СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование основ глобальных компетенций младших школьников в условиях современной информационно – образовательной среды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование основ глобальных компетенций младших школьников в условиях современной информационно – образовательной среды»








Формирование основ

глобальных компетенций

младших школьников в условиях современной информационно – образовательной среды















Выполнила:

учитель начальных классов

МАОУ гимназии № 24

Малоштанова И.В.






Ставрополь, 2025 г.



Формирование основ глобальных компетенций младших школьников в условиях современной информационно – образовательной среды

Слайд 1

Начальная школа, это начало пути, в том числе пути закладывания мысли, как этот путь начнём, настолько думающих выпускников мы получим, соответственно из этого и сложится наше общее будущее. Формирование у учащихся глобальных компетенций в современном образовании определено осознанием вызовов времени, связанных с жизнью в глобальном сообществе.

Слайд 2

Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь (Восточная мудрость)

Сегодня мы говорим о глобальных компетенциях!

Слайд 3

ИНФОРМАЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВКЛЮЧАЕТ ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ:

Доступ к информации

Современные технологии предоставляют доступ к глобальным знаниям и культурным особенностям мира

Онлайн-образование

Виртуальные экскурсии, образовательные игры и платформы

Интерактивные платформы

Обеспечивают взаимодействие с сверстниками из других стран, расширяя представления о мире

Слайд 4

Глобальные компетенции не формируются без видения локальных проблем. Способность «собирать пазл» о глобальном с малого и есть основная задача начальной школы.

Слайд 5

Содержательные аспекты формирования «глобальных компетенций» в начальной школе.

Знания глобальных проблем:

  1. Причины возникновения и возможности разрешения глобальных проблем

  2. Взаимосвязь глобальных проблем. Проявление глобальных проблем в локальных ситуациях.

  3. Изменение климата;

  4. Мировой океан, вода;

  5. Здоровьесбережение, питание;

  6. Права человека, образование.

Данные аспекты формируются в основном на уроках окружающего мира.

Знания в области межкультурных взаимодействий

  1. Традиции и обычаи

  2. Передача социального опыта

  3. Воспитание и самовоспитание

  4. Патриотическое образование

  5. Гражданское воспитание

Данные аспекты более актуальны для уроков литературного чтения.

Как именно мы можем формировать глобальные компетенции в рамках урока в начальной школе?

 Педагоги должны обладать умением превратить программный материал в проектную деятельность и организовывать в нетрадиционной форме диспуты и споры (в спорах рождается истина и умение выслушать оппонента, воспринимать с уважением иную точку зрения).

В начальных классах это можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, внеурочной деятельности и на классных часах. 

 В первую очередь наша задача - это коммуникация. Чтобы сплотить коллектив, настроить их на совместную работу, перед началом урока, предлагают задавать детям такие вопросы, чтобы заинтересовать детей.

Какие вопросы в этой теме тебе наиболее интересны?

Что тебе кажется самым важным в этой теме?

Сегодня ученик и учитель выступают в роли двух партнеров. Поэтому учитель перестает быть оратором и источником информации, как это было раньше. Он затевает обсуждение, проясняет отдельные вопросы, помогает собрать информацию и разработать критерии для оценки. А ученик, в свою очередь, ищет информацию, учится оценивает результат.

Слайд 6  

Какие методы и приёмы работы по формированию глобальных компетенций применяются на уроках в начальной школе?

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

СИМУЛЯЦИИ И РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ

ИЗУЧЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ

РАБОТА С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ РЕСУРСАМИ

Примеры заданий по формированию основ глобальных компетенций в начальной школе можно найти в учебниках УМК «Школа России»:

«Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, «Окружающий мир» А.А. Плешаков

Часто задания обращаются к опыту ребенка, к небольшим знаниям.

Составители учебного комплекса предлагают такие приёмы, упражнения, задания

1. Придумай рисунки-символы для каждой из изученных вами экологических проблем. Представь свою работу классу. Объясни предложенные тобой рисунки-символы. Творческая самостоятельная работа

2. Найди в Интернете информацию о работе международных экологических организаций. Подготовь сообщение. Домашнее задание совместно с родителями.

3. Детям очень нравится ролевая игра «Суд». На одной из игр дети обсуждали «Виноват ли человек в загрязнении природы», где одна группа отстаивает позицию, что «да», вторая - «нет», а третья выступает в роли жюри.

4. Составьте рассказ про животное, насекомое или рыбу, которая обращается к людям с призывом беречь природу.

Так же на уроках окружающего мира ребята окунаются в историю, и здесь то же можно провести работу по формированию глобальных компетенций.

  1. Проект «Мы помним» приуроченный к 9 мая. Ребятам предлагается написать о своем родственнике участвующем в Великой Отечественной войны.

  2. Написать письмо неизвестному солдату, задать в письме интересующие вопросы.

3. Проект «Города России» в ходе выполнения проекта ребятам предлагается не только рассказать об определенном городе, но и выразить свое мнение, в чём важность взаимодействия всех городов между собой.

4. Проект «Родословная» позволяет узнать свою историю. Проблемными вопросами подчеркивается важность помнить историю. Примеры: Подумай, может ли дерево расти без корня? Как это связано с человеком и его жизнью?

На уроках окружающего мира предлагается создать «Книгу жалоб», изготовить книжки-малышки, например - животные Красной книги, аллея славы «Города – герои», изучить экологическую проблему написать отчет и многое другое.

В 4 классе в течении года рекомендовано создавать Календарь значимых дат, где объясняется смысл каждого международного дня. Это задание представлено в ВПР по окружающему миру.

Предлагаются различные командные проекты. Например:

Домашние животные: забота и ответственность.

Сколько стоит мусор?

Почему горят леса на нашей планете?

Почему некоторые страны живут в бедности?

Я и ты разной веры, но у нас много общего.

Литературное чтение так же дает простор для мысли, этот учебный предмет подталкивает к большому количеству размышлений. Рассмотрим несколько примеров.

  1. На примере произведения «Маленький принц» задать вопрос «Почему взрослые слепы?» Так же множество проблемных вопросов: Какие чувства у вас вызывает высказывание «Ведут никому не нужные подсчеты звезд, вместо того что бы любоваться ими? «Почему взрослым нужно чаще прислушиваться к детям? Почему так важно в жизни любить и нести ответственность?»

  2. Л.Н.Толстой рассказ «Филипок» так же изучается в начальной школе. Рассказ про мальчика который так хотел в школу раскрывает важность образования в жизни каждого человека. Составить  тонкие  и  толстые  вопросы  к  рассказу один из видов работы над данным рассказом.

Выбрать  наиболее  удачные  вопросы,  записать  их  лепестках:

на  красных  -  тонкие,  на  желтых  -  толстые. Тонкие вопросы просто по содержанию, толстые раскрывают глубину произведения. Примеры вопросов:«Почему так важно для человека быть образованным» «Почему в глазах учителя этот маленький мальчик показался таким взрослым?....

  1. На уроках литературного чтения на примерах творчества Пришвина, Бианки, Чарушина так же раскрывается важность любви к природе и том как важна ответственность не только перед людьми, но и перед братьями нашими меньшими.

На уроке литературного чтения младшие школьники учатся работать с книгой, читать и пересказывать текст полностью, выборочно или кратко, выделять главные слова, составлять аннотацию, анализировать произведение, ставить цели, формировать идейный смысл произведения.

Организация бесед-дискуссий о прочитанном произведении направлена на формирование умений размышлять, высказывать свое мнение, задавать вопросы по содержанию прочитанного.

Слайд 7

Учитель начальных классов ориентируется на такие качества выпускника начальной школы, которые помогают при формировании основ глобальных компетенций:

– любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

– доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

– выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Начальная школа закладывает основу глобальных компетенций, формируется способность думать, анализировать, от работы педагога и грамотно отобранного материала зависит, захочет ли ребенок докапываться до истины, поразмышлять о том «Почему?», почитать, что-то дополнительно, мыслить широко.

Слайд 8

Великий педагог XIX века К.Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!»

Задача учителя начальных классов

1. Сформировать умение оценивать ситуацию

2. По мере возможности, находить выход из сложившейся ситуации

3. Учить мыслить глобально, а действовать локально.

Слайд 9 ВАЖНО!

  • Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.  

  • Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

  • Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебнопознавательной деятельности, учите иx учиться.

  •  Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

  •  Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

  • Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

  • Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем. познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

  • Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.

  • Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы   знаний.

  •  В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные   особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

  • Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.  

  • Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

  • Объясняйте ученикам, что каждый человек найдёт свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

В заключении

Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег. Сев в лодку, путник заметил, что на веслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».

«Какие интересные у тебя весла», —сказал путешественник. – А зачем?

Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».

Лодка начала кружиться на одном месте.

Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка. Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью

«Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.

А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.

Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.

- В чем мудрость этой притчи?

А мудрость этой притчи в том, что самые прочные знания – это те, что добыты своим трудом, через пробы, ошибки, порой неверные действия.

А еще урок притчи, на мой взгляд, заключается о том, что надо обретать не только знания, а способность целенаправленно применить эти добытые знания и умения в жизненной ситуации. Это самое главное, чему мы должны учить детей.