МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП КОНКУРСА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
«УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2016»
Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить. –
Адольф Дистервег
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
СОКОЛОВА ЛЮБОВЬ ВЕНИАМИНОВНА
МАОУ СОШ № 39
г. КАЛИНИНГРАД
Ф
ФОРМИРОВАНИЕ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИК
Требования ФГОС
РАЗВИВАЕТ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И СОЗИДАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР
ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ МИРЕ
СУБЪЕКТ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
1
4
2
5
3
Актуальность педагогического опыта
обусловлена кардинальными изменениями в социальной жизни в стране в связи с возрастанием интеграции стран Европы и отсутствием реального общения с носителями языка, представителями иноязычной культуры
глобализация
современного мира
противоречия
отсутствие реального общения
с носителями языка в условиях
традиционной классно-урочной системы .
Условия возникновения и становления педагогического опыта
Требования к условиям реализации
основной образовательной программы основного общего образования
Проблема
речевые ошибки
неумение решать коммуникативные задачи
незнание социокультурных реалий
неумение представить культуру страны в ситуациях межнационального общения
изучение языка в отрыве от жизненных ситуаций
снижение мотивации к изучению предмета
Решение проблемы
ВИДИТ РАЗЛИЧИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЕДЕНИЦ РОДНОГО И ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
ЗНАЕТ АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ НОРМЫ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
УЧЕНИК
ЗНАЕТ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ РОДНОЙ СТРАНЫ И СТРАНЫ ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА
ОРИЕНТИРУЕТЯС В СИТУАЦИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОГО РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Достойный представитель родной культуры в условиях международного общения
Теоретическое обоснование педагогического опыта
- А.Л. Бердичевский, А .Я. Касюк, Р.К. Миньяр-Белоручев, С.Г. Тер-Минасова - поиск путей для взаимосвязанного обучения языку и культуре
- А.А.Миролюбов - важность культурологической направленности в практическом овладении общением на иностранном языке
- М.А. Богатырева, В.В. Сафонова - особенности социокультуралистики
- В.В. Воробьев, Г.В. Елизарова и др. - Лингвокультурологический подход при формировании межкультурной коммуникации
- Л.Г. Веденина, Е.М. Верещагин - лингвострановедческий аспект преподавания иностранного языка
- В.С.Библер Г. Нойнер, В.В. Хохлов - влияние родной культуры на формирование представлений о культуре страны изучаемого языка
Формирование социокультурной компетенции
технологии
методы
критическое мышление
проектная деятельность
обучение в сотрудничестве
метод ассоциативных связей «Mind Map»
типы уроков
игровые технологии
«критических инцидентов»
«культурных капсул»
урок-путешествие (экскурсия)
развивающее обучение
урок-викторина
«craftworks»
информационно-коммуникационные
урок с применением
сравнительно-сопоставительный
компьютерных технологий
творческие мастерские
«Outdoors /Green School/»
интегрированные уроки
урок-пресс-конференция
Цели и задачи педагогического опыта
цель
формирование социокультурной компетенции школьников через осуществление комплексного социокультурного подхода на уроках и во внеурочное время
1. Обосновать и выявить педагогические условия формирования социокультурной компетенции
2. Разработать методическую модель формирования социокультурной компетенции
3. Разработать алгоритм формирования социокультурной компетенции
задачи
Технология педагогического опыта
- идея деятельностного подхода обучения
- акцент на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах
- использование межпредметных связей
- развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений
Единая система «урок-внеклассная работа»
Диапазон опыта
Выявление педагогических условий, способствующих достижению оптимального уровня сформированности социокультурной компетенции
Новизна
Комплексная работа по формированию социокультурной компетенции учащихся на уроках и во внеклассной работе по предмету, в тематическом расширении учебных ситуаций общения , в разработке дидактических материалов для урочной и внеклассной работы
проанализирован генезис проблемы развития социокультурной компетенции школьников в методике, педагогике и психологии ;
проведена диагностика (первичная и промежуточная) сформированности социокультурной компетенции у школьников и определена динамика личностного роста
Результат изменений
подобраны методы и система упражнений по формированию и развитию социокультурной компетенции у школьников по предмету и во внеурочное время);
рост положительной мотивации к изучению предмета
даны и проанализированы открытые отчетные уроки и проекты по теме исследования
рост качества знаний обучаемых
Требования к результатам обучения в области социокультурной компетенции
Иметь представление о сходствах и различиях в традициях своей страны и страны изучаемого языка
Знать особенности речевого, неречевого поведения в своей стране и стране изучаемого языка
Ученик
Быть готовыми к общению и сотрудничеству с людьми иной культуры
Соблюдать принципы толерантности, речевого и социокультурного такта
Результативность
Осознает себя как носителя русскоязычной культуры и межкультурной коммуникации
Знает коммуникативные тактики
ученик
Чувствует ответственность за свою страну
Понимает как использовать язык с учетом социокультурных факторов
Может сопоставить явления из культуры родной страны и англоязычных стран
Интересуется англоязычной и родной культурой
Имеет расширенный словарный запас
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Диссеминация педагогического опыта /механизм внедрения, распространения/
педагоги любой квалификации и любой предметной области
Адресная направленность
особенности развития социокультурной компетенции как способа формирования иноязычной коммуникативной компетенции
Трудоемкость
Условия реализации
медиа -ресурсы
принцип диалогической организации образовательной среды
технологии проектного обучения, информационно-коммуникативных
Требования к отбору материалов
Аутентичность используемых материалов
Учет интересов, увлечений, предпочтений учащихся
Соответствие речевых высказываний литературной норме изучаемого ия
Отбор и использоване учебных материалов с учетом принципа доступности и посильности
источники
1. Бердичевский А.Л. Содержание обучения иностранному языку на основе базовой культуры личности / А.Л. Бердичевский // Иностр. яз.в шк. – 2004. - №2.- С. 17-20
2. Бондаренко О.А. Формирование социокультуроведческой компетенции учащихся старших классов школ с углубленным изучением иностранного языка: ( на материале англ. яз. ): Автореф. дис. канд. пед. наук/ О.А. Бондаренко. – Н. Новгород: Издательство Нижегород. гос. лингвист. университета, 2000.– 23 с.
3. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования/ А.П. Булкин. – Дубна: Феникс, 2001. – 208 с.
4. Воробьев Г.А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка (поиск эффективных путей) / А.Г. Воробьев//Иностранные языки в школе. – 2003. - №2. – С. 30-36
5. Соловова Е.Н, В.Г. Апальков, Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, 2012г
7. Цветкова, Т.К. Обучение иностранному языку в контексте социокультурной парадигмы / Т.К. Цветкова // Вопросы филологии. 2002. - № 2.-С. 109-115. 8. Цетлин, B.C. Реальные ситуации общения на уроке / B.C. Цетлин // Иностранные языки в школе. 2000. - № 3. - С. 24-27
Проект «Green school»
Проекты
социальной направленности