СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников через создание портфолио.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на VI педагогической конференции учителей начального общего образования г. Выкса Нижегородской области «Универсальные учебные действия как основа реализации ФГОС НОО»

Просмотр содержимого документа
«Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников через создание портфолио.»

VI педагогическая конференция учителей начального общего образования

«Универсальные учебные действия как основа реализации ФГОС НОО»










Формирование личностных универсальных учебных действий

младших школьников через создание портфолио.








Автор работы: Рыбакова Юлия Валерьевна

Занимаемая должность: учитель начальных классов

Место работы: МБОУ СШ п. Дружба




















г. Выкса

2018г.



Формирование личностных универсальных учебных действий

младших школьников через создание портфолио.


Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:  

  • самоопределение — сформированность внутренней позиции;

  • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю»;

  • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

Одним из методов оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Портфолио  представляет собой комплект печатных материалов  формата А4, в который входят материалы, представляющие достижения учащегося.


Портфолио ученика:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

  • реализует одно из основных положений ФГОС общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся;

  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Приоритетными целями использования технологии портфолио являются: выявление способностей и возможностей ребенка.

Задачи:

1.  поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

2.  поощрять их активность и самостоятельность;

3.  развивать навыки оценочной, самооценочной деятельности;

4.  формировать умение учиться. И как результат – способствовать повышению качества образования и воспитания.

Эти задачи возможно решить, если понимать, что портфолио – нечто большее, чем просто папка ученических работ, это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащегося.

Портфолио ученика начальной школы ведется на протяжении всех лет обучения на первой ступени. Работа с портфолио должна быть систематической и постоянной.  Для этого учителю необходимо чётко планировать свою деятельность, чтобы в процессе заполнения портфолио эффективно руководить работой каждого ученика, развивая универсальные учебные действия.

Я расскажу об опыте работы с портфолио учителей начальных классов нашей школы.
Существует много вариантов ведения портфолио в начальной школе, но нет единых подходов и требований к введению данной технологии. В нашей школе разработано «Положение о портфолио учеников», которое включает следующие разделы:

Раздел «Мой мир» - даёт возможность познакомиться с личностью создателя. Этот раздел может содержать информацию, которая интересна и важна для ребёнка, например: рассказ о своей семье, о родном городе (селе), фотографии друзей, информацию об интересах, увлечениях, рассказ о школе. Заполнение рубрик данного раздела помогает сформировать у учащегося не только личностные, но и познавательные, коммуникативные УУД, так как предполагают активную работу с информацией и её презентацию.

Раздел «Моя учёба».  В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

Формирование универсальных учебных действий невозможно без исследовательской деятельности младших школьников. В портфолио учащиеся вкладывают свои проекты по разным предметам. Предметные страницы - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях.
Раздел «Моя общественная работа»  включает всю внеурочную деятельность ученика (участие в различных мероприятиях, субботниках, рисование газет и т.д.). Ценность работы с данным разделом состоит в том, что происходит мотивация к активной общественной работе и развитие личностных и коммуникативных УУД.

Раздел «Моё творчество».  В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сочинения, стихи, поделки.

Раздел «Мои впечатления»  состоит из фотографий праздников и мероприятий (экскурсий, поездок, походов, праздников, классных часов) и отзывов к ним, что позволяет развивать навыки рефлексии.

Раздел «Мои достижения»  включает в себя накопление грамот, сертификатов, дипломов, похвальных листов, что помогает проследить динамику личностного роста, сформировать ситуацию успеха.

Раздел «Отзывы и пожелания» повышает самооценку ребенка. Здесь даётся положительная оценка педагогом его стараний. Например: принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию, выучил и великолепно рассказал стихотворение, самостоятельно подготовил стенгазету или проект.

Чтобы работа с портфолио не сводилась к погоне за новыми грамотами и дипломами, многие учителя нашей школы проводят конкурс презентаций свсего портфолио внутри класса, показ родителям на родительском собрании.

С родителями проводим беседы, как помочь ребёнку дома при заполнении портфолио.

Большая часть работ, помещаемых в портфолио, рождается в классе, в совместной деятельности с учителем, а отзывы, фоторепортажи выполняются дома с помощью родителей. Стараемся, чтобы помощь сводилась к минимуму по мере взросления ребенка. Строим работу таким образом, чтобы ученики сами прикладывали определенные усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Учителя стимулируют детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждают с ними различные способы демонстрации достижений, дают советы по оформлению. Немалый вклад в создание портфолио вносят и родители учеников, особенно в 1, 2 классах.

К концу четвертого класса у многих учеников получается объемный красочный и интересный альбом, в котором отражены учебная и творческая деятельность ребенка, его цели, отношение к окружающим, фантазии, вкусы. Портфолио способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал. Ведь папка личных достижений является технологией всматривания в себя, которая понадобится ребёнку на протяжении всей его жизни.

Закончить выступление хочется словами американского писателя и философа Элберта Хаббарда: «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Портфолио, при умелой работе, помогает учителю добиться этой цели.

В нашей школе каждый год проводится конкурс портфолио учеников. Каждый классный руководитель оценивает портфолио учащихся по определенным критериям и составляет рейтинг портфолио по классу, выявляя лучшие работы. Победители награждаются школьными грамотами. Уважаемые коллеги, я предлагаю вам оценить портфолио учеников по данным критериям и заполнить сводную ведомость, чтобы определить уровень работы .