СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается процесс формирования исследовательских умений, как важного элемента при формировании УУД и умения учиться. На примере практики «Средней общеобразовательной школы № 33 с углубленным изучением отдельных предметов» в статье доказывается, что формирование исследовательских умений младших школьников происходит успешнее во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: исследовательские умения, формирование исследовательских умений, внеурочная деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Формирование исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности»

Михайлова Мария Александровна

МАОУ «СОШ № 33»

Формирование исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности


Современный мир требует от человека принятия быстрых и нестандартных решений, умения адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужны граждане, самостоятельно и критически мыслящие, способные видеть проблему и творчески её решать. Достичь этой цели можно лишь, «вооружив» учащихся разнообразными исследовательскими умениями, начиная с начальной школы. В этот период максимально активно развивается интеллектуальная сфера ребенка, происходит перемена ведущего вида деятельности, увеличиваются потребности в самовыражении.

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов на формирование у учащегося общеучебных умений и навыков как основу учебной деятельности. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной адаптации в обществе и взаимодействии в нём.

В связи с этим приоритетным направлением становится развитие исследовательских умений, основу которых составляют универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. [6] Для решения этой задачи необходимо перейти от классического формирования знаний, умений и навыков к идеологии развития.

В процессе анализа литературы установили и выделили основные исследовательские умения младших школьников:

  1. Выделение и постановка проблемы (умение видеть и формулировать проблему);

  2. Выдвижение гипотезы (умение задавать вопросы);

  3. Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов, структурирование материала, работа с текстом, проведение экспериментов и наблюдений);

  4. Формулирование выводов (обобщение, сравнение, классификация, систематизация, давать определения понятиям, выводы и умозаключения);

  5. Представление результатов исследовательской деятельности (доказывать и защищать свои идеи, уметь презентовать). [4]

Перечисленные исследовательские умения соотносятся к регулятивным и познавательным метапредметным результатам освоения основной образовательной программы.

Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, говорим о возможности формирования коммуникативных метапредметных результатов.

А, принимая во внимание, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, говорим и о возможности формирования личностных результатов.

Таким образом, в процессе деятельности младших школьников при формировании исследовательских умений, можно формировать все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе. [5]

«Развитие у детей общих умений и навыков исследовательского поиска на примере какой-то одной предметной области не позволяет применять весь исследовательский методический арсенал, а следовательно не позволит развивать все возможные умения и навыки. Поэтому привязывать занятия по развитию умений и навыков исследовательского поиска к какому-либо одному предмету было бы ошибкой». [4]

Наряду с деятельностью ребенка на уроке формирование исследовательских умений может осуществляться и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность (в соответствии с ФГОС НОО) организуется по различным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. [6]

Меняется и роль учителя: из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Поэтому, чтобы развить у учащегося личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные УУД, учитель сам должен в совершенстве владеть ими и уметь применять. Исходя из этого, педагоги нашей школы для формирования исследовательских умений у младших школьников разработали и реализовали конструкты уроков в разных курсах урочной и программы внеурочной деятельности.

В нашей образовательной организации в настоящее время внеурочная деятельность осуществляется системно по следующим курсам: "Я - исследователь (Проектная деятельность)", "Я - читатель", "Здравствуй, друг! (английский язык)", "Математическое конструирование", "Волшебный завиток (квиллин)", "Уроки нравственности", "Расти здоровым", "Здоровейка", "Азбука здоровья", "Компьютерная грамотность", "Информатика", "Экономика", "Робототехника".

При планировании работы и составлении всех рабочих программ данных курсов много внимания уделялось вопросу формирования всех исследовательских умений. Но так как учащийся физически не способен посещать все представленные в школе направления, каждый ребенок выбирает 2-3 курса наиболее интересных для себя и здесь очень важно раскрыть индивидуальные способности ребенка в выбранном им направлении.

В курсе «Я – исследователь (Проектная деятельность)» происходит формирование (отработка) всех исследовательских умений по теме выбранной учащимся. Педагог здесь только направляет, помогает сформулировать, выступает в роли «ученого-консультанта».

При посещении «кружка» «Я - читатель» формирование исследовательских умений и навыков младших школьников происходит при работе с художественной литературой: произведениями различных жанров, стилей, сюжетов, авторов, стран и т.д.

Курс «Уроки нравственности» рассчитан на выпускников начальной школы, формирование и отработка исследовательских умений здесь происходит в процессе воспитания личности гражданина России. Это тоже работа с литературой (здесь учащиеся проводят исследования при работе с произведениями устного народного творчества, таких как: притчи, басни, пословицы, поговорки, загадки и т.д.). Умелое сочетание видов исследовательской деятельности учит самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а, значит, и готовит учащегося к взрослой жизни.

Много работают с литературой и учащиеся курса "Здравствуй, друг! (английский язык)", но здесь исследования направлены на изучение иностранного языка и знакомство с произведениями зарубежных авторов.

Школьники, выбравшие для себя математическое направление (курс "Математическое конструирование" 1-2 класс), проводят исследования в тесной взаимосвязи окружающего мира и математики: конструируют математические объекты, проводят наблюдения и выполняют их математические вычисления. Выпускники начальной школы получают первое представление об экономике, применяют полученные знания в новых ситуациях, отрабатывают навыки работы в коллективе в направлении сотрудничества, закрепляют знания по курсу, умеют создавать целостную картину действительности, работая над определенной проблемой («Экономика» 3-4 класс).

Развитие у учащихся самостоятельного и творческого мышления как необходимого условия самостоятельности при проведении исследования наиболее ярко раскрывается в курсе "Волшебный завиток (техника квиллин)".

Готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений – особенность курсов "Здоровейка", "Азбука здоровья" и "Расти здоровым" при формировании умений.

Особенности курсов "Компьютерная грамотность", "Информатика" и "Робототехника" заключается в использовании ИКТ для планирования, проведения и анализа результатов, исследования проведение практических и лабораторных работ. Здесь наиболее полно развивается умение самостоятельно генерировать идеи и воплощать их в жизнь.

Для повышения качества обучения, учитель моделирует занятие в соответствии с последовательными этапами формирования каждого исследовательского умения, не только на эмпирическом, но и на теоретическом уровне. Проводится целенаправленная, осознанная работа.

В процессе внедрения курсов внеурочной деятельности у большинства педагогов сложилось мнение, что именно потенциал внеурочной деятельности дает большую эффективность при формировании исследовательских умений у младших школьников.

Таким образом, благодаря связи курсов внеурочная деятельность позволяет формировать у младших школьников совокупность общих исследовательских умений. Этому способствует и то, что внеурочные занятия менее регламентированы, т.е. более гибкие. На них есть возможность акцентировать внимание детей на актуальность научных знаний, с которыми ребята встречаются в реальной повседневной жизни, создаются условия для лучшей познавательной мотивации учащихся. На таких занятиях учащиеся чувствуют свою успешность, самоценность, продуктивно доказывают свою точку зрения, могут понять и признать собственные ошибки, учатся аргументировать свои ответы, анализировать ситуацию, делать выводы, становятся более самостоятельными.

Формирование исследовательских умений во внеурочной деятельности сегодня позволяет развивать мышление учащихся, обучить их формам и средствам самостоятельного добывания знаний, т.е. научить их учиться.


Список использованной литературы:

  1. Алексеев Н.Г., Гущина М.В. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – М. Народное образование, 2006г.

  2. Острикова Е. А. Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников // Молодой ученый. — 2012. — №10.

  3. Сабирова Э.Г. «Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы» http://dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii1/a217.php

  4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.: Ось-89, 2006.

  5. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников // Начальная школа – №2. – 2006г.

  6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011 – 32 с.