Формирование исследовательской культуры
Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос о формировании исследовательской культуры. При переходе на новые образовательные стандарты в практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам получения знаний.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, научное общество, социально-активная личность, образовательная среда
При переходе современной школы на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, - вооружить учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. Мы всегда говорили о социальном заказе, но никто его конкретно не формулировал. Мы говорили, что нужно воспитать достойного гражданина общества.
В стандартах нового поколения этот заказ расшифровывается.
Основным предназначением стандарта является формирование базового круга вопросов современного человека:
– умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция);
– умение сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция);
– умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы (самоорганизация);
– готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность (самообразование).
Поэтому в практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам получения знаний.
Научно-исследовательская деятельность является:
мощным средством, позволяющим увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования;
одним из методов повышения интереса и соответственно качества образовательного процесса.
Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для самореализации. Одна из задач работы учителя – применение знаний, полученных на уроке на практике.
Теория и практика образования показывают, что исследовательская деятельность в процессе обучения закладывает основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности, т.к. эта деятельность основана на стремлении каждого человека к самостоятельному изучению окружающего мира.
Огромную роль в формировании исследовательской культуры каждого ученика играет научное общество.
Любое научное общество учащихся ставит своей целью создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в условиях общеобразовательной школы. Данная работа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к детям в учебно-воспитательном процессе.
Исследовательская деятельность является значимой в том случае, когда мотив проведения исследования является внутренней потребностью ученика, а проблема, которую он раскрывает, - субъективно интересна и значима для него.
научно-исследовательская деятельность приводит к повышению мотивации и соответственно повышению качества образования, что говорит об эффективности работы научного общества учащихся в данном направлении. Помимо осознания полученных результатов исследования учащиеся приобретают следующие компетенции:
умения работать с литературой;
умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщать и делать соответствующие выводы, моделировать;
умения творчески мыслить и творчески подходить к решению поставленной цели и задачи, что создает предпосылки для развития креативности;
умения правильно оформлять работу;
навыки использования таких эмпирических методов исследования как: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение документов и опыта (сбор необходимой информации), эксперимент, демонстрация опыта;
речевые навыки;
опыт отстаивания своей точки зрения;
ведения дискуссии.
Главной целью учебного исследования является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в “большой” науке. В ходе учебного исследования учащимся приобретается функциональный навык исследования как универсального способа освоения действительности, развивается способность к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний ,т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося
Подводя итоги можно сделать вывод о том, что организация научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся способствует развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса. В учебном заведении создается новая образовательная среда, что является важнейшим фактором развития школы.
Список использованной литературы
Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.
Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Карпенко К.А., Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности//Журнал «Исследовательская работа школьников». №1, 2002г.С.130-134