СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование творческого воображения младших школьников в процессе изобразительной деятельности

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья "Формирование творческого воображения младших школьников в процессе изобразительной деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Формирование творческого воображения младших школьников в процессе изобразительной деятельности»


ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одним из актуальных аспектов обчения изобразительному искусству является формирование творческого воображения. Сам принцип проведения урока искусства, пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан прежде сего на оптимизации воображения, эмоционально образной сферы младших школьников.

Учитывая своеобразные связи игры и художественного творчества и основываясь на положении Л.С. Выготского о том, что игра - это воображение в действии, мы разработали методику формирования творческого воображения,базирующуюся на применении игровой ситуации как важнейшего фактора творческого развития школьников в процессе изодеятельности. Предлагаемая нами система заданий составлена на основе соединения игры и художественного творчества, что создает у обучаемого определенную установку на более яркое восприятие и передачу образов окружающей действительности,а также образов своей фантазии.

Следуя логике нашего подхода, чебный процесс на уроке изобразительного искусства строится на поэтапном усложнении предлагаемой творческой задачи:

1 этап - упражнения и задания на развитие изобразительных навыков игрового характера;

2 этап - творческие работы "по условию" (поиск композиционного,колористического, графического характера как выход из игровой ситуации);

3 этап - выполнение работы по собственному замыслу (самостоятельное создание воображаемой ситуации, постановка задач и поиск путей ее решения).

Подчеркнем, что синтезированная нами система игр появилась в процессе поиска,соединения разных элементов уже известных игровых заданий. В ней объединены следующие виды игр:

- игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы. Общее название этих игр - "Дорисуй предмет, пользуясь заданной формой";

- игры, способствующие реализации живописных и колористических задач обучения, в частности приобретению навыков смешения цветов и пониманию свойств материалов;

- сюжетно-ролевые и эстетические игры, игры-драматизации с элементами театральной педагогики;

- проблемно-моделирующие игры, где творческая активность стимулируется игровой деформацией структуры художественного произведения с целью выявления конкретных средств выразительной и предложенной нестандартной ситуации, требующей самостоятельного творческого решения;

- игры, способствующие развитию восприятия, ассоциативного мышления;

- игры-тесты на развитие и диагностику творческого мышления, общих изобразительных навыков и др.

С целью выявления эффективности разработанной нами методики ,был проведен ряд констатирующих срезов, нправленных на определение уровня развития творческого воображения младших школьников эксперементального класса, обучающихся ранее по программе В.С. Кузина "Изобразительное искусство". Для решения этой задачи было использовано задание "Закончи рисунок" - второй субтест второй батареи тестов творческого мышления П. Торренса. Кроме того, для надежности измерения уровня творческого воображения школьников и установления динамики его развития было осуществлено несколько промежутчных диагностических срезов, реализуемых с помощью тестовых заданий, выполняемых учащимися прямо на занятиях.

Интерпритация имеющихся данных позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе на момент начала эксперимента по целенаправленному формированию творческого воображения его уровень не превышал средний показатель. Низким уровнем развитием творческого воображения обладали 67% учащихся класса. Опираясь на результаты, полученные после проведения формирующего эксперимента, можно констатировать, что средний уровень развития творческого воображения стал характерен для всех учащихся исследуемой группы.

В ходе формирующего эксперимента было замечено не только повышение уровня развития творческого развития творческого воображения школьников,но и значительное изменение показателей их изобразительной грамотности.

Чтобы проследить творческий рост каждого ученика в этом аспекте, нами были рассмотрены и проанализированы рисунки на тему в начале и в конце формирующего эксперимента. Следует отметить, что в первом случае школьники затруднялись в выборе темы и ее приходилось им предлагать, а в конце эксперимента они работали уже по собственному замыслу. Из рисунков видно, что после занятий по предложенной нами методике 22% учащихся стали обладать средним уровнем изобразительной грамотности, 78% - высоким (нижняя граница), в то время как изначально им был продемонстрирован лишь ее низкий уровень.

Таким образом, данные, полученные в ходе экспериментального исследования, убедительно свидетельствует о высоком активизирующем творческое воображение эффекте разработанной нами методики и о ее положительном влиянии на общеэстетическое развитие младших школьников в целом, что доказывает правомерность и состоятельность выдвинутого нами предложения: если в методике руководства изобразительной деятельностью применять игровой способ, то это дас возможность решать специфические задачи уроков искусства более успешно.