Формирование и развитие УУД на уроках математики
МО МИФ
07.11.2017
учитель математики - Елисеева С.М.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий , обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию .
В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания .
Основные функции УУД:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность уче-ния, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результа-ты деятельности; • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готов-ности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования уме-ний, навыков и компетентностей в любой пред-метной области.
Универсальные учебные действия:
• коммуникативные; • познавательные; • регулятивные; • личностные.
Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Личностные действия
позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Познавательные действия
включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия
обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:
• 1 этап — вводно-мотивационный. Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения.)
• 2 этап — открытие математических знаний. На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности. • 3 этап — формализация знаний. Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.
• 4 этап — обобщение и систематизация. На этом этапе применяют приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т. е. носит деятельностный характер.
Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий.
Личностные УУД • участие в проектах; • подведение итогов урока; • творческие задания, имеющие практическое применение; • самооценка событий.
Познавательные УУД • «Найти отличия» • «Поиск лишнего» • «Лабиринты» • «Цепочки» • Составления схем-опор • Работа с разными видами таблиц • Составления и распознавание диаграмм • Работа со словарями
Регулятивные УУД • «Преднамеренные ошибки» • Поиск информации в предложенных источниках • Взаимоконтроль • Диспут • «Ищу ошибку» • Контрольный опрос на определенную проблему
Коммуникативные УУД • Составь задание партнеру • Отзыв на работу товарища • Групповая работа по составлению кроссвордов • «Подготовь рассказ на тему…» • «Объясни …»
Овладение УУД ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения собственного здоровья, использование умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности учеников.
Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика: • выделять тип задач и способы их решения ; • осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач; • различать обоснованные и необоснованные суждения; • обосновывать этапы решения учебной задачи; • производить анализ и преобразование информации; • проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.); • устанавливать причинно-следственные связи; • владеть общим приемом решения задач; • создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач; • осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя: • желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»); • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими; • умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации.
Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность: • выбирать средства для своего поведения; • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; • планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки; • начинать и заканчивать свои действия в нужный момент.
Результатом формирования личностных УУД следует считать: • уровень развития морального сознания; • присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения; • полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации.