Формирование цифровой идентичности младшего школьника
Texнoлoгичecкий подход на протяжении многих лет активно разрабатывается в отечественной педагогике (B.M. Бecпaлькo, B.И. Богомолов, B.B. Гyзеев, B.И. 3агвязинский, Л.B. 3aгpeкова, M.B. Kлapин, B.B. Hиколина, E.C. Полат, Г.K. Ceлeвкo и дp.). Однако технологические идеи в дидактике и педагогике не являются новыми: ещё Я.A. Каменский 400 лет назад высказал мысль о технологизации процесса обучения. Основываясь на опыте предыдущих поколений, в современном мире мы можем говорить о цифровизации образовательного процесса. Следовательно, в рамках роли ученика, являющегося компонентом этой системы, важно ввести понятие цифровой идентичности.
Для работы по формированию цифровой идентичности младшего школьника можно рассмотреть два определения идентичности:
идентичность в социально-гуманитарной сфере – «осознание человеком самого себя посредством набора устойчивых характеристик», которые можно определить с помощью нормативных документов страны, гражданином которой он является, а также этическими нормами, принятыми в обществе;
цифровая идентичность как виртуальный образ – «образ пользователя соцсетей и других интернет-ресурсов, который складывается из его фотографий, личной информации и ценностей, которые он транслирует».
Понятие о «цифровом следе» как следствии активности младшего школьника в сети интернет способствует отражению значения знания учащихся о грамотном использовании цифровых ресурсов, его цифровой грамотности. Министр науки и высшего образования РФ В. Фальков говорит: «…цифровой след будет формироваться и проходить не только через школу, университет, но и дальше, через дополнительное образование. В тренде — обучение через всю жизнь, и всё, что накоплено в цифровом портфолио, будет определять в том числе твою ценность на рынке труда». Именно поэтому в крайней степени актуально уметь использовать данные, извлеченные из цифрового следа.
По мнению исследователей, современное информационное общество размыло границы стадий детского развития и способствовало тому, что «время детского единообразного периода прошло» (Майорова-Щеглова, Митрофанова). Использование моделей детства прошлого века для интерпретации современных данных практически невозможно, т. к. приводит к ограничительно-запретительной политике и способствует неверному представлению о современных реалиях (Солдатова, Рассказова, Нестик).
Российские исследователи считают, что новые технологии и интернет существенно расширили пространство жизнедеятельности детей и повлияли на всю структуру их деятельности (Солдатова, Рассказова, Нестик). Ученые считают правомерным говорить о «цифровом детстве» как об особом историческом типе детства. Количество пользователей в сети интернет по всей планете составляет 5,16 миллиардов согласно данным ITU и GSMA Intelligence за 2023 год. Интернет, по их мнению, оказывает принципиально иное воздействие на развитие ребенка по сравнению с другими типами медиа. Например, важнейший компонент детского развития – социализация – сегодня проходит в соседстве с цифровой социализацией (Солдатова, Рассказова, Нестик, Дунас, Салихова, Толоконникова, Филаткина). Для детей стало привычным, что те или иные связи сначала формируются в виртуальном мире, а позже развиваются и переходят в реальное общение (Reich, Subrahmanyam, Espinoza).
Достаточно высокая для своего возраста техническая грамотность и продвинутость младшего школьника как пользователя цифровых технологий создает предпосылки для формирования его обширного и глубокого «цифрового следа», который, грамотно управляемый взрослыми, формируется под влиянием явных данных, полученных «белыми» методами. Такой цифровой след позволяет более точно выявить интересы и склонности школьника и на их основании давать более точные направления для проектирования индивидуальных траекторий развития ребенка.
Наиболее проблематичным становится неумение обучающихся самостоятельно определить специфику контента: в цифровой социализации школьника определяются негативным аспектом, обусловленным самостоятельным и стихийным освоением ребенком интернет-ресурсов в качестве развлекательного контента. Снижение эффективности родителей как экспертов по безопасному использованию детьми цифровых технологий ведет к опосредованному наполнению «цифрового следа» ребенка неявными данными, а также «серыми» источниками их сбора. Обработка и анализ такого рода данных связаны с определенными угрозами и рисками, лежащими в области права и регулируемых федеральным законодательством и подзаконными актами. Очевидно, что при формировании цифровой идентичности обучающегося необходимо учитывать специфику, связанную с этапами взросления и зависящими от них особенностями восприятия той или иной информации с целью положительного влияния на цифровую социализацию ребенка как гражданина своей страны.
В связи с этим, младший школьный возраст является сенситивным при формировании понятий обучающихся о глобальном влиянии интернета не только как источника образовательного контента, но и специфического хранителя «информационного следа» каждого человека. На данном этапе актуально введение термина «персонализация» (иногда «персонификация»). Анализ терминологии привел к выводу о том, что он близок понятию «индивидуализация», представленному как «построение индивидуальных образовательных траекторий ученика», что способствует обеспечению логики образовательного процесса с учетом особенностей каждого обучающегося на всех этапах школьного обучения.
Разрабатываются компьютерные системы, которые, анализируя «цифровой след» ученика, могут предложить ему направления и способы обогащения изучаемого материала. Таким образом, на всех этапах образования у обучающихся происходит взаимодействие с современными технологиями. Развитие принципа индивидуализации является актуальным при формировании цифровой идентичности младшего школьника, обеспечивая его осведомленность о возможных опасностях и негативных последствиях использования сети интернет.
В рамках школьного образования переход от традиционного «знаниевого» подхода к системно-деятельностному/компетентностному подходу реализует не только познавательный потенциал ребёнка, но и иные компетенции, направленные на улучшение качества жизни в обществе, становление гражданской позиции, позволяет регулировать непрерывность образования в соответствии с изменениями в мире и в подходах к информатизации. Ведущей темой при реализации системно-деятельностного подхода, который прописан в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения, становится создание проблемных ситуаций, активизирующих творческие способности учащихся к процессу познания, обеспечение обучающихся необходимыми средствами для решения тех или иных задач, оценивание знаний ребенка с учетом его новых достижений, а также организация форм совместной учебной деятельности с использованием современных средств и методов обучения.
Поэтому и в образовательных стандартах, и в примерных рабочих программах по отдельным учебным предметам специально выделяются умения работать с информацией. Специфика образовательной программы позволяет нам обратиться к воспитательному потенциалу ФГОС НОО и определить ведущие аспекты, которые также заложены в рамках реализации формирования гражданской и цифровой идентичности: реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.