"Формирование художественной грамотности у обучающихся на уроках ИЗО для школьников 4 класса»
Для того, чтобы сформировать у школьников 4 класса художественную грамотность, им необходимо понимать окружающий мир, иметь знание об основах художественной деятельности, а также уметь чувствовать природу, чувствовать окружающий мир, понимать свое творчество. Также художественная грамотность предполагает умение школьника видеть все объекты, правильно передавать форму объекта и видеть границы объекта. Для формирования художественной грамотности, нам необходимо сформировать 5 кейс задач для того, чтобы дети могли их решать и становиться художественно грамотными.
Краткие методические рекомендации
1.При указании вида кейса ориентируемся на таблицу 1
| Содержание кейса | Цель создания кейса | Основная обучающая, образовательная задача кейса |
Практический кейс | Жизненные ситуации | Познание, понимание жизни | Тренинг поведения |
Обучающий кейс | Учебные (условные) ситуации | Понимание типичных характеристик ситуации | Анализ, осмысливание |
Научно-исследовательский кейс | Исследовательские ситуации | Создание моделей ситуаций | Исследование, проектирование |
2.При указании типа кейса ориентируемся на таблицу 2
Типы кейсов (Гарвардская школа) | Создание проблемной ситуации | Подготовка кейса | Содержание кейса | Выбор создание итогового решения |
Обучающийся(Case-stated method). Stated- установленный, зафиксированный | Преподаватель задает, определяет проблему | Педагог готовит кейс | Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме | Обучающимся предлагается высказать свои мнения. И итоге педагог сам выбирает и обосновывает вариант, комментируя точки зрения обучающихся. |
Аналитическийкейс (Case-incident method). Incident- присущий, свойственный, связанный | Преподаватель задает, определяет проблему | Педагог готовит кейс | Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения и некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме | Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса |
Эвристический кейс (Case-problem method). Problem- проблема, проблемная ситуация | Преподаватель определяет проблему вобщих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему (для младших школьников конкретизацию проблемы может также осуществить преподаватель) | Преподаватель готовит кейс, который содержит достаточно большое количество информационных источников, и возможно, содержит варианты решений. | Кейс содержит некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр. | Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса. Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информацией |
Исследовательский кейс (Case-studymethod). Study- исследование | Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы) | Преподаватель готовит кейс, который содержит лишь несколько самых важных информационных источников. Полный кейс формируют обучающиеся по мере разработки вариантов решений | Кейс содержит некоторое количество инф. текстов по рассматриваемой проблеме, но не содержит вариантов решений | Обучающиеся предлагают собственное решение. Для обоснования своей точки обязательно либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс |
Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:
Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.
Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.
У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности.
Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Кейс 1. Современный урок: кейс-метод»
Предмет | Изобразительное искусство |
Класс | 4 |
Время | 2 урока (45 мин) |
Вид кейса | Обучающий |
Тип кейса | Аналитический |
Тема: « Познание окружающей действительности – основа изобразительной деятельности человека»
Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы на уроках изобразительного искусства, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение работать в команде.
Работа с кейсом:
За неделю до предполагаемого урока, учащиеся получают задание - поработать с кейсом.Учащиеся думают над темой будущего обсуждения, при необходимости, самостоятельно собирают всю необходимую информацию, все необходимые данные, факты.Создается пять творческих группы. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:
Инженеры
Экологи.
Ученые.
Художники анималисты.
Дизайнеры.
Инженеры экологи.Для осуществления данной роли учащиеся самостоятельно составляли экологические задачи, на основе справочно-информационного материала о состоянии окружающей среды Дальнего Востока.
Группа № 1 предлагает свою задачу группе № 2;
Группа № 2 предлагает свою задачу группе № 3;
Группа № 3 предлагает свою задачу группе № 4;
Группа № 4 предлагает свою задачу группе № 5;
Группа № 5 предлагает свою задачу группе № 1
Экологи (Представляют ролик изаполняют таблицу, выявляют экологические проблемы, корректируют работу класса по данной работе)
Основные отделы природных ресурсов | Наносимый вред | Подтверждающие факты | Группа |
земля | | | № 1 |
вода | | | № 2 |
леса | | | №3 |
животный мир | | | № 4 |
атмосферный воздух | | | № 5 |
Ученые: Составляют кроссвордна основе справочно-информационного материала о животных и растениях Дальнего Востока.
Группа № 1 предлагает свой кроссворд группе № 2;
Группа № 2предлагает свой кроссворд группе № 3;
Группа № 3предлагает свой кроссворд группе № 4;
Группа № 4 предлагает свой кроссворд группе № 5;
Группа № 5 предлагает свой кроссворд группе № 1
Художники анималисты. Выполняют дома презентацию о творчестве художников анималистов и представляют свои работы:
Группа № 1- Василий Ватагин,
Группа № 2- Михаил Кукунов,
Группа № 3 - Валентин Серов,
Группа № 4 Чарушин Е. И
Группа № 5 Горбатов Вадим Алексеевич
Дизайнеры(Осваивают работу в программе MicrosoftOfficePublisher и защищают свои проекты: листовки, плакаты, буклеты.)
Особенности использования:
Данный кейс влияет на формирование мышление у детей, а также они изучают окружающую среду и выступают в роли аналитиков. Как только дети научатся анализировать проблему, то дети смогут формировать свои художественные навыки
2. Кейс. Обучающий.
Предмет | Изобразительное искусство |
Класс | 4 |
Время | 1 урок (30 мин) |
Вид кейса | Обучающий |
Тип кейса | Обучающий |
Содержание кейса: Преподаватель представляет художественную картину «Утро в сосновом лесу». И спрашивает у детей, какие элементы они видят на картине. Дети говорят к примеру: На картине есть дерево, медведи и т.д. Чем больше дети увидят элементов в картине, тем больше они формируют свою художественную грамотность и видение.
Особенности использования: Заключается в том, данный кейс обучает в детях внимательность и умение видеть все детали в картине, которые не видны на первый взгляд.
3. Кейс. Обучающий.
Предмет | Изобразительное искусство |
Класс | 4 |
Время | 1 урок (45 мин) |
Вид кейса | Обучающий |
Тип кейса | Эвристический кейс |
Содержание кейса: Преподаватель представляет перед детьми отрывок стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
И далее предлагает детям самим придумать дальнейшие строчки стихотворения из четырех строк. Суть, заключается в том, что дети должны за весь урок написать на листочке продолжение стихотворение собственного сочинения и рассказать перед всем классом.
Особенности использования: Особенность заключается в том, что стихотворение пишет сам ребенок, и не важно насколько оно правильно сформулировано, главное – это оригинальность данного стихотворения. Данный кейс формирует в детях творческое мышление, способность придумывать новые идеи, а также быстрому анализу и выделению потоку мыслей, и этот кейс позволяет детям также сформировать в себе навыки выступления на публике. Данный творческий кейс позволит детям улучшать свое художественное мышление.
4. Кейс. Практический
Предмет | Изобразительное искусство |
Класс | 4 |
Время | 1 урок (45 мин) |
Вид кейса | Практический |
Тип кейса | Исследовательский |
Содержание кейса: Преподаватель рисует на ватмане домик и дерево, и просит всех детей подходит к ватману и нарисовать любой элемент, который они хотят добавить к этому рисунку. Суть заключается в том, чтобы коллективно нарисовать один рисунок.
Особенности использования: Особенность заключается в том, что дети могут тренировать воображение с данным кейсом, и рисовать постоянно что-то новое, а затем объяснять, почему они нарисовали тот или иной объект.
5. Кейс. Обучающий.
Предмет | Изобразительное искусство |
Класс | 4 |
Время | 1 урок (45 мин) |
Вид кейса | Практический |
Тип кейса | Обучающий |
Содержание кейса: Преподаватель дает каждому ученику по листу бумаги, а затем на части листка выдает темы рисунков. К примеру: зима, лето, осень, весна, лес, планет и т.д. И каждый ученик должен нарисовать свой рисунок по данным тематикам. По завершению рисунка, дети демонстрируют свой перед всем классом, и преподаватель комментирует каждый рисунок.
Особенности использования: Особенность заключается в том, что дети могут тренировать свои художественные навыки, а также формировать художественную грамотность, создавая свой рисунок, а также тренируют свои руки к тому, чтобы в дальнейшем рисовать рисунки еще лучше.