СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных умений младших школьников с зпр средствами внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное образование актуализирует проблему обучения и воспитания детей, имеющих задержку психического развития, на решение которой направлены усилия педагогического сообщества. Изменения, которые происходят в системе образования, постоянно требуют повышения качества обучения и воспитания школьников

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных умений младших школьников с зпр средствами внеурочной деятельности»

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕН ИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сартакоеа М. О.

ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет
Институт образования
marinasart
@mail

Современное образование актуализирует проблему обучения и воспитания детей, имеющих задержку психического развития, на решение которой направлены усилия педагогического сообщества. Изменения, которые происходят в системе образования, постоянно требуют повышения качества обучения и воспитания школьников.

Младшие школьники особо реагируют на все изменения, происходящие вокруг них, поэтому главным является развитие коммуникативных умений. Образовательный процесс обеспечивает взаимодействие и творческое сотрудничество, где особую значимость приобретает сформированность различных коммуникаций школьников. Сформированные коммуникативные умения имеют значительное влияние на эффективное общение со сверстниками и взрослыми, а также подготовку школьников к успешной социализации в обществе.

«К коммуникативным умениям относятся следующие умения: слушать и передавать информацию, умение понять собеседника; умение сопереживать, сочувствовать; умение адекватно оценить себя, свое поведение и других; умение принять мнение собеседника; умение решать конфликты; умение взаимодействовать с членами коллектива...» [8, с.5].

Деятельность по развитию коммуникативных умений, учащихся на уроке и внеурочной деятельности является одной из самых сложных направлений научно- методической деятельности каждого учителя. Поэтому главными на уроках должны быть различные технологии обучения, которые направлены на развитие коммуникативных умений школьников.

Введенный в 2016 году Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ, предусматривает формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей обучающихся. ФГОС обеспечивает гарантию качественного образования и необходимый объем психолого-педагогической помощи и дает возможность особо представить систему ценностных ориентиров в достижении личностных результатов младших школьников с задержкой психического развития.

Личностные результаты рассматриваются как сформировавшаяся система ценностных отношений школьников к самому себе, другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу и его результатам, их мотивации к обучению и познавательной деятельности, а также способность ставить цели, планировать свою деятельность и достигать определенных успехов в своем развитии.

«Личностные результаты включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах и сформированность мотивации к обучению и познанию» [8, с. 2].

Федеральный государственный стандарт определяет требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ для разных вариантов АООП НОО и именно от варианта АООП НОО зависят направления личностного развития.

1


В начальной школе происходит формирование определенных коммуникативных умений: обосновывать и высказывать собственное мнение; умение сформулировать свои мысли в устной и письменной речи; а также умение передать их собеседнику; умение взаимодействовать в коллективе.

Коммуникативные умения и их развитие рассматривается в педагогической науке как одна из важных задач учителя начальных классов, исходя из того, что степень развития данных умений влияет не только на качество обучения школьников, но и на процесс их развития и социализации.

Одной из основных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей с ЗПР считается создание условий для их успешного адаптирования в социуме. Осуществление такой задачи будет удачной при проведении внеурочных занятий.

В рамках внеурочной деятельности развиваются коммуникативные умения школьников, их мыслительные способности, дарования, склонности детей, расширяется их кругозор и это наиболее приемлемое средство формирования коммуникативных умений.

Проблему формирования коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности изучали в свое время М.М. Поташник, М.В. Левит, Ю.М. Жуков, А. Хуторской, Л.А. Петровская, П.В. Растянников, А.Н. Сухов, И.С. Сергеев и др. Но, несмотря на значительный интерес теоретиков к проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников, недостаточно изученным остается вопрос использования для этого возможностей внеурочной деятельности. Сегодня существует и проблема подготовки учителя для работы с детьми с ЗПР именно по организации внеурочной деятельности с целью формирования коммуникативных умений младших школьников.

Успешность подготовки младших школьников с задержкой психического развития к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально-трудовой деятельности, но и от уровня сформированности коммуникативных умений.

Проблемы формирования коммуникативных умений у детей с интеллектуальной недостаточностью рассматривали ученые Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная, А.Р. Маллер, Л.М. Шипицина и др. Прежде всего в школе необходимо дать ребенку навыки и сформировать коммуникативные умения, которые обеспечат ему в дальнейшем возможность общаться, вести деятельность, вписываться в социальное окружение и быть в жизни успешными и счастливыми.

Значимые факторы, которые объясняют замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у школьников с ЗПР определил Выготский Л.С., и к таким факторам он отнес ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, слабая потребность в речевом общении.

Успех в развитии и саморазвитии младших школьников зависит от наличия коммуникативных умений. Именно коммуникация формирует личность, исправляет её характеристики и является основным видом деятельности школьника. Важность коммуникаций определяет успешность личности во всех областях школьной жизни: обучении, коллективном взаимодействии, в профессиональном самоопределении и т.д. [4, с. 365].

Анализируя различные источники, можно установить факт о том, что процессы формирования коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического становления недостаточно освещены. Триггер Р.Д. в своей работе «Психологические особенности социализации детей с ЗПР» [5, с. 192] констатирует, что очень мало экспериментально исследованы процессы коммуникативной деятельности

2


младших школьников с ЗПР. Несмотря на неизменный интерес ученых к проблемам эффективной коррекционной работы с такими школьниками, следует констатировать, что все-таки еще нет конкретного представления о закономерностях формирования коммуникативных умений; мало исследованы определенные условия, которые содействуют настоящему формированию коммуникативных умений.

Коммуникативные умения - это трудные и осмысленные коммуникации школьников (на базе познаний структурных компонентов умений и коммуникативной деловитости) и их способность правильно основывать личное поведение, править его в соответствии с задачами общения. [7, с. 375].

В современных школах в организации внеурочной деятельности со школьниками принимают участие: заместители директора, учителя, педагоги дополнительного образования, советники директора по воспитанию, воспитатели, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, учителя-логопеды, педагоги-библиотекари, родители и т.д. Формы внеурочной работы чаще всего предугадывают энергичность, независимость и самостоятельность обучающихся, соединяют персональную и совместную работу, гарантируют эластичный режим занятий, неустойчивый состав обучающихся, проектную и исследовательскую активность, экскурсии, походы, деловые забавы и пр. Отбор форм описывает образовательная организация: экскурсии, кружки,

секции, состязания, празднички, социально нужные практики, смотры, состязания,

викторины, разговоры, культпоходы в театр, фестивали, забавы (сюжетно- ролевые, деловые и т. п), туристические походы и т. д.

Формы и методы организации внеурочной работы образовательная организация описывает исходя из надобности снабдить приобретение намечаемых итогов реализации АООП обучающихся с ЗПР на основании способностей обучающихся, запросов родителей, опекунов (законных представителей), а еще наличием кадровых, технических, информационных ресурсов.

Следует отметить и тот факт, что виды внеурочной деятельности общеобразовательной организации, кроме коррекционно-развивающей, не определены в стандартах. Для их внедрения в общеобразовательной организации берутся следующие: игровая, развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, общественно полезная, спортивно- оздоровительная, туристско- краеведческая и др.

Программы внеурочной деятельности проектируются на основе различных видов деятельности, что, в свою очередь, позволяет создавать разные их варианты с учетом возможностей, интересов и потребностей обучающихся с ЗПР, а также их родителей (законных представителей).

Итак, процесс формирования коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности является эффективным, если в школе реализуется определенная программа с целью развития у школьников коммуникативных умений.

Разработанная программа «Я в Мире. Мир во мне» для обучающихся 1-4 классов будет способствовать развитию коммуникативных умений у младших школьников с ЗПР.

Цель программы: создать условия для успешной социализации

школьников, самореализации и личностного роста. Достижение цели программы предусматривает решение следующих задач: создать комфортные условия для социализации и успешного развития индивидуальных способностей; подготовка школьников к дружественному взаимодействию в коллективе и обществе.

Принципы реализации программы: принцип индивидуализации, который предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния школьника; принцип доступности от уровня психологических особенностей школьников; принцип наглядности, предусматривающий демонстрацию упражнений,

3


моделирование ситуаций, ролевых игр; принцип последовательности, который заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы. Занятия в рамках данной программы имеют определенные цели- познавательные, регулятивные, коммуникативные, развивающие функциональную грамотность.

Срок реализации программы - 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего за учебный год - 36 часов.

Структура программы обязательно содержит пояснительную записку; содержание учебного курса внеурочной деятельности; планируемые результаты освоения учебного модуля; тематическое планирование с указанием количества часов и характеристикой основных видов деятельности обучающихся; контрольно-измерительные материалы.

Программа составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), а также программы воспитания.

Реализация программы является основным шагом к решению общей проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития средствами внеурочной деятельности и повышения качества формирования коммуникативных умений в целом.

Главным следует считать не сам факт проведения занятий и мероприятий в рамках реализации программы, а то, какие отношения складываются в детско-взрослом сообществе и каково содержание их совместной деятельности. Результатом реализации программы станет событийно насыщенная и интересная жизнь школьников.

Занятия в рамках программы позволят развить адекватные представления школьников о собственных возможностях, о необходимости жить и быть счастливыми. Школьники будут проявлять способность к осмыслению картины мира, ее особенной организации. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Литература и источники

  1. Байбородских, А. А. Поэтапное формирование межличностных отношений у подростков с ЗПР на материале классов КРО общеобразовательной школы [Текст]: дис...канд. пед. наук / А. А. Байбородских-Казань, 2002. - с.24

  2. Каган, М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган - М.,2013. - с. 328. - Текст: непосредственный

  3. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: теория, методы, диагностика, коррекция / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус - М: Издательский центр «Академия», 2011. - с.288 - Текст: непосредственный

  4. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Леонтьев. М. : Смысл, 2013. - 365 с. - Текст: непосредственный

  5. Триггер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] /Р. Д. Тригер. - СПб. : Питер, 2011. - 192 с.

  6. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания. М: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.

  7. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. - М.

: Просвещение, 2011. - 375 с.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598).

4


Научный руководитель - к.п.н., доцент Крецан З.В., ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

5