Формирование навыков самоорганизации учебной деятельности у младших школьников
Гладышева Г.И.
Самоорганизация — это особый вид деятельности человека, характеризующийся целеустремленностью, активностью, мотивированностью, самостоятельностью и ответственностью
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Условия для развития навыка «самоорганизация»
- Постоянная поддержка учителем самоорганизации у детей в активном состоянии.
- Желание обучающихся организовать себя: на работу, на выполнение договоренностей с собой и другими, на достижение своих целей.
- Учёт времени и точность – основа самоорганизации.
Основные этапы развития самоорганизации у детей:
- Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания). Например, работа по алгоритму.
- Учащиеся в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самоорганизации). Работа по памятке . Памятка - инструкция, в которой даются указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.
- Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее знакомых видах деятельности (этап более полной с самоорганизации).
Навык самоорганизации учебной деятельности включает:
определение цели выполнения учебного задания;
планирование выполнения учебного задания;
выполнение учебного задания;
контроль результатов выполнения учебного задания;
оценивание результатов выполнения учебного задания.
Развитие навыка «самоорганизация»
- Целеполагание (небольшие цели).
- Анализ ситуации (в каких условиях будет развиваться навык «самоорганизация».
- Планирование детьми своих действий.
- Пошаговое руководство учащимися своих действий.
- Волевая регуляция (способность совершать действия вне зависимости от субъективных факторов: лени, несобранности и т.д.).
- Самоконтроль – контроль собственных действий.
Повышается качество работы.
Ученик, способный организовать себя и свою деятельность, использует достаточное количество времени для выполнения работы, выполняет ее поэтапно и планомерно, лучше сосредотачивается на выполняемых действиях.
Деятельность становится более упорядоченной.
У организованного человека деятельность подчинена определенному распорядку, являющемуся для него наиболее оптимальным. Это позволяет не забывать о важных делах, делать все качественно и вовремя, четко представлять цели и задачи, планировать результаты.
Экономятся время и силы.
Хорошая самоорганизация позволяет хорошо планировать время — работа выполняется планомерно, отсутствует спешка, нервозность, множественные переделки работы.
Для эффективного развития самоорганизации
необходимо, чтобы сам ученик принимал участие в планировании, выражал свои пожелания, вносил уточнения в план
Работа над предложением (индивидуальная или парная )
Выглянуло раннее солнце и осветило верхушки деревьев.
Учитель проговаривает задания к предложению.
- Учащиеся должны запомнить количество заданий и их порядок выполнения. Запоминая очерёдность заданий, одновременно идёт подсчёт заданий.
- Повторение заданий.
- Повторить задания друг другу (работа в парах)
- Самостоятельная работа. Самоконтроль.
Выглянуло раннее солнце и осветило верхушки деревьев.
- Прочитать предложение.
- Устно назвать орфограммы в каждом слове.
- Записать предложение.
- Записать характеристику предложения.
- Выделить грамматическую основу.
- Определить у существительных и прилагательных род, число, падеж.
- Выписать все словосочетания.
- Выполнить разбор слова деревьев как часть речи .
Количество заданий может как увеличиваться, так и уменьшаться.
Поэтапное выполнение
Это еще один хороший способ для развития самоорганизации. Он состоит в том, что выполнение какой-либо деятельности разбивается на этапы, каждый из которых:
- непосредственно связан с другими этапами. Другими словами, без выполнения данного действия невозможно перейти к выполнению следующего;
- должен быть закончен к определенному времени;
- контролируется и оценивается. Контроль может осуществляться как в процессе работы, так и после ее выполнения. Если контроль и оценка осуществляются учителем, важно помнить, что замечания и критика должны быть по существу и высказаны в мягкой форме.
Прочитайте.
Составьте из словосочетаний предложение.
Назовите изученные орфограммы.
Запишите предложение.
Выделите грамматическую основу.
Укажите над именами прилагательными падеж.
Практичная самоорганизация - это такое выстраивание ситуации и такая организация обучения, когда все, что происходить должно, происходит легко и естественно, само собой.
Что в себя включает практичная самоорганизация?
- Управление временем. Девиз для детей
«Я должен выполнить в срок!»
- Сделать привычкой. По мнению психологов привычка формируется на 21 день. Через три недели - это стало привычкой, стало естественным работать чётко по плану, а к сороковому дню привычка постепенно превращается в потребность.
- Составление плана работы – планирование – это образ предстоящей работы. Важно - все записать!
Один из лучших способов приучить себя к порядку — это начать приучать к порядку кого-то, соседа по парте.
Для формирования навыка «самоорганизация» используется парная работа. «Раз сказал — он не понял. Два сказал — не понял. Третий раз сказал — я уже сам все понял, а он все не понимает!»
Навык самоорганизации доступен только тем учащимся, кого заранее к самоорганизации учитель приучил.
Кто потратил силы и время заранее.
Зато, уважаемые коллеги, когда приучите, к вам придет легкость и естественность в обучении детей.
Творческих успехов!