«Формирование познавательного интереса учащихся к предмету»
Творческий педагог – «это тот, кто открывает, умудряет и одобряет».
(Н. Рерих
2. Источник изменений.
Обновление и совершенствование учебно-образовательного процесса как механизма развития учащихся; создание необходимых условий для реализации обучения детей с разными способностями, с разной степенью усвоения учебного материала; более широкие возможности применения педагогического опыта.
3. Идея изменений.
Образовательные технологии, направленные на формирование познавательного интереса в работе учителя:
Игровые технологии;
Проблемное обучение;
Обучение в сотрудничестве;
Технология разноуровнего обучения;
Технология развития критического мышления.
Здоровьезберегающие технологии.
Информационно-коммуникационные технологии.
4. Описание инновационного опыта .
С 2010 года я работаю над проблемой: «Формирование познавательного интереса учащихся к предмету».
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока. При этом роль учителя состоит не в том, чтобы яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. Учитель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает меня к поиску педагогических технологий и использование их в своей практике, направленных на формирование познавательного интереса.
На своих уроках, наряду с традиционными технологиями, я использую Современные технологии.
Я считаю, что использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у детей хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока: при проверке домашнего задания, при закреплении пройденного материала, при повторении. Это и ролевые игры, и разгадывание кроссвордов,
шифрограмм, ребусов, математических загадок, и инсценировки, и математическое лото, и блицтурниры, и викторины (приложение 5).
В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности. На своих уроках постоянно использую такие игры: игра-викторина, игра «Лесенка», игра «Продолжай – не зевай» и многие другие. Приведем пример использования элементов игры при организации контроля. Можно проводить комбинированные зачеты по теме «Решение уравнений и координатная плоскость», для которых разработали карточки с индивидуальными заданиями
Например, в каждой карточке для 6-ого класса содержится несколько уравнений и пара чисел, одно из которых – буква. Ученики решают уравнение, находят соответствующую координату и строят соответствующие точки. Последовательно решая ряд уравнений, выстраивая точки и соединяя их, они получают рисунок.
Приведем пример одной из карточек для 6-ого класса.
Решите уравнения, и построить по точкам соответствующий рисунок.
Приведем пример одной из карточек для 6-ого класса.
Р
ешите уравнения, и построить по точкам соответствующий рисунок.
6х+10=4х+12. (х;3)
7х+25=10х+6. (х;6)
3у+16=8у-9. (5;у)
0,4(6у-7)=0,5(3у+7). (5;у)
4(3-х)=7(2х-5). (х;8)
9,6-(2,6+х)=4. (х;8)
1,7-0,6а=0,3-0,4а. (-6;а)
17-4х=5-6х. (х;5)
2,8-3,2х=-4,8-5,1х. (х;6)
0,2(5х-2)=0,3(2х-1)-0,9. (х;3)
5м+27=4м+21. (м;-4)
4(1-0,5а)=-2(3+2а), (а;-7)
3у-17=8у+18. (4;у)
1-5(1,5+х)=6-7,5х. (х;-4)
2у-1,5(у-1)=3. (1;у)
Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Я в своей практике применяю задания открытого типа, такие как закончи предложение, задания закрытого типа, где предлагается, только ответ да \ нет.
Проблемное обучение – это обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей.
Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной или практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.
В процессе обучения математике существуют разные возможности создания проблемных ситуаций.
Технология постановки проблемного вопроса так же помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Так перед изучением новой темы ребятам вопрос или задача, решение которой требуются новые знания. На следующем этапе им предлагается выполнить практическую лабораторную работу, в ходе выполнения которой находят ответ на решение поставленной проблемы. Этот прием позволяет учителю держать в напряжении одну из пружин процесса обучения – детскую любознательность (Урок в 5 классе «Прямоугольный параллелепипед»).
Рассмотрим проблемную ситуацию при изучении темы «Признаки делимости».
Предлагаю такое задание-беседу:
Представим себе жизненную ситуацию:
От некоторого финансового документа оторван кусочек, и в результате первая цифра числа * 152 неизвестна. Бухгалтер знает, что это число должно делиться на 3 бригады, а также помнит, что первая цифра больше 5. Как восстановить неизвестную цифру?
Учащиеся заинтересованы. После этого сообщаю тему урока и мы начинаем вместе искать ответ на вопрос.
При изучении темы «Сумма N членов геометрической прогрессии» задаю ученикам задачу:
Однажды — а было это в VI веке нашей эры, к радже пожаловал мудрец и предложил сыграть с ним в шахматы. Хотя раджа и проиграл, но игра ему понравилась и он решил щедро наградить мудреца за доставленное удовольствие.
Проси, что хочешь, — сказал раджа, — ничего не пожалею.
О, мой господин, — ответил мудрец, — я скромный человек и не жажду ни золота, ни жемчугов. Прикажи дать мне всего-навсего хлебных зерен. А много ли тебе надо?
Столько, сколько подскажет эта шахматная доска. На первую клетку положи одно зернышко, на вторую клетку — вдвое больше, чем на первую, на третью — вдвое больше, чем на вторую, на четвертую — вдвое больше, чем на третью... И так — до последней, 64-й, клетки. Не забудь, на каждой следующей зерен должно быть вдвое больше, чем на предыдущей. Этого будет мне достаточно.
Раджа, подивившись бескорыстию своего гостя, приказал слугам принести зерен столько, сколько просил гость.
Но это оказалось невыполнимой задачей: не только в амбарах у раджи, но и в амбарах всех на свете стран вместе взятых не нашлось такого количества зерен. Даже урожая, собираемого во всем мире в течение более чем тысяча лет, и то было бы мало. Придворный математик подсчитал, что на последнюю клетку шахматной доски помещается: 9 223 372 036 854 775 808 зерен, а на все клетки шахматной доски, с 1-й по 64-ю, помещается — сколько бы вы думали?— 18 446 744 073 709 551 615 зерен!
Проблемная ситуация возникнет, если предложить ученикам выполнить какое-то действие, на первый взгляд не вызывающее затруднения. Так, перед изучением темы о сумме внутренних углов треугольника можно предложить такую задачу: «Построить треугольник по трем заданным углам:
А=90, В=60, С=45;
А=70, В=30, С=50;
А=50, В=60, С=70.
Учащиеся, вооружившись линейкой и транспортиром, начинают строить треугольники. В первом случае, построив углы А и В и отложив угол в 45 от луча АС (или ВС, кому как нравится), ребята увидят, что вместо треугольника получается четырехугольник. Во втором случае независимо от того, какие первые два угла школьники выбирают для построения, всегда получается треугольник, третий угол которого либо больше, либо меньше заданного. И только в третьем случае выстраивается треугольник по трем заданным углам. По окончании уже можно выдвинуть предположение о сумме внутренних углов треугольника.
Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.
Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа детей в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала, она позволяет в короткий срок опросить весь класс и при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке.
Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Ученик при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.
Здоровьезберегающие технологии обучения. . На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности.
Планируя работу на доске, иногда удается расположить задания так, что выполняются сначала более простые, требующие меньше записей, они и были помещены в нижней части доски.
По мере их выполнения, убираются с доски записи их решений, освобождается место для более трудных заданий, которые помещались выше и требуют больше места для записи решения. В конце урока решается самое сложное задание, после чего и вытирают это задание. Доска остается чистой, ученики уходят с урока с чувством успешно и полностью выполненной работы.
При изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда весь материал урока записан на доске и при подведении итогов урока есть возможность окинуть еще раз взглядом полученные формулы, соотношения, графики.
Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат но и степень усердия ученика.
Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.
Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).
Хорошие результаты дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.
Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.
Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия можно предложить во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.
Роль переключения внимания детей могут успешно выполнять физкультминутки. Они наиболее кратки по времени и эффективны по своим результатам. Отдых длится 1-2 минуты, но очень необходим ученикам. Провожу физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (вначале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели). Упражнения для физкультминуток подбираю с учетом характера занятия. Я использую различные виды физкультминуток: оздоровительно-гигиенические, танцевальные, физкультурно-спортивные, подражательные, двигательно-речевые. Отдых сочетаем с закреплением пройденного материала. Например, математическая «зарядка»: верный ответ - хлопок над головой, неверный-поклон.
Широко применяю информационно-коммуникационные технологии. Ученикам очень нравятся уроки с использованием компьютера. Применение компьютера сосредотачивает их внимание, активизирует деятельность, вырабатывает быстроту и чёткость работы на уроке, развивает интерес к предмету. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа); тренажер; средство диагностики и контроля.
Все перечисленные образовательные технологии помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.
Приведем пример использование на уроках математики исследовательского метода. Так,в Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика./ А. Я. Блох, Е. С. Канин, Н. Г. Килина и др.; Сост. Р. С. Черкасов, А.А Столяр. – М.: Просвещение, 1985./
предлагаются задачи и упражнения, включающие элементы исследования. Авторы считают, что простейшие исследования при решении задач следует предлагать уже с первых уроков алгебры и геометрии и даже на уроках математики в 5-6 классах. Например:
Существуют ли числа, обратные самим себе? Сколько таких чисел? Назовите их.
При каких значениях a и b верны: а) равенства
=0;
=1;
=-1;
б) неравенства
;
1; 
Установите вид треугольника (классифицируя по углам), если один из его внутренних углов: 1) равен сумме двух других; 2) больше ее; 3) меньше ее.
В последующих классах следует предлагать не только задачи с элементами исследований, но и задачи, включающие исследования в качестве обязательной составной части. Такие исследования необходимо включаются в решение многих геометрических задач на построение (как в планиметрии, так и в стереометрии), уравнений и неравенств (особенно тригонометрических, показательных и логарифмических с параметрами), также исследования находят широкое применение при изучении функций и их свойств в курсе алгебры и начал анализа.
Результат изменений.
Основная задача, которую я ставлю перед каждым учеником, – не просто пройти программу, а научиться понимать то, о чем говоришь сам, и что говорят другие, научиться мыслить, научиться овладевать фундаментальными знаниями. А фундаментальные подлинные знания – это не набор некоторых правил и умений решать стандартные задачи. Это, прежде всего глубокое понимание сути изучаемых явлений, приобщение к поиску самих задач, постановке этих задач, формулированию гипотез, испытанию их на правдоподобие. Поэтому приходится постоянно искать новые средства и способы проявления интереса к тем математическим и логическим заданиям, которые я предлагаю на уроках и процессе внеклассной работы. Вызванный у ребят интерес к отдельным заданиям, к математике служит стимулом для их участия в олимпиадах, турнирах по математике, в математических викторинах, в выпуске математических газет и т.п. Происходит и обратное влияние: участие в различных математических соревнованиях, в занятиях спецкурса, на которых предлагаются занимательные упражнения, могут возбудить интерес к самой математике.
Игры на уроках математики
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО по теме «НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА»
Правила игры:
Для игры учителю следует подготовить два варианта карточек для лото общим количеством по числу учащихся в классе.
Работа проводится по вариантам.
Два ученика (по одному от каждого варианта) вызываются к доске, остальные работают в тетрадях.
Учитель зачитывает вопросы, на каждый из которых отводится 30 секунд. Учащиеся зачеркивают те клетки в карточках, числа в которых являются, по их мнению, ответами на вопросы учителя. Следует помнить, что в карточке для игры может и не быть всех правильных ответов.
Взаимопроверка проводится в парах, сверяясь с доской.
Максимальная оценка за все правильные ответы – 12 баллов.
Учитель подводит итоги по результатам лото и обращает внимание на ошибки. Оценки выставляются по желанию учащихся.
Вид карточек для игры I вариант II вариант
1 | 0 | 999 | | 100 |
| 20 | | 10 | 14 |
101 | 7 | 16 | | 13 |
98 | 100 | | 7 | 22 |
| 13 | 16 | | 20 |
999 | 0 | 1 | 10 | |
Вопросы для лото:
1. Какое из чисел натурального ряда является наименьшим?
2. Вспомните сказку о волке и козлятах. Сколько было козлят?
3. Какое из двузначных натуральных чисел является наименьшим?
4. Какое число следует за наибольшим двузначным числом?
5. Какое число предшествует 1000?
6. Если а равно 15, то чему равно а+1?
7. Если а равно 21, то чему равно а-1?
8. По преданиям, какое число является несчастливым?
Ответы:
У I варианта должны остаться клетки с числами 0,14,101, у II – 0,22,98.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО по теме «ВЕЛИЧИНЫ»
Учащимся раздается карточки-лото в нескольких вариантах. Учитель читает задание, а ученики закрывают верные ответы.
Вопросы для лото:
1.v=10 м/с,t=5с, s=?
2.v=5 км/ч, s=15 км, t=?
3.а=6 см, b=20 см, S=?
4.а=4 см, b=3см, P=?
5.11м4дм-3м7дм=?
6.2т20кг*7=?
50 м | | 7 м 70 см |
15 т 4 ц | 3 ч | |
20 га | 120 кв. см | 14 см |
Если ученики правильно справились с заданием, то на карточках должно остаться незакрытым число 20 га.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО по теме «ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»
Вид карточек для игры:
I вариант
7 | 24 | | 8/9 | 7/6 |
13/14 | | 3 2/10 | | 3 |
| 16 | 91 | Да | 6 1/4 |
( Если ученик сделал всё верно, не зачёркнутыми должны остаться такие записи: 24; 7/6; 13/14;
Да | 45 | 6 1/4 | 36 | 3 |
| 8/9 | 3 2/10 | 6/6 | 1 |
Нет | 13 | 7 | 16 | 11 |
II вариант
( Если ученик сделал всё верно, не зачёркнутыми должны остаться такие записи: 36; нет; 11.)
Вопросы для лото:
Числитель дроби 7/11.
Знаменатель дроби 91/45.
Наибольшая правильная дробь со знаменателем 9.
Наименьшая неправильная дробь со знаменателем 6.
Решите неравенство в натуральных числах
1
6. Сравните дроби 10/7 и 10/9 ( найдите в карточках знак «»).
7. Решите уравнение: а/14 = 13/14.
8. Выделите целую часть из дроби: 25/4 = ?
9. Какое целое число записано дробью 36/12?
10. Найдите число, записанное дробью 32/10.
11. Верно ли равенство 32/32 = 5/5? («Да» или «Нет».)
12. 24/24 = ?
Верные ответы:
1) 7; 2) 45; 3) 8/9; 4) 6/6; 5) 16; 6) ; 7) 13; 8) 6 ¼; 9) 3; 10) 3 2/10; 11) Да; 12) 1.
ИГРА «РЕСТАВРАТОР»
Как можно быстрее поставьте вместо “снежинки” один из знаков: “=”, “+”, “-”, “”, чтобы решение задачи было верным.
36*5*21 136*54+236
3х4*17=29 81*13=81*13
23+8*31- 9 400*313+87
14*4=10 72=144*72
6*8*4=10 9х8*16:4
100+13*96*17 96:6*4х4
ИГРА «ИСПРАВЬ ОШИБКИ»
Найдите и исправьте ошибки.
К доске в порядке очереди выходят представители каждой из команд: одна пара игроков на одно задание. Остальные учащиеся наблюдают за ходом выполнения задания.
Вариант 1:
1) 5*321*204*322*25
2) 50*72*2
3) 125*91*8=200*90*5
Вариант 2:
1) 25*186*4
2) 5*4*6*7*1*5*220*9*9*5
3) 20*50*78=125*87*8
ИГРА «НАЙДИ ОШИБКУ»
Дикобраз в подарок сыну
Сделал счетную машину,
К сожалению, она
Недостаточно точна.
Результаты перед вами,
Быстро всё исправьте сами:
39,4+10,1=4954; 97,3 + 9,04=10,634;
47,03 + 4,8 = 5183; 729,004 + 10 = 729,014;
3,067 + 2,033 = 51; 31,26 + 0 = 312,6.
ИГРА «ИЩИ ФИГУРЫ»
Определите, сколько треугольников вы видите на рис.1 и квадратов на рис.2а, б

Сколько треугольников на каждом рисунка?
ИГРА « ОТГАДАЙ СЛОВО»
Если вместо чисел, полученных в результате примеров, последовательно вписать в пустые клетки соответствующие буквы ( 0-Ч, 3-Е, 4-В, 5-А, 6-Ы,7-И, 8-Н9-Т), то получите название одного из арифметических действий.
1) 124:31= 6) 99:11-44:11=
2) 1000:200+1= 7)45:15+15:5=
3) 39:13-3000:1000= 8)180:30+1=
4)70:10= 9)48:16+0*1000=
5) 1800:200-4*0=
1) | 2) | 3) | 4) | 5) | 6) | 7) | 8) | 9) |
| | | | | | | | |
ИГРА «КАКОЕ ЧИСЛО ЛИШНЕЕ?»
1.
;
; 2;
;
(Лишним является число 2, т.к. оно натуральное, а все остальные – дробные).
2.
;
;
;
;
;
(Лишнее число
, т.к. это неправильная дробь, и оно больше 1)
3.
;
;
;
; ; (Лишнее число
, т.к. это правильная дробь, и оно меньше 1)