СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование грамматически правильной речи у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема семинара направлена на систематизацию ваших знаний по проблеме формирования грамматического строя речи и практического освоения приемов формирования грамматически правильной речи у дошкольников. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.  А максимально сензитивный период развития речи – это дошкольное детство.

Просмотр содержимого документа
«Формирование грамматически правильной речи у дошкольников»

Семинар-практикум по теме

"Формирование грамматически правильной речи у дошкольников"

Шабалихина Елена Геннадьевна, учитель-логопед

Раздел: Работа с дошкольниками

Цель: систематизация знаний педагогов по проблеме формирование грамматического строя речи у дошкольников.

Задачи:

- Дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования грамматического строя речи;

- Помочь практически освоить приемы формирования грамматически правильной речи,

- Упражнять воспитателей в выборе и поиске наиболее эффективных вариантов выполнения заданий;

Оборудование: бланки заданий, таблица "Особенности развития грамматического строя речи", методическая литература по теме, таблица «Содержание работы по развитию грамматического строя речи».


Содержание семинара-практикума.

Добрый день, уважаемые педагоги. Сегодня я проведу для вас семинар-практикум по теме «Формирование грамматически правильной речи у дошкольников».

Тема семинара направлена на систематизацию ваших знаний по проблеме формирования грамматического строя речи и практического освоения приемов формирования грамматически правильной речи у дошкольников.

Как вы знаете, Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

А максимально сензитивный период развития речи – это … дошкольное детство. Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. Важно начать это своевременно, а заметив отставание в речевом развитии, вовремя начать его коррекцию.

Ведь именно грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Вспомним, что такое грамматика и грамматический строй языка. В структуру ГС входят следующие разделы: морфология (которая изучает что? … строение слов) и синтаксис (который изучает что? … строение предложений).

Морфология включает в себя: словообразование (приставки + суффиксы) и словоизменение (окончания).

Словообразование – изменяет смысл слова с помощью каких частей слова? (приставки, суффикса). Например: лес – лесник, друг – подруга.

Словоизменение слова происходит за счет изменения его окончания. Оно позволяет словам подстраиваться друг под друга в предложении.

Как развивается детская речь от появления первых слов до начала школьного возраста?

Эти закономерности усвоения грамматической стороны речи были раскрыты известным лингвистом Александром Николаевичем Гвоздевым. Он наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка, которые вы видите на слайде.

Более подробно особенности развития грамматики у дошкольников представлены в таблице по материалам книги Гвоздева А.Н. «Вопросы изучения детской речи»

Предлагаю раздать педагогам данную таблицу на каждую возрастную группу, с целью систематизации знаний по данному вопросу.

Хочется отметить, что дети раньше усваивают те, формы, которые очень наглядны и доступны для их восприятия, например, число существительных стол-столы, кот-коты, нос-носы; или уменьшительно-ласкательные суффиксы пальчик, стульчик; или повелительное наклонение у глаголов дай, пить, есть.

В каждой части речи русского языка для детей есть свои трудности, я их отметила в таблице по каждому возрасту.

А исследования Серебряковой Н.В. доказали, что усвоение ГСР зависит от качества звукопроизношения ребенка и степени развития у него фонематического слуха. Чем лучше развито произношение и фонематический слух, тем лучше усваивается грамматика.

В норме к семи годам ребенок вполне усваивает основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения, употребляет все части речи, пользуется разными способами словообразования. Строит распространенные и сложные предложения.

Остановимся на характеристике условий формирования грамматической стороны речи у дошкольников.

1) Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.

Необходимо постоянно повышать культуру речи не только детей, но и их родителей. Совершенствование собственной речи должна рассматриваться педагогом, как профессиональная обязанность.

Можно познакомить родителей с морфологическими ошибками ребенка, посоветовать, как от них избавиться. Следует шире использовать в работе с родителями и детьми художественную литературу, фольклор, дающие образцы литературного и народного языка.

2) Специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок успешно проходит в непосредственной образовательной деятельности (специальные логопедические занятия, основное содержание которых формирование грамматически правильной речи) или как часть ОД по развитию речи или по другим разделам программы.

3) Различные виды совместной деятельности взрослого и ребёнка способствуют практическому усвоению правил грамматики (дидактические, сюжетно-ролевые игры, театрализованная, опытно-экспериментальная деятельность).

4) Создание необходимой предметно-развивающей среды по данному направлению – важнейшие условие в развитии речи ребенка. Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени.

При организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования:

• наполняемость уголка должна быть по теме недели;

• учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей при подборе материала;

• системность в обновлении материала;

• не перегружать уголок оборудованием;

• дидактический материал должен иметь многофункциональный характер;

• обратить внимание на эстетичность оформления речевого центра(оно не должно быть выставочным);

• доступность материала;

• разнообразие материала по данному разделу.

5) Создание информационной среды для родителей является тоже одним из условий развития грамматически правильной речи у детей.

Можно оформить выставку дидактических игр или литературы по данной проблеме, повесить наглядную информацию, провести родительские собрания в виде круглого стола с родителями и совместно с логопедом.

А насколько грамотной речью обладают наши педагоги, мы сейчас проверим.

Выполним небольшие практические задания по подгруппам. Вам нужно в задании №1:

А) Поставьте ударение в словах.

Б) Исправьте ошибки в предложениях.

Благодаря дидактическим играм, их наглядности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей дается возможность много раз упражняться в повторении нужных словоформ. Их можно организовать с использованием игрушек, предметов, картинок. Главное правильно сформулировать цель игры, над чем вы будете работать.

1) Дидактические игры.

2) Игры-драматизации.

3) Словесные упражнения.

4) Рассматривание картин.

5) Пересказ коротких рассказов и сказок.

И следующее наше практическое задание как раз и будет направлено на умение правильно сформулировать цель дидактической игры.

Игра «Чего не хватает»

Цель: образование существительные в Родительном падеже.

Игра «Угостим животное»

Цель: образование существительных в Творительном падеже.

Игра «Назови ласково»

Цель: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Словесные упражнения проводим без наглядного материала, на речевом материале. Их можно организовать с бросанием или передачей мяча.

Ваша задача остается прежней - сформулировать цель словесного упражнения.

Игра «Приготовь сок»

Цель: образование относительных прилагательных.

Игра «Волшебные очки»

Цель: согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Игра «Исправь ошибки»

Цель: упражнение в правильном предложно-падежном управлении слов.

Одной из любимых заданий детей - исправление ошибок, они с удовольствием на занятиях играют в игру «Путаница».

Цель игры направлена на формирование умения правильно согласовывать слова в предложении.

Ваша задача такая же: помогите предложению вернуть первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке. Нельзя использовать дополнительные слова и нельзя оставлять «лишние» слова. Для того, чтобы предложение получилось правильным, в некоторых словах можно изменить окончания.

Методические приемы для обучения детей грамматическим навыкам, они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова:

Образец.

Используется на первоначальном этапе обучения. Детям предлагается поучиться правильно говорить слова, запоминая их: снять (что?) - пальто, но раздеть (кого?) - куклу, надеть (что?) - шапку, но одеть (кого?) - мальчика.

Интонационное сопоставление начальной и косвенной форм слова. Голосом подчеркивается разница в звучании окончаний слова (карандаш – карандашОМ, туфли – много … туфЕЛЬ, носки – много … носКОВ).

Объяснение.

Как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть такие как "упрямые слова": пальто, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтом надо говорить: одно пальто, много пальто, на пальто меховой воротник, эти слова надо запомнить.

Указание.

Сравнение двух форм (чулок - носков; карандашей - апельсинов - груш; столов - окон).

Повторение. Для прочного запоминания применяется многократное повторение детьми за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.

Создание проблемной ситуации.

Подсказ нужной грамматической формы слова.

На основе обследований детей и в практике речевого общения можно слышать следующие ошибки.

Примеры грамматических ошибок в речи.

1. Неправильное окончание имен существительных

      1. Родительный падеж, множественное число:

с окончанием – ей

карандашов, ежов, ухов;

с нулевым окончанием

ночов, куклов, пуговицев;

      1. Родительный падеж, единственное число:

у кукле, у маме, у сестре, без ложке;

      1. Предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода:

в лесе, в саде, в носе;

2. Склонение несклоняемых существительных:

на польте, на пианине, пианину, кофий, кофию, в кине.

3. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных:

Ягнёнки, жеребёнки, лошадёнки, котёнки, свинёнки.

  1. Изменение рода существительных:

Большой яблок, купи мороженую, папа ушла, платье зеленая, теплая молоко, одеяло разорвалась.

  1. Образование глагольных форм.

      1. Изменение основы глагола:

Искать – искаю (ищу), плакать – плакаю (плачу), мочь – можу (могу),

Плескать – плескаю (плещу), рисоват – рисоваю (рисую);

      1. Спряжение глаголов:

Хотеть – хотишь (хочешь), есть – едишь (ешь), давать - дадишь (дашь), спать – сплют (спят)

  1. Окончание местоимений в косвенных падежах:

У мене болят ухи, у тебе новая платья, в этим кармане.

7. Склонение числительных:

Двое домов, с двумями, идите по двоим.

У детей наблюдаются, особенно в повседневном общении, и другие ошибки: «одень» вместо надень, «раздень» вместо сними; я «надетый»; «Бегим», Коля уже «побег». Мы ходим за «ягодам» и «грибам».


Причины грамматических ошибок дошкольников определяются различными факторами:

  1. Общие психофизические закономерности развития ребенка (развитие внимания, памяти, мышления, состояние нервных процессов)

  2. Трудности овладения грамматическим строем (морфологией, синтаксисом, словообразованием)

  3. Запас знаний об окружающем и объеме словаря, а также состояние речевого аппарата и уровень развитие фонематического восприятия речи.

  4. Неблагоприятное влияние окружающей речевой среды (прежде всего неправильная речь родителей и воспитателей).

  5. Педагогическая запущенность, недостаток внимания к детской речи.

Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно. Существуют правила грамотного исправления речевых ошибок у детей. Данная методика разработана О.И. Соловьёвой и А.М. Бородич.

Напомню только, что взрослым необходимо исправлять ошибки детей. При этом внимание ребенка должно быть сосредоточено на правильной грамматической форме. Взрослому не следует повторять допущенную ребенком ошибку – лучше несколько раз произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если взрослый даст ребенку несколько аналогичных примеров. А еще лучше, если ребенок сам сможет попрактиковаться в правильном употреблении изменения и словообразования слов. Этой цели служат разнообразные грамматические игры.

Наиболее широко и доступно и для взрослых и для детей грамматические игры представлены в книгах Новиковской О.А. «Логопедическая грамматика».

Желаю вам успехов в вашей работе! Спасибо за внимание!

Литература.

1.Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр "Академия".- 1998.

2.Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., "Просвещение". - 1974.

Хрестоматия к курсу "Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста"/ Сост. Л. В. Ворошнина. - Пермь. - 2001.

3.Жукова Н. С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: изд-во ЛИТУР. - 2000.

4.Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов "Феникс", СПб "Союз". - 2004.







Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

(составлена по фактическим материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», 1961)

Раздел грамматики

Возраст детей

2 - 3

3 – 4

4 – 5

5 – 6

6 – 7

Морфология

Начинают употреблять падежи (И.п., В.п., Д.п, Т.п);

учатся согласовывать прилагательные с существительными; мн.число только в Именительном падеже;

влияние окончания (-ов) на другие склонения (столов- стулов)

Согласуют существит. в роде, числе, падеже; употребляют существит. с предлогами: в, на, под, за;

пользуются сущ. в форме мн. числа в Р.п.;

правильно согласовывают прилагательные с существительными; нарушено согласование прилагат. с сущ. в ср. роде.

Правильно согласуют слова в роде, числе, падеже и времени; используют форму мн. числа в Р.п. существительных; нарушено согласование числительных с существительными.

Совершенствуется умение согласовывать в предложении все части речи; формируется умение использовать несклоняемые существительные; неустойчивое умение использовать основные формы для точного выражения мыслей.

Закрепление всех приобретенных знаний и умений;

усвоение частных грамматических форм (ударение, род, числительные).

Словообра-зование

Начинают усваиваться уменьшительно-ласкательные суффиксы (-ок- -ик- -к- -чик- -очк- -ечк- -онок- -чк- -ушк –еньк-), увеличительности (-ищ).

Собственные слвоформы – период словотворчества.

Образуют сущ-е, обозначающих детенышей в ед. и мн. числе (по аналогии);

усваивают уменьшит.-ласкательные суффиксы

(-онок- -ёнок-), увеличительности (-ищ-); овладевают сравнительной степенью прилагательных, наречий.




Образуют форму мн. числа сущ-х, обозна-чающих детенышей животных, употребляют их в Им., Родительных падежах; появляются уменьшит.-ласкательный суффикс (-инк-), суффикс увеличительности

(-ин);

используют различные суффиксы и приставки при словообразовании.

Правильно образуют форму мн.ч. сущ-х, обозначающих детенышей животных; однокоренные слова (по образцу);

появляется уменьш. -ласкательный суффикс

(-оват-), увеличительности

(-ущ-) –ющ-)..


Пользуются разнообразн. способами словообразов-я

(существительных с суффиксами, глаголов с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных);

совершенствуется умение образовывать однокоренные слова.

Синтаксис

Употребление простого предлож. (от3до5-8 слов). Появление первых предл. с однородными членами, бессоюзных сложносочин.предложен.

Употребление предлож. с однородными членами, дальнейшее развитие сложных предлож.; учатся правильно согласовывать слова в предложении.

Правильно согласуют слова в предложении; предложения в большинстве случаях сложные.

Продолжают учиться составлять простые, сложные предложе-ния, учатся пользо-ваться прямой и косвенной речью.

Используют в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений


Содержание работы по формированию морфологической и синтаксической сторон речи

Возраст детей


2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Используются игрушки

Используются игрушки и картинки в равном отношении

Больше используются картинки, словесные, дидактические игры, грамматические упражнения

МОРФОЛОГИЯ

- согласовывать существительные с глаголами, прилагательными;

- употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменяя их по лицам;

- использовать в речи предлоги

(В, НА, У, ЗА, ПОД);

- употреблять некоторые вопросительные слова КТО, ЧТО, ГДЕ?

- согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;

- употреблять существительные с предлогами (В, НА, У, ЗА, ПОД).



- правильно согласовывать слова в предложении;

- учить употреблять несклоняемые существительные,

- совершенствовать умения пользоваться предлогами.

- продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении,

- согласовывать существительные с числительными,

- замечать неправильную постановку ударения в словах;

- правильно употреблять несклоняемые существительные.


- совершенствовать умения согласовывать слова (разных частей речи) в предложении.

- закреплять умения правильно пользоваться неизменяемыми существительными.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ


- употреблять сущ. в форме ед. и мн. числа;

- употреблять существительные, обозначающие животных и их детенышей;

- образовывать форму мн. числа существительных в родительном падеже.


- образовывать существительные уменьшительно-ласкательным суффиксом;

- правильно образовывать форму мн. числа существительных в родительном падеже;

- образовывать форму мн. числа сущ., обозначающих детенышей животных (по аналогии);

- употреблять существительные, обозначающие детенышей в родительном падеже;



- правильно употреблять форму мн. числа родительного падежа существительных;

- знакомить с разными способами образования слов с помощью суффиксов (ниц, ель, ец и др.);

- упражнять в образовании однокоренных слов;

- образовании глаголов с приставками.

- совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками;

-введение в речь причастий


СИНТАКСИС

- употреблять простые предложения.


- употреблять простые предложения;

- составлять предложения с однородными членами.

. употреблять простые, распространенные однородными членами предложения;

- составлять простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.


- активно употреблять в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

- совершенствовать умения пользоваться прямой и косвенной речью.

- формировать элементарное представление о предложениях, их структуре;

- помогать правильно строить предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если бы…)

Правила исправления грамматических ошибок.

    • Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.

    • Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.

    • Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.

    • Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отстроченное во времени.

    • С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». – «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек», - подтверждает воспитатель.

    • Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возможно разные. Например: «Ты неверно изменил слово …, подумай, как изменить его правильно». Можно дать образец аналогичного изменения слова (родит. падеж множ. числа - матрешек, ботинок, варежек).

    • В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.

    • При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Приведем примеры:

      • Ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку;

      • Ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.

      • Ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки.

Следует ли поправлять детей в такие моменты? Конечно, не следует. Воспитатель фиксирует свое внимание на ошибках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке. (Методика исправления ошибок разработана О. И. Соловьевой, А.М. Бородич)









I вариант.

Задание №1.

А) Поставьте ударение в словах

Шарфы, искра, договора, столяр, торты, документ.

Б) Исправьте ошибки в предложениях.

Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

К праздничному столу купили пять кило банан.

Задание №2

Помогите предложению вернуть первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке. Нельзя использовать дополнительные слова и нельзя оставлять «лишние» слова. Для того, чтобы предложение получилось правильным, в некоторых словах можно изменить окончания.

- Кошка, с, мальчик, в, увидел, котята, маленький, двор, и, гулять, пушистая.

Задание №3

Во время игры воспитатель услышал разговор двух детей. Один из ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев».

Как должен отреагировать воспитатель на ошибку в речи ребенка?

II вариант.

Задание №1.

А) Поставьте ударение в словах.

Петля, свекла, каталог, торты, алфавит, баловать.

Б) Исправьте ошибки в предложениях.

В магазин завезли импортные моющие обои.

Отсюдова было хорошо видно море.

Задание №2.

Помогите предложению вернуть первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке. Нельзя использовать дополнительные слова и нельзя оставлять «лишние» слова. Для того, чтобы предложение получилось правильным, в некоторых словах можно изменить окончания.

- Дедушка, молоток, цветной, старый, помощь, телевизор, с, ремонтировал, и, отвертка.

Задание №3.

Воспитатель предложил детям игру «Кто внимательный?». Взрослый показывает цифру, а дети должны назвать такое же количество предметов. Когда была показана цифра 1, дети быстро перечислили: сережка, яблоко, груша, часы, окно. Так же четко он назвали два предмета. Когда воспитатель показал цифру 5, то при назывании у детей появились ошибки: пять яблоков, пять окнов.

Как должен отреагировать воспитатель на ошибку в речи детей?





I вариант.

Задание №1.

А) Поставьте ударение в словах

Шарфы, искра, договора, столяр, торты, документ.

В качестве запоминания правильной постановки ударений в словах можно придумать стишки-запоминалочки, рифмы, предложения вместе с ребятами.

Как у нашей Марфы, Есть в полоску шАрфы!

Отлетела от костра и погасла быстро –

Коль неверно, то искра, Если верно – Искра!..

Мы не жулики, не воры,

Подписали договоры.

Красит стены нам маляр.

Полки делает столЯр.

Долго ели тОрты – Не налезли шОрты!

Он – начальник и в момент, нам подпишет докумЕнт.

Б) Исправьте ошибки в предложениях.

Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

Сегодня холодно, поэтому я надела шубу.

К праздничному столу купили пять кило банан.

К праздничному столу купили пять килограммов бананов.

Задание №2

Помогите предложению вернуть первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке. Нельзя использовать дополнительные слова и нельзя оставлять «лишние» слова. Для того, чтобы предложение получилось правильным, в некоторых словах можно изменить окончания.

- Кошка, с, мальчик, в, увидел, котята, маленький, двор, и, гулять, пушистая.

Маленький мальчик гулял во дворе и увидел пушистую кошку с котятами.

Задание №3

Во время игры воспитатель услышал разговор двух детей. Один из ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев».

Как должен отреагировать воспитатель на ошибку в речи ребенка?

II вариант.

Задание №1.

А) Поставьте ударение в словах.

Петля, свекла, каталог, звонит, алфавит, баловать.

В качестве запоминания правильной постановки ударений в словах можно придумать стишки-запоминалочки, рифмы, предложения вместе с ребятами.

В ПЕТле трудно ПЕТь

СвЁкла плакать начала, До корней промокла.

Я, ребята, не свеклА, Я, ребята, свЁкла!


Не говори катАлог, а только каталОг.

Добрый доктор АйболИТ

спрашивает: «Кто звонИТ?»

Заучив весь алфаВИт,

он имел усталый Вид.


БалоВАТь сладкой ВАТой.

Б) Исправьте ошибки в предложениях.

В магазин завезли импортные моющие обои.

В магазин завезли импортные моющиеся обои.

Отсюдова было хорошо видно море.

Отсюда было хорошо видно море.

Задание №2.

Помогите предложению вернуть первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке. Нельзя использовать дополнительные слова и нельзя оставлять «лишние» слова. Для того, чтобы предложение получилось правильным, в некоторых словах можно изменить окончания.

- Дедушка, молоток, цветной, старый, помощь, телевизор, с, ремонтировал, и, отвертка.

Дедушка ремонтировал с помощью отвертки и молотка старый, цветной телевизор.

Задание №3.

Воспитатель предложил детям игру «Кто внимательный?». Взрослый показывает цифру, а дети должны назвать такое же количество предметов. Когда была показана цифра 1, дети быстро перечислили: сережка, яблоко, груша, часы, окно. Так же четко он назвали два предмета. Когда воспитатель показал цифру 5, то при назывании у детей появились ошибки: пять яблоков, пять окнов.

Как должен отреагировать воспитатель на ошибку в речи детей?