования в условиях реализации ФГОС ООО Автор Мартынова У. Н. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК (1urok.ru)
- Формирование метапредметных навыков на уроках математики в 5-6 классе О. В. Шевчукова
- Математика. Внеурочные занятия. Т. Б. Анфимова М.: ИЛЕКСА 2017