СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование картографической грамотности на уроках географии в 6 классах

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьная география давно перестала быть чисто "номенклатурныи предметом".Уащиеся овладевают теперь основами не только географической, но и смежных с ней наук, в том числе и экологией.

Просмотр содержимого документа
«Формирование картографической грамотности на уроках географии в 6 классах»

Формирование картографической грамотности на уроках географии в 6 классе с использованием игр


Щурова Г.А.

учитель географии МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа №14»

г.Курска


Школьная география давно перестала быть «чисто номенклатурным предметом». Учащиеся овладевают теперь основами не только географической, но и смежных с ней наук, в том числе и экологией. Широта образовательно-воспитательной задачи предмета, словом, школьная география развивается и совершенствуется. И наша главная задача привить любовь, интерес к предмету, к науке. Главным считаю совершенствовать урок, т.к. и обучение, и воспитание, и привитие интереса и многое другое идёт через урок и только через урок. И в этом помогают нестандартные типы уроков.

Нетрадиционные формы проведения уроков (ролевые игры, пресс-конференции, исследования, путешествия и др.) уже довольно прочно вошли в работу моей системы. Они дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а также развивать их творчество и самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке определённого позитивного отношения к природе.

В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока (имитируется, например, зал заседаний пресс-конференции), чем снимается бесконечная традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что также повышает интерес к предмету.

Наконец, нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путём использования различных способов изучения нового материала на уроке. При этом нисколько не умаляется необходимый уровень разносторонних научных знаний. Более того - широко используется дополнительный материал. Уроки, как правило, требуют от учащихся сосредоточенной самостоятельной работы и прочных опорных знаний.

В основе нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) лежит системно - деятельностный подход к организации учебно-образовательного и воспитательного процесса. В качестве одного из важнейших требований к результатам реализации основной образовательной программы основного общего образования при изучении географии в ФГОС определено «овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного значения».

Карта и картографический метод сделали географию уникальной наукой, так как область географического знания комплексна (она интегрирует биологические, геологические, экологические, социальные и политические науки).

Из географии карта “перекочевала” в другие науки и успешно помогает им пространственно размещаться. Умения свободно пользоваться картами разного содержания, а также планами городов, схемами автодорог, строить простые картосхемы необходимо начать формировать с начального курса географии. Изучая географию, уже в 5-6 классах мы учимся работать с планом, знакомимся с проведением полярной и маршрутной съемками местности. Большое практическое и прикладное значение для каждого человека имеют навыки работать с топографической картой и географическими картами различного типа. Хорошее знание географии подразумевает уверенное владение компетенцией получения информации с карт различного типа и эффективное использование этой информации для решения учебных задач и различных проблем прикладного значения.

Учащиеся 6-го класса проявляют большой интерес к этому новому для них предмету. Причин много: предмет предполагает общение с природой, наличие разнообразной и интересной информации о географических объектах, явлениях, об особенностях природы Земли.

Возникает естественная потребность всё понять, объяснить. Шестиклассники проявляют интерес и готовность к усвоению системы знаний по данному курсу не только на уровне восприятия фактов, но и на уровне общих представлений и понятий, понимания элементарных причинно-следственных связей.

При подготовке к урокам (при отборе материала) необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся шестого класса:

При работе с одним и тем же материалом один ребёнок успешнее использует словарную форму, другой переводит в графический образ, третий использует свои условные знаки, и это необходимо учитывать при конструировании игры или соревнования.

За результатом стоит процесс его получения, но именно в нём и проявляется субъективность ученика, как личности.

В шестом классе (у младших подростков) отношение к учебному предмету прежде всего зависит от отношения к учителю и получаемых отметок. Сохранение интереса к предмету таким образом зависит от самого учителя. Поэтому уроки повторения и обобщения учителю целесообразнее проводить в форме игры или соревнования. Во время подготовки и проведения игры школьники учатся творчески мыслить, “добывать” знания, быстро находить правильный ответ и облекать его в остроумную форму. Учатся они и внимательно слушать, понимать своих товарищей, выручать команду в трудную минуту.

В шестом классе у ребят появляются различные склонности, и ценные качества личности формируются не столько при усвоении школьных знаний, сколько в самостоятельной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьных программ. Одна из целей игры – это развитие у ребят потребности готовиться самостоятельно, вместе с товарищами и помогать всем членам команды.

Для того, чтобы школьники равнодушно не смотрели по сторонам и не скучали, не находя для себя ничего интересного, необходимо активизировать процесс обучения, чтобы не только географическая информация была интересна для учащихся, но и сам процесс ее изучения.

Я считаю, что один из способов достижения этой цели – использование коммуникативных технологий, в частности – методики проведения ролевых (сюжетных) игр.

Перед традиционными формами и приемами обучения коммуникативные технологии имеют ряд преимуществ:

- активизирует процесс обучения;

- развивает творческие способности учащихся: умение мыслить, рассуждать и отстаивать - свою точку зрения и принимать мнение собеседника;

- организует групповую деятельность, коллективный поиск решений, учит пользоваться информацией периодической печати, радио, телевидения;

- способствует наиболее успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества.

Для ребёнка игра – это прежде всего увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.

Учебная игра как форма организации урока геогра­фии в 6 классе имеет ряд важных особенностей.

Во-первых, география является для учащихся новой учебной дисциплиной, поэтому важно сформировать у них положительное эмоциональное отношение к это­му предмету на весь дальнейший период обучения.

Во-вторых, учащиеся скорее всего не имеют опыта участия в учебных играх. Необходимо дать им этот опыт, начав с несложных учебных игр, что позволит в дальнейшем перейти к эффективному использованию более сложных форм учебной игровой деятельности, в частности длительной сюжетно-ролевой учебной иг­ры.

В-третьих, у младших подростков нередко форми­руется негативное отношение к игровой деятельности как к чему-то несерьезному, непозволительному на уроке. Необходимо предпринять специальные усилия для того, чтобы переломить этот стереотип, показав эффективность использования учебной игры при ус­воении и закреплении изучаемого материала, ее «леги­тимность» как способа познания и самореализации.

Целью проведения подобной игры является расширение представления учащихся о картографическом методе и формирование устойчивого интереса к предмету.

Характерная черта игры в том, что она одновременно ставит человека в несколько позиций. Эта особенность позиции вытекает из двуплановости игры. Личность в игре находится одновременно в двух планах: реальном и условном. И именно на эту черту должен обращать внимание учитель. В процессе игры он может по-новому открыть ребёнка для себя, так как в игре оба плана заметно переплетаются и ни один не исчезает.

С целью активизации учебно-познавательной деятельности в учебном процессе все чаще используются различные игры. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимися. Учитель перестает быть для учащихся лишь источником знаний, становится консультантом по руководству познавательной деятельности учащихся, направляемой на разрешение проблем. Ученик теперь уже активный участник учебного процесса. Ученики сами формируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса, что и делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным.

На уроках географии игры используются давно. Издавались пособия по их проведению, многие учителя придумывали их сами. Игры рассматривались в основном как способ внесения разнообразия в приемы обучения и для усиления учебной мотивации. Затем были созданы игры, активно способствующие развитию познавательной деятельности школьников. Так что современная школьная география располагает уже большим арсеналом разного рода игр – как индивидуальных, так и коллективных. Многие из них рассчитаны на проведение в классе, на уроке.

Что такое игра? Игра – это прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой обстановке

Очень интересен устный опрос по понятийному аппарату любой темы, изучаемой в 6 классе, например, темы “Литосфера”. Дети путаются в новых абстрактных для них понятиях: земная кора, рельеф, виды равнин. Возможный вид разминки: учитель предлагает “поиграть по правилам”. Педагог довольно быстро называет термины; если термин относится к теме “Строение земной коры”, руки опускают вниз, наклоняются (не вставая из-за парты), если к теме “Рельеф”, – тянут обе руки вверх. Например,

“низменность, впадина, мантия, ядро”. Не сбиваясь с темпа, в заключение обязательно задается спорный вопрос, например, “полезные ископаемые”, дети теряются, оглядываются с недоумением. Самые реактивные одну руку поднимают вверх, другую опускают. Общий добрый смех завершает “опрос”.

Для знания и ориентирования в картах необходимо проводить тренировочные работы по картам на знание номенклатуры.

И здесь возможны самые различные формы и методы - сочетание коллективной и индивидуальной работы по картам.

Учитель просит детей открыть атласы (у каждого ученика – индивидуальный), взять в руки карандаши (ручки) и всем одновременно показывать под диктовку на картах атласа географические объекты.

Один ученик под диктовку учителя показывает объекты на настенной карте, остальные – в своих атласах.

Разновидность работы, которая особенно нравится детям: ученик показывает объекты на настенной карте, названия для показа по одному предлагают ученики с места.

Такой коллективный и весьма эффективный опрос занимает очень мало времени.

“Цепочка” (“Что с чем рядом?”) Дети работают с высоко генерализованной картой (упрощенной – это очень важно!).

Чрезвычайно важным является регулярное практическое соотнесение политических и физических карт (эти задания можно практиковать в качестве “разминки”, “задание на переключение внимания” и т.п.)

Задание на работу с физической картой. Выполнить задание типа “перечислите города на левом берегу Волги”,

“Загадки по карте”. Очень эффектны взаимные задания учениками на “загадывание объектов”. Например, ученик придумывает сам и загадывает для других: “Река течет с юга на север. Впадает в Северный Ледовитый океан. Правый берег гористый, левый – равнинный.” (Ответ: Енисей).

Игра «Белая ворона»

  • 1.

  • Алтай, Карпаты, Тибет, Амазонка, Пиренеи.

  • 2.

  • Нил, Енисей, Байкал, Дон, Анды, Хуанхэ.

  • 3.

  • Онежское, Онтарио, Балхаш, Титикака, Кама.


Приятные побочные эффекты “игры в карты”: дети иногда все же забывают тетради или учебники, а вот атласы забывают гораздо реже. Замотивированная “обеспеченность” атласами в классе очень высокая. У детей чаще возникает повод смотреть на карту, разглядывать (карта находится очень удобно – перед глазами) – повышается уровень знания карты. Учитель ходит между рядами и ему хорошо видна сверху ситуация в целом. Кроме того, учителю отлично видно ошибки, ориентируясь на цвет и силуэты карты в атласе, есть возможность корректировать ошибки мгновенно и сразу у многих учащихся. Если постоять у одной парты, вполне можно между делом поставить ученику (нескольким ученикам) оценку за устную работу. Уже через пару минут работы учитель хорошо владеет обстановкой со знанием карты в данном классе по заданному вопросу.

Задания подобного типа отличаются следующими свойствами: занимают минимум времени; не требует особых усилий от учителя; в работу вовлекаются все дети; оттачивается совместная работа детского коллектива; задания имеют выраженное практическое и развивающее значение.

Тема «Географическая карта»

«Служба спасения»

Игра проводится при изучении темы «Географические координаты».

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ

В классе заранее формируются команды из трех чело­век. Они получают задание по учебнику и дополни­тельным источникам информации изучить матери­алы, связанные с различными стихийными бедствия­ми: особенностями их возникновения и действия, последствиями, районами распространения.

Учитель готовит карточки, на которых указаны ко­ординаты места предполагаемого стихийного бедствия:

1) 0° ш. и З0° з. д.;

2) 30° ю. ш. и 140° в. д.;

3) 35° с. ш. и 135° в. д.;

4) 10° с. ш. и 125° в. д.;

5) 80° с. ш. и 120° в. д.;

6) 45° с. ш. и 75° в. д.;

7) 30° с. ш. и 0°д.;

8) 60° с. ш. и 75° в. д.;

9) 60° с. ш. и 59° в. д.;

10) 40° с. ш. и 120°з. д.

Перед началом урока учитель выписывает пере­чень стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, с которыми будут сталкиваться «команды спасате­лей» в ходе игры, на доске:

1) шторм на море;

2) лесной пожар;

3) извержение вулкана;

4) цунами;

5) вмерзание судна в лед;

6) снежная лавина;

7) песчаная буря;

8) увязание в болоте;

9) потеря ориентации в пещере;

10) оползень.

Количество стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций равно количеству карточек с координатами; места, координаты которых указаны на карточках, подобраны таким образом, что можно достоверно предположить, с каким именно стихийным бедствием придется здесь столкнуться.

ХОД ИГРЫ

По условиям игры класс превращается в диспетчер­ский пункт планетарной службы спасения.

В диспетчерский пункт поступают сообщения от попавших в опасные ситуации и терпящих бедствие людей с просьбой о помощи. В каждом сообщении со­держатся лишь координаты места, в котором сложи­лась чрезвычайная ситуация, произошло стихийное бедствие.

Представители команд получают от учителя кар­точки с координатами. Команда должна определить по координатам район, в котором находятся терпя­щие бедствие. Далее команда должна предположить, какое именно стихийное бедствие имеет место в дан­ном районе и перечислить средства и приспособле­ния, необходимые для спасения людей, а также спо­соб действия спасателей. За фиксированное время ко­манда излагает свои выводы на листе бумаги и сдает его учителю.

ЗАВЕРШЕНИЕ ИГРЫ

Учитель или эксперты (учащиеся старших классов) оценивают соответствие названного командой сти­хийного бедствия району, указанному в задании. Уча­стники команд, точно определивших район, из кото­рого пришло сообщение от терпящих бедствие, и ха­рактер самого бедствия, получают положительные текущие отметки по географии.

Гидросфера

«Дорог каждый час»

Игру рекомендуется проводить после изучения темы «Части Мирового океана».

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ

В классе формируются 3 равные по численности ко­манды. Целесообразно изменить расстановку мебели, чтобы команды имели возможность сгруппироваться для обсуждения. Командам объявляется, что в тече­ние игры они будут рассматриваться в качестве эки­пажей спасательных морских судов, поэтому нужно заранее выбрать капитана и название для своего ко­рабля. Кроме того, командам предлагается по согла­сованию или путем жеребьевки выбрать порт припи­ски для каждого корабля, например Санкт-Петер­бург, Москва и Владивосток.

Участники игры предупреждаются о необходимос­ти хорошо изучить все части Мирового океана.

Перед началом игры в классе вывешивается физи­ческая карта мира. Учащиеся предупреждаются о не­обходимости иметь атласы. Учитель готовит к игре бланки «бортовых журналов» и «удостоверений спа­сателя».

ХОД ИГРЫ

Командам вручаются «бортовые журналы».

Согласно условиям игры, в Индийском океане в точке с координатами 30° ю. ш. и 80° в. д. терпит бедствие батискаф с российскими учеными, производив­шими океанологические исследования. Аппараты и приспособления, способные оказать помощь терпя­щим бедствие, находятся на трех кораблях россий­ского флота, расположенных в Санкт-Петербурге, Москве и Владивостоке. Поскольку неизвестно, ка­кой из трех кораблей сможет благополучно добраться до места трагедии, руководство страны принимает ре­шение направить в этот район все указанные суда.

Экипажам во главе с капитанами требуется соста­вить маршрут плавания своего корабля таким обра­зом, чтобы пройти расстояние от порта приписки до района бедствия за кратчайшее время. (Участники игры при составлении маршрута используют атлас для 6 класса.)

На работу группам отводится 10 минут. Описания маршрутов заносятся в «бортовые журналы».

В опи­саниях указывается:

1) порт приписки корабля;

2) оке­аны, моря, заливы, проливы, через которые пролега­ет маршрут плавания;

3) материки, полуострова и острова, мимо которых проложен маршрут.

После завершения работы капитаны команд выхо­дят к доске и поочередно рассказывают классу о со­ставленных маршрутах, показывая их по физической карте мира.

Оптимальные маршруты судов из указанных портов приписки до района бедствия.

Из Санкт-Петербурга: по Балтийскому морю мимо Скандинавского полуострова, через Северное море мимо острова Великобритания, по Атлантическому океану вдоль северо-западного побережья Евразии, через Гибрал­тарский пролив, по Средиземному морю вдоль северного побережья Африки, минуя острова Сицилия, Крит, по Су­эцкому каналу в Красное море, через Аравийское море в Индийский океан.

Из Москвы: по каналу им. Москвы, реке Волге, Волго-Донскому каналу и реке Дон в Азовское и Черное моря, через проливы в Средиземное море, мимо островов Крит и Кипр, по Суэцкому каналу в Красное море, через Аравий­ское море в Индийский океан.

Из Владивостока: по Японскому морю мимо Японских островов, вдоль восточного побережья Евразии, по Юж­но-Китайскому морю мимо Филиппинских островов, ми­мо южной оконечности Евразии, Больших Зондских ост­ровов в Индийский океан.

После выступления капитана каждой команды чле­ны других команд имеют право задать ему вопросы.


В наш современный век все большее и большее на уроках используется ИКТ. Наличие в классах компьютеров, проекторов и интерактивных досок расширяет возможности объяснения нового материала, закрепления изученного и проверки знаний, умений и навыков учеников в новых современных условиях. Это и работа с различными видами карт – тематическими и контурными, разгадывание кроссвордов, решение проблемных задач и т.д.

Ориентироваться в помещении как при изучении темы “План и карта”, так и на других уроках в качестве разминки и физкультминутки помогает игра “Флюгер”.

Ветер дует с востока.

Ветер дует с юга.

Ветер дует с юго-востока

Ветер дует с запада

Ветер дует с северо-востока

Ветер дует с юго-запада

Кроме осмысленного движения, не нарушающего хода урока (нужно быстро сообразить, встать), подобная “материализация” сторон горизонта и направлений в помещении, определено полезна.

В качестве примера можно привести еще один игровой момент: физкультурная минута по теме “Мировой Океан”, 6 класс, а также любой урок аналогичной тематики. Учитель (обязательно неожиданно) останавливает урок, делает загадочное лицо и предлагает всем детям сцепить руки “в замок”: “Все вместе!” (“Повторяйте за мной”)

“Полный штиль!” – руки без движения;

“Волны!” – Легкое волнообразное движение сцепленными руками; “Волны сильнее!” – движение более сильное;

“Шторм” – волнообразное движение сцепленных рук на максимально возможную высоту;

Комментарий учителя: “А как движется цунами? Покажем вместе!”: совсем другое движение – руки движутся от себя, “набегают на берег” (1 раз).

“Диктант в ладоши”. В конце фронтального опроса, для перехода к собственно уроку, предлагаю детям насторожится, и выполнить “диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “Диктую название рек. Вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову только реки, приготовились, начали – Амазонка, Нил, Парана, Байкал, Мадейра, Дарлинг, Чад, Нигер, Конго, Уругвай”. Список должен быть довольно большим, название произносить необходимо громко и внятно, но достаточно быстро. Таким образом, можно “проверить” названия растений и животных, народы, города.

Для класса, с которым педагог установил особенно хорошие отношения, можно предложить детям придумать аналогичные задания самим.

Главная идея: подобные разминки географичны, осмысленны, их легко вписать в практически любой урок географии. Можно проводить с детьми более старшего возраста, чем приняты подобные формы работы. Занимает 1–2 минуты. Налаживает взаимодействие учителя и учеников. Соответствует требованию о смене деятельности. Развлекает детей. Простор для фантазии.