СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование нравственно- культурных ценностей школьников с УО (ИН) на уроках чтения и русского языка

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема формирования нравственно- культурных ценностей у  умственно отсталых школьников остается актуальной

Просмотр содержимого документа
«Формирование нравственно- культурных ценностей школьников с УО (ИН) на уроках чтения и русского языка»

«Формирование нравственно- культурных ценностей школьников с УО( ИН) на уроках чтения и русского языка Ванькова Людмила Ивановна, учитель русского языка и чтения МБОУ «СКШИ VIII вида» 21.03.2022г .

«Формирование нравственно- культурных ценностей школьников с УО( ИН) на уроках чтения и русского языка

Ванькова Людмила Ивановна,

учитель русского языка и чтения

МБОУ «СКШИ VIII вида»

21.03.2022г

.

 Незрелость школьников коррекционной школы, своеобразие волевых качеств, которые нередко приводят к отклонениям в поведении, влияние внешних причин, потеря нравственных ориентиров, слабо выраженная готовность к совершению положительных поступков - все эти факторы делают проблему формирования нравственно-культурных ценностей у умственно отсталых школьников особенно актуальной.

Незрелость школьников коррекционной школы, своеобразие волевых качеств, которые нередко приводят к отклонениям в поведении, влияние внешних причин, потеря нравственных ориентиров, слабо выраженная готовность к совершению положительных поступков - все эти факторы делают проблему формирования нравственно-культурных ценностей у умственно отсталых школьников особенно актуальной.

 У детей с интеллектуальными нарушениями определённые представления об основных категориях нравственности – о добре и зле, о хорошем и плохом, об отношении к Родине, обществу, людям, труду наивны, своеобразны и в повседневной жизни школьники не всегда следуют нравственным нормам, возникает необходимость совершенствования работы по нравственному воспитанию на уроках чтения и русского языка.

У детей с интеллектуальными нарушениями определённые представления об основных категориях нравственности – о добре и зле, о хорошем и плохом, об отношении к Родине, обществу, людям, труду наивны, своеобразны и в повседневной жизни школьники не всегда следуют нравственным нормам, возникает необходимость совершенствования работы по нравственному воспитанию на уроках чтения и русского языка.

С целью формирования и развития у школьников нравственных позиций и их культурного просвещения на уроках русского языка и чтения поставила перед собой ряд задач:  - формирование коммуникативной компетенции через раскрытие личного опыта учеников с использованием разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;  - активизация эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей.

С целью формирования и развития у школьников нравственных позиций и их культурного просвещения на уроках русского языка и чтения поставила перед собой ряд задач: - формирование коммуникативной компетенции через раскрытие личного опыта учеников с использованием разнообразных форм и методов организации учебной деятельности; - активизация эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей.

Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность. Нравственность является нормой поведения и показателем моральной зрелости коллектива и личности. Поэтому нравственное воспитание должно оказывать систематическое влияние на жизнь классного и общешкольного коллектива .

Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность. Нравственность является нормой поведения и показателем моральной зрелости коллектива и личности. Поэтому нравственное воспитание должно оказывать систематическое влияние на жизнь классного и общешкольного коллектива .

 На уроках чтения предусмотрены целые разделы и отдельные произведения, способствующие формированию нравственно- культурных ценностей школьников с УО ( ИН)

На уроках чтения предусмотрены целые разделы и отдельные произведения, способствующие формированию нравственно- культурных ценностей школьников с УО

( ИН)

 После изучения произведений из раздела «Спешите делать добро» (5 класс) на обобщающем уроке по данной теме, развивая нравственную культуру поведения во взаимоотношениях детей со сверстниками и взрослыми, соотнося поступки и характеристики героев, обобщаю знания о таких понятиях, как «товарищество», «взаимовыручка», «дружба», «доброе отношение к людям».

После изучения произведений из раздела «Спешите делать добро» (5 класс) на обобщающем уроке по данной теме, развивая нравственную культуру поведения во взаимоотношениях детей со сверстниками и взрослыми, соотнося поступки и характеристики героев, обобщаю знания о таких понятиях, как «товарищество», «взаимовыручка», «дружба», «доброе отношение к людям».

Коллективное обсуждение поставленных перед детьми вопросов об уважительном отношении к старшему поколению способствует уточнению нравственных представлений «уважение», «мудрость», «опыт», «отзывчивость», расширяет жизненный опыт детей, так как затрагиваются их отношения с близкими, рассматривается круг их интересов, т.е. применяю метод включения в урок современных реалий:

Коллективное обсуждение поставленных перед детьми вопросов об уважительном отношении к старшему поколению способствует уточнению нравственных представлений «уважение», «мудрость», «опыт», «отзывчивость», расширяет жизненный опыт детей, так как затрагиваются их отношения с близкими, рассматривается круг их интересов, т.е. применяю метод включения в урок современных реалий:

1. На кого вы хотите быть похожими и почему?  2. В каких произведениях говорится о добре, добром отношении к окружающим?  3. Почему нужно уважать старших?  4.Назовите пословицы, подходящие по смыслу к пройденным рассказам.  - «Смеяться над старыми – значит прежде времени смеяться над собою».  - «Дружбу за деньги не купишь».  - «Дружба – как стекло: разобьёшь – не сложишь».  - «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».  - «Человек без друзей, что дерево без корней».  5. Продолжи пословицу:  - « Не имей сто….»  - «Нет друга – ищи, а …»  - «С кем поведёшься…»

1. На кого вы хотите быть похожими и почему? 2. В каких произведениях говорится о добре, добром отношении к окружающим? 3. Почему нужно уважать старших? 4.Назовите пословицы, подходящие по смыслу к пройденным рассказам. - «Смеяться над старыми – значит прежде времени смеяться над собою». - «Дружбу за деньги не купишь». - «Дружба – как стекло: разобьёшь – не сложишь». - «Крепкую дружбу и топором не разрубишь». - «Человек без друзей, что дерево без корней». 5. Продолжи пословицу: - « Не имей сто….» - «Нет друга – ищи, а …» - «С кем поведёшься…»

Формирую нравственные ценности у детей путем ознакомления детей с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской, которые являются высоким нравственным примером для школьников.

Формирую нравственные ценности у детей путем ознакомления детей с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской, которые являются высоким нравственным примером для школьников.

Тема «Рассказы о русском подвиге» (6 класс) на этапе проверки уровня знаний использую программированные задания, в которых нужно выбрать нужный ответ и объяснить высказывание.  1. « Героем не рождаются, героем становятся. Тебе заслужить медаль, тебе и носить».  Чьи это слова? (Кутузов. Наполеон. Суворов. Раевский). Объясните данное высказывание .  2. «Молодёжь не та уже нынче. Все ищут, где бы потеплее, где жизнь поспокойнее. Всё в штаб, нет бы на поле боя». Из какого это рассказа: «Медаль», «Гришенька», «Серебряный лебедь», «Боевое крещение».  - А какая сегодня молодёжь?  - О чём она мечтает, к чему стремится?  На этом же уроке на этапе обобщения провожу обобщающую беседу:

Тема «Рассказы о русском подвиге» (6 класс) на этапе проверки уровня знаний использую программированные задания, в которых нужно выбрать нужный ответ и объяснить высказывание. 1. « Героем не рождаются, героем становятся. Тебе заслужить медаль, тебе и носить». Чьи это слова? (Кутузов. Наполеон. Суворов. Раевский). Объясните данное высказывание . 2. «Молодёжь не та уже нынче. Все ищут, где бы потеплее, где жизнь поспокойнее. Всё в штаб, нет бы на поле боя». Из какого это рассказа: «Медаль», «Гришенька», «Серебряный лебедь», «Боевое крещение». - А какая сегодня молодёжь? - О чём она мечтает, к чему стремится? На этом же уроке на этапе обобщения провожу обобщающую беседу:

Формирую образ «героя», «победителя», уточняю такие понятия, как «заслуженная награда», «медаль», «образ жизни» и «стремления» современной молодёжи через фронтальную форму работы над произведениями по теме.

Формирую образ «героя», «победителя», уточняю такие понятия, как «заслуженная награда», «медаль», «образ жизни» и «стремления» современной молодёжи через фронтальную форму работы над произведениями по теме.

Проводя сравнительную характеристику между качествами великих полководцев, закрепляю понятия «честность», «выдержка», «справедливость», «исполнительность», «дисциплинированность» с помощью конкретизации и обобщения, сравнения и классификации при систематизации знаний по теме «Рассказы о русском воине» (6 класс):  - Что общего в качествах характера и в действиях М.И.Кутузова, А.В.Суворова?  - Как они воспитывали солдат?  - Какими качествами должен обладать современный солдат?  - Поведение солдат после их награждения.  - Как отнёсся Кузьма Шапкин к своей «награде»?  - А за что человек может получить награду в наше время?

Проводя сравнительную характеристику между качествами великих полководцев, закрепляю понятия «честность», «выдержка», «справедливость», «исполнительность», «дисциплинированность» с помощью конкретизации и обобщения, сравнения и классификации при систематизации знаний по теме «Рассказы о русском воине» (6 класс):

- Что общего в качествах характера и в действиях М.И.Кутузова, А.В.Суворова? - Как они воспитывали солдат? - Какими качествами должен обладать современный солдат? - Поведение солдат после их награждения. - Как отнёсся Кузьма Шапкин к своей «награде»? - А за что человек может получить награду в наше время?

Например, при изучении стихотворения С.Михалкова «Будь человеком» (6 класс) на этапе осмысления учебного материала даю задание оценить поступок человека, разорившего муравейник, что позволяет закрепить в сознании детей такие понятия, как «миролюбивый», «эгоист», «Человек», активизирую эмоционально-волевую сферу с помощью заданий: - Прочитай отрывок строго, грустно, весело, с возмущением. - Назовите человеческие качества по рисунку.

Например, при изучении стихотворения С.Михалкова «Будь человеком» (6 класс) на этапе осмысления учебного материала даю задание оценить поступок человека, разорившего муравейник, что позволяет закрепить в сознании детей такие понятия, как «миролюбивый», «эгоист», «Человек», активизирую эмоционально-волевую сферу с помощью заданий:

- Прочитай отрывок строго, грустно, весело, с возмущением.

- Назовите человеческие качества по рисунку.

Принимая во внимание нарушение у умственно отсталых обучающихся связей между предметно-образным и логическим мышлением, между словом и действием, при изучении рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (7 класс) использую приёмы работы, повышающие воспитательное воздействие художественных произведений: выразительное чтение, сравнение поступков персонажей с их собственным поведением. Эти приёмы позволяют закрепить понятия «взаимовыручка», «поддержка», «смелость», «самообладание», «решительность», «мужество», «трусость».

Принимая во внимание нарушение у умственно отсталых обучающихся связей между предметно-образным и логическим мышлением, между словом и действием, при изучении рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (7 класс) использую приёмы работы, повышающие воспитательное воздействие художественных произведений: выразительное чтение, сравнение поступков персонажей с их собственным поведением. Эти приёмы позволяют закрепить понятия «взаимовыручка», «поддержка», «смелость», «самообладание», «решительность», «мужество», «трусость».

Например: - Случалась ли с вами ситуация, подобная той, которую описал поэт Андрей Дементьев? Когда со мной случалось горе,  Подняться не хватало сил,  Рук подоспевшее подспорье  Всегда в друзьях я находил. - Чему нас учат взаимоотношения двух друзей: Жилина и Костылина?

Например:

- Случалась ли с вами ситуация, подобная той, которую описал поэт Андрей Дементьев?

Когда со мной случалось горе, Подняться не хватало сил, Рук подоспевшее подспорье Всегда в друзьях я находил.

- Чему нас учат взаимоотношения двух друзей: Жилина и Костылина?

При изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова  «Бородино» (7 класс) формирую представления о том, как исторические события отражаются в искусстве и литературе. Понятия «мужество», «героизм», «любовь и преданность Родине» закрепляю, проводя параллель между понятиями «богатырь» и «защитник». На этапе применения знаний и умений оптимизирую процесс понимания, запоминания и усвоения учебного материала, используя специальные коррекционные упражнения. Составляя характеристику по манере держаться, характеру, возрасту, закрепляю понятия «достоинство», «готовность пожертвовать жизнью за Отчизну», «патриот», «решительность», «мужество», «гордость за своих товарищей».

При изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (7 класс) формирую представления о том, как исторические события отражаются в искусстве и литературе. Понятия «мужество», «героизм», «любовь и преданность Родине» закрепляю, проводя параллель между понятиями «богатырь» и «защитник». На этапе применения знаний и умений оптимизирую процесс понимания, запоминания и усвоения учебного материала, используя специальные коррекционные упражнения. Составляя характеристику по манере держаться, характеру, возрасту, закрепляю понятия «достоинство», «готовность пожертвовать жизнью за Отчизну», «патриот», «решительность», «мужество», «гордость за своих товарищей».

При изучении «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого (8 класс) закрепляю понятия «целеустремленность», «самообладание», «человеческие возможности», «полноценный», способствующие осмыслению и анализу поступков, воспитанию патриотизма, чувства гордости и уважения к русскому солдату, используя методы анализа и синтеза: Через какие трудности пришлось пройти Алексею? - Какие качества личности помогли ему достигнуть цели? - Благодаря чему Алексей добился результатов? - Какую пословицу можно подобрать к повести?

При изучении «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого (8 класс) закрепляю понятия «целеустремленность», «самообладание», «человеческие возможности», «полноценный», способствующие осмыслению и анализу поступков, воспитанию патриотизма, чувства гордости и уважения к русскому солдату, используя методы анализа и синтеза:

  • Через какие трудности пришлось пройти Алексею?
  • - Какие качества личности помогли ему достигнуть цели?
  • - Благодаря чему Алексей добился результатов?
  • - Какую пословицу можно подобрать к повести?
Формируя умения детей думать над прочитанным, сопереживать героям, оценивать их поступки, осмысливать их проблемы, соотносить их жизнь со своей, стараться поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами, использую метод беседы. Считаю его оптимальным при изучении произведений, заставляющих задуматься над каким-либо вопросом: например, в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник» (9 класс): Справедливо ли будет наказан Денис Григорьев? - Как вы относитесь к злоумышленникам нашего времени – похитителям цветного металла?

Формируя умения детей думать над прочитанным, сопереживать героям, оценивать их поступки, осмысливать их проблемы, соотносить их жизнь со своей, стараться поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами, использую метод беседы. Считаю его оптимальным при изучении произведений, заставляющих задуматься над каким-либо вопросом: например, в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник» (9 класс):

  • Справедливо ли будет наказан Денис Григорьев?
  • - Как вы относитесь к злоумышленникам нашего времени – похитителям цветного металла?
На этапе систематизации знаний ученики высказывают своё отношение к персонажу, и, связав материал с современными реалиями, определяют каковы могут быть последствия беспечности, к чему она приводит и какую ответственность понесёт человек за содеянное. Работа над определениями позволяет разобраться в человеческих качествах, таких как «безответственность», «воровство», «необразованность» и, с помощью приёма соотнесения выбрать из предложенных черт характера наиболее свойственные и нужные человеку и закрепить их в сознании детей: Зависть умный простой Жадность справедливый хитрый Скупость добрый хозяйственный Лживость смелый находчивый Лень трудолюбивый пассивный Ум мстительный скромный Ответственность заботливый вежливый

На этапе систематизации знаний ученики высказывают своё отношение к персонажу, и, связав материал с современными реалиями, определяют каковы могут быть последствия беспечности, к чему она приводит и какую ответственность понесёт человек за содеянное. Работа над определениями позволяет разобраться в человеческих качествах, таких как «безответственность», «воровство», «необразованность» и, с помощью приёма соотнесения выбрать из предложенных черт характера наиболее свойственные и нужные человеку и закрепить их в сознании детей:

Зависть умный простой

Жадность справедливый хитрый

Скупость добрый хозяйственный

Лживость смелый находчивый

Лень трудолюбивый пассивный

Ум мстительный скромный

Ответственность заботливый вежливый

На уроках чтения провожу разнообразную работу с пословицами и поговорками. Постепенно анализ пословиц усложняю, включая в него сравнение, сопоставление мыслей о трудолюбии, дружбе, о любви к Родине смелости и трусости, правде и лжи. С целью формирования у умственно отсталых детей своего рода «иммунитета» против отрицательных влияний приобщаю детей к общечеловеческим духовным, культурным ценностям через собственные эмоциональные переживания, свой личный жизненный опыт, развиваю умение аргументировать ответы с помощью примера. Например: а) Как ты понимаешь пословицу: «Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть»? Вспомни случай, когда можно было бы её употребить.  б) Знаешь ли ты поговорку: «Остаться у разбитого корыта»? Как ты думаешь, откуда она появилась?  в) Игра «Найди лишнюю пословицу» и объясни свой выбор. Хвастать – не косить, спина не болит. Не спеши языком – торопись делом. Язык до Киева доведёт.

На уроках чтения провожу разнообразную работу с пословицами и поговорками.

Постепенно анализ пословиц усложняю, включая в него сравнение, сопоставление мыслей о трудолюбии, дружбе, о любви к Родине смелости и трусости, правде и лжи. С целью формирования у умственно отсталых детей своего рода «иммунитета» против отрицательных влияний приобщаю детей к общечеловеческим духовным, культурным ценностям через собственные эмоциональные переживания, свой личный жизненный опыт, развиваю умение аргументировать ответы с помощью примера. Например:

а) Как ты понимаешь пословицу: «Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть»? Вспомни случай, когда можно было бы её употребить. б) Знаешь ли ты поговорку: «Остаться у разбитого корыта»? Как ты думаешь, откуда она появилась? в) Игра «Найди лишнюю пословицу» и объясни свой выбор.

Хвастать – не косить, спина не болит.

Не спеши языком – торопись делом.

Язык до Киева доведёт.

Работу по формированию нравственно-культурных ценностей путём закрепления понятий через раскрытие субъективного опыта обучающихся провожу и на уроках письма и развития речи.

Работу по формированию нравственно-культурных ценностей путём закрепления понятий через раскрытие субъективного опыта обучающихся провожу и на уроках письма и развития речи.

Например, на уроке русского языка по теме «Части речи» (8 класс) по русскому языку с помощью приёмов объяснения и доказательства, анализа и синтеза, классификации и аналогии реализую принцип сознательности и активности обучения путём переноса полученных знаний из одних условий в другие. Это позволяет, опираясь на эмоциональный настрой детей, закрепить понятия «друг», «дружба» и связанные с ними нравственные критерии «верный», «надёжный», «настоящий»

Например, на уроке русского языка по теме «Части речи» (8 класс) по русскому языку с помощью приёмов объяснения и доказательства, анализа и синтеза, классификации и аналогии реализую принцип сознательности и активности обучения путём переноса полученных знаний из одних условий в другие. Это позволяет, опираясь на эмоциональный настрой детей, закрепить понятия «друг», «дружба» и связанные с ними нравственные критерии «верный», «надёжный», «настоящий»

Нужно доказать, что слово ДРУЖБА - имя существительное, НАДЁЖНЫЙ - имя прилагательное, ПОМОГАТЬ - глагол. Нужно оформить своё доказательство в виде связного рассуждения, опираясь на признаки и свойства; Объясните смысл пословиц: «Дружбу за деньги не купишь». «Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь». «Крепкую дружбу и топором не разрубишь». Каким может быть друг? - Какими из названных качеств обладаете вы?

Нужно доказать, что слово ДРУЖБА - имя существительное, НАДЁЖНЫЙ - имя прилагательное, ПОМОГАТЬ - глагол. Нужно оформить своё доказательство в виде связного рассуждения, опираясь на признаки и свойства;

Объясните смысл пословиц: «Дружбу за деньги не купишь».

«Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь».

«Крепкую дружбу и топором не разрубишь».

  • Каким может быть друг?
  • - Какими из названных качеств обладаете вы?
На уроке русского языка при изучении темы «Суффикс» (5 класс) закрепляю качества, необходимые для человека после уточнения значения слов. Дети образуют новые слова с суффиксами по аналогии: Глупый (глупец), хвастливый (хвастун) и т. д.

На уроке русского языка при изучении темы «Суффикс» (5 класс) закрепляю качества, необходимые для человека после уточнения значения слов. Дети образуют новые слова с суффиксами по аналогии: Глупый (глупец), хвастливый (хвастун) и т. д.

 Целенаправленно воздействуя на речь, на коррекцию всех сторон речи, формирую навыки практического использования различных категорий в речи через речевые упражнения: ответы на вопросы, чтение диалогов с соответствующей интонацией, пересказ, обмен мнениями, ролевые игры.  Например, при изучении темы «Творительный падеж имени прилагательного» в 6 классе , при актуализации знаний уточняю сведения о том, кем дети хотят стать и какими они хотят быть, а потом на таблице дописываем окончание в словах, обозначающих профессии мужчин и женщин.

Целенаправленно воздействуя на речь, на коррекцию всех сторон речи, формирую навыки практического использования различных категорий в речи через речевые упражнения: ответы на вопросы, чтение диалогов с соответствующей интонацией, пересказ, обмен мнениями, ролевые игры.

Например, при изучении темы «Творительный падеж имени прилагательного» в 6 классе , при актуализации знаний уточняю сведения о том, кем дети хотят стать и какими они хотят быть, а потом на таблице дописываем окончание в словах, обозначающих профессии мужчин и женщин.

Развивая у детей нравственную культуру поведения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, учу детей разбираться в поведении и поступках людей, воспитываю желание следовать нормам поведения, принятым в обществе. При этом использую метод проблемных вопросов, к числу которых относятся речевые задания. Например,  при организации класса к уроку и его завершении : Вы входите в класс и здороваетесь с учителем. Какое из приветствий теплее, вежливее? Почему? -Здравствуйте!  - Здравствуйте, Нина Ивановна! 2. Уходя из дома, вы прощаетесь. Какое из ваших прощаний теплее? Почему? -До свидания! - До свидания, бабушка!  - Какие из прилагательных уместны в сочетании с данными существительными: уважаемая или любимая? Почему?

Развивая у детей нравственную культуру поведения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, учу детей разбираться в поведении и поступках людей, воспитываю желание следовать нормам поведения, принятым в обществе. При этом использую метод проблемных вопросов, к числу которых относятся речевые задания. Например,  при организации класса к уроку и его завершении :

Вы входите в класс и здороваетесь с учителем. Какое из приветствий теплее, вежливее? Почему?

-Здравствуйте! - Здравствуйте, Нина Ивановна!

2. Уходя из дома, вы прощаетесь. Какое из ваших прощаний теплее? Почему?

-До свидания!

- До свидания, бабушка! - Какие из прилагательных уместны в сочетании с данными существительными: уважаемая или любимая? Почему?

Для закрепления в памяти школьников «вежливой» лексики провожу работу по развитию связной устной и письменной речи, составление диалогов, предложений, словарный диктант и т.д.

Для закрепления в памяти школьников «вежливой» лексики провожу работу по развитию связной устной и письменной речи, составление диалогов, предложений, словарный диктант и т.д.

Результативность работы по теме «Формирование нравственно-культурных ценностей на уроках русского языка и чтения у умственно отсталых учащихся» сказалась на положительных результатах по проблеме нравственного воспитания обучающихся. Ученики стараются следить за поведением и своей речью; - упражняются в конструировании предложений, используя различные пословицы; - адекватно реагируют на вопросы учителя, товарищей. Дети самостоятельно вступают в речевые контакты с людьми; - рассказывают о наблюдениях за предметами окружающего мира и поступками людей, высказывают своё мнение о прочитанном и собственном опыте, умеют оценить себя в различных ситуациях деятельности и общения.

Результативность работы по теме «Формирование нравственно-культурных ценностей на уроках русского языка и чтения у умственно отсталых учащихся» сказалась на положительных результатах по проблеме нравственного воспитания обучающихся. Ученики стараются следить за поведением и своей речью;

- упражняются в конструировании предложений, используя различные пословицы;

- адекватно реагируют на вопросы учителя, товарищей. Дети самостоятельно вступают в речевые контакты с людьми;

- рассказывают о наблюдениях за предметами окружающего мира и поступками людей, высказывают своё мнение о прочитанном и собственном опыте, умеют оценить себя в различных ситуациях деятельности и общения.

Однако, из-за недоразвития психических процессов, а также общей незрелости личности, проявляющейся в ряде особенностей их чувств, в своеобразии волевых качеств, которые нередко приводят к отклонениям в поведении проблема формирования нравственно-культурных ценностей у умственно отсталых школьников остается актуальной.

Однако, из-за недоразвития психических процессов, а также общей незрелости личности, проявляющейся в ряде особенностей их чувств, в своеобразии волевых качеств, которые нередко приводят к отклонениям в поведении проблема формирования нравственно-культурных ценностей у умственно отсталых школьников остается актуальной.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!