СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
статья по физике.
Формированиеииследовательскихнавыков у школьников
Обобщение опыта работы Гороховой Елены Павловны,
учителя физики МБОУ СОШ №76 г. Пензы
Тема: « Формирование у школьников исследовательских навыков на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС ООО»
Обоснование проблемы.
Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.
Актуальность
Актуальность исследования
Многообразие ситуаций неопределенности, с которыми сталкивается молодое поколение, выдвигает перед системой общего образования широкий спектр задач, связанный с накоплением учащимися позитивного опыта нахождения ответов на вопросы, касающиеся реальных явлений окружающего мира. Экспериментальные физические задачи относятся к разряду открытых познавательных проблем, решение которых может быть осуществлено различными способами. Принципиально важным является накопление учащимися позитивного опыта решения экспериментальных задач. На уровне общего образования экспериментальные физические задачи наиболее ярко отражают комплексный теоретико-экспериментальный характер изучения реальных систем при непосредственном контакте с ними учащихся.
Систематическое обучение решению экспериментальных задач способно вывести школьное физическое образование на уровень поискового, сопряженного с организацией познавательной деятельности учащихся, при которой они не только изучают, но и активно применяют самодельное, типовое и новое оборудование к решению учебных проблем, поставленных на основе использования возможностей современной образовательной среды. При этом активность учащихся одновременно направлена не только на усвоение и применение конкретных программных знаний, но и на понимание и применение основ методологии научного познания. Для научного познания в физике характерна высокая степень сбалансированности качественного и количественного описания изучаемых объектов.
В современной школе сложилась ситуация, в которой естественнонаучным дисциплинам уделяется все меньше учебных часов при сохранении информационной составляющей программы. При этом, во всех регламентирующих документах, в том числе и в Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта, и в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Особо отмечается необходимость вовлечения школьников в исследовательские проекты, творческую деятельность, в процессе которых учащиеся учатся конструировать, изобретать, использовать полученные знания на практике.
Одним из основных направлений образовательного процесса становится развитие способности учащихся к исследовательской деятельности. Поэтому формирование исследовательских умений учащихся является одной из важнейших задач современной школы.
Формирование у школьников исследовательских навыков на уроках и внеурочное время, я считаю необходимым, именно в этом случае ученики – это " УЧЕНЫЕ", открывающие новые знания, а учитель – организатор их деятельности.
Объект исследования - процесс обучения физике в средней школе в условиях совершенствования современного образования.
Предмет исследования - методика обучения решению экспериментальных физических задач, ориентированная на формировании исследовательских умений учащихся.
Цель исследования - выявить и изучить возможности использования экспериментальных задач в обучении физике, связанные с комплексным применением традиционного, цифрового, а также самодельного оборудования кабинета физики, и разработать методику использования экспериментальных физических задач, способствующую формированию и развитию у учащихся исследовательских умений.
Гипотеза исследования. Обучение решению экспериментальных физических задач будет способствовать целенаправленному и интенсивному формированию у учащихся исследовательских умений, а также повышению качества знаний учащихся по физике, если:
• учебно-исследовательская деятельность учащихся будет организована в соответствии со структурой научного экспериментального метода исследования, т.е. на каждом этапе урока будет запланировано использование экспериментальной задачи с упором на отработку соответствующего этапа экспериментального метода;
• его проводить систематически, с включением экспериментальных задач в различные структурные элементы уроков физики разных типов в зависимости от их дидактических целей;
• использовать комплексы экспериментальных задач, построение которых осуществляется на основе совместного использования традиционного, цифрового и самодельного оборудования кабинета физики.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. На основе анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы изучить возможности формирования и развития исследовательских умений у учащихся в процессе обучения физике.
2. Выявить уровень представлений учащихся об экспериментальной исследовательской деятельности, а также уровень сформированности у них исследовательских умений.
3. Обосновать новые возможности использования в обучении экспериментальных физических задач для развития исследовательских умений учащихся.
4. Выявить основные направления и возможности систематического использования экспериментальных задач на уроках физики.
5. На основе возможностей современной образовательной среды обучения физике разработать содержание тематических комплексов экспериментальных задач для основной и полной средней школы.
6. Разработать методику целенаправленного формирования и развития исследовательских умений учащихся при решении экспериментальных физических задач, раскрывающую возможности современной образовательной среды.
7. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики обучения решению экспериментальных задач в формировании исследовательских умений учащихся на уроках физики.
Ведущая идея опыта
На своих уроках я не стремлюсь всех научить физики. Значительно более важно научить подростка мыслить самостоятельно, творчески, через систему соответствующих исследовательских заданий.
Детская исследовательская деятельность, несомненно, является одним из самых эффективных подходов к образовательному и воспитательному процессу. В процессе исследовательской деятельности школьники осваивают навыки не пассивного усвоения предлагаемых им учителями знаний, а учатся самостоятельно получить эти знания, что является более эффективным способом образования. Исследовательский способ образования избавлен от самой большой проблемы традиционного образования — отсутствия познавательного интереса обучающихся. При явной эффективности исследовательского подхода, существуют серьезные проблемы в его организации, так как исследовательская деятельность — специфический вид деятельности человека и требует определенной базы.
Как показывает собственный опыт работы в школе, в последние годы существенно упал интерес школьников к фундаментальным наукам, в частности к физике. Это обстоятельство повлияло и на получение фундаментального образования в школе. Понизился интерес школьников к физике, математике и в то же самое время наблюдается скачок интереса детей, в том числе и школьников к информатике, компьютерам, Интернету. Даже способные, высоко мотивированные учащиеся склонны пренебрегать занятиями фундаментальными науками. Такое состояние приводит к нарушению равновесия в учебном процессе и узкому доминированию определенного типа мышления.
На защиту вынесены следующие положения:
1. Экспериментальная задача как один из видов школьного физического эксперимента, наиболее полно отражающий характерные этапы научного экспериментального метода исследования, позволяет совместить целенаправленное обучение основам научного метода познания с решением традиционно важных задач урока физики.
2. Целенаправленному формированию и развитию исследовательских умений учащихся способствует методика обучения физике, основанная на систематическом использовании экспериментальных задач на различных этапах уроков, подобранных в соответствии с дидактической целью определенного этапа урока.
3. Разработанный учебно-методический комплекс позволяет организовать деятельность учащихся по решению экспериментальных задач и оптимизировать затраты учебного времени, необходимого для систематического решения экспериментальных задач, расширение спектра и повышение практической направленности которых может быть осуществлено при использовании цифровой и компьютерной техники как средства и как объекта изучения.
Научная новизна исследования и полученных результатов
1. Обоснована целесообразность и возможность систематического включения экспериментальных задач в различные элементы уроков физики разных типов для целенаправленного и интенсивного формирования и развития у учащихся исследовательских умений.
2. Выявлены и реализованы возможности комплексного использования типового оборудования кабинета физики, самодельных приборов, а также цифровой фото-, видеоаппаратуры и компьютера для постановки и решения экспериментальных задач по различным темам курса физики средней школы.
3. Сформирован учебно-методический комплекс для организации систематической деятельности учащихся по решению экспериментальных задач, позволяющий оптимизировать затраты времени на решение экспериментальных задач на уроках физики разных типов.
4. Экспериментальные задачи классифицированы на формализованные, отражающие поисковую деятельность по решению задач, в которых вопрос сформулирован в явном виде, и неформализованные, деятельность учащихся при работе над которыми заключается в самостоятельной формулировке вопросов после проведения опытов и измерений, а также поисках ответов на сформулированные вопросы.
5. Разработана методика целенаправленного формирования и развития у учащихся исследовательских умений, основанная на реализации учебно-исследовательской деятельности учащихся по решению экспериментальных физических задач в соответствии с характерными этапами структуры эксперимента как метода научного познания. Данная методика подразумевает использование экспериментальной задачи на каждом этапе урока с упором на отработку соответствующего этапа экспериментального метода исследования.
6. Для повышения степени обоснованности выставления оценки учащемуся за решение экспериментальной физической задачи предложено использовать показатель успешности решения физической экспериментальной задачи (П), основанный на поэлементном анализе решения и отличающийся большей степенью детализации оценивания.
Практическая значимость работы
Разработано соответствующее современным возможностям учебно-методического комплекса содержание методики обучения решению экспериментальных задач для основной и полной средней школы. Содержание предложено в виде тематических комплексов экспериментальных физических задач. Тематические комплексы объединены по разделам: для основной школы «механические явления», «тепловые явления», «электромагнитные явления», «световые явления»; для полной средней школы по разделам «механика», «молекулярная физика», «электродинамика» и доведены до уровня дидактических материалов и методических рекомендаций к их использованию.
Экспериментальные задачи, не смотря на их конкретность и условную тематическую принадлежность, представляют собой учебные проблемы, требующие для решения, как правило, практического применения знаний из разных разделов физики и способствующие развитию широкого спектра технических умений и личностных качеств, присущих познавательной деятельности исследовательского характера - от детального описания явления при первоначальном знакомстве вплоть до объяснения результатов и разработки модели реального явления с использованием теоретических знаний.
2. Экспериментальная задача представляет собой один из видов школьного физического эксперимента, наиболее полно отражающий структуру экспериментального метода исследования и позволяющий целенаправленно осуществлять формирование и развитие исследовательских умений учащихся на уроках физики.
3. Разделение задач на формализованные и неформализованные позволяет последовательно формировать и развивать у учащихся элементы исследовательской деятельности.
4. Систематическое решение экспериментальных задач на уроках физики в условиях сокращения количества часов возможно при использовании отдельного «экспериментального исследовательского стола», с помощью которого постановка и решение задач осуществляется не только в сочетании с лабораторными и практическими работами, но и в виде отдельных индивидуальных, групповых и фронтальных постановок, а также применения в различных элементах уроков физики различных типов.
5. Экспериментальные задачи, используемые для решения на уроках физики, должны соответствовать психологическим требованиям, предъявляемым к учебным задачам (§ 2.2). При отборе задач в комплексы рационально руководствоваться методическими рекомендациями, сформулированными в § 2.2.
6. В представленной модели организации уроков физики с использованием экспериментальных задач показаны возможности использования экспериментальных задач на различных этапах уроков в соответствии с их дидактическими целями.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛОЖЕННОЙ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
УЧАЩИХСЯ
Исследование отвечает на запросы практики обучения физике, обусловленные противоречивыми тенденциями.
Во-первых, приходится констатировать снижение интереса многих категорий школьников к изучению физики в целом, и к решению физических задач в частности, в особенности экспериментальных как весьма трудоемких. Как правило, это относится к учащимся, не планирующим проходить различные виды итогового контроля и вступительных испытаний по физике, например, в форме ЕГЭ, по окончании основного или полного среднего образования.
Во-вторых, в заданиях ЕГЭ и различных видов итогового тестирования на протяжении нескольких последних лет представлены наглядные задачи, предполагающие наличие у школьников определенных умений и навыков по проведению измерений, определению цены деления прибора и другие экспериментальные навыки как учебно-познавательные компетенции по физике [42]. Эти задачи с помощью фотографий, схем и рисунков фактически имитируют экспериментальные физические задачи.
В-третьих, в кабинеты физики многих школы поступает новое оборудование, которое открывает определенные возможности по использованию этого оборудования в развитии учащихся при обучении их решению экспериментальных задач.
Первое знакомство учащихся с экспериментальными задачами и возможностями их решения в экспериментальных группах происходило фронтально в рамках традиционной технологии, начиная с первых уроков в 7 классах при изучении раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Поясним сказанное примером. В практической части урока 2/2 по теме «Физические величины. Измерение физических величин» после определения цены деления линейки и измерения длины и ширины тетради и клетки тетради учащимся была предложена следующая задача.
3.1-1. Используя только тетрадный лист в клетку, измерить длину, ширину и толщину задачника по физике в мягкой обложке; учебника физики в твердой обложке. Какова цена деления тетрадного листа, использованного в качестве измерительного инструмента? Проверить измерения с помогцыо измерительной линейки.
Учащиеся перед тем, как приступить к измерениям, определили «цену деления» тетрадного листа как измерительного инструмента, которая равна характерному линейному размеру образующей квадратной клетки (0,5 см). Некоторые учащиеся подметили, что с помощью такого инструмента можно измерить длину меньшую, чем размер клетки. Если лист сложить так, чтобы клетка была сложена ровно пополам, то минимальная длина, которую можно измерить таким инструментом, равна половине характерного размера клетки (0,25 см). Как показали дальнейшие измерения примерно на эту величину твердая обложка длиннее сброшюрованного блока учебника.
По мере формирования экспериментальных умений и навыков как учебно-познавательных компетенций учащимся предоставлялась большая самостоятельность не только в проведении измерений, но и в предложении и реализации способов рациональных измерений, повышении их точности, требовавшие проявлений исследовательских способностей и творчества, в том числе с использованием цифровой фото- и видеоаппаратуры и обработки результатов экспериментов на компьютере.
Бубликов С.В., Регель А.А., Чернышов Р.Б. Обучение решению экспериментальных задач по физике как средство интеллектуального развития учащихся: Учебное пособие / Под ред. В.А. Бордовского. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; 2007. - 84 с.
Важно на ранних стадиях физического образования закладывать у учащихся развитие универсальных навыков исследовательской деятельности к проведению комплексных теоретико-экспериментальных исследований по разработке физических и математических моделей явлений природы с анализом полученных результатов на предмет адекватного объяснения явлений и теоретического предсказания изменения характера явления при изменении значений определяющих его параметров. Именно такие комплексные исследования характерны для современного состояния естественных наук, в том числе и физики.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью создания методических теоретико-экспериментальных комплексов, направленных на формирование у учащихся представлений о физике в системе адекватной науке и способствующей развитию физического понимания учащихся - от классов с гуманитарной направленностью и вплоть до классов с углубленным изучением физико-математических дисциплин.
Объектом исследования является процесс обучения физике в условиях перехода средней школы к профильному образованию.
Предмет исследования - содержание и методика согласованного проведения уроков по решению задач и лабораторному практикуму и выявление влияния указанной согласованности на качество общего физического образования.
Целью исследования является разработка теоретических основ и содержания согласованного решения задач и лабораторных работ на уроках физики, реализующих возможности развития физического понимания учащихся.
Гипотеза исследования. Согласование решения задач и лабораторного практикума на уроках физики позволяет добиться большего соответствия модели физического образования комплексному теоретико-экспериментальному характеру базовой науки - физики. Согласование решения задач и лабораторных работ интенсифицирует процесс развития физического понимания учащихся, что должно привести к позитивным изменениям в характеристике познавательной деятельности учащихся.
В соответствии с гипотезой исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Обоснование необходимости инновационного подхода к проведению уроков решения задач и лабораторного практикума по физике в средней школе на основе анализа учебно-методической литературы.
2. Разработка методики инновационного подхода к проведению уроков по решению задач и лабораторному практикуму по физике на основе циклов задач по механике.
3. Разработка методики инновационного подхода к проведению уроков по решению задач и лабораторному практикуму по физике на основе циклов задач по молекулярной физике и электричеству.
4. Анализ влияния инновационного подхода к проведению уроков по решению задач и лабораторному практикуму по физике на качество знаний, умений и навыков у учащихся.
5. Провести сравнительный анализ качества умений и навыков учащихся решать задачи и выполнять лабораторный практикум при традиционном и инновационном подходах к обучению.
Практическая значимость работы заключается в разработке содержания методики согласованных уроков решения задач и лабораторного практикума на основе циклов задач по разделам механика, молекулярная физика и электричество.
В результате апробации и внедрения в педагогическую деятельность разработанной методики интеграции уроков решения задач и лабораторного практикума, повысились показатели экспериментальных умений учащихся и умений решать физические задачи, а также качество знаний, умений и навыков учащихся.
Интеграция теоретических и экспериментальных методов обучения повышает познавательный интерес к изучению физики, а также повышает число учащихся, которые предпочитают самостоятельное планирование физического эксперимента.
Исследовательские экспериментальные умения учащихся- не могут формироваться без экспериментальной деятельности. В школе сложились три вида экспериментальных работ учащихся при изучении физики (фронтальные лабораторные работы по физике, физический практикум, домашние опытно-экспериментальные работы по физике).
Технология опыта.
« Исследовать – это, значит, видеть то, что видят все, и думать так, как не думает никто» В. Бекелис. Для развития интереса у школьников к физике в своей работе я использую, следующее приёмы:
1. При объяснении нового материала применяю на уроках элементы развивающего обучения. Стараюсь превратить урок в непрекращающийся, познавательный процесс для школьника. Про звонок с урока учащиеся забывают, да и нервное напряжение, если оно и возникает на каком-то этапе урока, заметно снижается.
2. Выполнение не стандартным способом лабораторные работы.
Лабораторные работы я стараюсь проводить нетрадиционно, не следуя строго по описанию в учебнике, а как решение экспериментальной задачи с исследовательскими элементами. Известно, что выполнение лабораторных работ по инструкциям снижает степень самостоятельности учащихся, при этом все ученики находятся в одинаковых условиях.
Школьные лабораторные работы желательно проводить так, чтобы они давали многоплановые результаты, культивировали у школьников исследовательский дух. При этом необходимо соблюдать следующую последовательность действий:
Нахождение общей идеи решения экспериментальной проблемы
Составление плана исследования
Обработка полученных результатов
Формулировка вывода
Опыт показывает, что применение такого метода возможно при условии разумного сочетания с работами, выполняемыми по инструкции. Дело в том, что, во - первых, далеко не каждой работе можно придать проблемный характер, и, во- вторых, даже если это возможно, то не всегда целесообразно.
3. Решение экспериментальных задач.
Эксперименты без теоретических умозрений или умозрения без экспериментов значат весьма немного; для действительного прогресса необходимо счастливое сочетание того и другого»
Э.Резерфорд
Экспериментальные задачи в отличие от текстовых, как правило, требуют больше времени на подготовку и решение. Однако решение таких задач положительно влияет на качество преподавания физики. Самостоятельное решение учениками таких задач способствует активному приобретению умений и навыков исследовательского характера, развитию творческих способностей. Учитывая, что эти задачи являются для большинства учеников особо трудными, необходимо тщательно продумывать организацию их деятельности на уроке и руководство ею со стороны учителя. Здесь целесообразно использовать карточки с различными типами помощи для тех ребят, которые быстро не могут найти решение. Количество таких задач 2-3 по каждой теме. Ставлю перед обучающимися задачу и предлагаю найти им самостоятельно способ экспериментального решения (исследования). Это все делается, для того, чтобы учащиеся лучше запомнили и глубже усвоили изучаемый материал.
4. Через подбор специальных домашних экспериментальных заданий с элементами исследования.
Детская исследовательская деятельность, несомненно, является одним из самых эффективных подходов к образовательному и воспитательному процессу. Как показал опрос обучающихся и родителей в 7 классе родители мало уделяют внимание своим детям при подготовке домашних заданий, не всегда постоянно интересуются успехами в школе, считая, что их дети выросли, стали большими, хотя при этом многие из ребят как показал опрос нуждаются в помощи, во внимании. Поэтому в своей работе придаю большое значение организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время. Часто слышатся упреки со стороны родителей о перегрузке учащихся, о большом объёме домашних заданий. Но ведь никто не жалуется на перегрузку, если труд приносит радость и удовлетворение, как ребенку, так и родителю, так и учителю.
Одним из способов, развивающих исследовательские навыки у школьников является - организация и постановка посильных для школьников домашних учебно-практических проблем. С большим интересом их выполняют ребята в 7,8 классах. В итоге получается "маленькая" научная работа, которую каждый ученик вправе защитить на школьной конференции, которая ежегодно проводится в нашей школе.
Я не считаю их обязательными для всех учащихся. Они рассчитаны на учеников, желающих глубже изучить и лучше понять физику (обязательные задания для всех небольшие по объёму и общедоступные). При обсуждении на очередном уроке, когда разгораются споры, такие задания приносят много удовлетворения и пользы.
5. Изготовление простейших самодельных приборов .
«Физику следует рассматривать: как орудие развития и воспитания». Н.А.Умов.
Я считаю, что изготовление простейших самодельных приборов является в настоящее время воспитательным моментом, т.к. ребенок больше времени проводит вместе с родителями. Изготовив прибор, ученик не кладет его на полочку, а проводит дома и в школе простейшие опыты.
Опыт показывает, что учащиеся быстро « приобретают вкус» к таким работам. Уровень активизации при этом самый высокий, т.к. ученик дома работает самостоятельно. Конечно, такая работа требует много времени, поэтому такие задания часто предлагать нельзя. Задания могут быть общими или только для желающих.
Тем самым показываем справедливость слов академика П. Л. Капицы о том, что чем более простыми средствами ставится школьный эксперимент, тем он более полезен для развития творческих способностей учащихся.
6. Проведение интегрированных уроков.
Наиболее ярким воплощением интеграции наук, основанной на глубокой их взаимосвязи, представляется интеграция физики ,математики, информатики. Такие уроки имеют самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей ,т.к. интегрированные уроки — один из путей реализации ФГОС ООО .
Данные уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года ( итоговый урок) . На уроках выполнятся большая проектная (исследовательская работа). На таких уроках выигрывает каждый учитель и в первую очередь сам обучающийся, которому предоставляется возможность проявить свои знания в целостном подходе к окружающему миру.
6.Использование современных компьютерных технологий.
Эффективных результатов можно добиться при организации факультатива, спецкурса, объединяющего как традиционные лабораторные работы школьного курса физики, так и работы, основанные на применении и изучении современных компьютерных технологий.
Сейчас имеется в продаже множество компьютерных проектных сред для изучения основных разделов школьно курса физики, с высокой степенью интерактивности. Наглядное отображение физического процесса при помощи анимации, графиков, таблиц, векторов помогут ученикам лучше понять новый материал, решить задачу, осмыслить лабораторную работу. Широкие возможности моделирования позволяют использовать программу практически в любом разделе школьного курса физики в 7-11кл. Использование компьютера в процессе обучения, помогает учащимся самостоятельно конструировать знания в данной предметной области и осваивать различные способы деятельности по достижению намеченных целей.
Результативность опыта.
Использование данных педагогических технологий на уроке и во внеурочное время позволило повысить уровень познавательных способностей обучающихся в сфере учебной и внеклассной деятельности, наблюдается повышение интереса обучающихся к предмету «Физика». Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельности с помощью использования различных форм, приемов и методов обучения, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся, их сотрудничества в учебном процессе.
Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым в соответствии с реализацией ФГОС второго поколения. Навыки исследовательской работы школьников являются очень важной образовательно-воспитательной компонентой довузовской подготовки старшеклассников. Результатом своей работы по развитию исследовательских навыков обучающихся на уроках и во внеурочное время считаю успешное участие в различных олимпиадах и конкурсах.
Используемая литература:
1.Воронцова А. Б. Сборник проектных задач (работаем по стандартам) М.:Просвещение, 2011г.
2.Господникова М. К. Проектная деятельность в школе: Издательство«Учитель», 2008г.
3. Кузьмина И.И. Требования к оформлению исследовательских и творческих работ школьников 2004.
4. Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал «Исследовательская деятельность», 2006, № 1.
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.–М.:ВЛАДОС, 2001.
6. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. - Санкт-Петербург: "Каро”, 2009г.
7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.
8.Федяинова Н. В. Проектная деятельность с использованием ИКТ (ФГОС), Издательство « Учитель», 2012г.
Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: - развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); - коммуникативную: освоение диалектики общения; - самореализации в игре как полигоне человеческой практики; - игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; - диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; - функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; - межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; - социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебнопознавательной направленностью. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования: Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития; Учет структуры дефекта; Подбор игрового материала с постепенным усложнением; Связь содержания игры с системой знаний ребенка; Соответствие коррекционной цели занятия; Учет принципа смены видов деятельности; Использование ярких, озвученных игрушек и пособий; Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие. Квест игра «Загадки волшебного сундучка» по физике задумывался для детей младшего школьного возраста, то его содержание сказочное. Было задумано 12 сказок. Надо было «попасть» в сказку и помочь герою справиться с какой-то проблемой: Золушке —помочь быстро (по-научному) отделить фасоль от пшена, Белоснежке – помочь от одной свечи зажечь ещё две, находящиеся за прозрачной преградой, Доктору Айболиту – вылечить попугая, посадить его на ветку и так далее. Чтобы выполнять экспериментальные задания, необходимо воспользоваться предметами из «волшебного сундучка». Атам: плоское зеркальце, двойное зеркало-книжка, маленький магнит, стальные скрепки, небольшая палочка, бутылка с водой, тарелка, стеклянная банка, стеклянная бутылка, свечка, спички, шланг, металлическая зеркальная плёнка, иголка с ниткой, прищепки, очки для рассматривания 3D-картинок, воздушный шарик, подсолнечное масло. Что выбрать? Это решает сам играющий. Наводящих подсказок нет. Для выхода из проблемной ситуации требуется находчивость, эрудиция, знания основ физики. Если даже решение быстро найдено, проведение эксперимента детям доставляет большое удовольствие. Методика проведения – беседа с детьми. Ведущий-экспериментатор ставит эксперимент и наводящими вопросами приводит учащихся к решению проблемы, «спрятанной» в задании. Цель игры: развитие и совершенствование умений учащихся проводить наблюдения и несложные опыты в домашних условиях, а также применять полученные знания для объяснений природы. В этой игре ученик найдет ответы на все «почему» об окружающем мире. Но ответы он получит не готовые, а придет к ним сам. Это достигается благодаря особой методике — простого занимательного эксперимента на подручном оборудовании. Занятия помогают ребенку не только самостоятельно ставить эксперименты, но учат наблюдать, рассуждать, анализировать, делать правильные выводы – научно подходить к необычным проявлениям природы и окружающего мира. Занятие, проведённое на фестивале Галиной Фёдоровной Туркиной смотрите, пройдя по ссылке https://youtu.be/lE0o-im7rns
Личностные и метапредметные образовательные результаты, обеспечивающие гармонизацию отношений в системе «Я — мир» в процессе обучения школьника Личностные результаты Метапредметные результаты Я — культура — формирование целостного мировоззрения (в отношении внешнего мира); — развитие морально-нравственного сознания; — воспитание российской гражданской идентичности; — развитие эстетического сознания; — формирование основ экологической культуры и экологического мышления; — принятие ценности семейной жизни; — формирование ценности здорового и безопасного образа жизни — умение осуществлять мыслительные операции; — умение осмысленного чтения; — экологическое мышление и умение его применять Я — другие — формирование коммуникативной компетентности; — освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; — формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку — умение работать в группах; — умение использования речи для коммуникации; — умение осуществлять мыслительные операции Я — деятельность (относительно учебной и познавательной деятельности): — умение самостоятельно определять цели и задачи в познавательной деятельности; — умение самостоятельно планировать и выбирать пути достижения целей; — умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности; — ИКТ-компетентность; — умения визуализации и ее использования; — умение осмысленного чтения; Личностные результаты Метапредметные результаты Я — деятельность — умение оценивать результат выполнения учебной задачи; — умение самоконтроля, самооценки в учебной и познавательной деятельности — умение осуществлять мыслительные операции; — экологическое мышление и умение его применять Я — сам — формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; — формирование целостного мировоззрения (в отношении самого себя и себя в мире) (относительно собственного развития): — умение самостоятельно определять цели и задачи в познавательной деятельности; — умение самостоятельно планировать и выбирать пути достижения целей; — умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности; — умение оценивать результат выполнения учебной задачи; — умение самоконтроля, самооценки в учебной и познавательной деятельности; — умение осуществлять мыслительные операции Здесь уместно вспомнить четыре основные компетенции человека, декларированные в известном докладе Ж. Делора на заседании Международной комиссии по образованию «Образование: сокрытое сокровище» и по сути совпадающие с названными проекциями: умение жить вместе, умение учиться, умение работать, умение жить [10].
«Организация внеурочной деятельности обучающихся (в том числе детей с ОВЗ) в условиях реализации требований обновлённого ФГОС».
Организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС.
Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий. Внеурочная деятельность обучающихся - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно ФГОС НОО ОВЗ часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает 10 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждении (из них не менее 5 часов в неделю отводится на коррекционно-развивающую работу). При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей. Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу.
Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни. Например, экскурсионные поездки в другие города, лагеря, походы и др.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Программа внеурочной деятельности по ФГОС НОО ОВЗ предполагает следующие направления: коррекционно-развивающее, нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д. Содержание коррекционно-развивающего направления регламентируется содержанием соответствующей области, представленной в учебном плане.
Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ. Образовательная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять формы её организации с учетом реальных условий, особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
Необходимо учитывать, что внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, способна сформировать учебную мотивацию. Виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений, кроме коррекционно-развивающей, не закреплены в требованиях ФГОС. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Принципы организации внеурочной деятельности:
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Выбор ОУ модели организации внеурочной деятельности младших школьников с ОВЗ в конкретных условиях реализации образовательного процесса целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:
I этап - определение целей, принципов внеурочной деятельности, их отражение в адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования;
II этап - анализ предлагаемых моделей организации внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением;
III этап - анализ ресурсного обеспечения реализации различных моделей организации внеурочной деятельности;
IV этап - выбор модели организации внеурочной деятельности, её содержательное наполнение и описание в соответствии с целями, принципами внеурочной деятельности, ресурсными условиями её реализации.
Следование алгоритму позволит ОУ наиболее эффективно реализовать ту часть адаптированной основной общеобразовательной программы, которая определяется социальным заказом школе и обеспечивает оптимальное использование внутренних и внешних ресурсов ОУ для создания необходимых условий успешного введения ФГОС НОО ОВЗ.
Классификация организационных моделей внеурочной деятельности представлена в Письме Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»:
- Модель дополнительного образования (на основе институциональной системы дополнительного образования). Связующим звеном являются такие формы её реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Преимущества этой модели заключается в привлечении специалистов дополнительного образования, а также в организации образовательного процесса на практико-ориентированной и деятельностной основе, присущей дополнительному образованию.
- Модель «Школы полного дня». Основой для модели «Школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.
Данную модель характеризует:
создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня;
содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и адаптированной основной общеобразовательной программы образовательного учреждения;
создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
cоздание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;
опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая дополнительное образование, здоровьесберегающие условия.
- Оптимизационная модель внеурочной деятельности основана на оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, тьютор и другие).
В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
- Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.
Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.
Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации.
При выборе моделей организации внеурочной деятельности младших школьников в различных условиях реализации образовательного процесса инвариантными являются следующие позиции:
· АООП НОО реализуется в ОУ через учебный план и внеурочную деятельность;
· Внеурочная деятельность является одним из основных организационных механизмов реализации программы ОУ, это обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. Она определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём для каждого обучающегося или группы обучающихся.
В начале учебного года учителями классов, внедряющих ФГОС НОО ОВЗ следует провести анкетирование родителей с целью выявления учреждений дополнительного образования в которых занимаются их дети и по каким направлениям они хотели бы посещать внеурочные занятия в школе.
По итогам анкетирования формируются группы детей, которые будут посещать те или иные занятия, а педагогами составляются рабочие программы по своему направлению. Особое внимание следует уделить тому, чтобы каждый ребёнок мог развиваться по разным направлениям. При составлении расписания этот вопрос решается индивидуально по каждому ребёнку, т. к. группы могут быть сформированы из детей разных классов с целью обеспечения их индивидуальных потребностей и интересов в объёме не менее 10 часов в неделю.
Все виды внеурочной деятельности ориентированы на воспитательные результаты.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Для достижения этой цели следует решать задачи, которые можно разделить на четыре группы:
1. Создание условий для освоения образовательной программы всеми обучающимися класса:
• организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;
• создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;
• формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации;
• применение современных педагогических технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, адекватных возможностям и потребностям обучающихся;
• адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;
• адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.
2. Создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:
организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;
организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;
использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
3. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:
• привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса;
формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров - методического центра, общественных организаций;
организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
4. Повышение профессиональной компетенции:
• постоянное отслеживание в литературе, в Интернете, на различных совещаниях и конференциях передового педагогического опыта использования технологий для работы в инклюзивной образовательной среде, составление банка данных;
• составление портфолио достижений, обучающихся имеющих различные степени и виды нарушений здоровья, «методических копилок»;
• посещение курсов повышения квалификации.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.
Для оценки результатов развития жизненной компетенции ребенка предлагается использовать метод экспертной группы. Она должна объединить представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения и динамики развития в повседневной жизни ребенка, результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам группы условных единиц. Количественная оценка служит не столько для характеристики самого ребенка, сколько для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития жизненной компетенции. Результаты проведенного экспертной группой анализа могут быть обобщены в индивидуальном профиле развития жизненной компетенции ребенка по основным образовательным областям и заданным линиям.
Приведем пример, как сформулировать результат освоения раздела программы по развитию представления о мире, чтобы они не были фрагментарными и стереотипными, ограниченными конкретными привычными ситуациями, для упорядочения во времени и пространстве представлений о закономерном развитии событий, взаимосвязи человека с целостным и изменчивым миром:
Направления коррекционной работы | Результат |
Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребенка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности | Адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. |
Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. |
|
Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др. |
|
Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребенка. Формирование умения ребенка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком. | Умение ребенка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, и вести себя в быту сообразно этому пониманию (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день, и т. д.). |
Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного уклада и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку. |
|
Формирование внимания и интереса ребенка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой | Развитие у ребенка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. |
Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности. |
|
Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий |
|
Развитие способности ребенка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация) | Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими |
Фиксацию опыта ребенка по установлению активных и разнообразных контактов с социальной средой, снятию ограничений по конкретным привычным ситуациям, освоению представлений о возможных социальных ролях самого ребенка, возможно, описать следующим образом:
Направления коррекционной работы | Требования к результатам обучения |
Формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и не знакомыми людьми. | Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т. д. |
Освоение необходимых ребенку социальных ритуалов | Умение адекватно использовать принятые в окружении ребенка социальные ритуалы. |
Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение. |
|
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения. | Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт. |
Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. |
|
Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. |
|
Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребенка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга освоенных социальных контактов |
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими детьми. Школа после уроков должна способствовать проявлению и раскрытию каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.