Формирование оценочной деятельности младших школьников.
Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали оценки. Для успешной и эффективной деятельности оценка так же необходима. Именно поэтому оценивание является одним из важнейших компонентов практически любой модели обучения, главная цель которой – это ученик способный к самореализации, саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю и самосовершенству, способный быть субъектом учебной деятельности.
Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении.
Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Ориентация образовательных стандартов (а, следовательно, и учебного процесса) на достижение планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит оценке – она выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения.
Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.
С другой стороны, система оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.
Это налагает особые требования на выстраивание системы оценивания, в частности включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
Вопросы для самооценивания, на которые обучающиеся отвечают в конце урока:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…
Наиболее трудным мне показалось…
Сегодня я узнал...
Я думаю, это потому, что…
Самым интересным было…
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее…
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…
Меня удивило...
Знания, полученные на уроке, пригодятся мне...
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый «Светофор». В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки с помощью цветных картонных кружков. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он выбирает и показывает учителю зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то выбирается желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он показывает красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!»
Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Подобный приём предлагается и авторами учебника по окружающему миру для 1-2 класса в рамках программы «Школа России».
«Смайлики»
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то поднимай улыбающееся лицо.
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то поднимай такое лицо «СПОКОЙНОЕ».
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то поднимай грустное лицо.
«Солнышко и туча»
«Солнышко улыбается» - Я РАБОТАЛ ОТЛИЧНО.
«Солнышко серьезное» - Я СТАРАЛСЯ.
«Тяжелые тучи» - Я НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ.
Методика «Древо творчества»
Данная методика используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме. На доске наглядный материал: ствол дерева, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки, рядом с которым указаны критерии оценивания. Яблоко – урок прошел плодотворно, лист – пропащий день, цветы –довольно неплохо. При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа. На мой взгляд, данная методика универсальна. Ее можно использовать на различных уроках и в качестве пособия, например урок русского языка, тема «Однокоренные слова».
Методика «Оценочный лист»
Перед уроком детям выдается карточка, в верхней строке которой указаны номера заданий, выносимых учителем на контроль. Во 2 строке – самооценка ученика выполненного задания, в 3 – оценка учителя. При использовании данной методики особое внимание уделяется выбору заданий, выносимых на контроль, ребенок должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если не совпадает – требуется разъяснение.
Ещё один метод оценки, самооценки и взаимооценки, который я использую на занятиях, – это «Волшебные линеечки», описанные доктором психологических наук Галиной Анатольевной Цукерман. С первого класса после выполнения какого-либо задания в тетради дети сначала с моей помощью, а затем и самостоятельно чертят вертикальный отрезок, в начале и конце отрезка карандашом ставится точка, выбирается критерий, которому соответствует данная линеечка. Сначала чертится одна линеечка и выбирается один критерий, например, «аккуратность», «правильность».
В процессе оценивания ребенок ставит ручкой точку или черточку на линеечке, которая соответствует выраженности выбранного критерия в работе ученика. После ученика свою точку на линеечке ставлю я, причем могу согласиться с выбором ребёнка или высказать таким образом свое мнение, отличающееся от данного. При этом обращаю внимание не на высоту поставленной точки, а на то, насколько точно оценена работа самим ребёнком. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, я стараюсь еще раз разъяснить обучающемуся критерии оценивания и прошу в следующий раз быть к себе добрее или строже.
Ещё один метод «Лесенка успеха» в которой 1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился; 2-я ступенька – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки; 3-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
С помощью этих методик можно измерить все что угодно. Такая оценка:
позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);
удерживает учебную функцию оценки: красная точка на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.
Данная форма оценивания позволяет развивать самооценку с опорой на оценку учителя, постепенно мы переходим к взаимооценке.
Формирование в ребенке живого интереса к получению знаний, к исследовательской деятельности, повышение уровня мотивации, развитие коммуникативных навыков, умения слушать и слышать невозможно в современных условиях без обучения детей самооценке и взаимооценке.
При взаимооценке работа чаще всего происходит в парах: пересказ текста друг другу на устных предметах, взаимоконтроль с последующей оценкой написанного за урок по русскому и математике, кратковременные самостоятельные работы с проверкой по эталону, взаимодиктанты словарных слов с последующей проверкой по словарю.
Для этого использую метод «Сосед по парте». Сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, происходит обмен тетрадями, сверка задания с правильными ответами (эталоном), проверяющий ученик ставит на полях:
«!» - если задание выполнено без ошибок
«+» - 1-2 ошибки
« - « - более 2 ошибок
Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия.
Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.
Оценивание – это контроль качества образования.
Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.
Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.
Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.
Оценивание может осуществляться по-разному:
В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации):
– отметка;
– результаты теста в баллах.
Для постоянного контроля успешности обучения своих учеников, овладения ими универсальными учебными действиями использую педагогическую диагностику, разработанную авторским коллективом в рамках программы «Начальная школа XXI века». Данная диагностика может быть использована и в рамках других образовательных программ, так как направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Педагогическая диагностика строится на материале двух основных образовательных предметов – русского языка и математики. В качестве основной цели ставит не только проверку усвоения определённого объема знаний по этим предметам, но прежде всего выяснение уровня сформированности компонентов учебной деятельности.
Педагогическая диагностика проводится мной с 1 по 4 класс три раза в год: в начале года, в конце первого полугодия и в конце учебного года. Представляет собой 10-13 нестандартных тестовых заданий.
При оценивании выполнения каждого задания педагогической диагностики используется не две оценки (верно/неверно), а четыре – от 0 до 3 баллов. При этом только 0 баллов свидетельствует о полном невыполнении задания. Любой выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику и точно указывает, в чём ошибочность рассуждений ученика.
По результатам каждой диагностической работы заполняется таблица, наглядно показывающая выполнение ребенком каждого задания, общий процент правильно выполненных заданий.
Педагогическая диагностика позволяет мне:
выяснить, как у учеников класса идёт формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными её компонентами, в том числе проследить за уровнем самоконтроля и самооценки;
выявить способы работы, которыми овладели ученики;
обратить внимание на результаты выполнения специальных заданий, выявляющих уровень самостоятельности учащихся.
Именно этим педагогическая диагностика существенно отличается от обычных контрольных работ, тестовых заданий, выясняющих лишь полноту и прочность полученных знаний и умений учащихся.
Оценивание осуществляется в виде качественного показателя:
– словесные высказывания о процессе и результате работы;
– эмоциональная реакция.
Так уже сейчас после ответа ученика у доски по литературному чтению или окружающему миру дети высказывают своё мнение, о достоинствах и недостатках в ответе, полным ли был ответ, выразительным ли чтение, какие неточности или ошибки, ответы без пояснения «он ответил хорошо» или «он ответил плохо» исключаются из употребления. Например, для пересказа у доски перед всем классом или в паре выбираются совместно с учащимися следующие критерии: громкость, последовательность, выразительность, темп. Для чтения наизусть – точность, громкость, темп, интонация, обязательное называние автора и заголовка.
В процессе оценивания ученики должны стать равноправными “партнерами” учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно.
Научить ребят объективно оценивать свои ответы невозможно, не научив их объективно оценивать ответы своих одноклассников. Поэтому, наверное, в начальной школе дети с большим желанием оценивают друг друга, нежели дают оценку своим действиям и знаниям. Для того чтобы дети научились адекватно оценивать сначала одноклассников, а впоследствии и самого себя, необходимо вместе с детьми вырабатывать четкие критерии, по которым легко вынести суждение об ответе и поставить отметку. Большая трудность в устной оценочной деятельности в том, что дети в начальной школе не умеют еще аргументировать достаточно емко и точно, и оценивание занимает много времени на уроке.
В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.
Список используемой литературы.
Начальная школа плюс до и после. Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. № 1–2003 г., 3–2005 г., 2–2007., 12–2003 г., 4–2004 г., 6–2005 г., 6–2003 г.
Н.В.Калинина, С.Ю.Прохорова, А.Я.Горбылева. Методика оценки учебных достижений в начальной школе. – М.: Аркти. 2006.
Оценка без отметки. Сборник. Составитель О.Варшавер – М.
https://multiurok.ru/files/mietodiki-i-priiemy-formirovaniia-samootsienki-obu.html - ссылка по пед. совету