СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование нравственных качеств школьников в процессе изучения русских народных сказок

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. На наш взгляд, действенным средством в воспитании моральных качеств личности школьников является народная сказка.

Просмотр содержимого документа
«Формирование нравственных качеств школьников в процессе изучения русских народных сказок»

Белова Е. А.

Формирование нравственных качеств школьников в процессе

изучения русских народных сказок



«Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку». В. А. Сухомлинский


Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов образовательного процесса, нельзя не задуматься о формировании личности ребенка. Как уже не раз отмечалось, цель нравственного воспитания — формирование нравственного сознания, поведения, мотивации, причем, проявляемого не от случая к случаю, а в повседневной жизни.

Первые нравственные представления и навыки дети получают в семье и дошкольных учреждениях. Ведущую роль в нравственном воспитании детей играет школа, где формируются нравственные понятия и убеждения и вырабатываются устойчивые навыки и привычки поведения учащихся.

Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. На наш взгляд, действенным средством в воспитании моральных качеств личности школьников является народная сказка.

Очень рано ребенок начинает знакомиться с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образами устного народного творчества. И как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка.

Наилучшим образом отвечает она запросам детей, органично соответствуя детской психологии. Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира - все это ребенок радостно встречает и в сказке.

Сказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для детей разного возраста, мальчиков и девочек, поскольку облегчают смену идентификации в зависимости от проблем, волнующих ребенка. Ребенок легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну - Лебедь, и вместе с тем так же свободно переключается на прозаическую повседневность. Он интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время допускает, что это могло происходить и в действительности. Так появляется действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном.

Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Цель сказочников - “воспитывать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою".

Маленький ребенок, слушая рассказ или сказку и ощущая реальное существование даже фантастического героя, “содействует” с героем; ребенок постарше “соучаствует” с героем. Известный психолог А. В. Запорожец как-то привел интересный эпизод с пятилетней девочкой, которая на картине, изображающей прикованного Прометея, выскребла пальцами цепи, чтобы освободить героя. Движимым состраданием к герою ребенок пытается непосредственно практически воздействовать на произведение искусства вместо того, чтобы перенести свое отношение на действительность, в нем воображенную.

В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники миропонимания. Они находят в сказочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания.

Воображаемый, фантастический мир в основе своей оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнить ее с реальностью, с окружением, в котором существуют он сам, его семья, близкие ему люди. Это необходимо для развивающегося мышления, так как оно стимулируется тем, что человек сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается. Сказка не оставляет ребенка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

В ряде народных сказок мы встречаемся с определенными педагогическими понятиями, выводами, рассуждениями. Прежде всего, следует отметить стремление народа к знаниям. В сказках встречается мысль, что книги - источник мудрости.

В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, определяется содержание нравственного воспитания.

Например:“ Жил - был старик у своего сына и снохи. Был у него и внук. Старик этот надоел своему сыну и снохе, и не хотелось за ним ухаживать. И вот сын по совету своей жены, посадил отца на санки и решил отвезти в глубокий овраг. Его сопровождал внук старика. Столкнул сын сани с отцом вниз в овраг и собрался было уже идти обратно домой. Но его задержал его маленький сын: он бросился в овраг за санками. Несмотря на сердитое замечание отца о том, что он купит новые санки, получше. Мальчик вытащил из оврага санки и сказал, что отец должен ему купить новые санки. А эти санки он будет беречь, чтобы через много лет, когда состарятся его отец и мать, доставить их в этот же самый овраг ".

Основная мысль сказки в том, что человек должен за свое преступление получить наказание по заслугам, что наказание является естественным последствием его преступления.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.

Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа. Кажется, что сказка построена на чисто “бытовом” сюжете: дедушка и бабушка посадили репку…, дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка…, но каждое слово этой сказки - как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе - игра творческих сил народного духа. Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

В сказках ставится проблема личности педагога, направленности его воспитательных усилий. Сказки показывают, отличительной их особенностью является то, что они занимаются воспитанием не только детей и молодежи, но и их родителей. Это весьма характерно.

Принцип природосообразности, причем почти в духе Я.А. Коменского, содержится в сказке “ Что выучено в молодости - на камне, что выучено в старости - на снегу". Камень и снег - в данном случае - образы, введенные для обоснования эмпирически установленной объективной физиологической и психологической закономерности. Эта закономерность состоит в том, что в детстве, в молодости человек усваивает образовательный материал гораздо прочнее, чем в старости. То же самое происходит и со знаниями: если они приобретены в молодости - то сохраняются надолго, нередко и на всю жизнь, а знания, усвоенные в старости, быстро забываются.

В сказках поднимается также и много других проблем нравственного воспитания.

В русских сказках, как и в сказках других народов, явно проводится мысль о том, что человеком может называться только тот, кто трудится. В труде и борьбе человек приобретает свои лучшие качества. Трудолюбие - одна из главных человеческих характеристик. Без труда человек перестает быть человеком.

В сказках просто и естественно ставятся проблемы воспитания у молодежи чувства прекрасного, формирования моральных черт. Сказка внушает детям, что жизнь жестоко наказывает легкомыслие тех, кто не ценит главного в жизни - повседневного, упорного и не понимает основной ценности человека - трудолюбия.

Таким образом, педагогические сокровища народа далеко не исчерпали себя. Более того, они будут постоянно возрастать. В этом бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу.


Практикой доказано, что эффективность нравственного воспитания напрямую зависит от характера образовательного пространства, в котором осуществляется воспитательное взаимодействие. Педагогическая деятельность МОУ «Гимназия № 20» г. Саранска (под руководством Р.К. Аюпова) в рамках Федеральной экспериментальной площадки АНОО ИОП «Эврика» в контексте темы «Формирование нравственной культуры школьников в условиях гуманитарной гимназии» (руководитель проекта профессор М.А. Якунчев) позволила обобщить накопленный передовой опыт по внедрению возрастосообразных форм нравственного воспитания.

Администрацией гимназии № 20 (Аюповым Р.К., Шумилкиной Е.М., Щемеровой Л.А.) разработаны и утверждены на Педагогическом совете гимназии учебные планы, направленные на нравственное воспитание школьников как в процессе обучения, так и в разнообразной внеклассной деятельности. В соответствии с ними в 1б классе учителем первой категории Лебедевой Е.И. реализуется авторский курс "Азбука добра". (составители - Шуляпова О.В., Лебедева Е.И.). Целью данного курса является освоение младшими школьниками базовых нравственных знаний; формирование навыка эмоциональной оценки явлений по критерию «добро-зло».

В среднем звене продолжает преобладать оценочно-эмоциональный компонент при формировании нравственной сферы школьников. Эмоциональное благополучие подростков определяется гуманитарной средой, оказывающей самое большое влияние на формирование нравственной сферы подростка, его взглядов, оценок, нравственных переживаний. Учитывая эти психологические особенности, мною в 5а классе апробируется курс "Родники народной мудрости" (авторы Шуляпова О.В., Белова Е.А.).

Целью данного курса является формирование нравственности у учащихся пятого класса гуманитарной гимназии на основе произведений русского, мордовского фольклора и фольклора народов мира

Введение в базисный учебный план изучение курса «Родники народной мудрости» актуально в наши дни, так как наблюдаются отторжение культурных традиций, потеря исторической памяти. Данный курс способствует формированию гармонически развитой личности.

Педагогический потенциал данного курса заключен в формировании нравственных позиций учащихся на основе поэтического народного слова. Это позволяет детям видеть красоту литературного слова, любить и понимать свои «корни», духовные ценности прошлого, устное народное творчество. Ведь без знания и понимания фольклорных произведений родного края невозможно говорить о патриотическом воспитании подрастающего поколения.

На протяжении всего курса обучения учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества русского и мордовского народа. Это позволяет в сравнительном плане познать фольклорное наследие родного края и своего народа.

Отличительной особенностью этой программы является включение значительного блока сказок русского, мордовского и других народов. Сказка позволяет в доступной форме продемонстрировать пятиклассникам те качества и отношения, которые им знакомы и понятны. При этом формируется представление о нравственных и безнравственных качествах:

- отношение к людям (добрый - злой, уважение – высокомерие);

-отношение к труду (трудолюбивый – ленивый);

-отношение к вещам (аккуратный - неряха, щедрый - жадный);

- честность (честный – лживый);

-смелость (смелый - трусливый).

Таким образом, освоение подростками курса «Родники народной мудрости» позволяет не только погрузиться в богатейший мир народной культуры, но и на её основе продолжить формирование нравственной сферы школьников в условиях гимназического образования.


Таким образом, реализация данного курса в условиях гуманитарной гимназии представляет большие возможности для систематического и последовательного духовно - нравственного воспитания детей на начальной и основной ступенях обучения.-