СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста через изучение фольклора

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. Работа с детьми ведѐтся по следующим направлениям: традиции и обряды края, декоративно – прикладное творчество; региональная специфика песен, вокально-хоровая работа, музыкально - исполнительская работа, народная хореография. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста через изучение фольклора»

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА

Многолетняя практика работы с детьми разных возрастов показывает, что путь освоения фольклорного материала – наиболее рациональный для гармоничного развития ребѐнка, состоит в том, чтобы раскрытие таланта ребѐнка, становление его личности, воспитание активного гражданина своей страны произошло через доступный ребѐнку материал – фольклор.

Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребѐнка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребѐнок вырастет нравственно здоровым. Целый пласт песен имеет чѐтко выраженную воспитательную направленность. Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально психологические черты находят отражение в детских песнях.

Изучение фольклора является благодатной почвой для всестороннего развития личности: нравственного, эстетического, интеллектуального и физического. При этом импровизационная форма фольклора даѐт большие возможности для свободного раскрытия творческой фантазии, способностей детей.

Доказано, что фольклор как синкретический материал формирует голос, пластику, моторику, творческие и мыслительные способности, фантазию ребѐнка одновременно. Ведь песню, чисто народную, не столько поют, сколько «играют». Фольклор раскрывает перед ребѐнком мир, освещѐнный добром и поэзией. Народные песни, пляски, хороводы, праздники и обряды учитывают возрастную психологию ребѐнка, развивают художественный вкус, смекалку, творческие возможности. Будучи частью быта, сферой коллективного нравственного сознания и социального опыта, а также сферой воплощения эстетических идеалов народа, фольклор заключает в себе богатейший потенциал эстетического и духовного воздействия на человека.

Фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. Работа с детьми ведѐтся по следующим направлениям: традиции и обряды края, декоративно – прикладное творчество; региональная специфика песен, вокально-хоровая работа, музыкально - исполнительская работа, народная хореография.

В Тамбовской области области сохранилось изначальное песенное творчество, где есть те самые нетронутые временем пласты удивительной ритмической и интонационной культуры, которые, несомненно, содействуют формированию духовного начала, без чего не будет и гражданского начала в человеке.

В школе я тесно работаю с учителями начальной школы. Таким образом, развивая мысль о целостном процессе обучения, мы проводим идею комплексного подхода общеобразовательных дисциплин и занятий фольклором. Музыка, хореография, изобразительное искусство, чтение, православная культура, русский язык – это те предметы, которые помогают студийцам освоить цели и задачи наших занятий.

Ребѐнок младшего школьного возраста живѐт больше чувствами, чем разумом:

явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств ребѐнка. Известна особая впечатлительность детей, готовность к сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей младшего школьного возраста как наиболее склонных к игровому самовыражению. В этом плане фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может служить базисной почвой для всестороннего развития личности: нравственного, эстетического, интеллектуального и физического. Изучение фольклора помогает развитию творческой личности индивидуума, реализации механизмов, заложенных природой в виде задатков в каждом. Это наиболее доступный путь овладения поэтическим словом, это форма самопознания и самовыражения одновременно.

Фольклор как художественная традиция целого народа совмещает в себе отношение двух диалектических взаимосвязанных начал – индивидуального и коллективного. Коллективность в фольклоре выступает как форма проявления традиций. С коллективными формами исполнения (пение в хороводе, игре, пляске) сопряжено развитие, раскрытие индивидуальных черт личности, еѐ раскрепощению, проявление потенциальных способностей, инициативы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в программе реализуются основные принципы фольклора: участие и нахождение своего места в творческом процессе всех, независимо

от степени одарѐнности; тесная связь творчества с повседневной жизнью, семьѐй, бытом детей; взаимосвязь искусств (пения, танца, игры); связь с художественной традицией своего края, города; свободное варьирование интонационного материала; слуховое ощущение лада и стиля многоголосия;

собирательская деятельность (запись материала от родных, близких на

каникулах).