Формирование связной самостоятельной
речи у глухих учащихся
У глухих детей плохо развита устная речь и практически не развита диалогическая. Для интеграции необходимо формировать у глухого ребёнка навыки речевого общения. Создание речевой базы даёт возможность самостоятельного слуховосприятия простых, ежедневных выражений.
Письменная речь.
При проведении письменных работ уровень развития письменной речи отстает от устной. Часто у детей отмечаются нарушения логики, ребята затрудняются строить высказывания. В работах встречается большое количество речевых и грамматических ошибок. У ребят пока отсутствуют навыки самопроверки и самоконтроля. Количество большинства самостоятельных работ пока остаётся низким. Эти особенности в развитии речи глухих учащихся необходимо учитывать при организации дифференцированного подхода в процессе обучения.
Устная речь.
Уроки ППО создают наиболее благоприятные условия для формирования речи. Ребята учатся работать коллективно, парами, бригадами, индивидуально; учатся обращаться к учителю, друг к другу с вопросами, заданиями, поручениями. Так, например, можно попросить учащихся обратиться к педагогу с вопросом: «Спросите меня, как мы будем работать сегодня?»
С подготовительного класса школьники работают по плану, отчитываются о каждой выполненной операции. На уроках ППО усваиваются вопросы: «Что ты будешь делать? Что ты сделал? Что ты нарисовал? Какой пластилин?» и т.п. На некоторых уроках предлагается детям изготовить одну поделку из двух. В ситуации выбора дети понимают значение вопроса: «Что ты хочешь сделать?» А, выбрав, могут сказать: «Я хочу …».
На уроках ППО дети не только учатся правильно вести диалог, но и знакомятся с новыми словами и фразами. Существует несколько способов ознакомления с новыми словами и фразами на уроках ППО:
- сообщение речевого материала в условиях предметно-практической деятельности. Это ведущий и наиболее простой способ обучения. Учитель называет объект, его составные части, материалы и инструменты, нужные для его изготовления, действия с ними и другие новые слова в процессе самой работы, когда возникает в них необходимость;
- показ предмета изготовления;
- выполнение учителем необходимых действий (учитель сначала дает задание, и только потом, если ученики не знают, как его выполнять, сам производит нужное действие);
- пояснение словесными средствами;
- использование логики мышления детей и развития ее.
Для активизации устной самостоятельной речи на уроках ППО используются различные формы организации коллективной работы: фронтальная работа с классом, работа с «маленьким учителем», бригадами, парами. Ученики на уроках меняются ролями, так постепенно они овладевают навыком выражать свои мысли словесными средствами, хотя это порой и дается им с трудом.
Уроки развития речи, главной задачей которых является обучение глухих школьников речи в различных ее формах (диалогической (разговорной), монологической (связанной), устной, письменной), необходимо тщательно планировать и связывать с предыдущими и последующими уроками.
Независимо от вида работы на каждом уроке выделяются этапы урока, которые идут последовательно один за другим и взаимосвязаны между собой. Общая структура урока развития речи может быть такой:
I. Подготовительная часть (начальный этап):
а) организационный этап (организация детей);
б) ознакомление с темой урока.
Для сообщения темы используются разные методические приемы: обращение к учащимся: «Какой сейчас будет урок? Спросите у меня, ... »;
сообщить ребятам: «Сейчас урок развития речи. Угадайте, что будем делать?»;
побудить детей обратиться к учителю с вопросами: «Что будем делать на уроке? Какая тема урока? и др.»
Такая организация начала урока вызывает активность детей, интерес к работе, побуждает их к словесному общению.
II. Основная часть.
а) Составление плана деятельности детей на уроке. В своём классе план работы помещаю на классную доску. Спрашиваю детей: «Что будем делать сначала? Что будем делать потом? Что мы делали?».
б) Выполнение учащимися определенного вида работы по развитию речи (описание экскурсии, вчерашнего дня, составление рассказа по картине или серии картинок, описание предмета и т.д.) и руководство деятельностью детей (осуществление фронтального, дифференцированного и индивидуального подхода).
Одним из наиболее распространенных видов работ по развитию устной речи на уроках развития речи является работа по закрытой картинке. Цель работы: научить детей задавать вопросы и с их помощью выяснить содержание картинки, которую они не видят.
Виды работ по развитию речи определяются требованиями программы:
1) понимать обращения и выполнять поручения, выражать просьбу;
2) обращаться к товарищу по заданию учителя, а также по собственному побуждению;
3) сообщать о выполненной и предстоящей работе; составление поручений и отчета о их выполнении;
4) ведение диалога.
Эти виды работ направлены на развитие у детей навыка ведения диалога по определенной теме. Они могут быть использованы не только на различных уроках, но и во внеклассное время.
Еще одним видом работ по развитию связной речи учащихся являются беседы. При встрече с новым событием или предметом, ребята хотят о нём узнать, но не умеют задавать вопросы. В подготовительном классе преимущество отдается фронтальной беседе. Сначала следует спросить детей, что они знают о новом предмете или явлении, и только потом сообщить новый материал, после чего для закрепления полученных знаний, задать ребятам вопросы.
Для развития связной, самостоятельной речи большая роль отводится изобразительно - выразительным средствам языка: олицетворению, метафоре, эпитетам, сравнению, что позволяет сделать речь ребенка более точной, эмоциональной, выразительной. В дальнейшем в своей работе необходимо разнообразить упражнения, приёмы работы со словом с целью активизации и обогащении словарного запаса учащихся.
3