Профессиональный статус
- Кедяркина Елена Владимировна
- Год рождения:1972
- Контактная информация:
- эл. почта: [email protected]
- Образование: высшее
- Категория: первая
- Заявленная категория: первая
- Должность: учитель
- Филиал МБОУ СШ №2 г.Лукоянова – Кудеяровская ОШ
Формирование исследовательской деятельности на уроках географии
Ведущая педагогическая идея
«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто»
А. Сент-Дьердьи
Цель опыта:
- Создание условий для развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся через различные формы исследовательской деятельности на уроках географии.
Задачи опыта:
1. Повысить качество преподавания географии в своей школе.
2. Повысить уровень самостоятельности учащихся и познавательного интереса к предмету.
3. Усилить способность детей к исследовательской деятельности.
4. Создать условия для успешной самореализации учеников.
5. Научить использовать приобретённые умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Главное назначение метода исследования:
приобщение школьников к творческой деятельности посредством самостоятельного изучения нового учебного материала, которое складывается из изучения фактов, предположения о существовании причинных связей, проверки и обоснования их правильности.
Исследование с точки зрения обучающегося
- - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Эта деятельность позволяет:
- проявить себя индивидуально или в группе,
- попробовать свои силы,
- приложить свои знания,
- принести пользу,
- показать публично достигнутый результат.
Основные этапы:
- постановка проблемы;
- изучение теории, посвященной данной проблематике;
- овладение методикой исследования;
- сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
- собственные выводы и их сравнение с литературными данными;
- создание конечного продукта исследования.
Преимущества метода:
■ ученик работает активно и самостоятельно в пределах подготовленной дидактической среды; ■ реализуется целеполагание: ученик знает, чем он будет заниматься на занятиях; повышается мотивация к учению;
■ проявляются творческие способности; ■ развиваются у школьников способы овладения познавательной, рефлексивной, коммуникативной деятельностью
Темы исследований:
- фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
- экспериментальные - темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
- теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся, в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.
Как может быть представлен конечный результат работы?
- Мультимедийная презентация
- Рекламный проспект
- Дневник-путешествие
- Картограмма
- Заочная экскурсия
- Коллекция
- Таблица
- Схема
- Модель
- Серия иллюстраций
- Сочинение-эссе
- Фотоальбом
Тема «Мы во Вселенной» 5 класс
- 1 урок: «На чистом листе напишите всё, что Вы знаете о планете Венере (Меркурии, Марсе)».
- Составить «Анкеты планет». Нарисовать презентации планет.
Тема: «Как люди открывали Землю» 5 класс
- Используя учебник, дополнительный материал, контурную карту, изучить материал о Х.Колумбе и Ф.Магелане и нанести их маршрут путешествия на карту.
Тема: «Воды океана» 6 класс
- 1- я группа: Анализ солености вод океана.
- 2-я группа: Изменение температуры поверхностных вод.
- 3-я группа: Изменение температуры с глубиной и замерзаемость.
- 4-я группа: Ветровые волны.
- 5-я группа: Течения.
- 6-я группа: Приливы и отливы.
Подумайте, о каком свойстве вод Мирового Океана идет речь?
Данные приборов
Вопросы
Поваренная соль- 78%,
Соли магния-11%,
Горький вкус,
«Жидкая руда»
О чем идет речь?
В океане растворено
50000000000000000 (50 квадрильонов)
тонн соли. Если выпарить соль из океана,
то на земле будет слой соли 50м
Знак солености - ?
Средняя соленость - ?
О каком свойстве говорится?
Термины в тетрадь
Средиземное море – 39промилле
Карское море -18 промилле
Баренцево море- 35 промилле
Красное море -42 промилле
Покажите моря и объясните, почему соленость в морях разная?
От чего зависит соленость?
Подумайте, о каком свойстве вод Мирового Океана идет речь?
Данные приборов
Вопросы
Изменение температуры поверхностных вод:
90◦с.ш.- - 1,7◦С
60◦с.ш.- +4,8◦С
30◦с.ш.- +21◦С
0◦с.ш.- +27◦С
30◦ю.ш.- +19◦С
60◦ю.ш 0◦С
70◦ю.ш.+4,8◦С
70◦с.ш - - 1,3◦С
Гидротерма - линия на карте, соединяющая точки с одинаковой температурой поверхностных вод.
Как меняется температура и почему?
Почему воды в северном полушарии теплее?
Что может нарушить эту закономерность?
Какой океан самый теплый?
Подумайте, о каком свойстве вод Мирового Океана идет речь?
Данные приборов
Вопросы
Изменение температуры с глубиной:
0 м-+16◦С
200 м-+15◦С
1000 м-+3,5◦С
2000 м-+3◦С
3000 м-+2,8◦С
5000 м-+2,5◦С
Замерзаемость
при солености 10 промилле = -0,5 ◦С,
при солености 36 промилле = -2 ◦С
Как изменяется температура с глубиной?
Почему это происходит?
От чего зависит температура замерзания морской воды?
Подумайте, о каком свойстве вод Мирового Океана идет речь?
Данные приборов
Вопросы
7. Воды Мирового Океана находятся в постоянном движении.
Океанская вода перемещается в вертикальном и горизонтальном направлении.
В чем причина волн?
Почему лодочка качается на волнах не приближаясь к берегу?
Что называют зябью, барашками, прибоем?
Тема: «Австралия: образ материка» 7 класс
- картографы определяют географическое положение материка;
- геоморфологи исследуют рельеф;
- геологи объясняют строение земной коры;
- климатологи определят климат;
- гидрологи проектируют картину внутренних вод.
Тема: «США» 7 класс
- 1-я «Географическое положение»
- 2-я «Природа»
- 3-я «Население».
Вопросы первой «лаборатории» :
- какие территории входят в состав США ?
-назовите океаны , омывающие страну
-с какими странами граничит США
-где расположена столица страны ?
Вопросы второй «лаборатории»
-природа восточной части США
-природа западной части США
-центральная часть США
-южная часть
- суровый край Аляски
Вопросы третьей « лаборатории»
-население, его хозяйственная деятельность
-полезные ископаемые и промышленность
-экологическая обстановка
-интересные сведения о стране
Тема: «Почвы» 8 класс.
Темы исследовательских работ:
- Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?
- Какие отрицательные последствия может иметь орошение почв?
- В какой природной зоне необходимо известкование почв?
- С какой целью проводится террасирование склонов?
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».
(древнекитийская народная мудрость)
Список литературы
- «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал.// Редакция «Народное образование».
- Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
- Воровщиков С. Г., Новожилова М. М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. //Управленческий аспект: страницы написанные консультантом по управлению и директором школы. – М.: 5 за знания, 20006.
- Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций.// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.
- Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся. // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.
- Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
- Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения.// Народное образование, № 10, 1999.
Интернет-ресурсы по проблемам исследовательской деятельности
- http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
- www.researcher.ru — Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех-центра» Московского физико-технического института.
- www.1553.ru — сайт Лицея № 1553 «Лицей на Донской», публикуются материалы Городской экспериментальной площадки «Разработки модели организации Образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся».
- www.vernadsky.dnttm.ru — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.
- www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.
Доступность опыта
Доступность моего опыта заключается в том, что он может быть успешно использован учителями географии в общеобразовательных учреждениях.