СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Формирование навыков самообразования у учащихся через проектную деятельность на разных этапах урока английского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Одним из средств формирования и развития УУД является метод проектов.  

Просмотр содержимого документа
«« Формирование навыков самообразования у учащихся через проектную деятельность на разных этапах урока английского языка»»

« Формирование навыков самообразования у учащихся через проектную деятельность на разных этапах урока английского языка»


Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой

В стандартах преподавания иностранных языков, нет единых комплексных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично назвать универсальными учебными действиями (УУД). Таким образом, основной акцент на уроках английского языка делается на формирование УУД. 

 Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения английскому языку следует учитывать, что ученик должен для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.

Одним из средств формирования и развития УУД является метод проектов.
Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизировать полученные знания и навыки, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.
Для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС, используя проектную деятельность на отдельных этапах урока, можно предложить учащимся такие задания:

- составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;

- составление текстов из предложенного набора предложений;

- подготовка творческих мини-проектов;

Процесс выполнения подобранных заданий стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес к английскому языку, воображение, творческое мышление и самостоятельность.

Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться».
Поэтому в системе своей работы в школе я стала использовать проектную методику, или, как ее еще называют, методику проекта. Данная методика связана с проектами действий учителя и учеников.
Естественно, меня, как учителя иностранного языка, интересует тот факт, как технология влияет на результаты и качество знаний учащихся.

На протяжении многих лет я провожу уроки с использованием метода проектов. Результаты очевидны: проектная методика не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого.
Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как учителем английского языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно же, узнать о жизни в стране изучаемого языка.
Проект дает возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, плакатов, объявлений, исследования с последующим оформлением. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребёнок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдёт его презентация.
Проект нужен: научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению; научить ориентироваться в информационном пространстве, размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения. Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
По характеру конечного продукта проектной деятельности я часто использую следующие виды проектов в области изучения иностранного языка.
Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).
Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона страны изучаемого языка».
Сценарные проекты - сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса.
Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка.
Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, искать информацию в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи на аудиокассету. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать.
Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.
Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность англ. языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.
В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оценивала усвоение учащимися определенного учебного материала.
Проектная деятельность, с одной стороны, хорошо вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения. Она позволяет научить учащихся самостоятельно разрабатывать определенные темы программы, анализировать итоги своей работы. С другой стороны, она позволяет развивать одновременно все четыре основные умения: аудирование, говорение, письмо и чтение.
Проектная деятельность - это высоко адаптированная методика. Она может применяться на любом этапе обучения и в любом возрасте. Учащиеся, получив задание, начинают подходить к нему более осознанно. Они учатся сами планировать и организовывать свою работу, распределяют задание, развивают коммуникативные навыки.
Роль учителя:
1. помогает ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;
2. является источником информации;
3. координирует весь процесс;
4. поддерживает и поощряет учеников;
5. поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помочь ученикам продвигаться в работе над проектом.
  Изучение опыта использования проектной технологии на уроках английского языка показало ее эффективность в практике обучения. Есть данные, что по всем видам речевой деятельности увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода, содержание которого соответствует темам проектов, значительно совершенствуются умения устной и письменной речи, навыки компьютерной обработки текстовой информации, расширяются кругозор учащихся, отмечаются развитие коммуникативных навыков, умение вести дискуссию на английском языке. Все это убедило меня в необходимости попробовать данную технологию на своих уроках. Проектная деятельность в моей практике.
Не могу сказать, что первые проекты были очень успешными, но я поняла, что это одна из наиболее удачных форм контроля вызывающая у учащихся большой интерес и здоровый азарт. Школьники с удовольствием принимают участие в подготовке очередного проекта.
Первые два-три года изучения английского языка мои учащиеся выполняют мини- проекты: составляют коллажи, рисуют постеры и открытки. Например, уже во 2 классе дети начинают работать над первым своим проектом «Английская азбука », они с удовольствием придумывают картинки к буквам, красиво оформляют их. Дети чувствуют себя на седьмом небе, если за их проект поставили отличную оценку. Не успев завершить проектом, они уже спрашивают, когда будет следующий проект, а следующий в 3 классе - «Любимое блюдо». Учащиеся делятся рецептами различных блюд, присылают готовые изделия, фотографии своих кулинарных шедевров. Очень интересными также получаются проекты по темам: «Рождество в России или в Англии», «Напиши письмо зарубежному другу». В 4 классе задания проекта усложняются. На данном этапе обучения нужно больше творческих способностей, уметь фантазировать, логически строить предложения. Выпускники начальной школы работают над такими проектами как «Любимое время года», «Мой дом». В старших классах предпочтение отдается творческим проектам, которые выполняются в форме написания сочинений-рассуждений, создания видеофильма, проекта закона, справочника.
Остановлюсь подробнее на конкретных примерах: на старшем этапе обучения учащиеся более осознанно, более творчески подходят к созданию проекта. С учётом их интересов и проблем, которые их волнуют, были внедрены такие проекты, как: "Идеальная школа" в 7 –ом классе, в 9-ом классе на уроке по теме «Globalization and my country».
В своей работе я часто использую разнообразные электронные ресурсы: мультимедийные программы, материалы, найденные в Интернете, интерактивные тесты, интерактивные программы при обучении по УМК “Enjoy English”. Они делают уроки разнообразными и интересными, учат детей пользоваться различными новыми технологиями.
В Интернете мы с учениками находим различную необходимую для проектов информацию. И эти материалы выступают в роли «реального «культурного носителя» в процессе межкультурной коммуникации. При этом моя роль, как учителя английского языка состоит в том, чтобы адаптировать их к данному учебному курсу, изучаемой теме и языковому уровню учащихся.
Работа над проектом содержит определённые трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность : вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей. Неизбежны и языковые ошибки, т.к. часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определённые языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом. Результативность проектной работы зависит от множества факторов, которые должны отслеживаться учителем при планировании того или иного проекта.

Учитель должен учитывать следующие трудные моменты:
- лексический материал - много незнакомых слов, которых не было в учебниках;
- трудно сравнивать материал из нескольких источников и выбирать соответствующий твоей теме;
-трудно логически связно построить собственный текст, да так, чтобы его ещё было интересно читать и слушать.
          Трудности обусловлены следующими факторами:

- недостаточным уровнем языковой подготовки в отдельных группах;

- нехваткой времени;

- непривычностью этой формы работы;

- недостаточной подготовленностью учителя к проектным формам работы; - невысокой мотивацией к данному виду деятельности;

- трудностью вовлечения слабых учащихся в активную дискуссию.
Заключение.
Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен, особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого.
В заключение хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию.
Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает:
1. значительное повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;
2. повышение уровня внутренней мотивации учащихся;
3. повышение уровня самостоятельности учащихся.
4. повышение общего интеллектуального развития учащихся.






Литература
1.Белова С. А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся 
2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2002.
3.Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М., 2004.
4. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. - Волгоград: Учитель, 2007.
5.Новиков А.М. Методология образования. - М., 2002.
6.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151–157.
7.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000
8.Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку 
9.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка; 2007.
10.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2, 3 - 2000 г.
11.Савченко Н. А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ.  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
12.Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений
13.Сахновская Е.М. Приёмы формирования лингвострановедческой компетенции и развития положительной учебной мотивации: сборник «Модернизация содержания и методов иноязычного обучения как приоритетное направление в условиях непрерывного языкового образования». – Волгоград: Перемена, 2003.
14.Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000.
15.Фишман И.С. Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетенций учащихся // Методист. – 2007. - № 2, 3.