СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование метапредметных результатов на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются способы формирования метапредметных результатов на уроках истории в средних классах школы. Подчеркивается важность межпредметных связей, критического мышления, умения работать с информацией и формирования учебной самостоятельности у учащихся. Приводятся практические методы и приемы, способствующие развитию универсальных учебных действий (УУД) и повышению познавательной активности школьников.

Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных результатов на уроках истории»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ


Янцен Елена Александровна, учитель истории

МБОУ «Рождественская ООШ» Оренбургская область с. Рождественка

Аннотация. В статье рассматриваются способы формирования метапредметных результатов на уроках истории в средних классах школы. Подчеркивается важность межпредметных связей, критического мышления, умения работать с информацией и формирования учебной самостоятельности у учащихся. Приводятся практические методы и приемы, способствующие развитию универсальных учебных действий (УУД) и повышению познавательной активности школьников.

Ключевые слова: метапредметные результаты, уроки истории, универсальные учебные действия, критическое мышление, познавательная активность, межпредметные связи.


Современное образование направлено не только на передачу предметных знаний, но и на развитие метапредметных умений, которые помогут ученикам ориентироваться в информационном пространстве, анализировать события и делать выводы. Уроки истории, как предмета, связанного с анализом прошлого и его влияния на настоящее, играют ключевую роль в формировании таких навыков.

Метапредметные результаты включают в себя развитие у школьников умения анализировать источники информации, устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстами разного типа и применять знания на практике. В данной статье рассматриваются эффективные способы формирования этих умений на уроках истории.

Метапредметные результаты и их значение

Метапредметные результаты – это умения, которые применимы к разным предметным областям и необходимы для дальнейшего обучения и жизни. Включают в себя:

Познавательные универсальные учебные действия (УУД)

поиск и анализ информации,

умение работать с историческими источниками,

формирование логического и критического мышления.

Регулятивные УУД

планирование деятельности,

контроль и коррекция своих действий,

умение оценивать собственные достижения.

Коммуникативные УУД

работа в группах,

аргументация собственной позиции,

умение дискутировать.

Формирование этих умений на уроках истории способствует не только более глубокому усвоению предмета, но и подготовке учащихся к самостоятельному принятию решений в жизни.

Методы формирования метапредметных результатов на уроках истории

1. Работа с историческими источниками

Анализ письменных и визуальных источников помогает учащимся развивать критическое мышление. Например, изучая летописи, документы эпохи или карикатуры, ученики учатся:

выделять ключевые факты,

различать субъективные и объективные сведения,

сопоставлять разные точки зрения.

2. Использование межпредметных связей

История тесно связана с литературой, географией, обществознанием. Например:

изучая эпоху Петра I, можно обратиться к художественным произведениям той эпохи,

при изучении Великой Отечественной войны полезно анализировать не только исторические документы, но и картины, музыку, воспоминания участников событий.

Такие межпредметные связи делают историю живой и понятной, помогают учащимся видеть многогранность исторических процессов.

3. Проектная деятельность

Проекты помогают учащимся самостоятельно искать информацию, анализировать и представлять результаты своей работы. Примеры проектных работ:

«История моей семьи в годы Великой Отечественной войны»,

«Сравнительный анализ реформ Александра II и Петра I»,

«Как жили люди в Средневековье: изучение быта и традиций».

Проекты развивают исследовательские навыки, умение работать в команде и презентовать свои выводы.

4. Дискуссии и дебаты

Обсуждение спорных исторических вопросов развивает коммуникативные и познавательные умения. Темы для дебатов могут быть следующими:

«Была ли революция 1917 года неизбежной?»

«Какова роль личности в истории?»

«Колонизация: благо или разрушение?»

Дискуссии учат формулировать аргументы, уважать мнение собеседников и строить логические выводы.

5. Применение цифровых технологий

Использование интерактивных карт, виртуальных экскурсий, исторических реконструкций делает изучение истории более наглядным.

Например, просмотр 3D-моделей древних городов помогает представить, как они выглядели,

Анализ цифровых архивов позволяет работать с подлинными документами.

Это способствует развитию навыков работы с информацией и повышает интерес к предмету.

6. Исторические игры и ролевые модели

Игровые технологии помогают ученикам вжиться в эпоху, почувствовать себя частью истории. Можно предложить учащимся:

инсценировать заседание Государственной думы начала XX века,

сыграть роли участников Венского конгресса 1815 года,

создать сценарий жизни средневекового города.

Ролевая игра развивает воображение, навыки командной работы и умение анализировать события с разных точек зрения.

Формирование метапредметных результатов на уроках истории – важная задача современного образования. Развитие критического мышления, коммуникативных и познавательных умений помогает учащимся не только глубже понимать исторические процессы, но и применять эти знания в жизни.

Использование разнообразных методов – анализа источников, проектной деятельности, дискуссий, цифровых технологий – делает уроки истории более увлекательными и способствует всестороннему развитию школьников. Учитель истории, используя эти инструменты, помогает ученикам не только усваивать факты, но и формировать активную гражданскую позицию и способность самостоятельно работать с информацией.

Метапредметные результаты – это ключ к осознанному и успешному обучению, и уроки истории предоставляют уникальные возможности для их развития.


Список литературы

  1. Бехтенова Е. Ф. Технология проектной деятельности на уроках истории как основа формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения школьников // Сибирский педагогический журнал. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-proektnoy-deyatelnosti-na-urokah-istorii-kak-osnova-formirovaniya-lichnostnyh-metapredmetnyh-i-predmetnyh-rezultatov

  2. Князева Татьяна Геннадьевна Мониторинг подготовленности личности учителя к реализации метапредметного подхода // Ярославский педагогический вестник. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-podgotovlennosti-lichnosti-uchitelya-k-realizatsii-metapredmetnogo-podhoda

  3. Файн Т. А. Формирование метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО при исследовательском подходе в обучении // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №5-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-metapredmetnyh-rezultatov-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-ooo-pri-issledovatelskom-podhode-v-obuchenii