МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОЛЛЕКТИВА
ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ
УЧАСТИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЛАХ КОЛЛЕКТИВА
(модифицированный вариант методики О. В. Лишина)
Цель: определить мотивы участия подростков в совместной деятельности.
Необходимо для проведения следующее.
У каждого из ребят должен быть бланк со следующим текстом:
«Как ты думаешь, сколько твоих одноклассников будут участвовать в делах, перечисленных ниже?»
Чтобы правильно выполнить задание, необходимо обвести кружком стоящую перед номером вопроса букву, которая означает ответ, соответствующий твоей личной точке зрения. Ответы могут быть такими:
н – никто,
м – меньшинство;
п – половина;
б – большинство,
в – все.
Сколько человек придет на классное собрание?
н м п б в 1. Ради того, чтобы принять участие в обсуждении важных вопросов?
н м п б в 2. Чтобы лучше узнать о том, что радует и беспокоит одноклассников?
н м п б в 3. Потому что собрание будут снимать для телевидения?
н м п б в 4. Потому что вашему классу поручено оформление зала, где будет проходить школьное мероприятие?
н м п б в 5. Если на собрании будут обсуждаться интересные вопросы?
н м п б в 6. Если явка строго обязательна и будет проверка?
Сколько человек будут участвовать в трудовом десанте?
н м п б в 7. Ради того, чтобы купить на заработанные деньги игрушки для детского сада?
н м п б в 8. Чтобы вместе потрудиться и после вместе отдохнуть?
н м п б в 9. Чтобы поддержать честь своего класса и организующего этот десант?
н м п б в 10. Ради денег, которые выплатят каждому участнику?
н м п б в 11. Потому что работа будет интересной?
н м п б в 12. Если явка строго обязательна и контролируется?
Сколько человек пойдет в трудовой профильный отряд?
н м п б в 13. Чтобы заработать деньги для перечисления их в детский дом?
и м п б в 14. Чтобы и летом иметь возможность общения с одноклассниками?
н м п б в 15. Ради денег, которые будут получены за работу каждым учащимся?
н м п б в 16. Если в лагерь труда и отдыха решили ехать всем классом?
н м п б в 17. Ради интересной жизни в лагере?
н м п б в 18. Если поездка в лагерь обязательна?
Сколько человек пойдет в поход?
н м п б в 19. Если его цель – сбор краеведческого материала для музея?
н м п б в 20. Ради того, чтобы побыть вместе на природе?
н м п б в 21. Если каждый участник получит памятный значок туриста?
н м п б в 22. Если поход – часть турслета, который организует ваш коллектив?
н м п б в 23. Просто потому, что интересно?
н м п б в 24. Если участие в нем строго обязательно и контролируется?
Сколько человек будут участвовать в подготовке и проведении вечера песни?
н м п б в 25. Потому что вечер запланирован для ветеранов войны?
н м п б в 26. Чтобы и после уроков побыть вместе?
н м п б в 27. Если во время вечера будет устроено чаепитие?
н м п б в 28. Если коллектив вашего класса приложил много сил для его подготовки?
н м п б в 29. Потому что программа вечера очень интересна?
н м п б в 30. Если явка строго обязательна?
Большое спасибо за ответы!
Если нет возможности подготовить для каждого подростка такие бланки, то вопросы можно задавать устно. В этом случае на доске целесообразно перечислить варианты возможных ответов на вопросы:
н – никто;
м – меньшинство;
п – половина;
б – большинство;
в – все.
Ход опроса
Педагог подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая внимание на то, что напротив номера каждого вопроса должна быть обведена одна какая-либо буква. Затем следует привести наглядный пример. Если большинству учеников условия задания понятны, то они приступают к его выполнению. Остальным учащимся следует еще раз объяснить.
Обработка полученных данных
При обработке результатов предлагаемый опросник следует разделить на шесть блоков. Каждый из них состоит из пяти вопросов, направленных на выявление одного из мотивов участия подростков в совместной деятельности. В соответствии с определенными мотивами можно выделить следующие блоки:
а) общественно полезная значимость (вопросы 1, 7, 13, 19, 25);
б) личная выгода (3, 10, 15, 21, 27);
в) интерес к общению (2, 8, 14, 20, 26);
г) значимость для коллектива (4, 9, 16, 22, 28);
д) интерес к содержанию деятельности (5, 11, 17, 23, 29);
е) обязательность как принуждение (6, 12, 18, 24, 30).
Для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала:
в – 4 балла;
б – 3 балла;
п – 2 балла;
м – 1 балл;
н – 0 баллов.
Сопоставление полученных сумм баллов по каждому блоку позволяет выявить ведущие мотивы участия подростков в делах коллектива.
мотивы | 6 класс | 7 класс |
Общественно-полезная значимость | 42% | 63% |
Обязательность как принуждение | 58% | 37% |
«МЫ – КОЛЛЕКТИВ? МЫ – КОЛЛЕКТИВ...
МЫ – КОЛЛЕКТИВ!»
(методика М. Г. Казакиной)
Цель: определить стадии развития коллектива группы, класса.
Ход опроса
При проведении одного из классных часов учитель предлагает подросткам совместно поразмышлять о положении дел в классе, о состоянии в нем отношений. Он зачитывает текст, в котором излагаются характеристики этапов развития коллектива, группы, класса. Учащиеся посредством групповой самооценки должны определить, на каком этапе своего развития находится коллектив класса. Ребятам предлагаются три текста.
Все начинается с интереса
(первый этап)
У класса есть общая цель. Например, подружиться всем ребятам – юношам и девушкам.
В классе одно (или несколько) общее дело. Например, все готовятся к Дню именинника. Жизнь класса не прерывается. Завершается одно дело, а уже новое ждет своих организаторов и участников.
Класс учится действовать самостоятельно, планировать, что и как делать. Все участвуют в делах (но не так, что одни организуют, командуют, а другие только слушают и смотрят). Все собираются вместе и оценивают, что было хорошо, что плохо, что нужно исправить в будущем.
Действует не только актив, а каждый из подростков. Когда что-то готовится, создаются специальные группы – советы дел. Например, один совет готовит устный журнал «Что? Где? Когда?», другой придумывает и организует «Бюро добрых услуг».
В классе интересно. Отношения друг к другу изменяются к лучшему. Появляется замечательное чувство: мы – коллектив.
Вы узнали себя? Можно считать, что первый этап развития коллектива пройден. Но не надо думать, что жизнь коллектива теперь настолько налажена, что дальше и идти некуда. Достижение первого этапа – это стремительный рывок на пути ко второму этапу.
«Все дела творчески – иначе зачем?»
(второй этап)
У коллектива достаточно трудная цель. Например, стать настоящим коллективом.
В коллективе – самоуправление. Большинство ребят умеют самостоятельно обдумывать предстоящие начинания, участвовать в коллективном планировании и анализе своей работы. Умеют оценивать не только итог сделанного, но и то, какие качества проявил каждый, что побуждало – «для кого старался: для других или для себя?», насколько осознанно поведение: «ты не подумал, а ребята должны страдать!», насколько развито умение совершать хорошие поступки – «хотеть хорошего – это еще мало».
К самоуправлению в классе были причастны почти все ребята.
У подростков есть желание действовать, вглядываться в окружающую жизнь и улучшать ее.
В творческих группах разрабатываются очень сложные дела. Но творчески проходят и самые обычные: дежурство, работа по озеленению сквера, оформление стенгазеты.
Придумывать дела – самое интересное занятие. Классу очень нужны таланты, и поэтому увлечения, любимые занятия каждого помогают интересно, творчески жить всем. В классе есть даже свои специалисты по разным вопросам – «поэты», «психологи», «ученые», «техники». Ребята живут по принципу: «Все дела творчески – иначе зачем?».
В классе сложилось коллективное мнение – общие оценки по самым разным вопросам. Например, «юноши должны быть сильными», «иметь по истории ниже четверки неприлично!».
У ребят есть даже свои законы (правила, принципы) – в них отражается то, что считается особенно ценным, их стараются выполнять.
Ребята очень ценят свой коллектив. Они говорят: «у нас принято выкладываться без остатка», «каждый чем-то увлечен», «каждый может придумывать что-то необыкновенное».
Конечно, в классе порой спорят по очень серьезным вопросам – бывает, что за делами не умеют заметить настроение каждого. Подчас ребята тайное видят в том, что «мало» или «много» сделали, «хватило» или «не хватило» творчества. «А кому из товарищей стало радостней от их дел?» – этот вопрос задают себе еще не все.
«Примерили» ориентиры к своему классу? Соответствуете? Можно считать, что одержана новая победа. Пройден еще один этап развития коллектива. Это, конечно, большая победа, но самый важный этап еще впереди.
Жить для радости людей
(третий этап)
Для большинства учащихся класса главная цель – улучшать окружающую жизнь, бороться с недостатками в ней, сохранять героическое прошлое Родины для истории. С этой целью сверяет свою жизнь и поступки каждый.
У учащихся класса есть одно или несколько дел, которые приносят по-настоящему большую пользу людям и стране. Ребята не могут обходиться без такой работы. Жить для людей – значит для них «гореть, а не тлеть».
В коллективе, по-настоящему дружном, учащиеся искренне, заботливо относятся друг к другу, стремятся жить «ради улыбки товарища».
Учащиеся ценят знания, они умеют их добывать и давать оценку событиям, отношениям, людям.
В коллективе богатая духовная жизнь – определяются не только близкие, но и далекие цели, ценности и образцы. Этому помогают книги и спектакли, музыка и живопись, собственные размышления и общение со сверстниками и взрослыми.
Ребята умеют работать над собой – воспитывать в себе волю и принципиальность, трудолюбие и ответственность.
Коллектив в целом и каждый подросток занимаются нравственным самовоспитанием. На этом этапе – работы непочатый край. Встречаются большие трудности, испытания, но тем радостнее победы. Ваш коллектив именно такой? Значит, вы одолели новый этап развития. Можно двигаться дальше.
Обработка полученных результатов
Общее мнение учащихся класса о том, на каком этапе развития находится коллектив, является групповой самооценкой уровня развития подросткового сообщества. При поиске сходства и различий жизнедеятельности в данном классе с предложенными для обсуждения этапами развития коллектива можно выявить сильные и слабые стороны общности, определить основные направления формирования коллектива класса.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
САМОУПРАВЛЕНИЯ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
(методика М. И. Рожкова)
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
Ход опроса
Каждый подросток заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями.
4 3 2 1 0 1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.
4 3 2 1 0 2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
4 3 2 1 0 3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.
4 3 2 1 0 4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
4 3 2 1 0 5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
4 3 2 1 0 6. У нас в классе все обязанности четко и равномерно распределяются между ребятами.
4 3 2 1 0 7. Выборный актив в нашем классе не пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
4 3 2 1 0 8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
4 3 2 1 0 9. Считаю, что ребята нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.
4 3 2 1 0 10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.
4 3 2 1 0 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
4 3 2 1 0 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
4 3 2 1 0 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом учебного заведения.
4 3 2 1 0 14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива школы.
4 3 2 1 0 15. Мы стремимся помочь представителям коллектива класса, органов самоуправления школы в решении задач, стоящих перед ними.
4 3 2 1 0 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы.
4 3 2 1 0 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями.
4 3 2 1 0 18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.
4 3 2 1 0 19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим классам в разрешении трудностей, возникающих перед ними.
4 3 2 1 0 20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления учебного заведения, пользуются заслуженным авторитетом.
4 3 2 1 01 21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.
4 3 2 1 0 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив учебного заведения достиг более высоких результатов.
4 3 2 1 0 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.
4 3 2 1 0 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего коллектива школы.
На доске дано смысловое значение цифровых кодов:
4 – «Да»; 3 – «Скорее да, чем нет»; 2 – «Трудно сказать»; 1 – «Скорее нет, чем да»; 0 – «Нет».
Обработка результатов
При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
1) включенность подростков в самоуправленческую деятельность (предложения 1–4);
2) организованность классного коллектива (5–8);
3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9–12);
4) включенность класса в дела всего коллектива (13–16);
5) отношения класса с другими школьными общностями (17–20);
6) ответственность учащихся класса за дела всего коллектива учебного заведения (21–24).
По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива, объединения, определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний, если больше 0,85 – высокий.
Уровень развития ученического самоуправления
блоки | 6 класс | 7 класс |
включенность подростков в самоуправленческую деятельность | 0,51 | 0,77 |
организованность классного коллектива | 0,6 | 0,82 |
ответственность членов первичного коллектива за его дела | 0,48 | 0,7 |
включенность класса в дела всего коллектива | 0,78 | 0,86 |
отношения класса с другими школьными общностями | 0,6 | 0,8 |
ответственность учащихся класса за дела всего коллектива учебного заведения | 0,64 | 0,9 |
Социометрический тест
Цель: выявление социометрического статуса учащихся в коллективе; определение микрогрупп; уровня социально-рефлексивных навыков учащихся.
Возраст: учащиеся 5-8 классов.
Инструкция: «Ответь, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелось бы знать твое собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернется тебе во вред.
Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после каждого вопроса оставлены специальные места. Фамилии указывай в любом порядке. При ответе не забудь тех, кто отсутствует сегодня.
Прежде чем начинать работу, напиши свое имя, фамилию и класс. Успеха!»
Фамилия и имя
Класс
Дата тестирования
Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови, пожалуйста, пять человек.
1.
2.
3.
4.
5.
II. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Укажи пять фамилий.
1.
2.
3.
4.
5.
III. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу? Укажи пять фамилий.
1.
2.
3.
4.
5.
IV. Укажи, пожалуйста, фамилии тех одноклассников, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый класс. Запиши пять фамилий.
1.
2.
3.
4.
5.
V. Если бы тебе предложили посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих одноклассников, то чьи ответы ты бы хотел увидеть? Напиши их фамилии в порядке значимости для тебя. Под первым номером — фамилию того, чьи ответы хочется знать больше всего, и так далее.
1.
2.
3.
4.
5.
В целях мотивирования учащихся класса на выполнение теста классный руководитель после раздачи листка с вопросами может сопроводить процедуру диагностики устной инструкцией:
« Мы с вами не раз обсуждали вопросы, касающиеся отношений в вашем классе, пытались разобраться, дружный он или нет, и если нет, то почему. Для того чтобы наша дальнейшая работа была интересной и полезной, мне важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним.
Работу надо обязательно подписать. На общем классном собрании мы будем обсуждать только общие данные. Если вам будет интересно мое мнение по поводу ваших личных ответов, приходите ко мне, поговорим в спокойной обстановке.
Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это же не контрольная по алгебре, а личная точка зрения каждого из вас, которой вы, кстати, не обязаны делиться с одноклассниками. Время на выполнение теста — 10 -15 минут».
Обработка социометрических данных
1 этап. Заполнение социометрической матрицы.
Список Класса | Список класса | | | | | | | | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | |
С + | | | | | | | | | |
С - | | | | | | | | | |
В+ | | | | | | | | | |
В - | | | | | | | | | |
П+ | | | | | | | | | |
П - | | | | | | | | | |
Р+ | | | | | | | | | |
Данные анкет заносятся в социометрическую таблицу, в которой по горизонтали и по вертикали расположен полный списочный состав класса, желательно в алфавитном порядке. При этом выборы отмечаются знаком «плюс», отвержения — знаком «минус». В конце таблицы буквы со знаками обозначают:
С + — сумма выборов данного ученика;
С - — сумма отвержений;
В+ — сумма взаимных выборов;
В- — сумма взаимных отвержений (для удобства взаимность в таблице обозначается кружком);
П+ — правильно предсказанные выборы;
П- — правильно предсказанные отвержения;
Р+ — сумма баллов за выборы (важен порядок: в какую очередь — 1-ю, 2-ю и т.д. выбирается ученик).
Все учащиеся класса в зависимости от полученных выборов и отвержений распределяются по статусным группам:
высокостатусные — получившие выборы приблизительно половины класса;
среднестатусные — немного меньше половины класса;
низкостатусные (изолированные, отверженные, пренебрегаемые) — 2-3 положительных выбора при различном числе отвержений.
Построение социограммы.
Цель построения социограммы — выявить существующие в классе микрогруппы, установить характер взаимоотношений в них, выделить социометрическую «звезду» из группы популярных.
Для построения социограммы используется система условных обозначений:
— мальчик — девочка
В кружок (квадрат) вписывается фамилия или инициалы учащегося, над фамилией указывается число положительных выборов, под фамилией — число отрицательных выборов.
+11
Н. С.
- 0
+ 16
У. А.
_- 2
Работу с общей социограммой лучше всего начинать с изображения системы положительных выборов. Для этого на большом листе, в его левой части, изображается социограмма положительных выборов мальчиков, в правой — социограмма положительных выборов девочек. Выбирается самый высокостатусный ученик (ученица), затем вокруг него изображаются знаки тех уч-ся, которые его выбирают (или которым он отдал предпочтение). Если «высокостатусных» детей несколько, то их знаки все выносятся на лист. Таким образом определяются микрогруппы в классе.
На социограмму положительных выборов накладываются важнейшие отрицательные связи:
Взаимные отвержения.
Отрицательные выборы, адресованные высокостатусным и «звездам».
Отрицательные выборы внутри микрогрупп.
Отрицательные связи между центральными фигурами различных микрогрупп.
Отрицательные связи между мальчиками и девочками.
Аутосоциометрия.
Исследует уровень развития социально-рефлексивного навыка — умения адекватно оценить отношение к себе других людей (3-4 вопросы анкеты). Данные по этим двум вопросам нужно занести в вертикальный столбец социометрической матрицы под фамилией конкретного школьника. Например, клетки с предполагаемыми выборами закрасить в красный цвет, а с предполагаемыми отвержениями — в синий. Сравнивая эти данные с реальными выборами/ отвержениями данного лица, которые тоже представлены в этом столбце, можно подсчитать число совпадений и зафиксировать их в строках П+ и П- (правильно предсказанные выборы и отвержения).
Референтометрия — измерение ценностной значимости других лиц ( 5-й вопрос анкеты). Выявленные учащиеся по данному вопросу могут не совпадать ни со «звездами», ни с высокостатусными.
Данные референтометрии также заносятся в социометрическую матрицу. В горизонтальные строки в виде условного знака, отличного от уже использованных в таблице (например, галочки), вносится информация о том, кого и, возможно, в каком порядке назвал конкретный ребенок при ответе на вопрос. В результате подсчета числа набранных баллов (каждый выбор — один балл или ранжированная система) заполняется последняя строка — сумма набранных баллов (Р+).
Качественный анализ данных.
Качественный анализ данных представляет собой текст в виде ответов на следующий ряд вопросов:
Какие статусы преобладают в классе?
Есть ли «звезды»?
Каково соотношение непопулярных статусов в классе?
Каковы причины изоляции или отверженности отдельных учащихся класса?
Есть ли в классе устойчивые микрогруппы?
По каким принципам образованы микрогруппы (что объединяет ее членов)?
Каковы взаимоотношения между мальчиками и девочками в группах?
Каким образом организованы отношения между теми, кто не вошел в микрогруппы?
Как выглядит система отвержений? Есть ли в ней «козлы отпущения»?
Как можно в общем охарактеризовать социально-рефлексивные способности учащихся класса?
Есть ли в классе школьники с очень низким уровнем социальной рефлексии?
Каковы причины низкой рефлексии (защитная реакция, низкий уровень умственного развития, инфантилизм. личностные нарушения)?
Есть ли в классе школьники, обладающие выраженным ценностным влиянием?
Носителями каких ценных для класса качеств и умений они являются?
После проведения этого комплексного теста следует продумать коррекционную работу со всем классом либо с отдельными учащимися (изгоями, отверженными и т.д.)