Формирование познавательных УУД В УМК «Перспектива»
Мягченкова Светлана Николаевна
Познавательные универсальные учебные действия включают: обще-учебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
6. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
7. Уважение к своему народу, к своей родине.
8. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Познавательные УУД формируются, когда:
‐ учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…»
Математика
Умение использовать модель (символы, знаки) для решения задачи:
Учебник: Математика:1 класс: 1 ч. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. стр. 37;
Формирование умения классифицировать:
Учебник: Математика:1 класс: 1 ч. Дорофеев Г.В. ,Миракова Т.Н. стр. 30, 33, 35,
Математика: 1 класс: 1 ч. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. стр. 16, 33, 35, 37, 43, 57 (построение фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах).
Для формирования познавательных УУД по математике можно использовать следующие виды игр: при знакомстве детей с приёмом образования чисел можно использовать игру “Живой уголок”.
Дидактическая цель: ознакомление детей с приёмом образования чисел при одновременном закреплении пространственной ориентации, понятий “больше”, “меньше”.
Средства обучения: изучение животных.
Содержание игры: учитель говорит: “В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры 2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры 3) Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два это один и один). Почему 21? (два идёт при счёте после числа 1). Аналогично можно рассматривать образование последующих чисел.
Формирование познавательных УУД происходит и при изучении других учебников УМК «Перспектива»:
Русский язык.Учебник: Русский язык: 1 класс Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. стр. 47, зад. 5; стр. 57, зад. 3 — определить модели слов.
Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород парк море школа столовая зоопарк
гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка
кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка
реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка
морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
Окружающий мир ( ПОКАЗ РАБОТ ДЕТЕЙ В ТЕТРАДЯХ)
Тема: Наш дом и семья» (уроки 22-36). Позволяет осмыслить понятия, связанные с темой «Семья» и «Дом». Осознать свою роль в семье, осмыслить понятие «семейные ценности».
Литературное чтение
Тема: «Здравствуй, сказка!» Позволяет познакомить детей с особенностями сказки и научить отличать сказку от других литературных произведений; учит отбирать нужную информацию.
Учебник «Литературное чтение: 1 класс» часть 1, стр. 90-91 — в конце изучения темы дети, отвечая на вопросы, осмысляют отличие сказки от других литературных произведений.
При формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебных материал.
Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука: 1 класс: 1 ч. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. стр.24 - 41 — тема «Слово. Знак» позволяет ввести понятия «слово» и «предмет», уточнить роль предмета и слова в общении, раскрыть значение знаков в общении, учить детей пользоваться знаками-символами, учить школьников распознавать условные знаки, составлять предложения и рассказ с заданным количеством слов, осмыслить связи между словом и знаком (в частности, их взаимозаменяемости).
Например, на уроке обучение грамоте (чтение) по теме «Мир полон звуков» учащиеся узнают, что слова состоят из звуков, сравнивая речевые и неречевые звуки:
-Все, что нас окружает, из чего-то сделано. Из какого материала сделан стол, указка?
- Вы услышали «стол», «указка». Что я сказала? (Это слова.)
- А из чего же сделаны слова?
- Какую цель поставим на уроке?
- Сегодня мы откроем этот секрет.
- Покажите хором, как шипит змея. (Фото змеи)
- Если змея близко, как мы ее услышим, покажите.
- Но вот она испугалась и уползла далеко. Как теперь ее слышно?
Значительная часть познавательных УУД в курсе «Литературного чтения» формируется и совершенствуется при изучении темы «План и пересказ» и чтении текстов познавательной литературы. Я использовала разные методы обучения пересказу, но результат не был ошеломляющим. Нашла статью магистранта У.К. Шамсрахманова «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИИ», в которой он рассказывал о приеме «Раскадровка»:
«Следующий этап - схематизация основных событий сюжета. Приём «Раскадровка». При чтении сказки дети карандашом или фломастером рисуют «мультик» - схематичное изображение событий, происходящих в сказке. Таким образом, на основе обобщённого восприятия, дети могут увидеть и понять логику сюжета. Перечисляя события, изображённые в «мультике», дети усваивают план пересказа. Позднее можно предложить назвать каждый кадр одним предложением. Это уже план произведения.»
Попробовала на практике. Результат положительный.
Познавательные универсальные учебные действия, формируют поисковую и исследовательскую деятельность. С 1 класса ведётся большая работа над проектами. Использование различных заданий , а также игровые технологии являются эффективным средством развития познавательных УУД младших школьников.