СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование цифровой идентичности младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

достаточно высокая для своего возраста техническая грамотность и продвинутность младшего школьника как пользователя цифровыъх технологий создает предпосылкид для формирования его обширного "цифрового " следа, который грамотно управляемый взрослыми, формируется под влияеием явных данных, полученный "белыми" методами.

Просмотр содержимого документа
«Формирование цифровой идентичности младшего школьника»

Формирование цифровой идентичности младшего школьника

Texнoлoгичecкий подход на протяжении многих лет активно разрабатывается в отечественной педагогике (B.M. Бecпaлькo, B.И. Богомолов, B.B. Гyзеев, B.И. 3агвязинский, Л.B. 3aгpeкова, M.B. Kлapин, B.B. Hиколина, E.C. Полат, Г.K. Ceлeвкo и дp.). Однако технологические идеи в дидактике и педагогике не являются новыми: ещё Я.A. Каменский 400 лет назад высказал мысль о технологизации процесса обучения. Основываясь на опыте предыдущих поколений, в современном мире мы можем говорить о цифровизации образовательного процесса. Следовательно, в рамках роли ученика, являющегося компонентом этой системы, важно ввести понятие цифровой идентичности.

Для работы по формированию цифровой идентичности младшего школьника можно рассмотреть два определения идентичности:

  • идентичность в социально-гуманитарной сфере – «осознание человеком самого себя посредством набора устойчивых характеристик», которые можно определить с помощью нормативных документов страны, гражданином которой он является, а также этическими нормами, принятыми в обществе;

  • цифровая идентичность как виртуальный образ – «образ пользователя соцсетей и других интернет-ресурсов, который складывается из его фотографий, личной информации и ценностей, которые он транслирует».

Понятие о «цифровом следе» как следствии активности младшего школьника в сети интернет способствует отражению значения знания учащихся о грамотном использовании цифровых ресурсов, его цифровой грамотности. Министр науки и высшего образования РФ В. Фальков говорит: «…цифровой след будет формироваться и проходить не только через школу, университет, но и дальше, через дополнительное образование. В тренде — обучение через всю жизнь, и всё, что накоплено в цифровом портфолио, будет определять в том числе твою ценность на рынке труда». Именно поэтому в крайней степени актуально уметь использовать данные, извлеченные из цифрового следа.

По мнению исследователей, современное информационное общество размыло границы стадий детского развития и способствовало тому, что «время детского единообразного периода прошло» (Майорова-Щеглова, Митрофанова). Использование моделей детства прошлого века для интерпретации современных данных практически невозможно, т. к. приводит к ограничительно-запретительной политике и способствует неверному представлению о современных реалиях (Солдатова, Рассказова, Нестик).

Российские исследователи считают, что новые технологии и интернет существенно расширили пространство жизнедеятельности детей и повлияли на всю структуру их деятельности (Солдатова, Рассказова, Нестик). Ученые считают правомерным говорить о «цифровом детстве» как об особом историческом типе детства. Количество пользователей в сети интернет по всей планете составляет 5,16 миллиардов согласно данным ITU и GSMA Intelligence за 2023 год. Интернет, по их мнению, оказывает принципиально иное воздействие на развитие ребенка по сравнению с другими типами медиа. Например, важнейший компонент детского развития – социализация – сегодня проходит в соседстве с цифровой социализацией (Солдатова, Рассказова, Нестик, Дунас, Салихова, Толоконникова, Филаткина). Для детей стало привычным, что те или иные связи сначала формируются в виртуальном мире, а позже развиваются и переходят в реальное общение (Reich, Subrahmanyam, Espinoza).

Достаточно высокая для своего возраста техническая грамотность и продвинутость младшего школьника как пользователя цифровых технологий создает предпосылки для формирования его обширного и глубокого «цифрового следа», который, грамотно управляемый взрослыми, формируется под влиянием явных данных, полученных «белыми» методами. Такой цифровой след позволяет более точно выявить интересы и склонности школьника и на их основании давать более точные направления для проектирования индивидуальных траекторий развития ребенка.

Наиболее проблематичным становится неумение обучающихся самостоятельно определить специфику контента: в цифровой социализации школьника определяются негативным аспектом, обусловленным самостоятельным и стихийным освоением ребенком интернет-ресурсов в качестве развлекательного контента. Снижение эффективности родителей как экспертов по безопасному использованию детьми цифровых технологий ведет к опосредованному наполнению «цифрового следа» ребенка неявными данными, а также «серыми» источниками их сбора. Обработка и анализ такого рода данных связаны с определенными угрозами и рисками, лежащими в области права и регулируемых федеральным законодательством и подзаконными актами. Очевидно, что при формировании цифровой идентичности обучающегося необходимо учитывать специфику, связанную с этапами взросления и зависящими от них особенностями восприятия той или иной информации с целью положительного влияния на цифровую социализацию ребенка как гражданина своей страны.

В связи с этим, младший школьный возраст является сенситивным при формировании понятий обучающихся о глобальном влиянии интернета не только как источника образовательного контента, но и специфического хранителя «информационного следа» каждого человека. На данном этапе актуально введение термина «персонализация» (иногда «персонификация»). Анализ терминологии привел к выводу о том, что он близок понятию «индивидуализация», представленному как «построение индивидуальных образовательных траекторий ученика», что способствует обеспечению логики образовательного процесса с учетом особенностей каждого обучающегося на всех этапах школьного обучения.

Разрабатываются компьютерные системы, которые, анализируя «цифровой след» ученика, могут предложить ему направления и способы обогащения изучаемого материала. Таким образом, на всех этапах образования у обучающихся происходит взаимодействие с современными технологиями. Развитие принципа индивидуализации является актуальным при формировании цифровой идентичности младшего школьника, обеспечивая его осведомленность о возможных опасностях и негативных последствиях использования сети интернет.

В рамках школьного образования переход от традиционного «знаниевого» подхода к системно-деятельностному/компетентностному подходу реализует не только познавательный потенциал ребёнка, но и иные компетенции, направленные на улучшение качества жизни в обществе, становление гражданской позиции, позволяет регулировать непрерывность образования в соответствии с изменениями в мире и в подходах к информатизации. Ведущей темой при реализации системно-деятельностного подхода, который прописан в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения, становится создание проблемных ситуаций, активизирующих творческие способности учащихся к процессу познания, обеспечение обучающихся необходимыми средствами для решения тех или иных задач, оценивание знаний ребенка с учетом его новых достижений, а также организация форм совместной учебной деятельности с использованием современных средств и методов обучения.

Поэтому и в образовательных стандартах, и в примерных рабочих программах по отдельным учебным предметам специально выделяются умения работать с информацией. Специфика образовательной программы позволяет нам обратиться к воспитательному потенциалу ФГОС НОО и определить ведущие аспекты, которые также заложены в рамках реализации формирования гражданской и цифровой идентичности: реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.