Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»
Формирование мотивационного компонента
учебной деятельности у обучающихся 1-го класса
в период процесса адаптации
к условиям школьного обучения
учитель начальных классов
Хмеловская Елена Викторовна
р.п. Ванино
2017 г.
Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребёнка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности её мотивации и базовых учебных умений, которые во многом определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьников.
Что такое мотивация? Это соединение внутренних и внешних движущих сил, побуждающих ученика к деятельности, к учебе и придающих ей свой определенный смысл.
Мотивы учения младших школьников делятся на:
- непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, желание получить хорошую отметку, заслужить похвалу учителя или родителей, страх перед наказанием);
- учебно-познавательные (интерес к знаниям, любознательность);
- перспективно - побуждающие (ответственность, стремление хорошо учиться).
Формирование мотивов учения – это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы. Без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний – это будет лишь видимость учебной деятельности.
Работа по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный). Каждый блок рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает основанием для использования в других блоках.
Таким образом, каждый новый блок возникает на основе предшествующего и становится на данном этапе приоритетным, управляющим и подчиняющим себе другие. В зависимости от учебной ситуации один блок может пронизывать или дополнять другой.
Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.
Учитель использует для этого следующие приемы:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации. Это становится возможно благодаря следующим приёмам:
1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Данная задача реализуется посредством следующих приёмов:
1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу;
2) необычная форма преподнесения материала;
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
Характеризуя детей с интеллектуальным недоразвитием, в самых общих чертах можно отметить относительную сохранность эмоциональной сферы, по сравнению с познавательной. Для детей характерно существенное снижение познавательной активности, что выражается в неумении вычленить объект изучения, невозможности длительного сосредоточения, отсутствии стремления узнать новое, обратиться за разъяснениями, слабости проявлений любознательности и интереса, в частности, познавательного, безынициативности и т.д. Характерным является недоразвитие всей сферы потребностей и мотивов, импульсивность и не целенаправленность деятельности, неумение и нежелание преодолевать трудности, отсутствие самостоятельного переноса приобретенных знаний, умений и навыков.
Основные проблемы детей, имеющих трудности в обучении
Они не справляются с темпом обучения, не успевают усвоить программный материал за отведённое время. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности. Дети не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчиняться школьным правилам. У них наблюдаются быстрые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности. Смена рабочих и нерабочих состояний часто связана с необходимостью выполнять сложные и большие по объёму задания. Дети нервничают, отказываются от работы и т. д.
Рабочие состояния у детей с трудностями в обучении, во время которых они способны усвоить учебный материал, кратковременны (всего 10-15 минут), затем наступает утомление, истощение. Тогда возникают необдуманные действия, в работе появляется много ошибок и исправлений.
Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, другие наоборот имели повышенную эмоциональную возбудимость.
Эти дети трудно входят в рабочий режим урока. Утомляясь, они ведут себя по-разному: одни становятся вялыми и пассивными, ложатся на парту, бесцельно смотрят в окно, притихают, не досаждают учителю, но и не работают. Другие, наоборот – у них возникает повышенная возбудимость, расторможенность, двигательное беспокойство. Они постоянно вертят в руках, теребят пуговицы на своём костюме, играют разными предметами. Некоторые обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть товарища. Порой становятся жестокими.
Показатели наличия (отсутствия) интереса к учебному предмету могут быть определены
- во время урока:
а) эмоциональные проявления ученика в виде речевых эмоциональных реакций, мимики, выражающей равнодушие, или, наоборот, увлеченности заданием;
б) участие ученика в учебном процессе в виде: содержания комментариев, ответов товарищей, вопросов к учителю по содержанию учебного материала; готовности к выполнению учебного задания;
в) двигательная активность учеников - отвлечение от выполнения заданий, посторонняя двигательная активность или поглощенность деятельностью;
г) характерная реакция ученика на окончание урока - стремление со звонком бросить выполнение начатого задания или, наоборот, выполнения задания, несмотря на перемену.
- вне урока:
1. беседа ученика по поводу учебного предмета на перемене с учителем, с товарищами;
2. чтение учеником дополнительной литературы;
3. характер использования учеником свободного времени.
При планировании уроков для достижения эффективной работоспособности учащихся учитель должен думать не о том, что он будет делать (я объясню, я повторю, я спрошу и т.д.), а прежде всего о том, что будут делать ученики в ходе каждого приема и метода. Необходимо урок скомбинировать таким образом, чтобы осуществлять смену видов деятельности учащихся: слушают, думают, пишут, рассказывают, играют, читают и т.д.
Особо следует сказать о наглядных пособиях – любая картинка, схема, таблица должны решать определенную дидактическую задачу, а не выступать в роли эмоционального (развлекательного) фона.
Большое значение для повышения мотивации к обучению имеет организация вводной и заключительной частей урока.
Начало урока – это тот момент, который во многом определяет дальнейшую работоспособность детей и результативность всего урока, особенно для учащихся с нарушением эмоционально-волевой сферы. Для них важно нейтрализовать впечатления, которые были до урока, настроить на определенную работу.
К эффективным формам организации вводной части урока можно отнести:
- вводную загадку, кроссворд, шараду, дидактическую игру по теме урока;
- проблемную ситуацию или вопрос, основанный на непроизвольном внимании детей;
- игровую ситуацию («волшебный мешочек», «появление гостя» и т.д.);
- подвижную разминку, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, «потягушечки» и т.д.
Заключительная часть урока направлена на подведение итогов урока. Поэтому очень важно правильно ее организовать:
- устроить выставку работ учащихся;
- конкурс работ;
- отчет о работе;
- выполнение шуточного задания (по основному содержанию урока);
- нарисовать то, что изучали (животных, пейзаж, иллюстрацию и т.д.);
- самостоятельно оценить своё участие на уроке (поставить оценки самим себе, соседу по парте; одному ученику оценить работу всего класса и наоборот и т.д.);
- предоставить возможность детям поделиться впечатлениями об уроке (что понравилось, что было сложно, что делали с удовольствием, что было самое интересное и т.д.);
- высказывание слов удовольствия учителем, адресованные не только классу, но и отдельным ученикам.
Для предотвращения утомления вводить в урок:
- музыкальные релаксационные паузы;
- оздоровительные минутки (для снятия усталости глаз, напряжения мышц рук, спины и т д.);
- музыкально-танцевальные разминки;
- подвижные игры;
- использование спокойной классической музыки как фона и т.д.
В вопросе о воспитании мотивации учения у школьников можно опереться на мнение американского профессора Г. Оверстрита, высказанное в его книге «Воздействие на поведение человека». Профессор утверждает, что в основе нашего поведения лежат наши сокровенные желания...
Опирайтесь на желания. Чего хочет учащийся - главный вопрос для учителя. Задача педагога - сменить направленность устремлений, если они не совпадают с педагогическими целями. Подталкивайте ваших питомцев к нормальным человеческим желаниям, оформляйте их смутные стремления в прагматические потребности. Тогда можно будет подобрать конкретные и определенные стимулы для мобилизации усилий.
Учитывайте интересы и склонности. Говорите о том, что интересует ваших учащихся, точнее, с этого начинайте. Проявляйте уважение к их увлечениям, мнениям, оценкам. Пусть большую часть времени говорят ваши ученики. Не бойтесь признать свою недостаточную осведомленность в некоторых вопросах, пусть обучаемые выступят вашим «учителем». Помните: ваша цель переориентировать интересы школьников на воспитание и дидактические цели.
Используйте намерения. Намерение возникает на основе потребности.
Поощряйте желание добиться признания. Всем людям свойственно желание быть признанными. Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания (престижа). Их подгоняет высокий уровень притязаний. Не следует пренебрегать этим стимулом, если он укоренился в сознании учащегося и оказывает на учебный процесс благоприятное воздействие.
Не бросайте школьника в пугающей его ситуации, пока не поможете справиться с ней. Он боится отвечать у доски? Поупражняйтесь с ним наедине. Ваша задача - помочь ребенку обрести уверенность в себе. Лишь после этого он сможет самостоятельно вступить в «битву с врагами». Знайте, что 75% школьников - это именно те, у кого повышенная тревожность, - ждут вашего одобрения, сочувствия, а не новых замечаний и записей в дневнике.
Показывайте последствия совершаемых поступков.
Признавайте достоинства. Вызывайте у учащегося энтузиазм и развивайте все, что есть лучшего в человеке с помощью признания его достоинств. Если этого требуют обстоятельства, не останавливайтесь и перед лестью. Не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже несуществующие), авансируйте положительные сдвиги. Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть. Особенно избегайте придираться по мелочам. Не критикуйте. Будьте предупредительны. Искренне старайтесь понять своего питомца, смотрите на вещи его глазами.
Одобряйте успехи. «Образно выражаясь, похлопывание по спине за хорошо выполненную работу неизменно стимулирует учащегося продолжать усердно трудиться». Слова и жесты одобрения следует адресовать не только лучшим ученикам, но и всем тем, кто проявляет старание в учебной работе. Известны случаи, когда разумная и одобрительная оценка со стороны учителя производила мощную метаморфозу со слабоуспевающими учащимися.
Сделайте работу привлекательной.
Используйте ситуацию. А лучше - ловите момент. Дело в том, что стимулы часто подбрасывает сама жизнь, развитие событий. Эти неожиданные, спонтанные, случайные стимулы ничуть не хуже тех, что долго разрабатываются и тщательно планируются. Нужно лишь суметь заметить их, оценить возможности, быстро сориентироваться и обратить на пользу делу.
Дайте обучаемому шанс. Стимул «ты можешь, ты добьешься» имеет большое стимулирующее воздействие на ученика. Уже стал классическим пример с «подлогом» результатов, к которому прибегли проводившие обследование «коэффициента интеллекта» психологи в одной из американских школ. Они вдруг неожиданно объявили классу, что наивысшие баллы получили несколько учеников, числившихся среди отстающих. Результат превзошел все ожидания: окрыленные признанием, учащиеся существенно повысили свою успеваемость и по данным последовавших в конце семестра тестовых испытаний уверенно вошли в лидирующую группу класса.
Говорите иногда «надо». Школьник должен испытывать удовлетворение от того, что преодолевая трудности, поступил, как подобает взрослому, мужественному человеку. Кроме того, он должен быть рад и горд, что дело сделано. Это обязательные дополнения к «надо».
Учителю важно помнить, что эмоциональное благополучие, захваливание учеников, преобладание удовлетворенности собой у школьников в крайних случаях может приводить к застою в учебной работе, к прекращению роста учащихся, к «закрытости» их для развития. Поэтому в процессе учения должны присутствовать и эмоции с отрицательной модальностью. Состояние эмоционального комфорта учащихся, естественное в ситуации успешного выполнения задания, должно сменяться состоянием относительного дискомфорта, характерного для появления новых задач и поиска незнакомых еще путей решения.
Если оценка ученика балует, то сформировалось легкомысленность к обучению. Нельзя лишать ученика эмоций от самостоятельного преодоления трудностей.
Следовательно, отрицательные эмоции должны включаться в процесс учения, но они должны сменяться положительными эмоциями. Если этого не произойдет, то длительное чувство неудовлетворенности в учебной работе делает ученика пассивным, неуверенным в своих силах.
Большое место в мотивации младшего школьника занимает отметка. Не все дети нач. классов хорошо понимают объективную роль отметки. Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. Примерно 78% детей начальных классов, получивших разные отметки (кроме «5»), уходят домой из школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие отметки, а учителя занизили их. Другие привыкают к своим неудачам, постепенно теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам.
Основная роль в формировании мотивационного компонента принадлежит учителю. Поэтому важно, чтобы педагог все время был связан с ребёнком, чувствовал изменения, происходящие в нем. Именно педагог обеспечивает положительное влияние на своих учеников, на пробуждение интереса к обучению.
Большая часть информации, действующая на ребенка, поступает через зрительный канал. Поэтому внешний вид учителя является одним из существенных факторов, определяющих заинтересованность ребёнка учителем, его мотивацию. В одежде и во внешнем виде учителя должно быть что-то очень запоминающееся детям (яркий шарфик, безрукавка, стиль одежды и т.д.) – т.е. учитель, следующий за ведущими направлениями моды. Ребенок должен издалека видеть своего учителя, узнавать его, отличать от других и с восхищением говорить: «Смотри, вот идёт моя учительница!». Немаловажен уверенный, надёжный стиль учителя, особенно на открытых уроках, в трудных ситуациях, в моменты плохого настроения, когда своей улыбкой, спокойствием учитель поможет, поддержит.
Речь учителя должна быть точной, логичной, немногословной, образцовой. Положительно влияет на ученика правильные оценочные высказывания учителя:
- прямая похвала «Молодец!»;
- стимуляция улучшения поведения: «Кто же у нас лучший ученик?»
- косвенное замечание, сделанное в тот момент, когда ребенок видит себя не самым лучшим образом (шалит, качает ногами, искривил спину и т.д.) «Посмотрите, как хорошо сидит Толя!»;
- предупреждение (ребёнок не ответил на поставленный вопрос): «Сейчас я вызвала тебя, чтобы ты собрался. В следующий раз ответь, пожалуйста, на вопрос»;
- стимуляция деятельности: Этот вопрос для самых сообразительных», «Если мы еще немного постараемся, у нас получится как у настоящих художников»;
- опора на чувства коллектива «Посмотрите, какие мы все молодцы!», «Мне приятно слышать, что вы самый замечательный класс!»; и т.д.
Таким образом, мотивация к учению складывается у ребенка из многих факторов, это:
- личность учителя;
- система педагогической информации;
- реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика;
- соответствующая этой деятельности оценка;
- социальная значимость его учебного поведения и т.д.
Если учитель действительно хочет, чтобы ученикам было интересно с ним, то он этого добивается. Причем нельзя сказать, что это требует от него каких-то специальных усилий. Достаточно лишь при планировании урока, использовании того или иного метода поставить вопрос: «А интересно ли это будет моим ученикам?»
Следовательно, формирование мотивации учения предполагает:
- создание положительного эмоционального фона обучения;
- нейтрализацию негативных представлений и предыдущего опыта обучения или воспитания;
- организацию ситуаций обучения, вызывающих интерес детей;
- формирование понимания общественного и личностного значения учебной деятельности.
В этой работе большое значение имеет особая организация взаимоотношений учителя и ученика в процессе обучения, доброе и внимательное индивидуальное отношение к каждому ребенку со стороны учителя, установление контакта и взаимопонимания с семьей ребенка, формирование уважительных, дружеских отношений в коллективе одноклассников.
На формирование учебной мотивации большое влияние оказывает привлечение родителей к активному участию в жизни ребенка, установление доверительных товарищеских отношений между родителями и учителем, формирование у школьника положительного отношения к учителю и его встречам с родителями.
Список используемой литературы
1. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте» - М., 2007 г.
2. Власова Т.А. «Дети с задержкой психического развития» – М.: Педагогика, 2000 г.
3. Кумарина Г.Ф. «Обучение в коррекционных классах. Пособие для учителей» – М., 1998 г.
4. Лебединский В.В. «Нарушения психического развития у детей. Учебное пособие» - МГУ, 2002 г.
5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. «Формирование мотивации учения» - М., 2007 г.
6. Якобсон П.М. «Психологические проблемы мотивации поведения человека» - М., 2006 г.
7. Щукина Г.И. «Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе» - М., 2006 г.
Интернет - источники:
http://bebiklad.ru/wp-content/uploads/risuem-po-kletkam.bmp
http://rusvesna.su/sites/default/files/styles/orign_wm/public/shkola_14.jpg
https://previews.123rf.com/images/serezniy/serezniy1305/serezniy130500587/21522184-Portrait-of-teacher-woman-near-chalkboard-in-classroom-Stock-Photo.jpg
https://previews.123rf.com/images/avesun/avesun1203/avesun120300076/12920532-Crazy-chemist-woman-with-disheveled-hair-and-vial-in-hands-Stock-Photo.jpg
https://previews.123rf.com/images/stockbroker/stockbroker1303/stockbroker130300604/18709600-Pupil-And-Teacher-Standing-By-Blackboard-In-Chinese-School-Classroom-Stock-Photo.jpg
http://doctor-ananin.ru/uploads/images/articles/1.jpg