СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных УУД в УМК " Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательные УУД включают: обще-учебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных УУД в УМК " Перспектива"»

Формирование познавательных УУД В УМК «Перспектива»

Мягченкова Светлана Николаевна

Познавательные универсальные учебные действия включают: обще-учебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

6. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

7. Уважение к своему народу, к своей родине.

8. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Познавательные УУД формируются, когда:

‐ учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…»

Математика

Умение использовать модель (символы, знаки) для решения задачи:

Учебник: Математика:1 класс: 1 ч. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. стр. 37;

Формирование умения классифицировать:

Учебник: Математика:1 класс: 1 ч. Дорофеев Г.В. ,Миракова Т.Н. стр. 30, 33, 35,

Математика: 1 класс: 1 ч. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. стр. 16, 33, 35, 37, 43, 57 (построение фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах).





Для формирования познавательных УУД по математике можно использовать следующие виды игр: при знакомстве детей с приёмом образования чисел можно использовать игру “Живой уголок”.

Дидактическая цель: ознакомление детей с приёмом образования чисел при одновременном закреплении пространственной ориентации, понятий “больше”, “меньше”.

Средства обучения: изучение животных.

Содержание игры: учитель говорит: “В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры 2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры 3) Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два это один и один). Почему 21? (два идёт при счёте после числа 1). Аналогично можно рассматривать образование последующих чисел.

Формирование познавательных УУД происходит и при изучении других учебников УМК «Перспектива»:

Русский язык.Учебник: Русский язык: 1 класс Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. стр. 47, зад. 5; стр. 57, зад. 3 — определить модели слов.

Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород парк море школа столовая зоопарк

гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка

кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка

реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка

морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.

Окружающий мир ( ПОКАЗ РАБОТ ДЕТЕЙ В ТЕТРАДЯХ)

Тема: Наш дом и семья» (уроки 22-36). Позволяет осмыслить понятия, связанные с темой «Семья» и «Дом». Осознать свою роль в семье, осмыслить понятие «семейные ценности».

Литературное чтение

Тема: «Здравствуй, сказка!» Позволяет познакомить детей с особенностями сказки и научить отличать сказку от других литературных произведений; учит отбирать нужную информацию.

Учебник «Литературное чтение: 1 класс» часть 1, стр. 90-91 — в конце изучения темы дети, отвечая на вопросы, осмысляют отличие сказки от других литературных произведений.

При формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебных материал.

Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука: 1 класс: 1 ч. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. стр.24 - 41 — тема «Слово. Знак» позволяет ввести понятия «слово» и «предмет», уточнить роль предмета и слова в общении, раскрыть значение знаков в общении, учить детей пользоваться знаками-символами, учить школьников распознавать условные знаки, составлять предложения и рассказ с заданным количеством слов, осмыслить связи между словом и знаком (в частности, их взаимозаменяемости).

Например, на уроке обучение грамоте (чтение) по теме «Мир полон звуков» учащиеся узнают, что слова состоят из звуков, сравнивая речевые и неречевые звуки:

-Все, что нас окружает, из чего-то сделано. Из какого материала сделан стол, указка?

- Вы услышали «стол», «указка». Что я сказала? (Это слова.)

- А из чего же сделаны слова?

- Какую цель поставим на уроке?

- Сегодня мы откроем этот секрет.

- Покажите хором, как шипит змея. (Фото змеи)

- Если змея близко, как мы ее услышим, покажите.

- Но вот она испугалась и уползла далеко. Как теперь ее слышно?

Значительная часть познавательных УУД в курсе «Литературного чтения» формируется и совершенствуется при изучении темы «План и пересказ» и чтении текстов познавательной литературы. Я использовала разные методы обучения пересказу, но результат не был ошеломляющим. Нашла статью магистранта У.К. Шамсрахманова «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИИ», в которой он рассказывал о приеме «Раскадровка»:

«Следующий этап - схематизация основных событий сюжета. Приём «Раскадровка». При чтении сказки дети карандашом или фломастером рисуют «мультик» - схематичное изображение событий, происходящих в сказке. Таким образом, на основе обобщённого восприятия, дети могут увидеть и понять логику сюжета. Перечисляя события, изображённые в «мультике», дети усваивают план пересказа. Позднее можно предложить назвать каждый кадр одним предложением. Это уже план произведения.»

Попробовала на практике. Результат положительный.

Познавательные универсальные учебные действия, формируют поисковую и исследовательскую деятельность. С 1 класса ведётся большая работа над проектами. Использование различных заданий , а также игровые технологии являются эффективным средством развития познавательных УУД младших школьников.