СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование личностных и коммуникативных УУД на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование личностных и коммуникативных УУД на уроках литературного чтения- очень важная задача.

Просмотр содержимого документа
«Формирование личностных и коммуникативных УУД на уроках литературного чтения»

7



МКОУ «Новопетропавловкая средняя общеобразовательная школа»











Доклад на тему:

«Формирование личностных и коммуникативных УУД

на уроках литературного чтения»










Бояркина Вера Валентиновна

учитель начальных классов


2019г

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Я считаю, что учебные предметы гуманитарного цикла, особенно литература, наиболее адекватны для формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий. Вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие. Что же является составляющей личностных универсальных учебных действий :

  • основы гражданской идентичности путем знакомства в контексте художественных произведений с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

  • действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

  • смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентация учащегося в системе личностных смыслов;

  • самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

  • эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

  • эстетические ценности и на их основе эстетические критерии

Через обучение происходит последовательное формирование личностных универсальных учебных действий. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Через обучение происходит последовательное приобщение учеников к нравственным общечеловеческим ценностям. Произведения курса представляют собой одно из важнейших средств нравственного воспитания, форму познания действительности, расширяют жизненный опыт ребенка, создают для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка. Знакомясь с произведениями, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями: как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, гордость. Учебники «Литературное чтение» содержат произведения направленные на развитие и самовоспитание личности каждого. Тексты для чтения посвящены воспитанию в детях доброты, отзывчивости, взаимопомощи и справедливости. Рассказы подобраны таким образом, чтобы дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается. Важно, чтобы дети поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Эмоциональная насыщенность рассказов сочетается с простотой и лаконичностью сюжета. Ребята, анализируя и оценивая поступки и действия главного героя, учатся преодолевать собственные слабости, стремятся прийти на помощь другу и тому, кто слабее.

Положительное отношение к чтению, формирование личностных универсальных учебных действий начинается с стой минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда он откроет личностный смысл в читаемом произведении. Ведь у каждого ребёнка, как бы мал он ни был, есть запас жизненных впечатлений, представлений, переживаний. Произведения курса заставляют ребёнка задуматься, вспомнить о них, соотносят с читаемым. Тут и начинается влияние произведения на личность ребёнка.

В процессе проигрывания различных нравственных ситуаций на основе литературных произведений активизируется воображение ребенка. Это имеет важное значение для положительных изменений в самом ребенке, благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам. Систематическая и целенаправленная работа в этом направлении дает возможность детям к четвертому классу самостоятельно искать новые способы разрешения нравственно-этических ситуаций. Дети могут самостоятельно описать ситуацию и предложить разные варианты действий людей в этой ситуации (например, конфликт в детском коллективе, в семье с родителями).
Кроме того на материале  учебников литературного чтения происходит  развитие  и коммуникативных  умений  посредством  приобретения опыта коллективного взаимодействия,  формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося. В ситуациях коллективного взаимодействия, которые сопутствуют решению проблемных и творческих задач, формируется способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств, соблюдать правила речевого этикета и устного общения. Дети учатся слышать партнера, реагировать на его реплики, учатся правилам общения с младшими, ровесниками, взрослыми. Этому способствуют и инсценировки, когда ученики представляют, переживают самые разные ситуации. В учебниках для 1– 4 классов, составленных на основе текстов, представлены тексты всех стилей и жанров, произведения устного народного творчества во всем их богатстве; тексты русских и зарубежных авторов. Авторы учебников пытаются разбудить в ребенке добрые чувства, сопереживание, научить внимательному отношению друг к другу. Ученики размышляют, что им нравится в людях и что не нравится.  

На уроках я стараюсь создавать благоприятные условия для активного общения, строить учебный процесс  на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий я выбрала организацию учебно-воспитательного процесса на основе деятельностного подхода.

Выпускник школы должен пройти 3 уровня сформированности устной коммуникативной компетентности:

  1. обсуждение и дискуссия;

  2. небольшие выступления;

  3. презентации.

На каждом уровне можно использовать следующие виды упражнений:

  • ассоциативные (на воображение)

  • мыслительные (на сравнение)

  • речевые (язык, речь героев)

  • рефлексивные (высказывание собственных мыслей)

  • интерпретация (в других видах искусства)

Первый уровень «Обсуждение и дискуссия». Цель – раскрепостить детей, научить их не бояться говорить. На уроках литературного чтения предусматриваю такие задания, которые ставят ребенка в ситуацию, где необходимо высказать своё мне Речевые упражнения: необычные вопросы, задания на различение (выбрать один правильный ответ из 3–4 предложенных и обосновать), задания на воспроизведение небольших текстов, задания на перечисление фактов.

Ассоциативные упражнения: подбор рифм, сочинение загадок.

Рефлексивные упражнения: сталкивание мнений (Кто больше понравился из героев? Почему?),  попробуй предположить по названию, о чём будет рассказ? Дж. Родари «Сакала-пакала» Что обозначает это слово? (высказывания детей: старинная игра, считалка, необычное животное, присказка).

Интерпретация: рассматривание картин, рисунки детей по представлению. Каждый рисунок дети защищают. Расскажи, что ты нарисовал?

Второй уровень «Небольшие выступления». Цель – научить детей составлять небольшие выступления, использовать язык в соответствии с ситуацией, не отклоняться от темы.

Речевые упражненияпридумай продолжение текста.

К концу второго уровня учащийся умеет: поддерживать дискуссию адекватно ситуации; владеть невербальными средствами коммуникации (манера, жесты, громкость голоса); задавать вопросы, подготовить небольшую речь, не отклоняться от темы, структурировать сообщение).

Третий уровень «Презентации». Цель – подготовить презентацию.

К концу третьего уровня дети умеют: поддерживать дискуссию; высказывать    мнение в соответствии с актуальной ситуацией; задавать вопросы по теме; аргументировать свою точку зрения; подготовить презентацию, использовать язык и стиль понятный аудитории.

В процессе работы по формированию устных коммуникативных умений ученики знакомятся с правилами речи и общения.

  • Дать знать, если хочешь высказаться.

  • Говорить полными, законченными предложениями.

  • Говорить отчетливо и громко.          

  • Аргументировать кратко и точно.

  • Оставаться при «теме» (учитывать вопрос).

  • Обосновывать мнения или утверждения.

  • Внимательно слушать, когда говорит другой.

  • Когда говоришь, обращайся к аудитории.

  • Любое мнение обсуждается, но не осуждается.

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:

  • желание вступать в контакт с окружающими;

  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками);

  • умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать;

  • умение решать конфликтные ситуации;

  • умение работать в группе.




7