СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативной компетенции через технологию «Обучение в сотрудничестве».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена программа учебной деятельности Формирование коммуникативной компетенции через технологию «Обучение в сотрудничестве»

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной компетенции через технологию «Обучение в сотрудничестве».»

МАОУ «Селенгинская СОШ №1»




Программа учебной деятельности


Формирование коммуникативной компетенции

через технологию «Обучение в сотрудничестве»


___________________________________________________________________________________________________________________________


Инновационные идеи в организации учебной деятельности


Кондратьевой Ирины Логиновны,

учителя английского языка




Селенгинск, 2017







Пояснительная записка

До настоящего времени владение иностранным языком было больше данью моде, чем насущной необходимостью. Знание иностранного языка означало принадлежать к определенному кругу в обществе, быть эстетом. Но время не стоит на месте… Новый XXI век, назван Юнеско веком полиглотов, и поэтому весь цивилизованный мир стремится к взаимопониманию и открытости. В связи с этим возрастает роль и значимость обучения иностранному языку. Важным становится воспитать личность, которая будет способна, и будет желать участвовать в межкультурной коммуникации.

Огромные геополитические и экономические изменения предъявляют новые требования к обучению иностранному языку, из-за этого несколько изменился и классический подход к преподаванию английского языка в школе. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить эти требования. Однако существует много трудностей с овладением иностранным языком, особенно в обычной школе. По-прежнему основными из них являются: недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, формирования коммуникативной компетенции, отсутствие индивидуализации и дифференциации обучения.

Актуальность

Главным назначением иностранного языка, как предмета обучения, это овладение учащимися умением общаться на иностранном языке. Формирование коммуникативной компетенции, определенной в контексте нового ФГОС как ключевой, решает проблему активной социализации личности. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности и к успешной жизни в целом.

Современное общество ставит перед школой не простую задачу: необходимо создать условия для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. Но при этом надо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему его миру и готовность сотрудничать с людьми.

Изучение иностранного языка вне языковой среды не дает достаточно высокого уровня владения языком, присущего коренному жителю страны. А так как в условиях нашего села, учащиеся получают возможность пользоваться иностранным языком в его коммуникативной функции только лишь на уроке.

Значит, современный урок представляется не простым классическим преподаванием, а постоянным взаимодействием, которое позволяет ученикам чувствовать себя активными участниками образовательного процесса, соавторами. Для того чтобы мои ученики действительно стали преуспевающими и научились общаться на иностранном языке, передо мной


стала задача в необходимости обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. В условиях новых ФГОС им также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для создания новых идей и решения тех задач, с которыми им придется столкнуться в новом, измененном мире.

По сравнению с традиционными формами обучения, технология обучения в сотрудничестве позволяет использовать межпредметные связи и метапредметные навыки, опираясь на принципы интегрированного обучения, что способствует более прочному формированию необходимых для жизни навыков. Давая учащимся возможность задавать правильные вопросы, учитель создает предпосылки для развития у них критического мышления и аналитических навыков.

Цели и задачи

В рамках деятельности по развитию учащихся на уроках английского языка целью педагогической деятельности является создание условий для формирования коммуникативной компетенции школьников через технологию «Обучение в сотрудничестве».

Задачи:

 стимулировать речемыслительную деятельность учащихся для повышения развивающей эффективности обучения.

 вовлечь школьников в командную деятельность для накопления опыта, и для становления и совершенствования навыков коммуникации и сотрудничества.

 разнообразить формы деятельности обучающихся в рамках предмета «Английский язык»

 способствовать развитию интереса к предмету.

 повысить результативность учебного процесса по предмету «Английский язык» посредством использования командной работы, которое повышает мотивацию детей к обучению, обеспечивает прирост из знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации.

 содействовать проявлению самостоятельности и сотрудничества обучающихся.

 предоставить обучающимся больше возможностей для осуществлении рефлексии и обратной связи.

Преимущества использования данной технологии:

1. Продумано время, место и способ действия обучающегося, который нацелен на результат, отмеченный в Федеральных образовательных стандартах.

2. Если ученики не поняли новый или ранее пройденный материал, они не все готовы задавать вопросы учителю. При работе в малых группах, в совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не

3



ясно. В случае необходимости все вместе не боятся обратиться за помощью к учителю.

3. Учащиеся учатся сами видеть и находить способы их решения проблемы

окружающего мира.

4. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных заданиях.

5. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.

6. Ребята учатся общаться между собой, с учителем, овладевают коммуникативными умениями.

7. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Реализация программы

Данную программу можно применять на средней и старшей ступени обучения.

Программа может быть использована, как дополнение к основной образовательной программе по предмету «Английский язык», в классно-урочной системе обучения.

Обучающие структуры Технологии «Обучение в сотрудничестве» могут применяться на каждом уроке в зависимости от целей и задач урока.

Формы и средства

Работа в сотрудничестве подразумевает деление детей на команды и рассадку их по 4 человека. Для работы применяются Специальные образовательные структуры

Образовательные структуры основаны на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур, как для академических целей, так и для объединение класса, объединение команды и т.д. Технология «Обучения в сотрудничестве» имеет продуманную систему командной работы, процесс обучения основан на поэтапности и четкости выполнения инструкций. Это приводит к дисциплинированности, внимательности и доведению до автоматизма выполняемых действий.

Во время урока задействован весь класс. Парты должны отходить лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю. Таким образом, у каждого ученика есть партнер по плечу и партнер, который сидит напротив. Каждый ребенок имеет свой номер в команде.

Планируемые результаты

Реализация данного проекта позволяет получить следующие педагогические эффекты:

создается реальная возможность организации взаимодействия (сотрудничества) учащихся между собой при решении поставленной ими самими задачи;

 создание условий для развития мышления и речи учеников;

 каждый урок вызывает интерес у учащихся.

В ходе использования данной методики у школьников формируются следующие универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

 рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

 целеполагать (ставить и удерживать цели);

 планировать (составлять план своей деятельности).


Познавательные УУД:

 моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное).


Коммуникативные УУД:

 проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

 вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

 Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать, выполняя разные социальные роли.


Приёмы стимулирования и контроля:

Взаимный контроль.

Циклическая взаимная проверка. Учащимся предлагается проверить задания друг у друга по принципу «ты - у меня, я - у другого»;

Релейная проверка. Сначала проверяется задание учителем, у первого, сделавшего его ученика. Этот учащийся, в свою очередь, проверяет выполненное задание у другого, затем они вместе производят проверку следующих, и так далее.

Самоконтроль (самооценивание). Класс самостоятельно выполняет решение задания.

Использование накопительных баллов. В течение нескольких уроков за небольшие ответы, не заслуживающие оценки, ученик получает отдельные баллы, которые затем суммируются.

Содержание

Для формирования коммуникативной компетенции считаю эффективным применение технологии в сотрудничестве. Но прежде чем приступить непосредственно к групповым формам работы необходимо предварительно организовать обучение в группах, которое проходит в несколько этапов

1. Ознакомительно-мотивационный.


Главная задача первого этапа состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся новой формой работы на уроке. С этой целью выбирается ненавязчивый рассказ о том, как интересно и эффективно обучаются дети в сотрудничестве в наших и зарубежных школа. Познакомить с главной идеей обучения в сотрудничестве (Учиться вместе!) и основными принципами:

 взаимозависимость всех членов группы;

 личная ответственность каждого;

 равная доля участия каждого;

 рефлексия (обсуждение качества работы группы с целью самосовершенствования).

2. Диагностический.


Проводится диагностическое исследование (Приложение 1,2,3,4).

На основании полученных результатов, одновременно учитывая пожелания учащихся, формируются разноуровневые группы, предполагающие переход из группы после проведения текущей диагностики эффективности групповой деятельности. Также диагностические исследования помогают ребятам определиться с ролями в группах (выбрать капитана, помощников капитана и т. д.)

3. Этап подготовки учебного пространства.


На этом этапе, для уроков с использованием групповых форм работы, расставляются парты для свободно взаимодействия учащихся лицом к лицу. Такая совместная деятельность простимулирует их заинтересованность, одновременно подготовит к нетрадиционным формам обучения.

4. Этап психологической подготовки.


Это этап приучения учеников к определенным условиям работы:

 взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;

 вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

 испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;

 полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьезный и ответственный труд;

 не нарушать правило «Трех ″нельзя″».

 Следовать памятке


Только после такой предварительной подготовки можно переходить к работе в группах. Для этого на уроках применяются образовательные структуры.

Применение образовательных структур технологии «Обучение в сотрудничестве» возможно на любом этапе урока:

ДЖОТ ТОТС (Jot Thoughts)

«Запишите мысли» - обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.

ЗУМ ИН (Zoom In)

«Увеличивать» - обучающая структура, помогающая более подробно и детально рассмотреть материал по чтению или видеоматериал, останавливаясь и отвечая на вопросы для генерирования интереса к определенной теме.

ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ (Inside-Outside Circle)

«Внутренний и внешний круг» - обучающая структура, в которой ученики формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнерами.

КЛОК БАДДИС (Clock buddies)

«Друзья по часам (времени)» - обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.

КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ (Connect-Extend-Challenge)

«связать расширить - продумать» - обучающая структура, помогающая РАСШИРИТЬ (углубить) знания по теме, СВЯЗЫВАЯ их с предыдущим опытом и ПРОДУМЫВАЯ возможные ТРУДНОСТИ.

КОНЭРС (Corners)

«Углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.

КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (Quiz-Quiz-Trade)

«Опроси-опроси-обменяйся карточками» - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.

МИКС ПЭА ШЭА (Mix Pair Share)

Обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ОБРАЗОВЫВАЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (для развернутых ответов).

МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group)

Обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР (Frayer Model)

Обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое- либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).

МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Mat)

Инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.

ОБУЧАЮЩИЕ СТРУКТУРЫ (Learning Structures)

Техники и формы организации обучения, выполняемые по определенному алгоритму.

ПАЙС (PIES)

Английская аббревиатура заглавных букв четырех принципов, необходимых для успешной работы в команде (Кооперативное обучение).

РАУНД РОБИН

СИНГЛ РАУНД РОБИН (Single Round Robin или Round Robin)

«Однократный раунд робин» - обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.

КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (Continuous Round Robin)

«Продолжительный раунд робин» - обучающая структура, в которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга.

ТАЙМД РАУНД РОБИН (Timed Round Robin)

«Раунд робин в течение определенного времени» - обучающая структура, в которой каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени.

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (Think-Write-Round Robin)

«Подумай-запиши-обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники ОБДУМЫВАЮТ высказывание или ответ на какой-либо вопрос, ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде.

ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН (All Write Round Robin)

«Все пишут раунд робин» - обучающая структура, в которой ученики по одному ЗАЧИТЫВАЮТ свои ответы по кругу, а ВСЕ остальные ученики ЗАПИСЫВАЮТ новые идеи на своих листках.

РАУНД ТЭЙБЛ (Round Table)

Обучающая структура, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги.

РАФТ (RAFT)

Роль-Аудитория-Форма-Тема - более структурированный вариант организации проектной работы, в которой конечный продукт может отличаться в зависимости от роли учеников, аудитории (для которой готовится продукт), формы выполнения и темы задания, определенные учителем.

РЕЛЛИ РОБИН (Rally Robin)

Обучающая структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка.

РЕЛЛИ ТЭЙБЛ (Rally Table)

Обучающая структура, в которой два участника поочередно записывают свои ответы на одном (на двоих) листе бумаги.

СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ (Simultaneous Rally Table)

«Одновременный релли тейбл» - обучающая структура, в которой 2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу.

СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ (Simultaneous Round Table)

«Одновременный раунд тейбл» - обучающая структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу по кругу.

СТЁ ЗЕ КЛАСС (Stir the Class)

«Перемешай класс» - обучающая структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.

ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share)

обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.

ТИК-ТЭК-ТОУ (Tic-Tac-Toe)

«Крестики-нолики» - обучающая структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.

ТИМБИЛДИНГ (Teambuilding)

Совокупность структур, применяемых для командообразования и сплочения команды из 4 человек.

ТИМ ЧИР (Team Cheer)

Кричалка, девиз. ТИМ ЧИР - это короткое и веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.

ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН (Take off - Touch down)

«Встать - сесть» - обучающая структура для получения информации о классе (кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом, аудиторией.

ФАСИЛИТАТОР (Facilitator)

помощник; человек, который направляет, облегчает работу.

ФО БОКС СИНЕКТИКС РЕВЬЮ (Four-Box Synectics Review)

структура, помогающая рассмотреть какую-либо тему/концепцию с разных сторон (не имеющих отношение к изучаемой теме) путем составления аналогий.

ХАЙ ФАИВ (High Five)

дословно «дай пять» SAM 0952 - сигнал тишины и привлечения внимания.

ЭЙ АР ГАЙД (Anticipation-Reaction Guide «Руководство предположения/реакции»)

обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, рассказ и т.д.)

Работа над развитием речи учащихся.

Умение вести диалог, дебаты, публичные выступления, говорить шепотом, умение взаимодействовать предусмотрено каждой образовательной структурой.

РЕЛЛИ РОБИН (Rally Robin

СИНГЛ РАУНД РОБИН (Single Round Robin или Round Robin)

КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (Continuous Round Robin)

ТАЙМД РАУНД РОБИН (Timed Round Robin

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (Think-Write-Round Robin

ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН (All Write Round Robin)

Создание учителем интеллектуального «фона»/среды возможно через использование следующих образовательных структур.

КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ (Connect-Extend-Challenge)

ЗУМ ИН (ZoomIn)

Соблюдение здоровьесберегающего аспекта урока возможно, в том числе через использование следующих приемов.

МИКС ПЭА ШЭА (Mix Pair Share)

МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group)

Методическое обеспечение урока (разработки)

Разработка по работе со структурой «Rally Robin» - каждый по очереди отвечает в парах. (Приложение 7)

УМК: «Английский в фокусе» В.Эванс, Дж. Дулли

Класс 5:

Тема: My favourite book

Для управления учебным процессом нужен инструмент, который называется “Manage mat” – табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде. (Приложение 8)











































1. Teacher says: Read the task and think write your answers. You have 5 seconds.

На первом этапе работы со структурой все обучаемые в течение 5 минут обдумывают и записывают задание. Используется таймер.

2. Teacher says: Our time is up and now you have 30 seconds to tell about your favourite book your partners on shoulder


На втором этапе учитель объявляет, что теперь у каждого будет 30 секунд, чтобы рассказать о любимой книге партнеру «по плечу», то есть сидящему рядом. Учащиеся не должны читать ответ со своего листа, а рассказывают. (Приложение 2). Начинает партнер А, включается таймер..

3. Pupil B to pupil A: It’s was very interesting to hear you.


Pupil A thanked Pupil B

По окончании времени, партнер В говорит своему напарнику: «Было очень интересно тебя слушать». Партнер А ответит «Thank you».

4. Teacher says: Now some pupils tell us about favourite books of yours partner. You must listen very attentively each other.

Pupil: Kate likes book about adventures. They are interesting and fascinating. Your favourite book is children's science fiction book “Alice Selezneva”. It’s about interesting adventures of girl Alice Alice, her friends, and occasionally her father, traveling in space and time, exploring distant planets, dealing with aliens, fighting space pirates and making scientific discoveries. Kate likes it because it’s often has fairy-tale elements, along with science fiction setting consisting of aliens, robots and spaceships.

Учитель просит нескольких учащихся В сказать всему классу то, что они услышали. Обязательно необходимо не забыть этот момент фронтальной работы, иначе ребята решат, что слушать не обязательно.

5. Now you will change your turn and Pupils B tell their partners about books. You as your partners have 30 seconds.


Теперь очередь 30 секунд говорить ученику В. Когда он расскажет, партнер А скажет ему: «Мне понравилось слушать тебя». Пусть несколько учеников А по желанию, или вашему выбору, скажут всему классу, о чем рассказал В.

6. Now you have 30 seconds to tell your partners on face about favourite books of your partners.


After 30 seconds…

Partner №3 and №4: I would like to hear you once again.

Partner №1 and №2: it was pleasant to me to tell you about my partner

Now pupils №3 and №4

Дальше ученики А и В, под №1 и№2 в команде Дальше ученики А и В, под №1 и№2 в команде, сообщают партнёрам «по лицу», информацию друг о друге в третьем лице. Через 30 секунд, когда рассказ закончится, №3 и №4 скажут им: «Я бы хотел послушать тебя еще». Ученики №1 и№2 ответят: «Мне было приятно тебе рассказывать о своем товарище».

Oдин или два ученика под №3 или №4 рассказывают всему классу о том, что они услышали.

Очередь А и В под №3 и №4 рассказать друг о друге ученикам №1 и №2. Ставим таймер на 30 секунд, Затем обмен репликами: «Буду рад услышать тебя снова» - «Мило с твоей стороны говорить это» “I’ll be glad to talk to you again” – “It’s kind of you to say that”

Результат работы по структуре «Rally Robin».

Каждый в команде:

обдумывает и записывает, какие книги ему нравятся, и кратко описывает свою любимую книгу (5мин);

рассказывает то, что записал (30 сек);

слушает рассказ соседа и благодарит его за рассказ (1 мин+1мин);

говорит о любимой книге соседа партнеру напротив (30 сек);

слушает о предпочтениях соседа партнера, сидящего напротив, и записывает их (3 мин). Итого около 10 минут.

Каждый в команде:

обдумывает и записывает, какие книги ему нравятся, и кратко описывает свою любимую книгу (5мин);

рассказывает то, что записал (30 сек);

слушает рассказ соседа и благодарит его за рассказ (1 мин+1мин);

говорит о любимой книге соседа партнеру напротив (30 сек);

слушает о предпочтениях соседа партнера, сидящего напротив, и записывает их (3 мин). Итого около 10 минут.

полное вовлечение всех обучаемых в учебную деятельность

равное участие;

возможность освоения учащимися правил речевого; поведения, использования речевых клише;

создание ситуации для развития умения слушать.

Фрагмент урока с использованием обучающей структуры

INSIDECIRCLE-OUTSIDECIRCLE

(ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ КРУГИ)

(Приложение 9)

Алгоритм работы по структуре

Перед тем как приступить к работе в команде, учащиеся делятся на первый-второй. Все обучающиеся под номером «1» образуют внутренний круг, а те, которые под номером «2»- внешний. Партнеры по кругу должны встать лицом друг к другу. Затем учитель называет какое-нибудь число. Например «3», что значит, количество шагов, которые должны сделать дети внешнего друга по часовой стрелке. В результате, обучающийся оказывается лицом к лицу с новым партнером.

Итак, сделав нужное количество шагов и встретившись с новым собеседником, дети должны поздороваться и сказать: «I’m glad to see you. I’m looking forward to sharing opinions with you”. Затем учитель задает вопрос и дает время подумать.Все номера под номером «1» начинают свое высказывание(могут начать и дети под номером «2»). У каждого круга по одной минуте для того, чтобы высказать свое мнение. Учитель тем временем ходит среди детей и контролирует процесс. Благодаря этой структуре 50% детей вовлечены в процесс говорения. После того, как дети обменялись своими мнениями, они должны поблагодарить друг друга.

Преимущество

Если в классической групповой работе дети всегда работают с одним и тем же партнером, то благодаря данной структуре появляется возможность поделиться мнением с разными людьми, что очень важно для развития социального навыка. Дети учатся налаживать контакт с разными людьми.

УМК: «Английский в фокусе» В.Эванс, Дж. Дулли

Класс 5:

Тема: Weather

Look at your partner on face. Remember him. All pupils B form inside circle. All pupils A find your partner on face and stand in front of him and forme outside circle. Turn to each other.

Учащиеся смотрят на своего партнера по лицу. Запоминают его! Все ученики В формируют внешний круг. Все ученики А находят своего партнера по лицу и встают перед ним, формируя внешний круг. Поворачиваются друг к другу.

Вопросы :

1. What is the coldest season?


Pupils of outside circle answer to his partner. You have 7 minutes. Partners on face turn left. Now count in loud voice 4 people, moving around and give them high five, find a new partner.

Ученики внешнего круга отвечают своему партнеру. Них есть 7 секунд.

Партнеры по лицу поворачиваются налево. Громко отсчитывают 4 человека, передвигаясь по кругу, и дают им 5! Находят, таким образом, нового партнера.

2. September, October, November they are months of what season?


Answer inside circle. Count 5 people and give them high five. Answer outside circle 7 seconds.

Отвечает внутренний круг. Отcчитывают 5 человек и дают им 5. Отвечает внешний круг 7 секунд.

3. When is pupils have winter holidays?


Count 5 people, answer outside circle

Отчитайте 3 человека, отвечает внешний круг.

4. What is season after winter? 7 секунд.

- Молодцы, все садитесь на свои места.

Конспект урока, где применяется несколько обучающих структур «технологии сотрудничества» на различных этапах урока.

УМК: «Английский в фокусе» В.Эванс, Дж. Дулли

Класс: 6

Тема: «Hobbies»

Цели урока:

 применение на практике речевых знаний, умений, навыков;

 формирование и активизация навыков работы с прослушиваемой информацией.

КОНСПЕКТ УРОКА

I Организационный этап

1. Приветствие

II Основной Этап

2. Определение темы урока.

- Children, please, look at the board!

(презентация: на слайде продукты питания)


Использование структуры Take off- Touch down

- What is our lesson about? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- If you agree, stand up! (Если учащиеся согласны - встают)

-If you don’t agree, sit down! (Если учащиеся не согласны - сидят)

- Our lesson is about hobbies!

- Our lesson is about what we like to do in spare time!!

3. Установка на деятельность на уроке. Сообщение плана урока.

-Excellent, pupils! You are right! Today we are going to speak about hobbies

1.Тренировка лексических навыков по теме «Hobbies»:

a) Тренировка лексических навыков по теме «Hobbies» - структура Jot Thoughts;( «запишите мысли» - обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.)


-So let’s start our lesson. The first task is to write words connected to the topic “Hobbies”.

a) Тренировка лексико-грамматических навыков по теме «Hobbies» - структура Tic Tac Toe («крестики-нолики» - обучающая структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали

и диагонали.);

- А сейчас перемешайте листочки и разложите 9 листочков в формате 3Х3. Каждый из вас составляет по три предложения, используя любые 3 слова на одной линии (по вертикали, по горизонтали, или диагонали)

- А теперь поделитесь своими предложениями с соседом

b) Тренировка лексических навыков по теме «Hobbies» и диалогической речи - структура Corners («углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.);


- Какое хобби самое интересное?

Вам нужно выбрать одно хобби из четырех. Каждому хобби соответствует свой угол.

Напишите название своего угла на листочке, не обсуждая с другими учениками, и подойдите к выбранному вами углу.

- А теперь обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол.

- А теперь поделитесь мыслями своего партнера

c) Тренировка фонетических навыков (скороговорки) – Mix Pair Share


- А сейчас давайте потренируемся произносить скороговорки на английском. Звучит музыка, когда музыка прекращается вы образуете пару и читаете друг другу скороговорку, затем меняетесь листочками и снова смешиваетесь под музыку

d) Тренировка навыков диалогической речи – Inside-outside circle


- Ну а сейчас самое время узнать о любимой хобби. Сейчас мы с вами образуем 2 круга- внутренний и внешний и попытаемся построить диалог. Я задам вопрос, а ученики из внешнего круга отвечают своему партнеру. Затем меняемся ролями. Отвечаем в течении 10 секунд.

- What is your favourite hobby?

- Why do you like the hobby?

8. Рефлексия


- There are five minutes before the bell. Давайте оценим свою деятельность на уроке. Выберите смайлик соответствующий вашему настроению и вашей работе на уроке.

9. Объяснение домашнего задания:


- Your hometask will be to revise all the words

10. Оценка деятельности учащихся на уроке.


- You worked very hard today! Thank you very much! Your marks for today:

Разработка фрагмента урока на этапе рефлексии с использованием структуры CORNERS (УГЛЫ)

В углах класса развешаны смайлики соответствующие настроению.

Our lesson is off. Do you like the lesson? Choose the corresponding smile. And say your opinion about the lesson.

Учащиеся думают самостоятельно и подходят к своему выбору ответа. С ближайшим партнером дети должны обменяться своими мнениями. Например, по 30 секунд каждый. Время контролирует учитель при помощи одного из timer-tools (электронный инструмент, который ученики видят на экране, для того чтобы следить за своим временем). Затем нескольких учеников делятся или своим мнением или мнением партнера по дискуссии, в зависимости от постановки вопроса учителя.

Конспект урока в 9 классе с применением обучающих структур по тема: «Что важнее: семья или друзья?»

(за основу взят урок из книги поурочные планирования по английскому языку 9 класс, автор Дзюина, добавлены обучающие структуры)

Цели: введение новой лексики по теме «Друзья и семья» и ее первичное закрепление;

формирование навыков диалогической речи и чтения;

закрепление грамматического материала по теме «Видовременные формы глагола»;

развитие навыков письменной речи на примере написания эссе.

Ход урока

Организационный момент

II.Речевая разминка.

Использование структуры Клейм-сэпот-куэсчен (мыслительный прием, в котором ученики выполняют задание по алгоритму:

1. Предложи утверждение.

2. Найди доказательство своего утверждения.

3. Задай вопрос, для дальнейшего изучения темы).


Утверждение: “Friend is better and more important for me, than my family in difficult situations.”(Друг лучше и важнее для меня, чем моя семья в сложных ситуациях.)

Учитель побуждает детей использовать в речи ранее введенные словосочетания:

to like doing something,

to look like somebody,

to feel like doing something,

somebody s likings,

to be alike, etc.

Привлечение внимания- структура копи-клэп(сигнал для привлечения внимания сериями хлопков).

III.Формирование навыков диалогической речи Учитель организует выполнение упр. 26, стр. 19 из учебника. Задание для учащихся - найти синонимы слов и словосочетаний данного упражнения из диалога упр. 25, стр. 19. Время выполнения задания - 2 минуты. Проверка упр. 26, стр. 19 осуществляется следующим образом: ученики по очереди зачитывают синонимичные пары словосочетаний вслух. Затем дети делятся на пары для выполнения упр. 27, стр. 19 из учебника. Время на подготовку диалога в паре - 3 минуты. В конце данного этапа урока пары учащихся по очереди разыгрывают диалог перед классом.

IV.Закрепление грамматических навыков по теме «Видовременные формы глагола».

Использование структуры Simultaneous Round table («одновременный раунд тейбл» - обучающая структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу по кругу.).

Ученики в команде выполняют задание (упр 28 стр 20) , нужно выбрать правильную форму глагола.

V.Физкультминутка

VI.Ознакомление учащихся с новой лексикой по теме «Семья и друзья»

- Look at the words from exercise 29, page 20, please. The following words will help us to have a talk about our families and friends. Who can read the first word? Can you guess its meaning? Who is ready to read the next word?

Учитель привлекает внимание учащихся к словам из упр. 29, стр. 20 из учебника. Для перевода данных слов ученики могут использовать словарь, однако учитель побуждает детей догадываться о значении слов с помощью картинок или объяснения значения данных слов на английском языке. Учащиеся читают и переводят слова хором, в парах и по одному.

Совершенствование лексических навыков. Использование структуры Джот Тотс.(Jot Thoughts)

-Dear students, on your tables you have cards. Each of us has to take four cards and to write down four words, which associate with the word “friendship”.

VII. Формирование навыков чтения

Now take your sheets of paper with the Frier Model and fill in the box – the features of an ideal friend. Share your opinion in your group using Single Round Robin. While listening to your partners you should add the features which you haven’t written. Be ready to share your group opinion.

В середине: Идеальный друг (ideal friend)

Обязательные характеристики: положительные прилагательные для описания характера

Необязательные характеристики: прилагательные для описания внешности друга

Примеры: привести пример идеальной дружбы

Противоположные примеры: слова с отрицательным значением (предательство, ревность)

IX. Подведение итогов урока. Оценки.

Библиографический список

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы // ИЯШ. - 2002. № 2. - С. 11-15.

3. Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Пер. с англ. 3. С. Замчук. СПб.: Экономическая школа, 2001 г. 256 с.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 1999.

5. Alexandria, VA: Association For Supervision & Curriculum Development.

6. Johnson, D., Johnson, R. & Holubec, E. (1994). New circles of learning: Cooperation in the classroom.

7. Johnson, D., Johnson, R., & Smith, K. (1998). Active learning: Cooperation in the collegeclassroom. Edina, MN: Interaction Book Company.

8. Kagan, Spencer. (1997). Cooperative learning.

9. San Clemente, CA: Kagan Cooperative Learning..

10. Материалы Мастер-класса Ялышевой А. А. «Интерактивность в преподавании английского языка»


https://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=2828&st=0

11. Обучение в сотрудничестве. Что это такое? http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/workshop/seminars/training_personality/training_cooperation.htm

12. Полат Е.С. О технологии обучения в сотрудничестве.


http://fralla.nethouse.ru/articles/20150

13. Преподавание иностранного языка в условиях ФГОС http://www.lengto.ru/index/fgos/0-134

14. Статья «Проблема поиска эффективных методов и приемов. О Сингапурской методе обучения английскому языку» http://dropdoc.ru/doc/473873/problema-poiska-e-ffektivnyh-metodov-i-priemov.-o

15. Статья «Сингапурская методика дружит с ФГОС»


http://www.hse.ru/data/2013/12/19/1338937415/Upr_01_2014-34_39.pdf

16. Cooperative Learning Institute Interaction book Company http://www.co-operation.org/

17. Kagan Online Magazine www.KaganOnline.com


Приложение

Приложение 1

Методика незаконченных предложений для диагностики межличностных отношений обследуемого и отношения к процессу обучения

Цель. Исследование направленности, системы его отношений.

Порядок исследований. Испытуемым раздается бланк методики и предлагается закончить начатые предложения. Ввиду того, что некоторые группы предложений могут показаться неприятными для испытуемых, было сказано, что исследование проводится с целью проверки умения быстро формулировать предложения, т. к. тест предполагает быстрые ответы.

Бланк с вопросами.

1. Думаю, что в нашей школе….

2. Если все против меня, то…

3.Я всегда хотел(а)….

4. Думаю, что настоящий друг…

5. Я учусь….

6. Думаю, что достаточно способен(а), чтобы…

7.Я мог (могла) бы быть счастливей, если бы…

8.Не люблю людей, которые….

9.Учителя обращаются со мной…

10. Я бы мог (могла) учиться…

11. Моя наибольшая слабость заключается в том,…

12.Моим скрытым стремлением в жизни..

13. Я хочу, чтобы на уроках…

14.Больше всего люблю людей, которые..

15.Большинство моих учителей…

16.Когда мне начинает не везти, я…

17.Больше всего я хотел(а) бы в жизни…

18.Я хотел(а) бы, чтобы учителя…

19.Когда меня нет, мои одноклассники…

20.Я учился бы….



Эта методика позволяет получить какой-либо количественный результат. Для количественного анализа, позволяющего оценить степень конфликтности ученика с окружающим миром и с самим собой необходимо сгруппировать предложения в соответствии с направленностью предложений.

Группа предложений

Номера предложений, входящих в группу

Отношение к себе

2, 6,11,16.


Отношение к друзьям и одноклассникам

4, 8, 14, 19.

Жизненные цели.

3, 7, 12, 17.

Отношение к школе и учителям

1, 9, 15, 18.

Отношение к процессу обучения

5, 10, 13, 20.



















После качественного анализа предложений (оцениваются по принципу: положительное отношение +1, отрицательное -1, нейтральное -0) данные отмечаются на бланке, где изображен профиль личности.

Бланк профиля личности


1

2

3

4

5

+












0





_









Приложение 2

Диагностика изучения скорости мыслительных операций и активности мышления.

А) скорость мыслительных операций характеризуется:

1) дословное повторение текста;

2) частичное повторение;

3) воспроизведение 50%;

4) самостоятельное воспроизведение текста, ранее изученного;

5) воспроизведение материала с помощью учителя;

6) воспроизведение материала с ошибками (но основная нить удерживается);

7) замедленное, неполное воспроизведение текста;

8) умственная отсталость (затухание развития).

Б) Активность мышления характеризуется:

1) плодотворной работой на протяжении всего урока;

2) работа со вспышками;

3) неполная работоспособность;

4) быстрая утомляемость;

5) игнорируется.

По результатам наблюдений заполнялась таблица

ФИ

Активность мышления

Быстрота усвоения
















На ее основе класс делится на группы

Уровень А

Уровень Б

Уровень В





Приложение 3

Диагностика на проверку умения учащихся самостоятельно работать на занятии

Примечание: наблюдение ведётся на пяти различных занятиях.

Цель: выявить умения у учащихся работать самостоятельно.

Умение учащихся

1. Стремиться начать выполнять только после того, как понял и принял задачу.

2. Выполняет последовательно и аккуратно все операции.

3. Контролирует свои действия в ходе работы (замечает ошибки).

4. Контролирует свою работу по результату.

5*. Может оценить сам достаточно ли хорошо справился с работой(спросить, принимая работу).

6*. Может правильно оценить, трудна ли для него работа.

7. Умеет планировать.

8. Не переделывает работу заново.


ФИ

Умение учащихся



















2 балла- умение выражено ярко.

1 балл- умение присутствует.

0 баллов- умение отсутствует.







Приложение 4

Анкетирование для выяснения степени комфортности работы в группах

Анкета

1. Кто в классе тебе всегда готов прийти на помощь?

2. С кем тебе трудно работать вместе?

3. Кого пригласил бы к себе на день рожденья?

4. От чьего приглашения отказался?

5. С кем бы хотел пойти в поход?

6. К кому тебе трудно обратиться за помощью?


В зависимости от ответов предлагается отдельным учащимся перейти в другую группу

Приложение 5

Памятка по работе в группе

1. Вы работаете в группе. Помните, что успех группы в целом зависит от успеха каждого. Не забывайте оказывать помощь друг другу, делайте это тактично и терпеливо.

2. Помните, что навыки иноязычного общения совершенствуются только в общении. Будьте активны сами и внимательны к другим.

3. Не забывайте включать в свои высказывания лексико-грамматический материал, усвоенный вами ранее, а также старайтесь активно использовать новый.

4. Пользуйтесь словарем и справочным материалом по мере необходимости, но и не забывайте о языковой догадке.

5. В случае серьезных затруднений обратитесь к учителю;

6. Если ваша группа работает над текстом для совершенствования умений говорения, то дальнейшую работу выполняйте в таком порядке:

a) индивидуально прочтите текст и обсудите его содержание в группе;

b) выберите предложения, передающие основное содержание текста;

c) ознакомьтесь с речевой задачей и схемой ожидаемого высказывания, выберите предложения из текста для заполнения схемы, внесите в них необходимые изменения, сокращения, дополнения и т.д.;

d) составьте пересказ прочитанного, опираясь на схему;

e) перескажите текст в своей группе для его оценки или в другой группе как текст для аудирования;

f) при оценивании высказывания или пересказа текста принимаются во внимание: логичность, достаточность, завершенность высказывания, наличие точки зрения говорящего, наличие структур с новым лексико-грамматическим материалом, а также наличие ошибок и их характер.

7. Оценивая друг друга, не забывайте быть тактичными и доброжелательными.

 Если вам предстоит познакомить членов своей или другой группы с тем, что вы узнали, и проверить степень понимания сообщенной вами информации, то следуйте следующим рекомендациям:

 определите для себя порядок высказываний, они должны быть логичны и лаконичны;

 сообщите, о чем будет ваш рассказ:

 My story is about…

 I’d like to tell you about…

 предупредите членов группы, что после прослушивания вы проверите, как они поняли ваш рассказ:


Listen to my story attentively. Then you’ll answer my questions/do a test.‖

 во время рассказа следите за своей речью, говорите чѐтко, в нормальном темпе. Если вы не уверены в правильности произнесения отдельных слов, предварительно проконсультируйтесь с учителем;

 после окончания рассказа проконтролируйте, как вас поняли. Это могут быть вопросы или тест типа ―True–False;

 проверьте результаты тестового задания и отметьте в листе контроля.

8. Помните, что всё общение внутри и между группами должно вестись на иностранном языке.

Приложение 6

Для управления учебным процессом нужен инструмент, который называется “Manage mat” – табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде