СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Формирование психологического здоровья дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование и укрепление психологического здоровья воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Формирование психологического здоровья дошкольников"»

Формирование психологического здоровья дошкольников Проект разработала педагог-психолог Сметанина М.В. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8» г. Курска

Формирование психологического здоровья

дошкольников

Проект разработала

педагог-психолог Сметанина М.В.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8» г. Курска

Актуальность проекта

Дошкольное детство - начальная ступень в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребенка, который затем шагает вверх по ступеням образования.

В современной дошкольной педагогике в условиях модернизации системы Российского образования приоритетными направлениями, которой является, доступность, качество и эффективность происходят позитивные преобразования.

ДОУ являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка.

В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и есть здоровьесберегающие технологии.

Основным содержанием проекта является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к своему здоровью. Оно формируется через применение здоровьесберегающих технологий, с которыми он знакомиться в дошкольном детстве.

Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме.

Адресация проекта: проект предназначен для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Тип проекта:  познавательно - творческий, групповой Продолжительность: краткосрочный Участники:  дети дошкольного возраста, воспитатели, педагог-психолог. Прогнозирующий результат:  Постепенное снижение уровня заболеваемости детей дошкольного возраста; становление и проявление здоровьесберегающей компетенции; укрепление психического здоровья; повышение уровня адаптации к окружающему миру; совершенствование диагностики и коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении.

Адресация проекта: проект предназначен для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Тип проекта:  познавательно - творческий, групповой

Продолжительность: краткосрочный

Участники:  дети дошкольного возраста, воспитатели, педагог-психолог.

Прогнозирующий результат:  Постепенное снижение уровня заболеваемости детей дошкольного возраста; становление и проявление здоровьесберегающей компетенции; укрепление психического здоровья; повышение уровня адаптации к окружающему миру; совершенствование диагностики и коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении.

Цель и задачи проекта Цель: формирование и укрепление психологического здоровья воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Задачи: обеспечение эмоциональной комфортности, позитивного психологического самочувствия ребёнка и социально-эмоционального благополучия дошкольника. укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение максимального комфорта, учет индивидуальных особенностей детей. обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности. воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх; повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совершенствовании функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания.

Цель и задачи проекта

Цель: формирование и укрепление психологического здоровья воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  • обеспечение эмоциональной комфортности, позитивного психологического самочувствия ребёнка и социально-эмоционального благополучия дошкольника.
  • укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение максимального комфорта, учет индивидуальных особенностей детей.
  • обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности.
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх;
  • повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совершенствовании функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания.
Принципы реализации проекта 1. Доступность: учет возрастных особенностей детей адаптированность материала к возрасту. 2 .  Систематичность и последовательность: постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных правил и норм. 3. Дифференциация: создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком. 4. Динамичность: интеграция образовательных областей.

Принципы реализации проекта

1. Доступность:

  • учет возрастных особенностей детей
  • адаптированность материала к возрасту.

2Систематичность и последовательность:

  • постепенная подача материала от простого к сложному;
  • частое повторение усвоенных правил и норм.

3. Дифференциация:

  • создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

4. Динамичность:

  • интеграция образовательных областей.
I этап -  Информационно-подготовительный: Цель: изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по формированию психологического здоровья дошкольников. Проводимая работа: 1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей: исследование состояния здоровья детей; диагностика физической подготовленности дошкольников. 2. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников: анкетирование родителей 3.Изучение  научно-методической литературы по проблеме: новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей; анализ существующих   инновационных форм работы методической службы; подбор новых более эффективных форм работы с родителями. Ожидаемый результат: Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведен мониторинг).

I этап -  Информационно-подготовительный:

Цель: изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по формированию

психологического здоровья дошкольников.

Проводимая работа:

1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:

исследование состояния здоровья детей;

диагностика физической подготовленности дошкольников.

2. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников: анкетирование родителей

3.Изучение  научно-методической литературы по проблеме:

новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей;

анализ существующих   инновационных форм работы методической службы;

подбор новых более эффективных форм работы с родителями.

Ожидаемый результат:

Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведен мониторинг).

II этап - практический: Цель: введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательный процесс детского сада. Организация здоровьесберегающей среды.  Здоровьесберегающая среда - комплекс социально-гигиенических, психолого- педагогических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и учреждении. К основным характеристикам этой среды следует отнести: морально-психологический климат экологию и гигиену современный дизайн рациональный режим жизни, труда и отдыха современные здоровьесберегающие методики и технологии.

II этап - практический:

Цель: введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательный процесс детского сада. Организация здоровьесберегающей среды. 

Здоровьесберегающая среда - комплекс социально-гигиенических, психолого- педагогических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и учреждении.

К основным характеристикам этой среды следует отнести:

  • морально-психологический климат
  • экологию и гигиену
  • современный дизайн
  • рациональный режим жизни, труда и отдыха
  • современные здоровьесберегающие методики и технологии.
Проводимая работа: Подбор форм и методов оздоровления детей и применение их на практике.  Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (методические объединения, семинары – практикумы, консультации, мастер-классы, круглые столы). Информирование сотрудников и родителей о реализации проекта. Внедрение современных форм работы с семьей и социумом по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни. Введение в систему физкультурно-оздоровительной работы и  воспитательно-образовательного процесса здоровьесберегающих компонентов: - утреннюю   гимнастику, -дыхательной гимнастики, -физкультминуток, -пальчиковую гимнастику, -психогимнастику; -релаксацию, -электронную гимнастику для глаз, -подвижные игры, -игры–эстафеты, -дидактические игры, -закаливающие мероприятия.  Использование песочной терапии, литотерапии, су-джок терапии, игровой терапии.

Проводимая работа:

  • Подбор форм и методов оздоровления детей и применение их на практике. 
  • Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (методические объединения, семинары – практикумы, консультации, мастер-классы, круглые столы).
  • Информирование сотрудников и родителей о реализации проекта.
  • Внедрение современных форм работы с семьей и социумом по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни.
  • Введение в систему физкультурно-оздоровительной работы и  воспитательно-образовательного процесса здоровьесберегающих компонентов:

- утреннюю   гимнастику,

-дыхательной гимнастики,

-физкультминуток,

-пальчиковую гимнастику,

-психогимнастику;

-релаксацию,

-электронную гимнастику для глаз,

-подвижные игры,

-игры–эстафеты,

-дидактические игры,

-закаливающие мероприятия.

Использование песочной терапии, литотерапии, су-джок терапии, игровой терапии.

Использование физминуток  В своей работе я применяю физминутки, которые снимают напряжение мышц, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей. Физминутка необходима и важна, это - «минутка» активного и здорового отдыха. Физминутка – это весело, интересно и полезно!  Представляю вашему вниманию физминутку!

Использование физминуток

В своей работе я применяю физминутки, которые снимают напряжение мышц, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей. Физминутка необходима и важна, это - «минутка» активного и здорового отдыха. Физминутка – это весело, интересно и полезно!

Представляю вашему вниманию физминутку!

Использование электронной гимнастики для глаз  Широко использую в своей работе электронную гимнастику для глаз. Дети слушают музыку и следят за движением объектов глазами, не двигая головой, при мигании предметов, необходимо моргать.  Представляю вашему вниманию одну из зрительных гимнастик.

Использование электронной гимнастики для глаз

Широко использую в своей работе электронную гимнастику для глаз. Дети слушают музыку и следят за движением объектов глазами, не двигая головой, при мигании предметов, необходимо моргать.

Представляю вашему вниманию одну из зрительных гимнастик.

Использование дыхательной гимнастики

Использование дыхательной гимнастики

Использование релаксации

Использование релаксации

Использование песочной терапии Во всех возрастных группах ДОУ и в кабинете педагога-психолога имеются столы для песка с подсветкой.

Использование песочной терапии

Во всех возрастных группах ДОУ и в кабинете педагога-психолога имеются столы для песка с подсветкой.

Использование литотерапии  Литотерапия – это камнелечение. В работе с детьми я использую камни. Камушки нравятся всем детям, они красивые и интересные. Используя приемы литотерапии, можно развивать у детей коммуникативные навыки, способствовать психоэмоциональному раскрепощению, снятию мышечного напряжения и снизить остроту проявления эмоционально-личностных нарушений.

Использование литотерапии

Литотерапия – это камнелечение. В работе с детьми я использую камни. Камушки нравятся всем детям, они красивые и интересные. Используя приемы литотерапии, можно развивать у детей коммуникативные навыки, способствовать психоэмоциональному раскрепощению, снятию мышечного напряжения и снизить остроту проявления эмоционально-личностных нарушений.

Проведение психогимнастики  Прежде всего, это не физкультура! Не механическое повторение физических упражнений! Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций – мышления, эмоций, движения, а с помощью комментариев ведущего подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам.  Была создана картотека игр по Чистяковой.

Проведение психогимнастики

Прежде всего, это не физкультура! Не механическое повторение физических упражнений! Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций – мышления, эмоций, движения, а с помощью комментариев ведущего подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам.

Была создана картотека игр по Чистяковой.

Картотека игр по Чистяковой Слушай хлопки ! (для детей 5-6 лет) Канон для малышей (для детей 4-5 лет) Цель игры . Развивать активное внимание. Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу. Цель игры . Развивать волевое внимание. Играющие стоят по кругу. Дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д.

Картотека игр по Чистяковой

Слушай хлопки ! (для детей 5-6 лет)

Канон для малышей (для детей 4-5 лет)

Цель игры . Развивать активное внимание.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Цель игры . Развивать волевое внимание.

Играющие стоят по кругу. Дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д.

Что слышно? (для детей 5-6 лет) Цель игры. Развивать умение быстро сосредоточиваться. Будь внимателен! (для детей 4-5 лет) Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали. Цель игры . Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы. Затем на слове «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы ударять «копытом» об пол, «ра­ки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны «аист» - стоять на одной ноге.

Что слышно? (для детей 5-6 лет)

Цель игры. Развивать умение быстро сосредоточиваться.

Будь внимателен! (для детей 4-5 лет)

Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

Цель игры . Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Затем на слове «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы ударять «копытом» об пол, «ра­ки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны «аист» - стоять на одной ноге.

  Запомни свою позу (для детей 4-5 лет) Запомни свое место (для детей 4-5 лет) Цель игры . Развивать моторно-слуховую память. Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазву­чит музыка, все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу. Цель игры . Развивать моторно-слуховую память.   Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Все разбегаются, а затем возвращаются на свои места.    

Запомни свою позу (для детей 4-5 лет)

Запомни свое место (для детей 4-5 лет)

Цель игры . Развивать моторно-слуховую память.

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазву­чит музыка, все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.

Цель игры . Развивать моторно-слуховую память.

 

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Все разбегаются, а затем возвращаются на свои места.

 

 

Использование пальчиковой гимнастики Цель: развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Педагогом-психологом создана картотека пальчиковых игр и картотека пальчиковых игр под музыку.

Использование пальчиковой гимнастики

Цель: развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

Педагогом-психологом создана картотека пальчиковых игр и картотека пальчиковых игр под музыку.

Использование су-джок терапии  Ежедневный массаж су-джоком поможет наладить работу всего организма, улучшить кровообращение. Суть метода основана на установлении соответствия между внутренними органами и точками кистей и стоп. Таким образом, кисти и стопы – своеобразные «дистанционные пульты» управления здоровьем.

Использование су-джок терапии

Ежедневный массаж су-джоком поможет наладить работу всего организма, улучшить кровообращение. Суть метода основана на установлении соответствия между внутренними органами и точками кистей и стоп. Таким образом, кисти и стопы – своеобразные «дистанционные пульты» управления здоровьем.

Применение кинезиологических упражнений

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ: развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Кинезиологические упражнения для дошкольников способствуют умственному развитию детей и раскрытию их талантов и способностей.

Педагогом-психологом была создана картотека кинезиологических упражнений:

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Цель: развитие мелкой моторики.

На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

Упражнение "Ухо - нос"

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Упражнение "Змейка"

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

3. “Тряпичная кукла и солдат”

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

4. “Сорви яблоки”

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

III этап – Заключительный: Продукты проекта Создание картотек на электронных носителях: физминуток и электронных физминуток; электронной гимнастики для глаз; игр по Чистяковой; кинезиологических упражнений; дыхательных упражнений; телесных упражнений; игр на релаксацию; глазодвигательных упражнений; игр по су-джок терапии.

III этап – Заключительный:

Продукты проекта

Создание картотек на электронных носителях:

  • физминуток и электронных физминуток;
  • электронной гимнастики для глаз;
  • игр по Чистяковой;
  • кинезиологических упражнений;
  • дыхательных упражнений;
  • телесных упражнений;
  • игр на релаксацию;
  • глазодвигательных упражнений;
  • игр по су-джок терапии.
Ожидаемый результат Улучшение психологического здоровья дошкольников. Обеспечение запланированных показателей развития движений и двигательных способностей. Сформированность гигиенической культуры. Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения. Индивидуализация физического развития. Овладение навыками самопомощи в соответствующих ситуациях. Осмысленное преобразовательное отношение к собственному физическому и психическому здоровью как единому целому, расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма к современным условиям жизни.

Ожидаемый результат

  • Улучшение психологического здоровья дошкольников.
  • Обеспечение запланированных показателей развития движений и двигательных способностей.
  • Сформированность гигиенической культуры.
  • Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
  • Индивидуализация физического развития.
  • Овладение навыками самопомощи в соответствующих ситуациях.
  • Осмысленное преобразовательное отношение к собственному физическому и психическому здоровью как единому целому, расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма к современным условиям жизни.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!