СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление МО учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников»

Автор: учитель начальных классов: Шпис Н.В.                       КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ г. УЛАН-УДЭ   МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Гимназия №14»     Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников      г. Улан-Удэ 2024 г.

Автор: учитель начальных классов: Шпис Н.В.

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ г. УЛАН-УДЭ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Гимназия №14» Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников

г. Улан-Удэ

2024 г.

 ВВЕДЕНИЕ    Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интереса к учебным занятиям и снижение общего уровня культуры учебного труда. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям может выступать причиной накопления отрицательных эмоций у детей по отношению к учебной деятельности. Для учеников начальных классов очень важно сознательное усвоение знаний. Необходимо построить учебный процесс так, чтобы учащийся с первого дня обучения видел свое продвижение вперед, нужно придать мотивам личностный смысл, чтобы школьник сумел установить связь между своим сегодняшним днем и своим будущим. Первостепенное значение в этом приобретает четкая постановка целей и осознание их учащимися. Работу по формированию внутренних мотивов нужно вести с исследования мотивации учащихся путем наблюдения, проводя анкетирование, беседы   с детьми. Между учителем и учеником должен быть установлен психологический контакт, отношения должны быть доброжелательными.

ВВЕДЕНИЕ Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интереса к учебным занятиям и снижение общего уровня культуры учебного труда. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям может выступать причиной накопления отрицательных эмоций у детей по отношению к учебной деятельности. Для учеников начальных классов очень важно сознательное усвоение знаний. Необходимо построить учебный процесс так, чтобы учащийся с первого дня обучения видел свое продвижение вперед, нужно придать мотивам личностный смысл, чтобы школьник сумел установить связь между своим сегодняшним днем и своим будущим. Первостепенное значение в этом приобретает четкая постановка целей и осознание их учащимися. Работу по формированию внутренних мотивов нужно вести с исследования мотивации учащихся путем наблюдения, проводя анкетирование, беседы   с детьми. Между учителем и учеником должен быть установлен психологический контакт, отношения должны быть доброжелательными.

 Проблема исследования -   какие приемы работы по формированию мотивации в учебном процессе будут способствовать повышению ее уровня?   Объект исследования  - учебная мотивация младших школьников.   Предмет исследования -   основные пути формирования учебной мотивации.    Цель   работы заключается в выявлении педагогических условий, способствующих развитию учебной мотивации младших школьников.    Задачи исследования :  1. Изучить и обобщить накопленный опыт исследования проблемы развития мотивации учения у младших школьников;  2. Выявить особенности учебной деятельности и мотивов учебной деятельности младших школьников, в частности, их отношение к школе, к учению;  3. Подобрать и попробовать на практике систему педагогических средств обучения на уроках, обеспечивающую развитие мотивации.

Проблема исследования -   какие приемы работы по формированию мотивации в учебном процессе будут способствовать повышению ее уровня? Объект исследования - учебная мотивация младших школьников. Предмет исследования -   основные пути формирования учебной мотивации. Цель   работы заключается в выявлении педагогических условий, способствующих развитию учебной мотивации младших школьников. Задачи исследования : 1. Изучить и обобщить накопленный опыт исследования проблемы развития мотивации учения у младших школьников; 2. Выявить особенности учебной деятельности и мотивов учебной деятельности младших школьников, в частности, их отношение к школе, к учению; 3. Подобрать и попробовать на практике систему педагогических средств обучения на уроках, обеспечивающую развитие мотивации.

Гипотеза исследования:  процесс развития учебной мотивации младших школьников, будет проходить более успешно, если обеспечить следующие условия:  1) обеспечить реальные возможности проявления субъектного опыт учащихся через учет мнений учащихся по поводу всех компонентов процесса учебной деятельности и способов ее организации;  2) использование различных типов заданий;  3) чередование групповой и индивидуальной работы.     Предмет, цели и задачи исследования определили его  методы :  а) изучение различных источников с целью выявления разных педагогических средств формирования мотивации учения, методики их использования, а также сопоставления достигнутых результатов с результатом экспериментальной работы;  б) анкетирование;  в ) проведение педагогического эксперимента.

Гипотеза исследования: процесс развития учебной мотивации младших школьников, будет проходить более успешно, если обеспечить следующие условия: 1) обеспечить реальные возможности проявления субъектного опыт учащихся через учет мнений учащихся по поводу всех компонентов процесса учебной деятельности и способов ее организации; 2) использование различных типов заданий; 3) чередование групповой и индивидуальной работы. Предмет, цели и задачи исследования определили его  методы : а) изучение различных источников с целью выявления разных педагогических средств формирования мотивации учения, методики их использования, а также сопоставления достигнутых результатов с результатом экспериментальной работы; б) анкетирование; в ) проведение педагогического эксперимента.

 Для достижения цели, планирую провести следующие диагностические методики :  1. Методика « Изучение « направленности на отметку»» ( автор Е.П. Ильин)  2. Методика «Опросник оценки школьной мотивации» ( автор Т.А. Ратанова).  3. Методика собственного сочинения учебной мотивации по итогам обучения в 2 и 3 классах.

Для достижения цели, планирую провести следующие диагностические методики : 1. Методика « Изучение « направленности на отметку»» ( автор Е.П. Ильин) 2. Методика «Опросник оценки школьной мотивации» ( автор Т.А. Ратанова). 3. Методика собственного сочинения учебной мотивации по итогам обучения в 2 и 3 классах.

Первая методика : Изучение «направленности на отметку» ( автор Е.П. Ильин)  Цель: изучение мотивации детей, определение их направленности на отметку.  Процедура проведения : детям предъявляется инструкция и 12 вопросов, на которые можно ответить «да» или « нет».  Критерии оценивани я: оценивается количество положительных и отрицательных ответов.  Обработка: за каждый ответ «Да» на вопрос с 1-9 и за ответы «Нет» на вопросы с 10-12 начисляется 1 балл. Подсчитывается общая сумма баллов.  Вывод:10-12- высокий уровень выражения в мотивации направленности на отметку, 6-9-средний уровень выражения в мотивации направленности на отметку, 0-5-низкий уровень выражения в мотивации направленности на отметку.

Первая методика : Изучение «направленности на отметку» ( автор Е.П. Ильин) Цель: изучение мотивации детей, определение их направленности на отметку. Процедура проведения : детям предъявляется инструкция и 12 вопросов, на которые можно ответить «да» или « нет». Критерии оценивани я: оценивается количество положительных и отрицательных ответов. Обработка: за каждый ответ «Да» на вопрос с 1-9 и за ответы «Нет» на вопросы с 10-12 начисляется 1 балл. Подсчитывается общая сумма баллов. Вывод:10-12- высокий уровень выражения в мотивации направленности на отметку, 6-9-средний уровень выражения в мотивации направленности на отметку, 0-5-низкий уровень выражения в мотивации направленности на отметку.

Вторая методика: «Опросник оценки школьной мотивации» (автор методики Т. А. Ратанова).  Цель : изучение школьной мотивации и отношения к школе.  Процедура проведения: детям предъявляется инструкция и 10 вопросов с вариантами ответов.  Критерии оценивания : подсчитывается общее количество баллов в зависимости от ответа ребенка. Для этого используется ключ.  Вывод : на основе методики было выделено 5 уровней школьной мотивации. Для удобства в выделении конкретного мотива (а не просто суждения о высокой или низкой мотивации) мы в каждом случае выделяем ведущий мотив.  Инструкция. Детям предлагается ряд вопросов, на каждый из которых предложено несколько вариантов ответа. Дети выбирают тот, который в наибольшей степени отражает их отношение к школе или учебе. Вариант ответа может быть только один.

Вторая методика: «Опросник оценки школьной мотивации» (автор методики Т. А. Ратанова). Цель : изучение школьной мотивации и отношения к школе. Процедура проведения: детям предъявляется инструкция и 10 вопросов с вариантами ответов. Критерии оценивания : подсчитывается общее количество баллов в зависимости от ответа ребенка. Для этого используется ключ. Вывод : на основе методики было выделено 5 уровней школьной мотивации. Для удобства в выделении конкретного мотива (а не просто суждения о высокой или низкой мотивации) мы в каждом случае выделяем ведущий мотив. Инструкция. Детям предлагается ряд вопросов, на каждый из которых предложено несколько вариантов ответа. Дети выбирают тот, который в наибольшей степени отражает их отношение к школе или учебе. Вариант ответа может быть только один.

Третья методика – «Методика собственного сочинения учебной мотивации по итогам обучения в 2 и 3 классах».  Цель методики: выявление уровня школьной мотивации младшего школьника к окончанию 3-го класса  Процедура проведения: детям раздаются чистые листочки, учитель озвучивает вопросы на которые дети пишут свой ответ.  Критерии оценивания: для данного опроса используется специальный ключ.   Если у учащегося от 8-10 баллов- высокий уровень учебной мотивации, если 5-7 баллов- средний уровень учебной мотивации, если менее 5 баллов, то у ученика низкий уровень учебной мотивации.

Третья методика – «Методика собственного сочинения учебной мотивации по итогам обучения в 2 и 3 классах». Цель методики: выявление уровня школьной мотивации младшего школьника к окончанию 3-го класса Процедура проведения: детям раздаются чистые листочки, учитель озвучивает вопросы на которые дети пишут свой ответ. Критерии оценивания: для данного опроса используется специальный ключ. Если у учащегося от 8-10 баллов- высокий уровень учебной мотивации, если 5-7 баллов- средний уровень учебной мотивации, если менее 5 баллов, то у ученика низкий уровень учебной мотивации.

 Можно сделать следующие выводы :  1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;  2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;  3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;  4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.     Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладеть знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

Можно сделать следующие выводы : 1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности; 2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых; 3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития; 4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов. Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладеть знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ   Учебная мотивация это - это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность, которая характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (ориентированной на процесс и результат) и внешней (награду, избегание неудачи) мотивации.   Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний).   Мотивы самообразования представлены пока самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знаний. Широкие социальные мотивы развиваются от общего, неразделенного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учиться; узкие социальные мотивы представлены желанием ребенка получить, главным образом, одобрение учителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Учебная мотивация это - это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность, которая характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (ориентированной на процесс и результат) и внешней (награду, избегание неудачи) мотивации. Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний). Мотивы самообразования представлены пока самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знаний. Широкие социальные мотивы развиваются от общего, неразделенного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учиться; узкие социальные мотивы представлены желанием ребенка получить, главным образом, одобрение учителя.

Литература : 1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции учения школьников. М., 1984. 2. Бабанский Ю. К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении /М. Ю. Бабанский — М., 1989 3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. 4. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. М., Просвещение, 1984. 5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Выготский Л. С.// Вопросы психологии. — 1966. 6. Дементьева Е. А. Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр // Школьная педагогика. — 2017. — №1. — С. 23-26. 7. Зубков Т. И. Формирование познавательной активности учащихся начальных классов /Зубков Т. И. — Екатеринбург, 1993. 8. Крутецкий В.А. Психология обучения воспитания школьников. М., Просвещение, 1976. 9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М., Педагогика, 1988. 10. Стрезикозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. М., Просвещение, 1980. 11. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., Педагогика, 1988.