СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательной активности воспитанников посредством развития навыков экспериментирования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами экспериментальных действий.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательной активности воспитанников посредством развития навыков экспериментирования»

Формирование познавательной активности воспитанников посредством развития навыков экспериментирования Автор проекта: воспитатель Ишина Зоя Анатольевна  МБДОУ «Инжавинский детский сад «Берёзка»

Формирование познавательной активности воспитанников посредством развития навыков экспериментирования

Автор проекта:

воспитатель

Ишина Зоя Анатольевна

МБДОУ «Инжавинский детский сад «Берёзка»

АКТУАЛЬНОСТЬ: «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действи- тельности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» Л.С. Выготский В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Опытно-экспериментальная деятельность даёт ребёнку возможность познавать объекты в процессе деятельности с ними, что обеспечивает развитие познавательной активности.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,

чем большим количеством элементов действи-

тельности он располагает в своем опыте, тем

значительнее и продуктивнее при других равных

условиях будет его творческая деятельность»

Л.С. Выготский

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Опытно-экспериментальная деятельность даёт ребёнку возможность познавать объекты в процессе деятельности с ними, что обеспечивает развитие познавательной активности.

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами экспериментальных действий.

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами экспериментальных действий.

Развитие навыков наблюдения и экспериментирования;  Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;     Развитие мышления, речи – суждения в процессе опытно-экспериментальной деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результатов, их интерпретации и применении в деятельности; Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств, символов, условных заместителей, моделей.
  • Развитие навыков наблюдения и экспериментирования;
  • Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

  •    Развитие мышления, речи – суждения в процессе опытно-экспериментальной деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результатов, их интерпретации и применении в деятельности;
  • Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств, символов, условных заместителей, моделей.
 Педагогический проект средней продолжительности. Рассчитан на детей5-6 летнего возраста. По характеру контактов является открытым: к работе над проектом привлекаются родители воспитанников и специалисты детского сада. Проект носит комплексный характер - включает в себя познавательную, исследовательскую и практическую деятельность.

  • Педагогический проект средней продолжительности. Рассчитан на детей5-6 летнего возраста.
  • По характеру контактов является открытым:

к работе над проектом привлекаются родители воспитанников и специалисты детского сада.

  • Проект носит комплексный характер - включает в себя познавательную, исследовательскую и практическую деятельность.

1. Наличие устойчивого познавательного интерес к экспериментированию; 2. Сформированность навыков экспериментирования; 3. Сформированность умения выдвигать гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами; 4. Способность планировать предстоящую деятельность, осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; 5. Проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач; 6. Формирование познавательной активности у воспитанников.

1. Наличие устойчивого познавательного интерес к экспериментированию;

2. Сформированность навыков экспериментирования;

3. Сформированность умения выдвигать гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;

4. Способность планировать предстоящую деятельность, осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;

5. Проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;

6. Формирование познавательной активности у воспитанников.

диагностические мероприятия для детей;  наблюдения за детьми в разных видах деятельности;  отзывы родителей.
  • диагностические мероприятия для детей;

  • наблюдения за детьми в разных видах деятельности;

  • отзывы родителей.
1 этап – организационно – диагностически й  сбор и анализ литературы по данной теме. определение цели, исходя из интересов, потребностей детей и актуальности темы. мониторинг, заполнение, диагностических карт, анализ результатов. разработка тематического планирования мероприятий. организация кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Юный исследователь». 2 этап – формирующий проведение опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками; взаимодействие с родителями направленное на знакомство с темой проекта, на участие в клубе «Удивительное рядом»; совместное движение участников проекта к намеченному результату. 3 этап – заключительный выявление результативности данного проекта; анализ выполнения проекта; презентация проекта; методическая работа по распространению опыта по данному направлению.

1 этап – организационно – диагностически й

  • сбор и анализ литературы по данной теме.
  • определение цели, исходя из интересов, потребностей детей и актуальности темы.
  • мониторинг, заполнение, диагностических карт, анализ результатов.
  • разработка тематического планирования мероприятий.
  • организация кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Юный исследователь».

2 этап – формирующий

  • проведение опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками;
  • взаимодействие с родителями направленное на знакомство с темой проекта, на участие в клубе «Удивительное рядом»;
  • совместное движение участников проекта к намеченному результату.

3 этап – заключительный

  • выявление результативности данного проекта;
  • анализ выполнения проекта;
  • презентация проекта;
  • методическая работа по распространению опыта по данному направлению.
 Кружковая работа, один раз в неделю.  Опытно-экспериментальная деятельность является частью образовательной области «Познавательное развитие» и интегрируется с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Безопасность», «Художественно-эстетическое развитие», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».

  • Кружковая работа, один раз в неделю.
  • Опытно-экспериментальная деятельность является частью образовательной области «Познавательное развитие» и интегрируется с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Безопасность», «Художественно-эстетическое развитие», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».
Проблемная ситуация Целеполагание (что нужно сделать) Выдвижение гипотез  (как, с помощью чего, что получается) Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии ) Не подтвердилось Подтвердилось Выдвижение новых гипотез Формулирование выводов (как получилось) Реализация в действии Подтвердилось Формулирование выводов (как получилось)

Проблемная ситуация

Целеполагание (что нужно сделать)

Выдвижение гипотез

(как, с помощью чего, что получается)

Проверка предположения (отбор нужных средств,

реализация в действии )

Не подтвердилось

Подтвердилось

Выдвижение новых гипотез

Формулирование выводов

(как получилось)

Реализация в действии

Подтвердилось

Формулирование выводов

(как получилось)

Обобщение опыта на уровне ДОУ Выступление на педагогическом совете Проведение мероприятий для сотрудников ДОУ  Распространение опыта Публикация  в печати Размещение материалов на сайтах и форумах Выставки,  папки –  передвижки

Обобщение опыта на уровне ДОУ

Выступление на педагогическом совете

Проведение мероприятий для сотрудников ДОУ

Распространение опыта

Публикация в печати

Размещение материалов на сайтах и форумах

Выставки, папки – передвижки

Данные мониторинга кружковой деятельности «Юный исследователь». 2014-2015 уч. г.

Данные мониторинга кружковой деятельности «Юный исследователь».

2014-2015 уч. г.

воспитанники проявляют интерес к экспериментированию, самостоятельному познанию ; умеют выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, планировать свою деятельность, находить способы решения, формулировать вывод; проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач; значительно повысился уровень знаний об окружающем мире; речь детей стала более образной,  эмоциональной, расширился словарный  запас;  сформированы навыки экспериментирования и познавательная активность.
  • воспитанники проявляют интерес к экспериментированию, самостоятельному познанию ;
  • умеют выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, планировать свою деятельность, находить способы решения, формулировать вывод;
  • проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;
  • значительно повысился уровень знаний об окружающем мире;
  • речь детей стала более образной, эмоциональной, расширился словарный запас;
  • сформированы навыки экспериментирования и познавательная активность.
Гипотеза подтвердилась. Развитие навыков экспериментирования привело к значительному повышению уровня познавательной активности, любознательности и креативности воспитанников. Помимо этого, выявлено положительное влияние экспериментальной деятельности на формирование интегративных качеств личности: умение применять освоенные способы деятельности для решения практических задач.

Гипотеза подтвердилась. Развитие навыков экспериментирования привело к значительному повышению уровня познавательной активности, любознательности и креативности воспитанников.

Помимо этого, выявлено положительное влияние экспериментальной деятельности на формирование интегративных качеств личности: умение применять освоенные способы деятельности для решения практических задач.

Продолжение работы по опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками 6-7 летнего возраста для дальнейшего формирования интегративных качеств личности.

Продолжение работы по опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками 6-7 летнего возраста для дальнейшего формирования интегративных качеств личности.

Информационные ресурсы : http :// dob .1 september . ru /   http :// detsad - kitty . ru / http :// www . ivalex . vistcom . ru /  http :// nsportal . ru /  http :// doshvozrast . ru / index . htm

Информационные ресурсы :

http :// dob .1 september . ru /

http :// detsad - kitty . ru /

http :// www . ivalex . vistcom . ru /

http :// nsportal . ru /

http :// doshvozrast . ru / index . htm