СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование метапредметных компетентностей обучающихся на уроках музыки и во внеурочное время

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметные компетентности. Основные понятия. Формироование метапредметных компетентностей на уроках музыки и во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных компетентностей обучающихся на уроках музыки и во внеурочное время»

Формирование метапредметных компетентностей

обучающихся на уроках музыки и во внеурочное время

( составила Дюмина Наталья Владимировна, учитель музыки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52» г. Курска)

«Музыка - благороднейшее, сердечнейшее, задушевнейшее ,прелестнейшее, тончайшее из всего, что человеческий дух изобрел.» (Антон Григорьевич Рубинштейн)

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья" (Владимир Михайлович Бехтерев).

И тем обиднее нередко слышать сегодня, от непонимающих людей – родителей, учеников, что «предмет музыка , это не важный предмет, и он не стоит того внимания к себе , как русский язык, математика, или история. Ведь не всем дано умение петь, или играть на музыкальных инструментах!». Может быть, хотя учёные уже давно пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности имеются у каждого, что из необходимости и умения слушать и слышать собственный голос, голоса птиц и животных, вместе с нами рождается и музыкальность - одно из свойств данное природой человеку, что призван развивать дальше предмет музыка. Основная цель предмета музыки сегодня - формирование внутреннего мира ребенка, его нравственных убеждений, его гражданской позиции: отношение к семье, близким, к Родине , понимание своего места и роли в этом мире - стала актуальной в современном образовании и необходимой составляющей жизни будущих выпускников.

Сегодняшний выпускник должен уметь решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; неоднократно менять в течение жизни сферу занятости и осваивать новые профессии. Поэтому, современная школа на одно из приоритетных мест выдвигает проблемы формирования личности, ее воспитанности, готовности выжить в новых условиях.

В связи с этим актуальным становится формирование метапредметных компетентностей у учащихся, являющихся ориентирами в их личной и общественной деятельности.

Согласно разработчикам «Стратегии модернизации содержания общего образования» понятие компетентность шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает в себя не только их познавательную и технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую, необходимых при решении реальных жизненных проблем в будущем. Поэтому :

Компетентность – знания, умения и навыки обучающегося плюс мотивация и ценности.

Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) обучающегося и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Главная цель компетентностного подхода в преподавании музыки заключается в формировании всесторонне развитой личности обучающегося, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций, формирование у учащихся метапредметных ( их часто отождествляют с ключевыми) компетентностей в учебном процессе.

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, умений . которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

Поэтому, в повседневной работе при организации учебной деятельности на уроке музыки я формирую такие умения у детей, которые они могут применить на любом уроке. Так, на уроке в 8 классе по теме « Обращение к искусству прошлого с целью выявления его ценности для людей. Творчество Ф. Шопена», я попросила обучающихся определить цель урока и его задачи. При этом мы чётко поняли, что цель – это то, к чему стремятся, задача – то, что требует исполнения. Выйдя за рамки предмета, обучающиеся глубоко осмыслили понятия и, вернувшись в предмет, теперь уже осознанно попытались определить цель и задачи урока, которые через рефлексию в конце урока грамотно оформили, что цель урока: расширение своих представлений о композиторе, как личности через осмысление его судьбы и творчества. Задачи же сформулировали так: 1) вспомнить основные биографические данные Ф. Шопена, которые повлияли на формирование мировоззрения, чувств композитора; 2) выяснить, как знания о судьбе композитора, помогают понять слушателю содержание произведений. Всего несколько минут понадобилось нам для того, чтобы обозначить и понять, как важно для каждого человека научиться ставить перед собой цель и определять задачи, что необходимо в любой сфере жизни человека.

Достижение метапредметных результатов связано с межпредметными понятиями и природой универсальных учебных действий.

Осуществление деятельности в рамках метапредметного подхода подводит к мысли о формировании метапредметной компетентности - как актуальной цели современного образования.

Метапредметные компетентности являются освоенными способами деятельности, применимыми в рамках различных видов деятельности ( познание, проектирование, творчество, исследование). Формируются и проявляются не только в деятельности, но и поведении и общении.

На уроках музыки приоритетным я считаю развитие следующих метапредметных компетентностей:

Коммуникативная компетентность

Информационная компетентность

Общепознавательная компетентность

Компетентность разрешения проблем ( регулятивная )

Личностная компетентность

Для достижения цели – формирование метапредметных компетентностей обучающихся, на уроках музыки и во внеурочной деятельности, я использую современные метатехнологии.

К ним относятся:

  • Технологии проблемного обучения

  • Информационные технологии

  • Технологии проектной и исследовательской деятельности

  • Интерактивные технологии

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Воспитательные технологии

  • Игровые технологии

Всегда вспоминаю слова А .С. Макаренко, который не раз говорил: «Игра является одним из значимых основ развития личности ребёнка. Её необходимо постоянно включать в педагогический процесс на уроке и во внеурочной деятельности. Каким ребёнок проявит себя в игре с детства, таким и сформируется у него здоровое ядро творческой активности, нравственных основ взрослой жизни».

Поэтому, интересно и динамично строится мною работа, при использовании игровой деятельности на уроках музыки.

Интересно то, что при осуществлении игровых ситуаций на уроке музыки осуществляется межпредметная связь с другими образовательными предметами ( обществознание, история, физика, технология, география, изобразительное искусство ).

Ребята проявляют фантазию в подготовке костюмов. Учатся мастерству публичных выступлений, применяют театральную деятельность.


Наиболее эффективным для формирования метапредметных компетентностей обучающихся является, также, проектный метод и исследовательская работа.

Результаты проектно-творческих заданий на уроках музыки разнообразны: сочинение-размышление о музыкальном произведении, собственная мелодия, музыкальный коллаж, презентация, видеоролик.

Например, при создании творческого проекта «Музыкальные инструменты будущего» в 4 классе , идея которого возникла на уроке и в основу которого легли детские работы, мы с ребятами обсудили, основные формы работы. Сначала необходимо было придумать и сделать в тетрадях описание инструмента будущего ( форма, цвет, материал из которого он будет изготовлен, голос инструмента, способ игры , и конечно, название инструмента). После этого образ объекта возник у ребят на бумаге (альбомных листах). Таким образом, началась наша работа по формированию регулятивной метапредметной компетентности – ставить цели и задачи, прогнозировать результаты, искать пути и средства решения, находить решения, воплощать в продукт. Заключительным шагом стало монтирование проекта. Мы вместе сфотографировали рисунки и с помощью учителя информатики разместили фото на слайдах, добавив тексты. При представлении презентации звучала музыка «Джаз для детей», композитора Соболева.

В результате индивидуальной и групповой формы организации работы четвероклассники приобрели метапредметный навык самостоятельной творческой деятельности, один из компонентов личностной метапредметной компетентности – умение применять творческие способности в практической деятельности .

Проектный метод я использую не так давно, но уже вижу первые результаты. Работа «Влияние музыки на человека. Музыкотерапия» была представлена на дне науки в школе НОУ «Шаг в будущее». Зрелищность этому проекту придала мультимедийная компьютерная презентация.

Творческим проектом – является и создание концертного номера.

Подготовка концертного выступления требует от артиста знакомство с песней, её содержанием, манерой исполнения. Ребёнок знакомиться с жизнью и творчеством композитора произведения, с возможными исполнителями этой песни, изучает их манеру исполнения. Подбирает концертный костюм, согласно содержанию песни, изучает приёмы поведения на сцене, подачи себя зрителю, использует танцевальные движения. Всё это развивает метапредметные компетентности ребёнка : умение артистично выступать перед публикой, умение реализовывать поставленные цели, умение культурно вести себя на сцене.

Применяя информационные технологии на своих уроках, я создаю и разрабатываю

разноуровневые тренировочные и проверочные задания – кроссворды, музыкальные тесты, викторины , с помощью компьютера – иллюстративный материал, видеоролики.

Нестандартные формы и методы проведения уроков музыки, проводимые мною в школе, также способствуют формированию метапредметных компетентностей, привлекают интерес обучающихся к урокам музыки:

На основе метапредметных понятий на уроках музыки я реализую идею интеграции и провожу интегрированные или межпредметные уроки.

Совсем недавно в соавторстве с учителем истории и обществознания Сергеевой Еленой Николаевной, был проведён интегрированный урок по обществознанию и музыке по теме «Добро пожаловать в мир общения» На уроке ребята обсуждали значение общения в жизни человека, определяли самостоятельно цели и средства общения, выделили значение музыки в жизни человека и его общении.



Особое внимание по формированию метапредметных компетентностей я уделяю и во внеурочной работе по музыке.

Она традиционно включает в себя работу вокальной студии «Весёлые нотки» и «Вдоховение», где ребята реализуют свою концертную деятельность, выступая на отчётных концертах студии, сценарии которых я пишу сама, участвуют во всевозможных городских, областных и международных конкурсах вокалистов эстрадного направления. Для учащихся различных параллелей ежемесячно по различным тематикам проводится «Музыкальная гостиная», где ребята расширяют свои знания о музыке, творчестве композиторов, знакомятся с традициями русского народа.

Для успешного формирования метапрдметных компетентностей обучающихся необходима и их диагностика, определение и оценка уровня сформированности метапредметных компетентностей на определённом возрастном этапе обучающихся.

Таким образом, обобщая выше сказанное, делаю вывод, что для воплощения идеи смены ценностных установок в ходе современного этапа модернизации образования, а именно - от освоения предмета к развитию личности учащихся, одним из наиболее эффективных является постепенное поэтапное формирование метапредметных компетентностей учащихся.

Уроки музыки, становятся уроками жизни, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь творчески владеть проблемой в достижении поставленных целей.







3