ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Рассмотрено методической комиссией филиала №6 ФКП образовательного учреждения №46 Протокол от « » ноября 2022 г. № ф6/ | СОГЛАСОВАНО Заведующий филиалом № 6 ФКП образовательного учреждения №46 О.Е. Кошелев « » ноября 2022 г. |
Доклад
на тему: «Формирование принципов сознательности, активности и самостоятельности у обучающихся на уроках производственного обучения»
Составитель:
Кошелев Илья Олегович,
мастер производственного
обучения высшей
квалификационной категории
2022 г.
Вопросы развития познавательной деятельности обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания обучающихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности обучающихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения обучающихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний обучающихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных обучающимися теоретических положений от умения применить их на практике.
В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
Цель -обобщить опыт активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках учебной практики, используя личностно-ориентированные педагогические технологии.
Поставлены следующие задачи:
Изучить методическую литературу.
Выявить возможности активизации обучения для развития познавательной деятельности.
Изучить методы и формы обучения, которые будут способствовать повышению эффективности учебного процесса.
Систематизировать основные методические приемы и дидактический материал, нацеленный на активизацию познавательной деятельности на уроках учебной практики.
Объект: процесс обучения на уроках учебной практики в условиях среднего профессионального образования.
Предмет: методика активизации познавательной деятельности обучающихся при обучении на учебной практике.
Гипотеза: если проблемно-поисковый метод обучения используется в комплексе с методами стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки то значительно активизируется учебно-познавательная деятельность обучающихся.
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности обучающихся, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности обучающихся - составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения). Широкое понятие активности обучающихся имеет философский, социальный, психологический и иные аспекты.
Идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности лежат определенные философские взгляды. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в школе Пифагора.
Совершенствование принципов в учении отражено в трудах Ф.А. Дистервега, который создал дидактическую систему, направляемую на развитие умственных сил учащихся. Будучи сторонником активного обучения, выдвинул идею познавательной самостоятельности учащихся.
«Ученикам следует - писал К.Д. Ушинский - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания».
В реализации целей активизации познавательной деятельности лежат активные методы обучения. В научной литературе проблеме активных методов обучения посвящено немало исследований в области психологии и педагогики.
А.М. Матюшкин в своих работах обосновал необходимость использования активных методов во всех видах учебной работы обучающихся, ввел понятие диалогического проблемного обучения как наиболее полно передающего сущность процессов совместной деятельности преподавателя и обучающихся, их взаимной активности.
Учебный процесс с использованием активных методов обучения в условия среднего профессионального образования опирается на совокупность общедидактических принципов обучения и включает свои специфические принципы.
Принцип равновесия между содержанием и методом обучения с учетом подготовленности обучающихся и темой занятия.
Принцип моделирования. Моделью учебного процесса выступает учебный план. В нем отражаются цели и задачи, средства и методы обучения, процедура и режим занятий, формулируются вопросы и задания, которые решают обучающиеся в ходе обучения. Но также необходимо преподавателю смоделировать конечный результат, то есть описать «модель ученика», завершившего обучение. А именно: какими знаниями (их глубина, широта и направленность) и навыками он должен обладать, к какой деятельности должен быть подготовлен, в каких конкретно форма должна проявляться его образованность. Полезно будет представить «модель среды», в которой учится и живет обучающийся. Она поможет избежать отрыва от реальной действительности и ее проблем.
Принцип входного контроля. Этот принцип предусматривает подготовку учебного процесса согласно реальному уровню подготовленности обучающийся, выявления их интересов, установления наличия или потребности в повышении знаний. Входной контроль дает возможность с максимальной эффективностью уточнить содержание учебного курса, пересмотреть выбранные методы обучения, определить характер и объем индивидуальной работы обучающийся, аргументировано обосновать актуальность обучения и тем вызвать желание учиться.
Принцип соответствия содержания и методов целям обучения. Для эффективного достижения учебной цели преподавателю необходимо выбирать такие виды учебной деятельности обучающийся, которые наиболее подходят для изучения конкретной темы или решения задачи. В одном случае достаточно диалога, обсуждения проблемы. В другом необходимо использовать дополнительные источники информации: журналы, газеты и т.п. Или же нужно обратиться к смежным областям знаний, за консультацией к специалистам.
Принцип проблемности. В этом случае требуется такая организация занятия, когда обучающийся узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, препятствий, создаваемых постановкой проблем
Во время занятия ставятся вопросы, требующие поиска, что активизирует мыслительную деятельность обучающийся, а это важное условие эффективности обучения.
Принцип «негативного опыта». В практической деятельности вместе с успехом, допускаются и ошибки, поэтому необходимо учить человека избегать ошибок. Эта задача очень актуальна. В соответствии с данным принципом в учебный процесс, построенный на активных методах обучения, вносятся два новых обучающих элемента:
- изучение, анализ и оценка ошибок, допущенных в конкретных ситуациях.
- обеспечение ошибки со стороны обучающегося в процессе освоения знаний, умений и навыков. Обучающимся предлагается для анализа ситуация или ставится проблемная задача, сформулированная таким образом, что при ее решении обучающийся неизбежно допускает ошибку, источником которой, как правило является отсутствие необходимого опыта. Дальнейший анализ последовательности действий обучающегося помогает обнаружить закономерность ошибки и разработать тактику решения задачи. Одновременно обучающийся убеждается в необходимости знаний по данной проблеме, что побуждает его к более глубокому изучению учебного курса.
Принцип «от простого к сложному». Занятие планируется и организуется с учетом нарастающей сложности учебного материала и применяемых методов в его изучении: индивидуальная работа над первоисточниками, коллективная выработка выводов и обобщений и т.д.
Принцип непрерывного обновления. Одним из источников познавательной активности обучающихся является новизна учебного материала, конкретной темы и метода проведения занятия. Информативность учебного процесса, то есть насыщенность новым, неизвестным, привлекает и обостряет внимание обучающихся, побуждает к изучению темы, овладению новыми способами и приемами учебной деятельности.
Принцип организации коллективной деятельности. Обучающемуся часто приходиться сталкиваться с необходимостью решения, каких- либо задач или принятия решений в группе, коллективно. Возникает задача развития у обучающихся способности к коллективным действиям.
Принцип опережающего обучения. Этот принцип подразумевает овладение в условиях обучения практическими знаниями и умение воплотить их в практику, сформировать у обучающегося уверенность в своих силах, обеспечить высокий уровень результатов в будущей деятельности.
Принцип диагностирования. Данный принцип предполагает проверку эффективности занятий. Например, анализ самостоятельной работы обучающегося над учебной ситуацией покажет, удачно ли тема вписывается в контекст курса, правильно ли выбран метод проведения занятий, хорошо ли обучающийся ориентируются в изучаемых проблемах, можно ли что-либо изменить к следующему занятию и т.д.
Принцип экономии учебного времени. Активные методы обучения позволяют сократить затраты времени на освоение знаний и формирование умений, навыков. Так как усвоение знаний, овладение практическими приемами работы и выработка навыков осуществляется одновременно, в одном процессе решения задач, анализа ситуаций или деловой игры. Тогда как обычно эти две задачи решаются последовательно, вначале обучающиеся усваивают знания, а затем на практических занятиях вырабатывают умения и навыки.
Принцип выходного контроля. Обычно, выходной контроль знаний происходит после завершения обучения в форме экзамена, зачетов, собеседований, выполнения контрольных работ или рефератов с последующей их защитой. Но это формы проверки знаний не в каждом случае могут установить количество и качество приобретенных умений и навыков. Для выходного контроля успешно используются активные методы обучения: серия контрольных практических заданий, проблемных задач и ситуаций. Они могут быть индивидуальными и групповыми.
Таким образом, исходя из вышесказанного, отметим, что уже в начале ХХ века многие ученые педагоги и психологи видели необходимость в разработке новых методов обучения, для активизации учебной деятельности обучающихся. Данная проблема остается актуальной и в настоящее время. В реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы, которые помогают вести обучающихся к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учатся выделить главное в учебном материале, развивают речь и многое другое. Как показывает практика, использование активных методов является необходимым условием для подготовки высоко квалифицированных специалистов и приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки обучающихся путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, учебная информация переходит в личностное знание обучающихся.
Как известно, в дидактике существуют разные подходы к классификации методов обучения. В качестве отличительного признака используется степень активизации слушателей или характер учебно-познавательной деятельности. Различают классификации, в основу которых положены следующие признаки:
источники познания (вербальные, наглядные, практические методы обучения);
методы логики (аналитико - синтетические, индуктивные, дедуктивные методы обучения);
тип обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающие методы обучения);
уровень познавательной самостоятельности обучающихся (репродуктивные, продуктивные, эвристические методы обучения);
уровень проблемности (показательный, монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы обучения);
дидактические цели и функции (методы стимулирования, организации и контроля);
вид деятельности преподавателя (методы изложения и методы организации самостоятельной учебной деятельности) и пр.
Несмотря на многообразие подходов к классификации методов обучения, каждый из них наиболее эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, при выполнении определенных дидактических функций.
Обучение - исторически изменяющийся процесс. Оно изменяется в первую очередь в зависимости от уровня производства и производственных отношений, в зависимости от потребностей общества, а также социальных условий, духовного богатства общества, его культурных традиций и уровня образованности.
Обучение - это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение является важнейшим средством формирования личности и, в первую очередь, умственного развития и общего образования. Процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности. Активность обучаемых - это их интенсивная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и применение знаний, сформированных навыков и умений. Активность в обучении является условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков.
Познавательная активность - это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи (проблемы), желание самостоятельно получить знания, формировать критический подход к суждению других и независимость собственных суждений. Активность обучающихся пропадает, если отсутствуют необходимые для этого условия.
На современном этапе развития профессионального образования проблема развития познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность обучающихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует развитию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.
Методы активизации познавательной деятельности: вооружают знаниями умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные возможности обучающихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения необходимо вызвать у обучающихся интерес к овладению знаниями.