СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ
ГБПОУ «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
АГАРЕВА НАТАЛЬЯ ШАФИРОВНА
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Хоронхой
2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования профессиональных компетенций при организации самостоятельной работы студентов………………………………………………………………………….8
1.1 Современные подходы к формированию профессиональных компетенций в обучении…………………………………………………….………………….8
1.2. Организация самостоятельной работы студентов при обучении с целью формирования профессиональных компетенций……………………………..13
Выводы по главе 1……………………………………………………………….21
ГЛАВА 2. Методика формирования профессиональных компетенций при организации самостоятельной работы студентов в ………………………….23
2.1. Анализ активных (вовлечённых) методов обучения при организации самостоятельной работы студентов в ГБПОУ «БРТСиПТ»…………………23
2.2. Пути совершенствования организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов в ГБПОУ «БРТСиПТ»…........................................................41
Выводы по главе 2…………………………………………………………..….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………52
ЛИТЕРАТУРА…………………………...............................................................54
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………..……………………………....56
Введение
Актуальность исследования. В последнее время обучение студентов не мыслится без активизации самостоятельной работы, интенсификации их самостоятельной познавательной деятельности и эффективных способов руководства ею. Это в первую очередь обусловлено социальными запросами общества, когда современный специалист должен иметь высокий уровень подготовки, обладать способностью и профессиональными навыками принимать самостоятельные решения, уметь выбирать в значительном объёме информацию, нужную для решения поставленной задачи и обрабатывать её. Затем, на основании полученного результата, творчески подойти к преобразованию окружающей действительности.
Передовые педагоги всегда считали, что на учебном занятии обучающиеся должны трудиться по возможности самостоятельно, а преподаватель или мастер производственного обучения – руководить этим самостоятельным трудом, давая для них весь необходимый материал. Между тем в образовательных учреждениях ещё редко можно видеть самостоятельные работы, которые были бы направлены на формирование приёмов познавательной деятельности, студентов мало обучают способам и приёмам самостоятельной работы.
Немаловажное значение в повышении роли самостоятельной работы студентов имеет и тот факт, что Концепция модернизации российского образования, наравне с указанием необходимости достижения высокого качества профессионального образования, предусматривает ряд задач, ориентированных на постепенную его реорганизацию в соответствии с образовательными стандартами ведущих европейских стран. Где большая часть учебного времени отводится различным формам самостоятельной активной работе студентов.
Вследствие этого, процесс обучения в учреждениях СПО, в настоящее время, всё больше должен основываться на творческой активности студентов.
Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы. Выпускник может оказаться в трудном положении, если за годы учёбы в учебном заведении не научится навыкам самостоятельного приобретения знаний, навыкам повседневного самообразования.
Исследования показали, что в настоящее время знания обесцениваются очень быстро – около 15-20% в год, иными словами, через 3-5 лет выпускник учебного заведения теряет большую часть знаний, полученных за годы учёбы. Поэтому одна из основных задач учреждений СПО – научить учиться. Реализации этой задачи должны быть подчинены: организация и осуществление воспитательно-образовательного процесса, все виды занятий должны строиться так, чтобы они учили студентов творческому, научному подходу к любому вопросу, приобретению умений и навыков самостоятельной работы.
Особое значение имеет такая организация самостоятельной работы, которая, придавая личностный смысл получаемому образованию, учитывая уровень подготовленности к самостоятельной работе, стимулировала бы творческие силы и способности обучающихся, актуализировала внутренние познавательные мотивы учения, способствовала бы развитию навыков самообразования, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Качество подготовки современного специалиста оценивается через такие показатели, как компетентность, самостоятельность, готовность к принятию решений в ситуациях альтернативного выбора, умение адаптироваться в быстроменяющихся производственных условиях, наличие мотивации к непрерывному образованию и профессиональному росту в конкурентной среде, профессиональная ответственность, активное участие в программах международного профессионального партнёрства и интеграции. Обозначенные результаты профессиональной подготовки представлены в новых государственных образовательных стандартах как набор общих и профессиональных компетенций, овладение которыми в целом характеризует компетентность и уровень квалификации будущего специалиста.
Степень изученности темы. Авторы(А.В. Аниськин, Е.С. Бессмельцева, А.В. Гамов, Г.Р. Гарафутдинова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.М. Ростовцева, А.В. Хуторской и др.) отмечают что переход на новые образовательные стандарты вызвал обоснованный интерес к поиску наиболее эффективных организационно-содержательных подходов к формированию профессиональных компетенций студентов. недостаточная исследованность в педагогической теории и практике обусловила выбор темы исследования: «Формирование профессиональных компетенций студентов при организации самостоятельной работы».
Актуальность проблемы формирования профессиональных компетенций при организации самостоятельной работы студентов, степень ее исследованности в педагогической теории и практике обусловили выбор Тема исследования: «Формирование профессиональных компетенций при организации самостоятельной работы студентов».
Цель исследования – рассмотреть особенности формирования профессиональных компетенций при организации самостоятельной работы студентов.
Объектом исследования является организация самостоятельной работы студентов.
Предметом исследования является формирования профессиональных компетенций при организации самостоятельной работы студентов.
Определение цели, объекта и предмета исследования, позволило сформулировать задачи исследования:
1) показать современные подходы к формированию профессиональных компетенций в обучении;
2) изучить организацию самостоятельной работы студентов при обучении с целью формирования профессиональных компетенций;
3) проанализировать активные (вовлечённые) методы обучения при организации самостоятельной работы студентов в ГБПОУ «БРТСиПТ»;
4) определить пути совершенствования организации самостоятельной работы студентов ГБПОУ «БРТСиПТ»;
5) подвести итоги исследования и сформулировать выводы, практические рекомендации, вытекающие из анализа поставленной в исследовании проблемы.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что профессиональные компетенции сформируются у обучающихся при соответствующей организации самостоятельной работы, если будут:
созданы условия для выполнения самостоятельной работы;
разработаны методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентами.
К основным методам исследования относятся:
теоретический анализ научной литературы по проблеме организации СРС для формирования профессиональных компетенций;
изучение и обобщение практического опыта организации СРС;
изучение и анализ нормативно-правовых актов;
различные виды педагогического наблюдения;
Базой исследования является Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий»
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов в процессе формирования профессиональных компетенций при организации самостоятельной работы студентов строительного профиля.
Этапы исследования.
этапы | Содержание работы | Сроки реализации |
1. Этап Подготовительный
| 1.Теоретический анализ научной литературы по проблеме организации СРС для формирования профессиональных компетенций. | 1-ое полугодие 2022-2023 учебного года |
2.Изучение и обобщение практического опыта организации СРС при обучении с целью формирования профессиональных компетенций. | 2023-2024 уч.год | |
3.Различные виды педагогического наблюдения. | 2023-2024 уч.год | |
4.Изучение и анализ нормативно-правовых актов. | 2023-2024 уч.год | |
5.Определение пути совершенствования организации самостоятельной работы студентов.
| 2023-2024 уч.год;
| |
2. Этап Основной | 1. Использование основных методов обучения для формирования профессиональных компетенций при организации самостоятельной работы студентов. 2. Разработка конкретных форм СРС и приемов обучения.
|
2023-2024 уч.год |
3. Этап Обобщающее- аналитический | 1.Подведение итогов исследования и формулировка выводов, практические рекомендации, вытекающие из анализа поставленной в исследовании проблемы. 2.Показать современные подходы к формированию профессиональных компетенций в обучении.
| 2024 год. |
Глава 1. Теоретические основы формирования профессиональных компетенций при организации самостоятельной работы студентов
1.1. Современные подходы к формированию профессиональных компетенций в обучении.
Вопросы формирования профессиональных компетенции рассматривались в психолого-педагогической литературе A.B. Аниськиным (2010), Е.С. Бессмельцевой (2018), A.B. Гамовым (2018), Г.Р. Гарафутдиновой (2018), Э.Ф. Зеер (2015), И.А. Зимней (2013), В.М. Ростовцевой (2019), A.B. Хуторским (2013) и другими. Однако анализ соответствующих исследований свидетельствует о том, что* практически все они изучают процесс формирования профессиональных компетенций в контексте обучения основам специальности или специальным дисциплинам. Прежде всего, это объясняется тем, что термин «профессиональная компетенция» подразумевает принадлежность к профессии и, следовательно, к тем профессиональным знаниям, умениям, навыкам, производственному и социальному опыту, которые обеспечивают ее профессиональное функционирование. Если исходить из того, что процесс формирования профессиональных компетенций основывается на интеграции общепрофессиональных и специальных дисциплин, представляется актуальным рассмотреть возможности формирования профессиональных компетенций студентов в процессе изучения дисциплин.
Целенаправленное развитие интеллектуальных умений, которые являются основой одной из ключевых компетенций, обеспечивающих их профессиональную мобильность и гибкость. Таким образом, одним из условий подготовки конкурентоспособного специалиста выступает компетентностный подход, обеспечивающий формирование у студента высокого уровня научных знаний, а главной целью становится повышение роли самостоятельной работы как формы учебного процесса.
Традиционная система обучения основана на передаче готовых знаний от преподавателя к студенту, где основная деятельность учащегося заключается в решении теоретических и практических задач, с четкой формулировкой и готовым набором действий (алгоритмом), и не требует глубоких умственных размышлений. Самостоятельная же работа предполагает развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста, его способность выстраивать индивидуальную траекторию самообучения, а также формировать способности к саморазвитию и творческому применению полученных знаний.
Самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а его основой. Именно ее многие ведущие специалисты считают одним из наиболее эффективных способов (методов) активации познавательной деятельности учащихся, развития их самостоятельности, ответственности и творческих способностей. Причем особого внимания здесь требуют вопросы мотивационного обеспечения самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой заинтересованности в получении знаний. Наибольшей побудительной силой обладает внутренняя мотивация, которая исходит от самой деятельности. Можно говорить об интересе к учению и о создании условий для успешного развития интеллектуальных умений студента, когда восприятие новой информации вызывает положительные эмоции, а сама деятельность побуждает учиться.
Мотивация учебной деятельности будущих специалистов может быть усилена разъяснением значимости учения, необходимости и важности саморазвития, а также подготовкой к предстоящей профессиональной деятельности. Необходимо также отметить, что способы воспитания положительной мотивации, такие, как стремление к позитивному результату, самоутверждению, самореализации, чувство успеха, уверенность в своих силах, эмоциональная приподнятость, имеют немаловажное значение в усилении мотивации самостоятельной учебной деятельности студентов.
Решающую роль в организации самостоятельной работы принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом «вообще», а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Основная задача преподавателя состоит в том, чтобы развить лучшие качества студента, его творческие способности, привить навыки поисковой работы, научить анализировать и критически оценивать полученную информацию. Для этого я должна так организовать учебный процесс и деятельность студентов, чтобы они шли к выполнению поставленной цели, без его непосредственного руководства. В этом случае студенты сами самостоятельно выполняют задания, а преподаватель выступает только в роли консультанта, направляя их деятельность в нужное русло.
Таким образом, следует отметить, что при организации самостоятельной работы наиболее целесообразным является опора на принципы личностно-ориентированного образования, которые позволяют учитывать индивидуальные интересы, способности и склонности обучающихся.
К условию продуктивности самостоятельной работы студентов можно отнести высокую степень корреляции между целями преподавателя, потребностями обучаемого и общими целями образования. Готовность студентов к работе и установка учащихся и преподавателей на сотворчество в наибольшей степени оказывает влияние на успешность самостоятельной работы в техникуме.
Главная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в создании на занятиях условий для развития их инициативы и мышления. К таким дидактическим условиям, повышающим эффективность формирования профессиональной компетенции обучающихся можно отнести: структурирование учебного материала, обеспечивающее оптимальное осуществление студентами учебно-познавательной деятельности; разработку и применение системы развивающих учебных заданий, позволяющих раскрыть и обогатить умственный потенциал студентов; обеспечение межпредметных связей; внедрение в учебный процесс активных и интерактивных методов их подготовки; а также осуществление мониторинга процесса и результатов учебной деятельности.
Перечисленные условия позволяют развивать у студентов способности мыслить концептуально, видеть не только отдельные явления и события, но и уметь находить в них общие связи и закономерности.
На первый план в педагогической деятельности выходит принцип «научить студента учиться», что является необходимым для эффективной организации их самостоятельной работы. При этом функции преподавателя могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей.
К основным чертам разрабатываемой стратегии организации эффективной системы самостоятельной работы в вузе можно отнести: во-первых, конкретизацию целей деятельности студентов на каждом этапе учебного процесса и разработка схемы взаимодействия целей, обеспечивающей достижение главной цели; во-вторых, разработку общего подхода к системе заданий, моделирующего деятельность студентов и обеспечивающего развитие профессиональной компетентности; в-третьих, объединение заданий в систему на основе учебного, научного и профессионального единства; в-четвертых, формулирование основных требований к системе заданий, выполняющих развивающую и обучающую функции и способствующих преодолению студентами трудностей при овладении профессиональными умениями; и, наконец, выбор определенных форм организации студентов.
Данная стратегия может быть реализована при организации деятельности студентов в процессе освоения ими учебных дисциплин. Таким образом, в свете происходящей реформы образования трансформация учебного процесса в высшем учебном заведении в соответствии с компетентностным подходом предполагает создание эффективной системы самостоятельной работы, которая играет важную роль в процессе обучения и должна стать основой подготовки современных специалистов к их дальнейшей профессиональной деятельности.
Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в студенческие годы. Выпускник может оказаться в трудном положении, если за годы учебы в учебном заведении не научится навыкам самостоятельного приобретения знаний, навыкам повседневного самообразования.
В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов, которая создает условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации для поиска необходимых знаний. Последнее особенно актуально в связи с развитием такой новой формы образовательного процесса, как выстраивание индивидуальной траектории самообучения.
Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, как правило, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных профессиональных качеств. Это некая универсальная компетенция, которая применима к любой профессиональной деятельности.
Документальной базой для организации самостоятельной работы студентов является: федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования, основная профессиональная образовательная программа (рабочий учебный план, календарный график учебного процесса, рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей); положение об организации самостоятельной работы студентов; программа самостоятельной работы студентов.
На сегодняшний момент самостоятельная работа студентов рассматривается нами как учебная и научно-исследовательская деятельность студентов, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций.
1.2 Организация самостоятельной работы студентов при обучении с целью формирования профессиональных компетенций.
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности учебного занятия, активизации студентов является соответствующая организация и управление самостоятельной учебной работой. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что студенты приобретают знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.
Конкурентоспособный выпускник должен быть самостоятельным, мобильным, иметь творческое мышление, выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать новые виды продукции и т.д.
Профессиональная карьера - это профессиональное становление и развитие личности, основными показателями которой является:
профессиональная самостоятельность;
профессиональная мобильность;
способность работать в коллективе.
Все эти качества развиваются при самостоятельной работе.
Под самостоятельной учебной работой я понимаю любую организованную мною активную деятельность студентов, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.
Самостоятельная работа, наряду с аудиторной, представляет одну из форм учебного процесса и является его существенной частью.
Я считаю, что в настоящее время «во главу угла» ставится самостоятельная работа студента, самоорганизация его учебной деятельности. Учебно-воспитательный процесс коренным образом преображается: позиция «преподаватель впереди студента» должна поменяться на позицию «студент впереди». Я ориентирую, направляю студента вводными и обзорными лекциями, а затем «пропустить его вперед» и время от времени консультирую, подправляю его в самостоятельной деятельности. Самостоятельная работа студентов - составная часть обучения, деятельность студентов в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по моему заданию, но без непосредственного моего участия. Кроме этого студент самостоятельно должен и может заниматься на занятиях. Согласно последним рекомендациям по методике действенного вовлеченного обучения, студент должен 70% времени на занятиях работать самостоятельно. Самостоятельная работа имеет целью проработку пройденного материала во время занятий, пополнение и углубление знаний, выполнение конкретных заданий (работа с книгой, подготовка докладов, выполнение курсовых работ и дипломных проектов, поиск необходимой информации, конструирование, учебная и научно-исследовательская работа).
Самостоятельная работа - это не только закрепление и углубление знаний, но и самостоятельное изучение, и усвоение материала. Вот почему существуют в системе профессионального образования такие формы обучения, как экстернат и заочное обучение, развиваются дистанционные технологии обучения.
При изучении каждой дисциплины организация СРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:
1. Внеаудиторная самостоятельная работа.
2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.
3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Конкретные формы внеаудиторной СРС могут быть самыми различными, в зависимости от цели, характера, дисциплины, объема часов, определенных учебным планом:
подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям;
реферирование статей, отдельных разделов монографий;
изучение учебных пособий;
изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов;
изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия;
выполнение контрольных работ;
написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы;
аннотирование монографий или их отдельных глав, статей;
конспектирование монографий или их отдельных глав, статей;
участие студентов в составлении тестов;
выполнение исследовательских и творческих заданий;
написание курсовых и дипломной работ;
составление библиографии и реферирование по заданной теме;
создание наглядных пособий по изучаемым темам;
самостоятельное изучение темы в рамках «круглых столов»;
занятия в архиве, музее, библиографическом отделе библиотеки и др.
С учетом приведенного описания многообразия форм внеаудиторной СРС, на каждом ее этапе разъясняю цели работы, контролирую понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки цели и определения задач.
Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.
При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории контролирую усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс - опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры «Что? Где? Когда?» и т.д.
На практических и семинарских занятиях использование различных форм СРС позволяет сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.
На практических занятиях отвожу не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельную работу студентов. При организации практического занятия использую следующий алгоритм:
1. Вступительное слово преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).
2. Фронтальный опрос, позволяющий выявить готовность студентов к занятию.
3. Выполнение 1-2 заданий у доски (возможно коллективное обсуждение).
4. Самостоятельное выполнение заданий.
5. Обсуждение выполненных заданий (в конце текущего занятия или в начале следующего).
Для проведения занятий имею большой банк заданий и задач для самостоятельного решения, причем они могут быть дифференцированы по степени сложности (Мастер-тест). В зависимости от дисциплины или от ее раздела использую 2 варианта СРС:
1.Давать определенное количество заданий для самостоятельного выполнения, равных по трудности, а оценку ставить за количество выполненных за определенное время заданий.
2. Выдавать задания разной трудности и оценку ставить за трудность выполненного задания.
По результатам самостоятельного выполнения заданий выставляю оценку. Также оцениванию предварительную подготовку студента к практическому занятию, например, путем экспресс - тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум – 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить, по крайней мере, две оценки. В данном случае цель – не просто поставить оценки, а сделать процедуру оценивания развивающей, позволяющей студенту увидеть собственные пробелы и определить пути их преодоления.
По материалам раздела выдаю студентам домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу подвожу итоги его изучения (например, провести контрольную работу в целом по разделу), обсуждаю оценки каждого студента, выдаю дополнительные задания и рекомендации по их выполнению тем студентам, которые хотят повысить оценку.
Формы СРС должны отличаться для студентов разных курсов. Студентов младших курсов необходимо научить работать с учебниками, монографиями, статьями, источниками, писать конспекты, позднее – оформлять рефераты, эссе, курсовые, а затем и дипломные работы.
В монографии П.И. Пидкасистого выделено пять уровней самостоятельной работы.
Первый уровень - дословное и преобразующее воспроизводство информации.
Второй уровень - самостоятельная работа по образцу.
Третий уровень - реконструктивно-самостоятельная работа (составление кроссвордов, интервью, рассказ и т.п.).
Четвертый уровень - самостоятельная эвристическая работа.
Пятый уровень— творческая (исследовательская, опытническая) работа.
Каждый из этих уровней объективно существует в педагогической практике, и давать самостоятельное задание студенту уровнем выше, чем он способен выполнить – это в лучшем случае напрасно потерять время на учебном занятии.
П ри этом основная моя задача - помочь каждому студенту найти свое место в жизни. Это возможно только при развитии самостоятельной работы студента. Самостоятельная работа всегда вызывает затруднения у студентов, особенно на первом курсе. На первом курсе необходимо их научить правильно ставить учебные цели при самостоятельном изучении материала, учить анализировать прочитанный материал и отбирать главное, работать с первоисточниками. Студентам необходимо научиться запоминать главное, поэтому их необходимо научить приемам запоминания, повторения, приемам смыслового конструирования, развивать мышление и функции понимания, осмысливания, нового на базе старого.
В виду того, что самостоятельная работа является важнейшей формой учебного процесса, я акцентирую ее преимущества по формированию параметров квалификационной характеристики. Моё руководство самостоятельной работы студента постепенно переходит в самоорганизованную работу. Для лучшей организации самостоятельной работы ее необходимо мотивировать (для чего и чему способствует выполняемая работа).
Давая самостоятельные задания студентам, я учитываю их психологические особенности. Самостоятельная работа студентов обязательно мною заслушивается (прочитывается) и оценивается.
При выдаче задания на самостоятельную работу четко ставлю перед студентами цель, актуализирую и мотивирую ее, даю алгоритм выполнения задания и рекомендую литературу, которая поможет выполнить задание, устанавливаю форму и сроки сдачи выполненной работы, определяю сроки консультаций (оказание помощи в организации работы), устанавливаю критерии оценки.
Разрабатываю для студентов памятку по самостоятельной работе. В ней я указываю следующее:
внимательно прочитайте тему;
перечислите ваши действия по выполнению задания;
составьте план работы, выделяя главные разделы;
в каждом разделе наметьте основные положения;
пронумеруйте их;
в конце выполнения работы оцените, достигли ли вы поставленной цели.
При выполнении самостоятельной работы студенты проходят следующие этапы:
о пределяют цель работы;
конкретизируют проблемную ситуацию;
делают оценку собственных знаний для выполнения задачи;
планируют и выполняют работу.
Дидактические цели самостоятельной работы.
При планировании и организации самостоятельной работы студентов я думаю, что выбор и формулировка дидактических целей должны соответствовать видам самостоятельной деятельности студентов как в рамках учебного занятия, так и внеаудиторной работы.
Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
Углубление и расширение теоретических знаний;
Формирование умений использовать справочную, правовую, нормативную документацию и специальную литературу;
Развитие познавательных способностей и активности студентов;
Формирование у студентов самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации;
Развитие исследовательских умений.
Виды самостоятельной работы студентов.
Практика работы со студентами позволяет мне выделить следующие основные виды самостоятельной активной деятельности студентов, которые использую в системе профессионального обучения:
составление тезисов и конспектов при работе с учебной, специальной, справочной и методической литературой;
самостоятельное изучение темы с использованием учебной и справочной литературы;
работа по заданию преподавателя с новинками литературы по
подготовке материала для опережающего обучения и
сообщение его на занятиях;
поиск практических примеров в обществе, в средствах массовой информации по изучаемым темам, разделам и дисциплине в целом;
творческие диктанты по новой терминологии;
составление кроссвордов;
ответы на вопросы по самостоятельно изученному студентам и материалу;
ответы на вопросы по средствам обучения;
рецензирование работы сокурсников;
решение проблемных ситуаций;
самостоятельное составление практических задач по ранее изученному материалу;
подготовка вопросов для тематических КВН, олимпиад,
рекламы, выставок, презентаций и других внеаудиторных мероприятий, проводимых в рамках работы предметно-цикловых (методических) комиссий;
подготовка рефератов, докладов по заданной теме;
самостоятельная работа с нормативно-техническими документами;
подготовка сообщений на конференциях;
выполнение курсовых работ и дипломных проектов:
выполнение лабораторных и практических заданий;
научно-исследовательская работа.
Самостоятельная работа с учебником - это основной источник знаний по дисциплине, средство формирования учебных умений, овладение примами познавательной деятельности. В процессе обучения учебник выполняет информативную, обучающую, развивающую и воспитывающую функции. Перед выдачей задания для работы с учебником я ставлю перед студентом цель. Целесообразно предлагать задания нарастающей трудности (пересказать, найти ответ на вопрос, сделать вывод).
С первого самостоятельного задания студентам я рекомендую формировать папку «Собственные достижения», в которую будут складываться самостоятельно выполненные работы (конспекты, отчеты по всем самостоятельно выполненным практическим заданиям, самостоятельно разработанные и оформленные документы и т.д.).
Развитие самостоятельной работы позволит уйти от традиционных групповых занятий. Самостоятельная работа - это, прежде всего, приобретение конкретных умений и навыков, т.е. применение знаний в работе.
Особую роль в развитии самостоятельной деятельности будущего специалиста играет научно-исследовательская работа студентов.
Вывод по главе 1:
Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из основных, органических элементов учебного процесса, если она проводится планомерно и систематически.
Несомненно, перед педагогами учреждений профессионального образования стоит задача такой организации самостоятельной работы студентов, которая обеспечит, во-первых, формирование самостоятельности в образовательном процессе и, во-вторых, создание условий для приобретения устойчивых навыков информационной культуры в различных видах деятельности, в том числе за счет повышения эффективности аудиторных занятий в различных формах.
Студент должен стать активной фигурой учебного процесса, а не пассивным объектом обучения. Следовательно, необходимо включать его в активную учебную деятельность, «учить учиться», оказывать ему помощь в приобретении знаний. Образование должно пронизывать всю сознательную жизнь будущего выпускника, т.е. образование не на всю жизнь, а через всю жизнь.
Студент и преподаватель должны составлять союз, в котором стороны связаны общей целью: достижение положительных качественных результатов в итоге выполнения студентом самостоятельной работы.
Роль преподавателя в данном случае заключается в оказании студенту помощи, которая состоит из определения алгоритма выполнения работы, основных направлений поиска ответа на поставленные вопросы, систематизации полученных результатов, их анализа, подведения итогов выполнения работы, их оценки.
К сожалению, в настоящее время, преподаватель при организации самостоятельной работы студентов сталкивается с рядом проблем. Прежде всего, это касается планирования самостоятельной работы студентов.
Чаще всего происходит неравномерное распределение часов на СРС и как следствие перегрузка студентов.
Для того, чтобы данную проблему искоренить, должно быть, изначальное согласование преподавателями в рамках основной профессиональной образовательной программы различных видов самостоятельной работы студентов с целью избежать перегрузки студентов и определенных «наслоений» во времени.
Преподавателям учреждений профессионального образования необходимо организовывать самостоятельную работу студентов так, чтобы она дополняла и усиливала работу, направленную на формирование общих и профессиональных компетенций, и, способствовала бы самостоятельному установлению связи материала различных дисциплин, его связи с практикой.
Глава 2. Методика формирования профессиональных компетенций при организации самостоятельной работы студентов
2.1 Современные требования к организации и управлению образовательным процессом свидетельствуют о необходимости использования таких методов и приёмов обучения, которые обеспечат немалый успех работы преподавателя со студентами учебного заведения в целом. Моя главная цель сделать обучение эффективным, а для этого студенты должны быть максимально активными. Существующая практика преподавания, когда большую часть времени студенты проводят в аудиториях, пассивно слушая лекции, постепенно себя изживает во всем мире, поэтому целесообразно использовать при организации самостоятельной работы активные (вовлечённые) методы обучения.
В условиях личностно-ориентированного обучения я выступаю в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности студента. Он помогает выйти на конечный результат. Обучение является активным процессом. Знания и навыки развиваются в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ. Активное вовлечение студентов в учебный процесс дает им возможность применять полученные знания в профессиональной деятельности. На занятиях 10% времени отвожу на обучение, 20% на демонстрацию, а 70% времени студенты сами выполняют работу.
Методики активного обучения более эффективны, когда они используются в сочетании друг с другом, каждый метод использую не более 20-25 минут. Применение нескольких методов на занятии способствует меньшей утомляемости студентов, их большей самостоятельности, решению практических задач при усвоении нового материала, чередованию деятельности преподавателя и студента, подкреплению словесной информации демонстрацией (развитие зрительной памяти), получению большей информации по изучаемому вопросу.
К основным методам активного обучения я отношу:
мозговой штурм;
управляемая пленарная дискуссия (громкое обсуждение; тихое обсуждение);
игра;
групповая деятельность на занятиях (работа в парах; работа в малых группах);
коллективная система обучения:
семинарское занятие;
кейс - стади;
вопрос-ответ и другие.
Применение данных методов обучения на занятии выводит урок за его традиционные рамки.
Мозговой штурм
Мозговой штурм (Brainstorm –с английского – совместная выработка идей) – это способ получения большого количества идей от группы людей по конкретной теме за короткий период времени. Данный метод представляет собой один из эффективных приемов продуцирования идей. Этот метод использую, чтобы:
переключиться с одной темы и сосредоточиться на следующей теме;
определить широту изучаемой дисциплины или темы;
создать живую атмосферу в учебной аудитории;
быстро получить 30-40 идей.
Провожу в 2 этапа проведения мозгового штурма:
Совместная выработка идей – 10-15 минут;
Связка – 5-10 минут.
Методика совместной выработки идей заключается в следующем:
пишу на доске короткое название темы. Например, «Техник должен обладать качествами….»; «Каменщик должен обладать знаниями …..»; «Строитель должен обладать умениями и навыками….»;
прошу коротко высказать мысль в двух-трёх словах;
не обсуждаю то, что предлагается, а только записываю;
проинструктирую всех, не споря ни с какими идеями;
стою, повернувшись к группе спиной, пишу как можно быстрее;
поощрю новые идеи;
направляю процесс в нужное русло, обращая внимание на определённые, уже написанные слова;
останавливаюсь, когда увижу, что у меня достаточно материала для обсуждения.
Чтобы провести связку высказанных идей:
выделяю главные идеи, над которыми я буду работать;
прошу студентов определить пункты списка, относящиеся к каждой из основных идей;
показываю связь между пунктами;
делаю вывод, который указывает на широту вопроса и необходимость его глубокого рассмотрения.
Вся работа не занимает более 20-25 минут.
Все студенты вовлекаются в работу, стимулируется мыслительный процесс и, когда их предложения сводятся вместе, сразу становится ясно, насколько широка проблема обсуждения.
Я считаю такой вид работы полезным, поскольку он дает представление о глубине обобщенных знаний, характере опыта студентов и уровне их подготовки. Использование этого метода помогает мнеадаптировать свой подход и стиль преподавания к реальным потребностям группы.
Мозговой штурм - великолепный метод повышения мотивации студентов в процессе занятий и для оживления отдельных занятий.
Данная техника эффективна лишь в том случае, если разрабатывается конкретная и точная проблема, если же проблема слишком обширна, или сложна, то мозговой штурм будет менее эффективен.
Для эффективного использования потенциала студентов группы провожу игровое тестирование (например, на классных часах или во время кружковой работы), для которого не требуется дополнительной подготовки ни преподавателя, ни студентов.
Тесты для выбора участников групп генераторов и аналитиков мозгового штурма:
Тесты для генераторов.
1). Тесты на оригинальность:
а) предлагается некоторый тест, испытуемый должен предложить как можно больше названий к нему;
б) описывается несколько гипотетических ситуаций, испытуемого просят перечислить все возможные их последствия.
2). Тесты на семантическую гибкость:
а) дано пять объектов, но только с помощью одного из них можно решить поставленную проблему. Например, задание: «Разжечь огонь, объекты – авторучка, огурец, карманные часы, лампочка, шарик». Ответ: карманные часы, так как для достижения цели можно использовать их как увеличительное стекло;
б) дано два объекта, необходимо соединить их так, чтобы получился полезный третий.
3). Тест на образную адаптивную гибкость: головоломки со спичками, в которых требуется переместить несколько спичек в исходной конфигурации для получения заданной формы; возможно одно или несколько решений.
4). Тесты на семантическую спонтанную гибкость:
а) испытуемый должен предложить всевозможные способы применения обычных вещей (например, кирпича);
б) испытуемый должен перечислить как можно больше объектов, принадлежащих к назначенному классу.
Тесты для аналитиков.
1).Тест «Спроси и догадайся» состоит из трёх частей:
а) вопросы;
б) предложения причин;
в) предложения последствий.
Общим стержнем для теста служит нейтральный рисунок или словесное описание нейтральной ситуации. Например, человек наклонился над водой, и рассматривает своё отражение. В части а) испытуемого просят задать по этой картинке как можно больше вопросов; в части б) он должен придумать как можно больше причин этого события; в части в) перечислить все его возможные последствия. На каждую часть теста устанавливается временный лимит, например 5-минутный.
2).Тест «Совершенствование продуктов» использует в качестве стимула изображения или описания какого-либо простого промышленного продукта, например детской игрушки. Испытуемого просят предложить интересные пути изменения игрушки.
3). Тест «Необычное употребление» аналогичен первому тесту на определение семантической спонтанной гибкости.
4). Тест «Необычные вопросы» предлагает испытуемому задать как можно больше вопросов, касающихся предложенного ему объекта.
5).Тест «Просто предложи» использует в качестве стимула совершенно неправдоподобную ситуацию. Например, нужно представить, что к облакам привязаны верёвки, которые опускаются до земли. Испытуемый должен сказать, что из этого может получиться.
Управляемая пленарная дискуссия
Открытые пленарные дискуссии обычно возникают в процессе обмена мнениями по окончании какой-либо групповой деятельности, и я могу управлять возникновением таких дискуссий. Они могут рассматриваться как дополнительная возможность при планировании учебных занятий.
Основными задачами управляемой пленарной дискуссии являются:
обмен идеями или опытом по каким-либо учебным или профессиональным вопросам;
повышение у студентов уверенности в себе;
создание или облегчение взаимодействия между студентами.
Перед началом дискуссии я устанавливаю для всех «основные правила», например, что студенты не должны перебивать друг друга, их выступления не должны быть слишком долгими, они должны быть вежливыми по отношению друг к другу и т.п. Даю возможность каждому высказаться по заявленной проблеме.
При необходимости проверяю, правильно ли вы поняли их комментарий, повторяя и перефразируя предложенное решение, то же самое делаю, если думаю, что некоторые студенты не поняли комментарий.
Одним из эффективных методов организации дискуссии в парах является метод «Нит» (с англ. - жужжание). Этот метод использую, чтобы определить предшествующий и существующий объём знаний у студентов. Он проводится в три этапа:
дискуссия в парах 5-10 минут;
обратная связь 5-10 минут;
обсуждение 10-20 минут.
Чтобы дискуссия в парах прошла наиболее эффективно:
подготавливаю и пишу на доске или вывожу на экран чётко сформулированные вопросы;
инструктирую группу, как работать в парах;
проверяю, чтобы один человек в каждой паре писал список предлагаемых идей;
подсказываю только тем, кто нуждается в помощи.
Примеры возможных вопросов для дискуссии:
составьте список основных характеристик….;
составьте список преимуществ….;
сформулируйте выгоды для….
Как осуществить обратную связь?:
от каждой пары в аудитории записываю по одной идее;
прошу высказать какие-либо другие идеи, которых нет в основном списке;
дословно записываю их, сведя к конкретному минимуму слов.
Порядок проведения обсуждения:
из числа списка предложенных идей мысленно выбираю самые важные;
указываю идею, которая будет обсуждаться, спрашиваю, кто её предложил;
начнаю обсуждение вопросом:
1. что побудило вас сказать это?
2.что имеется ввиду?
3.привожу пример по обсуждаемой проблеме.
попрошу привести другой пример , с их точки зрения;
когда идея уже достаточно рассмотрена, коротко подвожу итог и указываю следующий пункт для обсуждения;
во время и в конце обсуждения позитивно связываю сказанное со следующим видом учебной деятельности.
Рационально стараюсь проводить обсуждение не более 20 минут.
Игры
Игры в нашей жизни имеют весьма разнообразное значение. Всякая деятельность, связанная с условностями – это игра. Особое значение приобретают игры для профессиональной и учебной деятельности. Осознание первоочередности гуманистических целей обучения предполагает существенное изменение традиционных форм учебной деятельности.
Игровые методы применяю для изучения и закрепления нового материала. Они позволяют оценить текущие знания студентов, моделировать производственные ситуации, дают студентам свободный выбор действий, выясняют взаимоотношения внутри студенческого коллектива.
По требованиям они могут быть жесткие, когда вся деятельность студентов запрограммирована, носит имитационный характер, ответы предопределены. Программы и сценарии жестких игр разрабатываю с целью активизации учебной деятельности и методической работы, с целью принятия управленческих решений и настаивание коллектива на творческую работу.
Игры могут быть деловые, ролевые, организационно-деятельные, инновационные.
В ролевых играх играют по предлагаемой ситуации.
Организационно - деятельностные игры являются гибкой, мобильной и открытой системой. При работе использую коллективную мыслительную деятельность. Допускаю любые изменения и корректировки. При организации данной работы проявляются максимальные возможности студентов.
И нновационная игра– это открытая, саморазвивающаяся, развивающая система свободного типа. Игра без всяких ограничений, ориентирована на выработку умений действовать в нестандартных ситуациях, решения неизвестны, максимально используется потенциал каждого, обладает большой интенсивностью. В инновационной игре соединяются развивающее обучение, исследовательская работа и решение проблем практической деятельности.
Игра свободного типа - это игра, во время которой могут корректироваться и меняться правила.
В качестве примера такой игры предлагаю игру, которая называется: «Шпаргалка».
Преподаватель: Любому студенту известно, что, если самому составить хорошую шпаргалку, можно ею на экзамене и не пользоваться. Процесс составления шпаргалки в виде конспекта сам по себе даёт возможность усвоить изучаемый материал. А вы умеете составлять конспекты? Возможно, что вас этому никто не учил. Так давайте попробуем научиться составлять конспекты в самом разном виде. Для начала научимся составлять план изучаемого вами текста. Можете взять ту книгу (учебник, статью), которую вы хотите законспектировать. Итак, читая страницу каждого текста, попытайтесь составить план текста этой страницы. Всего несколько ключевых слов. Условие одно: на чтение каждой страницы и её конспектирование отводится всего 30 секунд. За это время больше, чем несколько слов, и не написать. Итак, пожалуйста, приготовьте книги.
По моему сигналу вы будете перелистывать страницы. Все читают и конспектируют. Конспект каждой страницы книги отделяйте горизонтальной линией. По моему сигналу переходите к конспектированию следующей страницы. НАЧАЛИ! Итак, можно заканчивать.
Теперь попробуем конспектировать в виде тезисов. Пожалуйста, опять откройте текст книги, на первой странице, с которой вы начали конспект-план. Сейчас вам будет отведена 1 минута на конспектирование каждой страницы. Постарайтесь описать содержание каждой страницы в виде тезисов. Кроме ключевых слов, здесь могут быть и предложения, содержащие суть каждой страницы. Итак, описываем суть каждой страницы в виде тезисов в течение 1 минуты. По моему сигналу меняем страницы. Пожалуйста, НАЧАЛИ!
Спасибо, давайте заканчивать. И в заключение нашего занятия попробуем научиться составлять вопросы по изучаемому тексту. Какой-то философ сказал: «Об уме человека можно судить не по ответам, которые он даёт, а по вопросам, которые он задаёт». Давайте ещё раз пролистаем изучаемый текст и попробуем составить по нему вопросы. Лучше занимательные вопросы или те, которые остались вам неясные. Или вопросы, которые могут быть предметом диспута и выяснение которых поможет выявить сущность изучаемого материала.
Итак, просматривайте материал в свободном режиме. В среднем на каждую страницу вам отводится 30-40 секунд. Составьте по тексту несколько занимательных вопросов, ответы на которые позволили бы определить сущность изучаемого материала. Пожалуйста, НАЧАЛИ!
Итак, мы заканчиваем наше занятие.
В заключение давайте оценим, у кого же самые лучшие конспекты и у кого самые лучшие вопросы?
Для начала предложим всем желающим выступить на конкурсе конспектов и конкурсе занимательных вопросов. ПОЖАЛУЙСТА!
В качестве дополнения можно отметить, что данном случае можно организовать коллективную оценку работ студентов, используя балльную систему. На доске записываю балл каждому выступающему. Суммируется и объявляется итог.
В моей методической «копилке» преподавателя специальных дисциплин и имеется немало различных примеров игровых технологий, которые они успешно используют в своей практической деятельности.
Групповая деятельность на занятиях
Групповая деятельность – это работа большого количества студентов, разделённых на небольшие группы по выполнению определённых заданий. Преимущества использования работы в группах:
позволяет студентам мыслить самостоятельно и вырабатывать собственные идеи без участия преподавателя;
развивает навыки самостоятельного решения проблемы;
развивает коммуникативные навыки;
позволяет «незаметным» студентам более эффективно участвовать в занятиях.
Малая численность студентов в рабочей подгруппе - давнее требование при обучении. Желательно, чтобы подгруппы были численностью от 2 до 7 человек.
Главное в групповой деятельности - развитие познавательной деятельности участников. Большое значение в подгруппе имеет уровень подготовки лидера. В подгруппу нельзя включать студентов, взаимно отвергающих друг друга. Необходимо научить взаимодействию студентов внутри группы. Взаимодействие влечет за собой оппозицию различных когнитивных решений и ответов.
По характеру деятельности всех членов подгруппы можно разделить на:
"ведущих" - они организуют обсуждение вопросов;
"аналитиков" - они задают вопросы и подвергают сомнению высказываемые идеи;
"протоколиста" - он записывает результаты работы подгруппы и готовит представление позиции подгруппы;
"наблюдателя" - он оценивает участие каждого члена подгруппы в решении проблемы на основе критериев преподавателя.
Роли студентов в подгруппе не постоянны, они могут меняться. Задания для подгрупп могут быть одинаковые или дифференцированные. Дифференцированные задания вносят новые элементы в работу. При защите работы происходит обмен информацией, повышается работоспособность. Я при групповой работе являюсь консультантом. Групповой способ ведения занятий может применяться при разнообразных технологиях обучения.
Структура и форма группового занятия
1. Организационный момент: приветствие, постановка целей, деление на малые группы, (подгруппы) – 1-2 минуты;
2. Обсуждение темы, постановка задач – 3-8 минут;
3. Работа над поставленными задачами, подготовка презентации – 50- 53 минуты;
4. Отчеты подгрупп. Обсуждение отдельных ответов – 18-20 минут;
5. Подведение итогов, рефлексия, задание на дом – 5-7 минут.
Подгруппы компоную по уровню компетентности (развития) студентов в каждой учебной группе.
Первый вариант: студенты в подгруппе одного уровня, тогда задания выдаются на разные уровни усвояемости учебного материала.
Второй вариант: в подгруппах студенты разных уровней подготовленности. Тогда занятия настраиваю на выравнивание уровня подготовленности студентов по поставленным вопросам.
Во время работы в подгруппах слежу за 3 моментами: достижение цели, соблюдение отведённого времени и подведение итогов.
Коллективная система обучения
Коллективная система обучения базируется на групповом методе ведения занятий.
Структура занятияОрганизационный момент – 2 минуты. В начале урока провожу приветствие, проверяю подготовленность аудитории и наличие студентов.
Вводная часть – 3 минуты. Сообщаю и определю тему, цель занятия, объясняю студентам суть коллективной системы обучения и особенности проведения занятия.
Тему и план занятий записываю на доске, а студенты записывают в свои тетради.
Работа студентов по коллективной системе обучения(ход урока) – 45 минут.
Студенческая группа делится на малые группы (3-5 человек).Каждой малой группе предоставляю новый учебный материал, например, конспект одного из вопросов занятия. Число конспектов соответствует числу студентов.
Студентам предлагаю самостоятельное изучение материала с последующим конспектированием в своих тетрадях 20 мин.).
Моя роль, как преподавателя, сводится к побуждению всех студентов на осмысление проблемы и продуктивную деятельность. Я наблюдаю за работой и отвечаю на вопросы, анализирую качество выданного задания (темп работы студентов и качество знаний).
По истечению отпущенного времени один из студентов микрогруппы должен выйти к доске, прочитать вслух вопрос, над которым он работал, и дать ответ. При этом остальные студенты осмысливают ответ на данный вопрос и могут исправить или дополнить ответ отвечающего студента, сделать замечание. Подобным образом защищают свои ответы все участники малых групп.
Если студент слабо ответил на вопрос, но с места внес дополнение к ответам других студентов, то это учитывается при выставлении оценок. Каждый вопрос занятия должен быть разобран и ясен для каждого студента.
Данный этап урока можно разнообразить за счет введения игровых моментов. Заранее подготовить карточки (флажки) разных цветов, которыми студенты будут оценивать ответы. Каждый цвет символизирует определенный уровень качества знаний. Так происходит обмен знаниями, в чем и заключается смысл коллективной системы обучения.
Когда все изучено и законспектировано студентами в своих тетрадях, я еще раз предлагаю просмотреть весь материал, спрашиваю, есть ли вопросы.(10мин.)
Важным структурным элементом урока является закрепление изученного материала (5мин.).
Я раздаю задания в виде вариантов письменного опроса (не менее 4-х вариантов). Студенты отвечают. Их ответы оценивают студенты - "ассистенты". Оценки согласовываются со мной..
Заключительная часть – 5 минут. На доске проецируется задание студентам на дом, которое подробно комментируется мною. Подводятся итоги занятия.
Семинарское занятие
Семинарское занятие - это один из методов педагогических технологий, который учит студента учиться.
Семинарское занятие заключается в коллективном обсуждении темы, которую студенты готовят по моему заданию в соответствии с программой. Студенты могут подготовить доклады, рефераты, которые доводят до слушателей, а далее начинается обсуждение.
При проведении семинара соблюдаются следующие правила:
говори, а не читай подготовленные материалы;
ответ излагай логично;
слушай и оценивай ответ товарища;
всегда включайся в процесс обсуждения вопроса;
свои высказывания аргументируй;
излагаемый материал подкрепляй высказываниями из
первоисточника.
Задания для семинарского занятия выдаю за 10-15 дней до даты проведения. Задания включают в себя вопросы, литературу и краткие методические рекомендации для качественной подготовки студентов к семинарскому занятию.
В начале семинара четко ставлю цель, на доске пишу тему, потом ее повторяю устно. Обращаю внимание студентов на важность и полезность прослушивания докладов и сообщений. После каждого доклада провожу обсуждение и делаю основные выводы по прослушанному материалу, записывая их в рабочую тетрадь.
Работу студентов оцениваю по рейтингу, учитывая разнообразные стороны деятельности на данном занятии.
В конце занятия подвожу итоги работы студентов, провожу рефлексию работы преподавателя и студентов, даю задание на дом.
Задание может быть в форме изложения на более понравившееся выступление.
В начале следующего занятия провожу индивидуальный или фронтальный опрос по изученной на семинаре теме.
Кейс - стади
Кейс - стади («casestady» - с англ.- «учебный портфель») является учебным методом, который разрабатывается для определенных целей. Кейс-стадия является одним из разновидностей кейс-технологий. Он сочетает в себе решение конкретных проблем, связанных с различными аспектами профессиональной деятельности выпускника учебного заведения. Этот метод может использоваться в различных учебных дисциплинах. Особенно полезен этот метод, когда преподаватель работает со студентами по ситуации. Работая по ситуации, студенты делают анализ, решают проблему, обсуждают, высказывают свои мнения, основанные на своих знаниях и опыте реальной жизни.
Типы «кейс стати» (КС)
В зависимости от содержания и специфических целей обучения «кейс стадии» делю на:
КС, обучающие анализу и оценке;
КС, обучающие решению проблем и принятию решений;
КС, посвящённые истории дисциплины;
КС, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
Конкретные ситуации для КС могут различаться по методу их подготовки:
«библиотечные» КС – в них широко используется информация о деятельности предприятий (организаций), опубликованная в средствах массовой информации (включая телевидение) и органах государственного управления (статистических, контрольных, судебных и т.п.);
«кабинетные» КС – строятся на богатом опыте преподавателя в области его интеллектуально-предметной деятельности. Такие КС должны быть короткими и лаконичными и направлены на использование их в пределах конкретной лекции. Чтобы сделать короткую КС эффективной, необходимо максимально приблизить её к практике, теснее «привязать» её к цели обучения и обогатить данными из собственного опыта.
В качестве примера предлагаю ситуацию для КС «кабинетного» типа «Помогите своим приятелям», используемая на занятиях при изучении темы: «Позиционирование товара» по учебной дисциплине «Маркетинг».
Описание ситуации: Ваши приятели – Иван и Алёна – создали небольшое предприятие по звукозаписи. Всё началось с того, что они обнаружили неожиданно большое количество желающих переписать у них модную молодёжную музыку с аудиокассет, которые давно коллекционируют. Дальше больше – они купили качественную записывающую аппаратуру и стали продавать кассеты с музыкой, подобранной по их вкусу. От продаж через знакомых они решили перейти к розничной торговле и открыть свою точку – небольшой, уютный магазинчик. Но знаний и практического опыта по деятельности, связанной с позиционированием товара у них не было. Иван и Алёна обратились к вам за помощью, зная, что вы в настоящее время обучаетесь в колледже разным премудростям. Вам предстоит проконсультировать их, подготовив ответы на следующие их вопросы:
Посоветуйте, какие сегменты рынка в нашем городе и регионе могут быть наиболее перспективными для бизнеса Ивана и Алёны. Дайте краткую характеристику этих сегментов рынка, аргументируйте, почему вы считаете их наиболее перспективными;
Какие методы стимулирования сбыта эффективнее им использовать для каждого сегмента рынка, дайте грамотное обоснование;
Разработайте рекламное обращение с целью активизации покупательского поведения и формирования предпочтений к предлагаемому товару приятелями, представьте его.
Сущность практического применения данного метода состоит в следующем:
обучающиеся делятся на необходимые рабочие группы;
п реподаватель даёт студентам написанную рабочую ситуацию или «кейс – историю»;
студенты анализируют ситуацию с использованием уже полученных знаний о методах анализа;
студенты рекомендуют план действий, который должен разрешить обозначенную проблему;
они докладывают свои данные всем в аудитории;
вся аудитория обсуждает доклад.
Структура и содержание кейса:
Формулировка проблем, тем, заданий;
Подробное описание практической ситуации;
Инструкция по работе с практической ситуацией;
Учебно-методическое оснащение (литература, наглядность, раздаточный материал, методические рекомендации);
Режим работы (распределение времени по этапам разрабатывается преподавателем и зависит от объема ситуации, сложности, расписания и т.д.);
Критерии оценки.
Этапы кейс-метода:
1. Подготовительный этап для преподавателя и студентов.
Самостоятельная работа студентов с кейсом.
Работа в малых группах.
Дискуссия - проводится по итогам работы в малых
группах.
Преподаватель должен помнить, что «кейс-стади» - это комплексная форма обучения. Такая форма организации учебного занятия может проводиться только с подготовленной аудиторией, так как он призван соединить различные обучающие курсы, практически все которые предусмотрены Государственным Стандартом, поэтому этот метод целесообразно использовать в конце обучающего курса.
Вопрос-ответ
В вовлеченном обучении широко используется методика "вопрос-ответ".
Цели:
1)Актуализировать тему.
2) Мотивировать поставленную тематику.
Сфокусировать внимание студентов на тему.
Оценить знания студентов.
Данная технология позволяет:
помочь нерешительным студентам принять участие в работе;
вовлечь в работу большое количество студентов;
снизить напряжение в группе;
почерпнуть опыт отдельных членов группы.
Подготовка к проведению занятий по данной методике включает составление плана занятия и формулировку вопросов, с помощью которых можно получить желаемый ответ.
По адресности вопросы могут быть разной направленности. Например:
Конкретно адресованные вопросы тому студенту, который может
ответить на заданный вопрос, и я об этом знаю. В начале назвать имя или фамилию студента, а потом попрошу высказаться по поставленному вопросу.
Вопрос ко всем. Он концентрирует внимание всех студентов.
По внешней реакции можно определить, кто знает правильный ответ (этого студента и пригласить ответить на поставленный вопрос).
Вопрос с задержкой указанного адресата. Такой вопрос
заставляет работать всю группу. После паузы обозначаю, кто
будет отвечать
Вопросы могут быть:
"закрытые" – предполагают ответы студентов, которые они выбирают из предлагаемых преподавателем в карточке задания или его устного комментария;
"открытые" – ставится вопрос без заранее заготовленных преподавателем ответов, студенту приходится самому предлагать ответ в свободной форме.
С помощью студентов ответы обозначаю на доске, ранжирую и использую в дальнейшей работе.
2.2. Пути совершенствования организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов в ГБПОУ «БРТСиПТ»
Под внеаудиторной самостоятельной работой принято понимать планируемую учебную, учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую работу студентов, выполняемую во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов на современном этапе развития педагогики выступает как важнее средство повышения профессионально-познавательной и творческой активности будущих специалистов. Именно в ней проявляется мотивация студента, его целенаправленность, самостоятельность, самовоспитание и другие значимые характеристики. Все эти характеристики соответствуют требованиям, которые выдвигают работодатели: умение работать с информацией, умение самостоятельно добывать знания и систематизировать их; профессиональная компетентность; высокая ответственность и организаторские и коммуникативные способности.
Внеаудиторная работа представляет собой сложную совокупность действий администрации, предметно-цикловых (методических) комиссий, преподавателей, студентов, библиотекарей и является системой учебно-воспитательной деятельности наравне с системами теоретического, практического и производственного обучения.
Основные направления деятельности педагогического коллектива по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов
1.Учебная часть (методический совет):
Разрабатывает нормативную документацию по самостоятельной работе студентов;
Информирует предметно-цикловые (методические) комиссии о нормативных документах и рекомендациях Министерства образования и науки здравоохранения РФ;
Утверждает учебно-методические разработки, составленные преподавателями, по планированию и организации внеаудиторной работы студентов;
Контролирует планирование и организацию самостоятельной работы студентов.
2.Предметно-цикловая комиссия:
Определяет основные направления, содержание, формы и методы подготовки студентов к самостоятельному труду;
Планирует организацию крупных внеаудиторных мероприятий (профессиональные конкурсы, конференции, научно-практические семинары, предметные декады, фестивали, выставки и т.п.);
Анализирует эффективность самостоятельной работы студентов в целом, вносит коррективы с целью активизации и совершенствования самостоятельной внеаудиторной работы студентов;
Осуществляет мониторинг развития навыков самостоятельной работы студентов и вырабатывает рекомендации по их совершенствованию.
Я, как преподаватель:
Разрабатываю учебно-методические пособия и методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов (в печатном и в электронном виде), критерии оценок, темы курсовых работ и проектов, рефератов, докладов, вопросов для подготовки к итоговому занятию по дисциплине в соответствии с государственным образовательным стандартом;
Соблюдаю принципы последовательности (уровневый подход) в обучении при организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов;
Знакомлю студентов с целями, средствами, трудоёмкостью, сроками выполнения, формами контроля самостоятельной работы студентов;
Провожу групповые и индивидуальные консультации по методике самостоятельной работы;
Осуществляю систематический контроль выполнения студентами графика самостоятельной работы;
Провожу анализ и даю оценку выполненной работы студента.
3.Библиотека:
Организует занятия со студентами с целью формирования навыков поиска необходимой информации, её применения в учебном процессе, умения ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, информационных системах и базах данных;
Оказывает преподавателям и студентам помощь в организации самостоятельных внеаудиторных занятий.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Согласно рекомендациям по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений СПО в условиях действия ГОС СПО (см. приложение к письму Министерства образования РФ от 29.12.2000г. № 16-52-138 ин/16-13) выделяются следующие виды заданий:
Для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; выписки из текста; работа со словарём и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом; составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных документов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент - анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;
Для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений, выполнение чертежей, схем; выполнение расчётно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментальная работа; упражнения на тренажёре; упражнения спортивно-оздоровительного характера, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
Внеаудиторная работа и результаты обучения.
Если посмотреть на результаты обучения как на совокупность четырёх составляющих: получение знаний, приобретение навыков и развитие умений, формирования отношения к действительности и происходящим в ней процессам, формирование реального поведения, то можно увидеть, что каждая из этих составляющих в значительной, если не сказать в решающей, степени зависит от внеаудиторной работы. Работая самостоятельно, студент получает теоретические знания, знакомится с образцами, различными фактами, систематизированной информацией. Внеаудиторная работа даёт знания о реальности, о том, как ведут себя люди и как строятся между ними отношения. При этом знания, полученные в процессе внеаудиторной работы,- это непосредственно собственные знания обучающегося. Внеаудиторная работа, несомненно, способствует развитию у студента новых навыков и умений. В первую очередь это те умения, которые относятся к организации собственной работы. Это – планирование своей деятельности, реалистичное восприятие своих возможностей, умение работать с информацией. Очень важным результатом внеаудиторной работы является развитие навыков работы с людьми. Если попытаться выделить главное из того, что даёт внеаудиторная работа студенту, то окажется, что она развивает у них навыки и умения получения результата.
Самостоятельно выполняя задания, участвуя в групповых мероприятиях, создавая конечный продукт в виде докладов, проектов, записок и т.п., студент вырабатывает у себя определённое отношение к жизни, людям, своей деятельности и т.д. Наиболее важными с точки зрения формирования определённого отношения к результатам внеаудиторной работы являются, во-первых, выработка положительного отношения к труду, работоспособность, увлечённость работой; во-вторых, формирование стремления получать результат, добиваться его вопреки трудностям и препятствиям; в-третьих, появление у студента убеждённости в том, что успех зависит от работы. При этом у него вырабатывается ориентация на совместную деятельность и взаимовыручку. Наконец, внеаудиторное обучение способствует формированию и реального поведения. Студент реально сталкивается с людьми, он получает реальный результат. При этом очень важно, что данный результат был им самим создан и получил реальную оценку в конкурентном сравнении.
Эффективность внеаудиторной работы.
Эффективность внеаудиторной работы, также как и аудиторных занятий, в значительной степени зависит от того, как она организована. Как показывает опыт проведения этой формы обучения, очень важно, чтобы параметры этой работы были ясными и чёткими, то есть, чтобы студенту было ясно, когда и в каком виде должен быть представлен отчёт о выполненной работе. Так же ясными для студента должны быть требования к результату. Если задание связано с определёнными действиями, операциями или процедурами, то студент должен научиться осуществлять их правильно. Если же задание связано с тем, что студент должен решить какую-проблему, то ему должна быть предоставлена максимальная свобода в выборе средств определения параметров задачи. При этом упор должен быть сделан на созидательность.
Эффективность внеаудиторной работы во многом зависит и от ясности критериев оценки. Во-первых, оценка должна чётко отражать связь затрат с результатом. Во-вторых, она должна носить сравнительный характер, тем самым, отражая конкурентность учебного процесса.
Одним из важнейших условий эффективной внеаудиторной учебной деятельности является организация её на основе работы в малых группах.
Внеаудиторная групповая работа более чем какая-либо другая форма обучения развивает у студентов чувство ответственности, приверженности к группе и взятом на себя обязательстве. Этому существенно способствует оценка работы группы в целом, что побуждает её к активной реакции на то, какой вклад вносят её отдельные члены в получении конечного результата совместной деятельности.
Условия для повышения эффективности самостоятельной работы студентов.
При организации учебного процесса по конкретной дисциплине или производственному обучению необходимо обеспечить ряд условий, повышающих эффективность самостоятельной работы студентов:
правильного сочетать объём аудиторной и самостоятельной работы студентов, т.е. оптимально структурировать учебный план и программы не только в смысле последовательности изучения отдельных тем и курсов, но разумного соотношения аудиторной и внеаудиторной работы;
методически рациональная организация самостоятельной работы студентов в аудитории и вне её, в том числе с использованием новых информационных технологий. Важно изменять отношения между студентом и преподавателем: от активной созидательной позиции преподавателя и ведомого им студента на первом курсе в сторону побуждения студента работать самостоятельно, активно стремиться к самообразованию на старших курсах обучения. Выполнение заданий самостоятельной работы должны учить мыслить, анализировать, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы, т.е. процесс самостоятельной работы постепенно должен превращаться в творческий. И в этом помогают информационные технологии, которые сегодня успешно внедряют не только преподаватели в рамках одной дисциплины, но в междисциплинарных комплексных работах по специальностям. Студент с большим интересом решает поставленные задачи, когда использует современные пакеты или сам программирует решение задачи. В ходе решения он глубже познаёт сущность предмета, изучает необходимую для него литературу, ищет оптимальные способы решения. Это стимулирование интереса. За таким шагом должно следовать стимулирование студента в форме интереса сокурсников и преподавателей к проделанной им работе;
обеспечение студентов необходимыми методическими материалами и информационными ресурсами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий и управляемый. Сегодня часто ситуация не позволяет обеспечить каждого студента необходимой учебно-методической литературой, изданной в центральных издательствах. Учитывая экономические условия и возможности СПО, переходим на электронные издания, лекционные материалы преподавателей. Вместе с тем, переход на такой способ общения со студентами требует разработки мероприятий, позволяющих такие издания считать методическим трудом и регистрировать, распространять на них авторское право как внутри учебного заведения, так и в регионе в целом.
Учебно-методический комплекс студента
Для обеспечения эффективной организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов учебное заведение разрабатывает учебно-методический комплекс для самостоятельной работы студента (далее УМКС) по каждой дисциплине.
УМКС можно определить как совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих учебно-методическую базу для совершенствования технологии обучения, развивающей познавательную деятельность и творчество студента.
В состав УМКС включаются:
вопросы к Государственной аттестации;
вопросы к рубежному и итоговому контролю знаний;
рекомендации по решению практических задач в экзаменационных билетах;
контрольные вопросы и инструкции по проведению практических работ;
рекомендуемая литература (основная и дополнительная);
методические материалы по изучению материала, выносимого на самостоятельное изучение;
методические материалы по подготовке студента к контролю знаний;
рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ (проектов);
семестровые задания по выполнению творческих работ студентов (докладов, рефератов);
методические указания по выполнению лабораторных и практических работ;
методические указания по подготовке к экзаменам, зачетам, Государственной аттестации и т.п.
Все материалы концентрируются:
теоретические знания;
практические умения и навыки;
курсовые и дипломные работы (проекты);
контроль знаний.
Для обеспечения качества подготовки выпускников в основу положен модульный подход, основанный на компетенциях с рейтинговым контролем учебных достижений студентов. С помощью УМКС обеспечиваются условия для профессионального развития и реализации личности студента.
Одной из разновидностей самостоятельной внеаудиторной работы студентов является домашние задания, так как являются необходимой частью процесса усвоения пройденного на занятии материала. При разработке домашнего задания для студентов я подхожу дифференцировано, учитывая индивидуальные способности студентов.
Задание по выполнению домашней самостоятельной работы должно включать следующие разделы:
тема задания (это может быть изучение документа, инструкции или технологические условия, составление рецептуры изделия и т.д.);
собственно задание, т.е. что рекомендуется студенту сделать;
методические рекомендации, которые содержат ключевые моменты изучаемого вопроса;
вопросы, способствующие активизации умственной деятельности студента;
содержание отчета о проделанной работе (записка, рассказ, доклад, реферат или отчет, выполненный по заранее
определенной форме, например, рабочая тетрадь, изделие);
вопросы для самоконтроля.
Выводы по главе 2:
Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:
в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
формирует у студентов необходимый объём и уровень знаний, навыков и умений для решения определённых познавательных задач на каждом этапе его движения от незнания к знанию;
вырабатывает у студентов психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных и профессиональных задач;
является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью студентов в процессе профессионального обучения.
Самостоятельная работа имеет следующие достоинства:
позволяет хорошо разобраться в изучаемом материале, вырабатывать свои убеждения и взгляды;
позволяет формировать у студента трудолюбие, творческий подход к делу, целеустремленность, силу воли, самостоятельность мышления и системность в распределении времени;
у студента вырабатывается потребность в приобретении и углублении знаний;
у студента вырабатываются навыки работы с литературой, приемы и методы общения с людьми для достижения поставленной цели.
Правильно организованная самостоятельная работа имеет огромное образовательное и воспитательное значение.
Проверить и оценить знания студента объективно.
Целям объективности учета и оценки знаний служат критерии оценок знаний, которые установлены внутри учебного заведения на основе Государственного образовательного стандарта СПО.
Контроль качества знаний и умений студентов дает необходимый эффект в подготовке конкурентоспособного выпускника.
Контроль:
планомерный и систематический, что позволяет своевременно устранять недостатки в подготовке специалиста и контролировать объем качество знаний;
тактичный, т.е. осуществляется в спокойной обстановке. Студенты принимают его как необходимость для повышения уровня качества знаний;
индивидуальный, что позволяет объективно оценивать знания каждого студента по уровням, давать объективные рецензии и анализ.
Выделяются 4уровня контроля:
Входящий (диагностический) контроль определяет исходный уровень знаний, необходимый для восприятия последующего материала. Его проведение определяет уровень на допустимую сложность последующего изучаемого материала. Он позволяет планировать и организовывать учебный процесс.
Текущий контроль служит для постоянного выявления усвояемости и повышения уровня знаний. Он позволяет получать непрерывную информацию о качестве усвоения материала. Формой контроля является тест, фронтальный опрос по карточкам, викторина, игра, реферат, доклад, индивидуальный опрос.
Рубежный контроль- проверка качества знаний по завершению изучения раздела или блока учебного материала. Формой контроля служит письменная контрольная работа, тест, зачет, промежуточный экзамен, коллоквиум и т.д.
Итоговый контроль определяет уровень подготовки выпускника, его конкурентоспособность, т.е. качество подготовки специалиста. Он междисциплинарный, а не дисциплинарный, при этом проводится в самых различных формах (сквозная практическая задача, комплексная контрольная работа, моделирование или решение производственных ситуаций).
Проведенное исследование позволяет мне сделать ряд выводов и предположений.
Для современного профессионального образования характерно то, что оно осуществляется на фоне глобального изменения современного общества. Реформирование связано с социально - экономическим и политическим устройством общества, что требует подготовки специалистов нового поколения. В связи с этим слаживаются тенденции, направленные на подготовку профессионально-компетентных специалистов, конкурентно способных на современном рынке труда.
Проведенный мною обзор научной литературы позволил мне констатировать тот факт, что в настоящее время нет единства в вопросе определения сущности понятия «компетентность», ни в ее структуре, ни в содержательном наполнении.
Формирование профессиональной компетенции является многогранным процессом и покрывает весь период осуществления профессиональной деятельности. Проводя мое исследование, я при определении понятия компетенции, его содержание, структурные компоненты и уровней основывалось на определение профессиональной компетенции предложенный Б.Т. Кенжебековым. Где сказано, что профессиональная компетентность - это совокупность интегрированных фундаментальных знаний, обобщенных умений и способностей человека, его профессионально значимых и личностных качеств, высокий уровень технологичности, культуры и мастерства, творческий подход к организации деятельности, готовность к постоянному саморазвитию.
Также проведенный мною исследование выявило, что основной проблемой формирования профессиональных компетенций при выполнении самостоятельной работы студентов является правильно организованная самостоятельная работа студентов, самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработка умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных и профессиональных задач, загруженность студента (дефицит времени).
4.ЛИТЕРАТУРА
Абросимов А.Г. Современные информационные технологии в организации самостоятельной и неаудиторной работы студентов вузов // Журнал «Вестник РУДН». 2014. № 1. С. 56.
Барабанщиков А.В., .Корочкин Б.П. Научно – педагогические основы повышения эффективности самостоятельной работы// Организация и методика самостоятельной работы студентов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, проведённой 16-17 мая 1998г. В г. Новосибирске. – М.: 1998.
Беспалько В. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.
Гончарук Н.П. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений студентов // Вестник Казанского технологического университета. 2016. № 6. С. 217-221
Гладилина Г.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании профессиональных компетенций студентов при организации самостоятельной работы [Электронный ресурс] (http://jdanova-ren.narod.ru/obob/gladilina.htm)
Джонсон Дж.К. Индивидуализация обучения /Новые ценности
образования: Десять концепций и эссе / Ред. Н.Б. Крылова. - М.: Инноватор, 1996.
Дистанционное образование, журнал N° 5,1998.
Долгоруков А.М. Методы эффективного самообразования или как правильно учиться// Проект «Профессиональное образование ХХ1 века».- М.: Центр интенсивных технологий, 2018.
Жаркой ЭФ. Технология обучения. Пособие для преподавателей. - СПб.: ВВМИУ, 1994.
Б.Т. Кенжебеков. Формирование профессиональных компетенции СПО.М.: Центр интенсивных технологий, 2018.
Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента// Высшее образование в России №1, 2018.
Муравьёва А.А., Кузнецова Ю.Н., Червякова Т.Н. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях: Пособие для преподавателей. – М.: Альфа-М,2020.
Научная библиотека http://www.dissercat.com/content/formirovanie-professionalnykh-kompetentsii-studentov-v-protsesse-samostoyatelnoi-raboty-pri-#ixzz3uP5rvP5q
Организация самостоятельной учебной деятельности студентов в логике реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования [Электронный ресурс] (http://www.herzen.spb.ru/main/management/us/)
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистого.-М., Российское педагогическое агентство. 1996.
Система дистанционного образования, сборник материалов 6 международной конференции по дистанционному образованию (Россия, Москва, 25-27 ноября 1998г.). - М., 1998.
Трайнев В.А., Матросова Л.В., Бузукина А.Б. Методы игрового обучения и интенсивные игровые процессы, М., 2023.
Шамова Т.Н. Методическое пособие «Управление' процессом
формирования системы качества знаний учащимися». - М., 1990.
Ярмоленко А.В. и др. Современные педагогические технологии /
Под ред. Б.А. Лопова. - СПб.: ВВМУ, 1996.
Приложение