СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование исследовательской деятельности на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование исследовательской деятельности на уроках географии»

Профессиональный статус Кедяркина Елена Владимировна Год рождения:1972 Контактная информация: эл. почта: kediarckina.len@yandex.ru   Образование: высшее Категория: первая Заявленная категория: первая Должность: учитель Филиал МБОУ СШ №2 г.Лукоянова – Кудеяровская ОШ

Профессиональный статус

  • Кедяркина Елена Владимировна
  • Год рождения:1972
  • Контактная информация:
  • эл. почта: [email protected]
  •   Образование: высшее
  • Категория: первая
  • Заявленная категория: первая
  • Должность: учитель
  • Филиал МБОУ СШ №2 г.Лукоянова – Кудеяровская ОШ
Формирование исследовательской деятельности   на уроках географии

Формирование исследовательской деятельности на уроках географии

    Ведущая педагогическая  идея    «Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто»  А. Сент-Дьердьи

Ведущая педагогическая идея

«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто»

А. Сент-Дьердьи

Цель опыта:  Создание условий для развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся через различные формы исследовательской деятельности на уроках географии.

Цель опыта:

  • Создание условий для развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся через различные формы исследовательской деятельности на уроках географии.
Задачи опыта:   1. Повысить качество преподавания географии в своей школе. 2. Повысить уровень самостоятельности учащихся и познавательного интереса к предмету. 3. Усилить способность детей к исследовательской деятельности. 4. Создать условия для успешной самореализации учеников. 5. Научить использовать приобретённые умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Задачи опыта:

1. Повысить качество преподавания географии в своей школе.

2. Повысить уровень самостоятельности учащихся и познавательного интереса к предмету.

3. Усилить способность детей к исследовательской деятельности.

4. Создать условия для успешной самореализации учеников.

5. Научить использовать приобретённые умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Главное назначение метода исследования: приобщение школьников к творческой деятельности посредством самостоятельного изучения нового учебного материала, которое складывается из изучения фактов, предположения о существовании причинных связей, проверки и обоснования их правильности.

Главное назначение метода исследования:

приобщение школьников к творческой деятельности посредством самостоятельного изучения нового учебного материала, которое складывается из изучения фактов, предположения о существовании причинных связей, проверки и обоснования их правильности.

 Исследование  с точки зрения обучающегося  - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволяет:  проявить себя индивидуально или в группе,  попробовать свои силы,  приложить свои знания,  принести пользу,  показать публично достигнутый результат.

Исследование с точки зрения обучающегося

  • - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Эта деятельность позволяет:

  • проявить себя индивидуально или в группе,
  • попробовать свои силы,
  • приложить свои знания,
  • принести пользу,
  • показать публично достигнутый результат.
Основные этапы:   постановка проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; овладение методикой исследования; сбор собственного материала, его анализ и обобщение; собственные выводы и их сравнение с литературными данными; создание конечного продукта исследования.

Основные этапы:

  • постановка проблемы;
  • изучение теории, посвященной данной проблематике;
  • овладение методикой исследования;
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
  • собственные выводы и их сравнение с литературными данными;
  • создание конечного продукта исследования.
Преимущества метода:  ■ ученик  работает активно и самостоятельно в пределах подготовленной дидактической среды;   ■ реализуется целеполагание: ученик знает, чем он будет заниматься на занятиях; повышается мотивация к учению;                                     ■ проявляются творческие способности;   ■ развиваются у школьников способы овладения познавательной, рефлексивной, коммуникативной деятельностью

Преимущества метода:

 ■ ученик  работает активно и самостоятельно в пределах подготовленной дидактической среды;  ■ реализуется целеполагание: ученик знает, чем он будет заниматься на занятиях; повышается мотивация к учению;                                   

 ■ проявляются творческие способности;  ■ развиваются у школьников способы овладения познавательной, рефлексивной, коммуникативной деятельностью

Темы исследований: фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и  явлениях;  экспериментальные - темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;  теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов,   материалов, содержащихся, в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др. 

Темы исследований:

  • фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и  явлениях; 
  • экспериментальные - темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов; 
  • теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов,  материалов, содержащихся, в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др. 
 Как может быть представлен конечный результат работы? Мультимедийная презентация Рекламный проспект Дневник-путешествие Картограмма Заочная экскурсия Коллекция Таблица Схема Модель Серия иллюстраций Сочинение-эссе Фотоальбом

Как может быть представлен конечный результат работы?

  • Мультимедийная презентация
  • Рекламный проспект
  • Дневник-путешествие
  • Картограмма
  • Заочная экскурсия
  • Коллекция
  • Таблица
  • Схема
  • Модель
  • Серия иллюстраций
  • Сочинение-эссе
  • Фотоальбом
    Тема «Мы во Вселенной»   5 класс   1 урок: «На чистом листе напишите всё, что Вы знаете о планете Венере (Меркурии, Марсе)». Составить «Анкеты планет». Нарисовать презентации планет.

Тема «Мы во Вселенной» 5 класс

  • 1 урок: «На чистом листе напишите всё, что Вы знаете о планете Венере (Меркурии, Марсе)».
  • Составить «Анкеты планет». Нарисовать презентации планет.
           Тема: «Как люди открывали Землю»  5 класс   Используя учебник, дополнительный материал, контурную карту, изучить материал о Х.Колумбе и Ф.Магелане и нанести их маршрут путешествия на карту.

Тема: «Как люди открывали Землю» 5 класс

  • Используя учебник, дополнительный материал, контурную карту, изучить материал о Х.Колумбе и Ф.Магелане и нанести их маршрут путешествия на карту.
Тема: «Воды океана»  6 класс   1- я группа: Анализ солености вод океана. 2-я группа: Изменение температуры поверхностных вод. 3-я группа: Изменение температуры с глубиной и замерзаемость. 4-я группа: Ветровые волны. 5-я группа: Течения. 6-я группа: Приливы и отливы.

Тема: «Воды океана» 6 класс

  • 1- я группа: Анализ солености вод океана.
  • 2-я группа: Изменение температуры поверхностных вод.
  • 3-я группа: Изменение температуры с глубиной и замерзаемость.
  • 4-я группа: Ветровые волны.
  • 5-я группа: Течения.
  • 6-я группа: Приливы и отливы.
  Подумайте, о каком свойстве вод Мирового Океана идет речь?   Данные приборов Вопросы Поваренная соль- 78%, Соли магния-11%, Горький вкус, «Жидкая руда» О чем идет речь? В океане растворено 50000000000000000 (50 квадрильонов) тонн соли. Если выпарить соль из океана, то на земле будет слой соли 50м Знак солености - ? Средняя соленость - ? О каком свойстве говорится?       Термины в тетрадь Средиземное море – 39промилле Карское море -18 промилле Баренцево море- 35 промилле Красное море -42 промилле Покажите моря и объясните, почему соленость в морях разная? От чего зависит соленость?

Подумайте, о каком свойстве вод Мирового Океана идет речь?

Данные приборов

Вопросы

Поваренная соль- 78%,

Соли магния-11%,

Горький вкус,

«Жидкая руда»

О чем идет речь?

В океане растворено

50000000000000000 (50 квадрильонов)

тонн соли. Если выпарить соль из океана,

то на земле будет слой соли 50м

Знак солености - ?

Средняя соленость - ?

О каком свойстве говорится?

 

 

 

Термины в тетрадь

Средиземное море – 39промилле

Карское море -18 промилле

Баренцево море- 35 промилле

Красное море -42 промилле

Покажите моря и объясните, почему соленость в морях разная?

От чего зависит соленость?

Подумайте, о каком свойстве вод Мирового Океана идет речь?   Данные приборов Вопросы Изменение температуры поверхностных вод: 90◦с.ш.- - 1,7◦С 60◦с.ш.- +4,8◦С 30◦с.ш.- +21◦С 0◦с.ш.- +27◦С 30◦ю.ш.- +19◦С 60◦ю.ш 0◦С 70◦ю.ш.+4,8◦С 70◦с.ш - - 1,3◦С Гидротерма - линия на карте, соединяющая точки с одинаковой температурой поверхностных вод. Как меняется температура и почему? Почему воды в северном полушарии теплее? Что может нарушить эту закономерность? Какой океан самый теплый?

Подумайте, о каком свойстве вод Мирового Океана идет речь?

Данные приборов

Вопросы

Изменение температуры поверхностных вод:

90◦с.ш.- - 1,7◦С

60◦с.ш.- +4,8◦С

30◦с.ш.- +21◦С

0◦с.ш.- +27◦С

30◦ю.ш.- +19◦С

60◦ю.ш 0◦С

70◦ю.ш.+4,8◦С

70◦с.ш - - 1,3◦С

Гидротерма - линия на карте, соединяющая точки с одинаковой температурой поверхностных вод.

Как меняется температура и почему?

Почему воды в северном полушарии теплее?

Что может нарушить эту закономерность?

Какой океан самый теплый?

Подумайте, о каком свойстве вод Мирового Океана идет речь?   Данные приборов Вопросы Изменение температуры с глубиной: 0 м-+16◦С 200 м-+15◦С 1000 м-+3,5◦С 2000 м-+3◦С 3000 м-+2,8◦С 5000 м-+2,5◦С   Замерзаемость при солености 10 промилле = -0,5 ◦С, при солености 36 промилле = -2 ◦С Как изменяется температура с глубиной? Почему это происходит?             От чего зависит температура замерзания морской воды?

Подумайте, о каком свойстве вод Мирового Океана идет речь?

Данные приборов

Вопросы

Изменение температуры с глубиной:

0 м-+16◦С

200 м-+15◦С

1000 м-+3,5◦С

2000 м-+3◦С

3000 м-+2,8◦С

5000 м-+2,5◦С

 

Замерзаемость

при солености 10 промилле = -0,5 ◦С,

при солености 36 промилле = -2 ◦С

Как изменяется температура с глубиной?

Почему это происходит?

 

 

 

 

 

 

От чего зависит температура замерзания морской воды?

Подумайте, о каком свойстве вод Мирового Океана идет речь?   Данные приборов Вопросы 7. Воды Мирового Океана находятся в постоянном движении. Океанская вода перемещается в вертикальном и горизонтальном направлении. В чем причина волн? Почему лодочка качается на волнах не приближаясь к берегу? Что называют зябью, барашками, прибоем?

Подумайте, о каком свойстве вод Мирового Океана идет речь?

Данные приборов

Вопросы

7. Воды Мирового Океана находятся в постоянном движении.

Океанская вода перемещается в вертикальном и горизонтальном направлении.

В чем причина волн?

Почему лодочка качается на волнах не приближаясь к берегу?

Что называют зябью, барашками, прибоем?

Тема: «Австралия: образ материка» 7 класс   картографы определяют географическое положение материка;   геоморфологи исследуют рельеф; геологи объясняют строение земной коры;    климатологи определят климат;    гидрологи проектируют картину внутренних вод.

Тема: «Австралия: образ материка» 7 класс

  •   картографы определяют географическое положение материка;
  •   геоморфологи исследуют рельеф;
  • геологи объясняют строение земной коры;
  •    климатологи определят климат;
  •    гидрологи проектируют картину внутренних вод.
Тема: «США» 7 класс   1-я «Географическое положение» 2-я «Природа» 3-я «Население».

Тема: «США» 7 класс

  • 1-я «Географическое положение»
  • 2-я «Природа»
  • 3-я «Население».
Вопросы первой «лаборатории» : - какие территории входят в состав США ? -назовите океаны , омывающие страну -с какими странами граничит США -где расположена столица страны ? Вопросы второй «лаборатории» -природа восточной части США -природа западной части США -центральная часть США -южная часть - суровый край Аляски Вопросы третьей « лаборатории» -население, его хозяйственная деятельность -полезные ископаемые и промышленность -экологическая обстановка -интересные сведения о стране

Вопросы первой «лаборатории» :

- какие территории входят в состав США ?

-назовите океаны , омывающие страну

-с какими странами граничит США

-где расположена столица страны ?

Вопросы второй «лаборатории»

-природа восточной части США

-природа западной части США

-центральная часть США

-южная часть

- суровый край Аляски

Вопросы третьей « лаборатории»

-население, его хозяйственная деятельность

-полезные ископаемые и промышленность

-экологическая обстановка

-интересные сведения о стране

Тема: «Почвы» 8 класс.   Темы исследовательских работ:  Как растения помогают бороться  с загрязнением почвы? Какие отрицательные последствия может иметь орошение почв? В какой природной зоне необходимо известкование почв? С какой целью проводится террасирование склонов?

Тема: «Почвы» 8 класс.

Темы исследовательских работ:

  • Как растения помогают бороться  с загрязнением почвы?
  • Какие отрицательные последствия может иметь орошение почв?
  • В какой природной зоне необходимо известкование почв?
  • С какой целью проводится террасирование склонов?
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».   (древнекитийская народная мудрость)

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

(древнекитийская народная мудрость)

Список литературы

  • «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал.// Редакция «Народное образование».
  • Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
  • Воровщиков С. Г., Новожилова М. М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. //Управленческий аспект: страницы написанные консультантом по управлению и директором школы. – М.: 5 за знания, 20006.
  • Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций.// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.
  • Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся. // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.
  • Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
  • Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения.// Народное образование, № 10, 1999.
 Интернет-ресурсы  по проблемам  исследовательской деятельности  http://schools.keldysh.ru/labmro   — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО www.researcher.ru  — Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех-центра» Московского физико-технического института. www.1553.ru  — сайт Лицея № 1553 «Лицей на Донской», публикуются материалы Городской экспериментальной площадки «Разработки модели организации Образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся». www.vernadsky.dnttm.ru — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. www.issl.dnttm.ru  — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.

Интернет-ресурсы по проблемам  исследовательской деятельности

  • http://schools.keldysh.ru/labmro   — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
  • www.researcher.ru  — Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех-центра» Московского физико-технического института.
  • www.1553.ru  — сайт Лицея № 1553 «Лицей на Донской», публикуются материалы Городской экспериментальной площадки «Разработки модели организации Образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся».
  • www.vernadsky.dnttm.ru — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.
  • www.issl.dnttm.ru  — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.
Доступность опыта  Доступность моего опыта заключается в том, что он может быть успешно использован учителями географии в общеобразовательных учреждениях.

Доступность опыта

Доступность моего опыта заключается в том, что он может быть успешно использован учителями географии в общеобразовательных учреждениях.