СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование мотивации младших школьников с помощью здоровьесберегающих технологий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрывается опыт работы по применению здоровьесберегающих технологий.

Просмотр содержимого документа
««Формирование мотивации младших школьников с помощью здоровьесберегающих технологий»»

«Формирование мотивации младших школьников с помощью здоровьесберегающих технологий»

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Основные приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

  1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.

  2. Оздоровление – не совокупность лечебно – профилактических мер, а форма развития психологических возможностей детей.

  3. Индивидуально – дифференцированный подход – основное средство оздоровительно – развивающей работы с учащимися.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.

Одним из направлений образовательной работы в моей школе является работа по формированию здорового образа жизни среди учащихся начальной школы. Для этого в школе действует определенная система, охватывающая следующие аспекты. Медицинские технологии являются частью системы образования школы.



Таблица 1.

Педагогические здоровьесберегающие технологии

Технологии сохранения и

стимулирования здоровья

Технологии обучения

здоровому образу жизни


Коррекционные

технологии


- Стретчинг

- Динамические паузы

- Подвижные и

спортивные игры

- Релаксация

- Гимнастика

(пальчиковая, для глаз,

дыхательная и др)

- Гимнастика

динамическая,

ортопедическая


- Физкультурные занятия

- Проблемно-игровые:

игротренинги,

игротерапия

- Коммуникативные игры

- Серия занятий «Уроки

здоровья»

- Точечный массаж


- Технологии

музыкального

воздействия

- Арт-терапия

- Сказкотерапия

- Технологии воздействия

цвета

- Психогимнастика

- Фонетическая ритмика



В основе Общего Образовательного Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную образовательную и познавательную активность учащихся, а также создание образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей.

Прежде всего, урок начинается с того, что ученик приходит в класс. Когда ученик будет готов сконцентрироваться на знаниях? Когда, прежде всего, зайдя в класс, его не будут отвлекать посторонние вещи: температура и свежесть воздуха, рациональное освещение класса и доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей. Важно также, чтобы занятия в начальной школе были не однообразными.

Средняя продолжительность и частота смены различных видов тренировок составляет около 7-10 минут. Очень важным является наличие и содержание оздоровительных моментов в классе, таких как физические минутки, динамические перерывы, минуты релаксации, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

Не все учителя обращают на это внимание. Не все умеют выполнять физические нагрузки, какие упражнения применять, а главное, что это необходимо. Преимущества физических минуток очевидны. Краткосрочные физические упражнения повышают циркуляцию крови в организме и создают возможность активного включения в образовательную деятельность. Благодаря физическим минутам можно переключить свое внимание, размять свое тело, снять усталость, напряжение в организме.

Использование подвижного способа обучения позволяет предотвратить развитие искривления позвоночника, появление плоскостопия, варикозного расширения вен, предотвратить близорукость во время учебного процесса, обеспечить оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, стабилизировать процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе и значительно ускорить восприятие учеником учебного материала.

Рассмотрим некоторые приёмы, используемые на различных этапах урока.

«В стране Здоровяков»

Дидактическая задача: закрепить знание правил личной гигиены.

Содержание

Все дети становятся в круг. Ведущий по очереди называет каждого, определяя ему задание:

• Что мы делаем утром, когда просыпаемся?

- Делаем зарядку, умываемся, чистим зубы (игрок выполняет движения, и все повторяют за ним).

Следующий игрок выполняет следующее задание ведущего:

• Что мы делаем перед едой?

- Моем руки . и т. д.

Ведущий выбирает нового игрока для своей роли, когда все дети выполнят указанные действия.

«Комплименты»

Дидактические задачи: преодоление внутренних комплексов, отработка навыков выражения позитивной оценки окружающим.

Содержание

Дети выстраиваются в две шеренги на определённом расстоянии (5 шагов), и говорят друг другу комплименты. На каждый комплимент игрок делает один шаг вперед.

1-й ученик. Я очень рад учиться в одном классе с такой аккуратной девочкой.

2-й ученик. Мне приятно просить у тебя учебник.

1-й ученик. Ты очень жизнерадостный человек.

2-й ученик. Ты никогда никого не обижаешь.

И т. д. Побеждает та пара, члены которой ближе подошли друг к другу.

«Построимся»

Дидактическая задача: выработка умения сотрудничать с помощью невербальных средств общения.

Содержание

Во время игры можно общаться только посредством мимики и жестов. Под музыку дети гуляют по залу, ведущий выключает музыку, дети все замирают на месте. Звучит команда ведущего:

- Построились в шеренгу по росту!

Все выполняют команду под счет до 10. Далее игра продолжается:

Возможные варианты команд:

1) построение по алфавиту;

2) по длине волос;

3) по длине рукава одежды, по длине брюк;

4) по цвету одежды ( от светлого до темного);

5) по цвету глаз (от темного до светлого) и т. д.

«Пишущая машинка»

Дидактическая задача: закрепление знаний о ЗОЖ, формирование умения совместно действовать;

Содержание

Игроки получают буквы алфавита. Все дети двигаются под музыку по залу, когда заканчивается музыка, водящий называет фразу: «Береги здоровье смолоду».

Дети начинают «печатать». Первая «буква» называет себя и хлопает в ладоши, к ней присоединяется следующая и т. д. Когда фраза составлена, оставшиеся буквы прочитывают ее и все хлопают в ладоши три раза.

При планировании игры необходимо чётко определить количество повторяющихся букв.

«Времена года»

Дидактическая задача: формирование умения действия в группе.

Содержание

Класс делится на 4 группы, каждая группа должна, пройдя через препятствие (обруч, бег в мешках, ползание по скамейке, лазание по гимнастической стенке), завладеть карточкой с заданием, в котором будет указано время года.

После непродолжительного обсуждения (1-2 минуты), группа пантомимой изображает, что делают дети в эту пору года (зима - катание на лыжах, коньках; лето - плавание, велосипед, футбол; весна - бег, прыжки, волейбол, футбол; осень - бег, прыжки через скакалку, футбол и т. д.).

Одна группа показывает, другие её оценивают хлопками. Выигрывают игроки, получившие больше аплодисментов.

«Три слова»

Дидактическая задача: творческое взаимодействие с другими детьми.

Содержание

Дети стоят в кругу, ведущий читает считалочку, на ком-то останавливается, говорит ему любую тему, а игрок должен быстро назвать ему три слова из этой темы.

Например: тема «Режим дня». Ответ: подъем, прогулка, сон.

«Телефон»

Дидактическая задача: формирование умений общения, развитие внимания, памяти.

Содержание

Дети становятся в круг. Ведущий начинает рассказ фразой: «Мальчик проснулся в 7 часов утра и …»

Следующий игрок повторяет предложение ведущего и показывает движением, что сделал мальчик дальше. Каждый последующий игрок повторяет по очереди все, что показывали до него. В конце игры хором все повторяют вместе фразу и все движения по очереди.

«Йод»

Дидактическая задача: закрепление сведений о домашней аптечке.

Двигательная задача: развитие быстроты.

Содержание

Дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу.

Первая шеренга, команда «Йод», читает хором слова:

Йод хороший, йод не злой,

Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!»,

Чуть завидев с йодом склянку.

Йод порой, конечно, жжет,

Но быстрее заживет,

Йодом смазанная ранка.

По окончании слов дети первой шеренги догоняют игроков из второй шеренги. Те, кого догнали, становятся командой «Йод». Игра продолжается.

«Иголка»

Дидактическая задача: закрепление сведений о несчастных случаях и умении принять решение.

Двигательная задача: развитие координационных способностей.

Содержание

В центре круга, образованного детьми, находится игрок - «иголка». Игроки, взяв друг друга за руки, идут и произносят слова:

Играл с иглой воздушный шар,

И вот лежит он, чуть дыша,

Игрушке даже ясно –

Играть с иглой опасно.

Дети разбегаются врассыпную, пытаясь залезть на любое возвышение, гимнастическую стенку или лечь на пол, чтобы Ноги не касались земли. Кого водящий «запятнал», тот становится «иголкой».

«Конфликт»

Дидактическая задача: умение находить выход из конфликтов со сверстниками.

Двигательная задача: развитие быстроты.

Содержание

Дети становятся по два лицом в круг, читают все вместе за ведущим:

Жили-были я ли, ты ли,

Между нами вышел спор,

Кто затеял, позабыли

И не дружим до сих пор.

Друг, игра на этот раз

Помирить сумеет нас?

По выбору ведущего одна из пар делится на «убегающего» и «догоняющего». Убегающий может взять замену, став к любой паре спереди, а сзади стоящий убегает вместо него.

Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:

1) Формирование культуры здоровья как способности и готовности личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья,

2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости различным факторам заболеваемости.

3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.

4) Сформированность гигиенической культуры, мотивационной потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

5)Успешность реализации личности младшего школьника через учебную и творческую деятельность.

Применение приемов здоровьесберегающих технологий способствуют формированию мотивации младших школьников. Таким образом, занятия активно способствовуют успешной реализации урочной и внеурочной работы, формированию интересов и привычек учащихся в повседневной жизни.

Библиографический список

  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа, 2011 г, №4 с.80-81.

  2. Безруких, М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. Начальная школа / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. - М.: Просвещение, 2016. - 128 c.

  3. Диагностика учебной мотивации : сборник методик / Л. В. Дзюбко, Л. И. Гриценок. - К. : Школьный мир, 2011. - 128 с.

  4. Методика комплексной оценки здоровьесберегающего образовательного процесса в учреждениях общего образования: методические рекомендации / сост. под рук. М.М. Безруких. — М.: ИВФ РАО, 2015.-152 с.

  5. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения). С.189

  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.

  7. Урбанская, Л. Мотивация учеников к обучению и саморазвитию /Л. Урбанская Завуч. – 2011. – № 9. – С. 3-6

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования [Текст]: фед. гос. обр. стандарт. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.